НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Сахалинской области от 01.10.2009 № А59-4543/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4543/2009

02 октября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 01.10.09 г. Полный текст решения изготовлен 02.10.09 г.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Белоусовым А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «РН - Астра» к Сахалинской таможне о признании незаконным действия, выразившегося в отказе произвести на основании заявления зачет излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 3 100 000 руб. в счет будущих платежей и обязании осуществить такой зачет,

при участии:

от ЗАО «РН – Астра» – Соскова В.А. по доверенности от 02.03.09 г. №09/2009,

от Сахалинской таможни – Мозгуновой Т.В. по доверенности от 30.12.08г. № 05-14/13715,

У С Т А Н О В И Л :

Закрытое акционерное общество «РН – Астра» (далее – общество, ЗАО «РН – Астра») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сахалинской таможне о признании незаконным действия, выразившегося в отказе произвести на основания заявления общества зачет излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 3 100 000 руб. в счет будущих платежей, а также обязании устранить нарушение прав ЗАО «РН – Астра» путем осуществления зачета излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 3 100 000 руб. в счет будущих платежей.

Обосновывая заявленные требования, общество указало, что в силу положений ст. 60 Таможенного кодекса РФ представление временной и полной деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляет таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. Следовательно, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации, в связи с чем, Сахалинская таможня неправомерно отказала обществу в зачете в порядке ст. 355 Таможенного кодекса РФ излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление одних и тех же товаров.

Ссылку таможенного органа на постановление Правительства РФ от 10.03.09 г. № 220, которым внесены изменения в постановление Правительства РФ от 28.12.04 г. № 863, общество полагало несостоятельной, поскольку действие данного постановления распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в законную силу, то есть после 25.03.09 г. В рассматриваемом случае спорные правоотношения возникли до указанной даты. Кроме того, п. 7 постановления Правительства РФ от 28.12.04 г. № 863 по его буквальному смыслу исключает уплату таможенного сбора при подаче полной декларации (после представления временной декларации и уплаты сбора), то есть не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.

В судебном заседании представитель общества, уточнив в порядке ст. 49 АПК РФ заявленные требования, просил суд признать незаконными действия Сахалинской таможни, отраженные в письме от 16.06.09 г. № 16-09/6768, выразившиеся в отказе произвести ЗАО «РН – Астра» зачет излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 3 100 000 руб. в счет будущих платежей, по основаниям изложенным в заявлении, возражениях на отзыв. Поддержал требование в части обязания Сахалинской таможни устранить допущенное нарушение прав общества.

Сахалинская таможня в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании с требованиями общества не согласились и в удовлетворении их просили отказать, указав, что причиной отказа послужило отсутствие оснований для признания спорной суммы сборов излишне уплаченной. В силу действующего таможенного законодательства таможенные сборы подлежат уплате за таможенное оформление при подаче как временных, так и постоянных таможенных деклараций, в связи с чем, у таможенного органа не имеется правовых оснований для осуществления возврата обществу таможенных сборов за таможенное оформление. Данный вывод также подтверждается постановлением Правительства РФ от 28.12.04 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» в редакции от 10.03.09 г., текст которого дополнен п. 7.1.

Заслушав участников процесса и изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, в процессе осуществления своей деятельности, общество при вывозе с таможенной территории Российской Федерации в 2007 – 2009 годах товаров применяло периодическое временное декларирование, представив в Сахалинскую таможню временные таможенные декларации в количестве 31 шт. и уплатив за таможенное оформление в общей сумме 3 100 000 руб. таможенных сборов.

При завершении таможенного оформления экспортируемых товаров общество подало полные таможенные декларации, уплатив также начисленные таможенным органом таможенные сборы в сумме 3 100 000 руб.

Посчитав, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление полных грузовых таможенных деклараций является излишней, общество обратилось в Сахалинскую таможню с заявлением от 18.05.09 г. №01-02/487 о зачете данных сборов в счет будущих платежей.

Сахалинская таможня письмом от 16.06.09 г. № 16-09/6768 сообщила ЗАО «РН – Астра» об отсутствии оснований для возврата сборов за таможенное оформление, указав, что таможенный сбор – это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенным органом действий, связанных с таможенным оформлением. В соответствии с постановлением правительства РФ от 10.03.09 г. № 220 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28.12.04 г. № 863» при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным п. 1 настоящего постановления, при подаче, как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.

Расценив данное письмо как отказ в производстве зачета излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 3 100 000 руб. в счет будущих платежей, ЗАО «РН – Астра» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения требований).

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленных требований и возражений доказательства, суд находит заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с п.п. 31 п. 1 ст. 11 и ст. 63.1 Таможенного кодекса РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.

Согласно п. 1 ст. 357.6 и п.п. 1 п. 1 ст. 357.7 Таможенного кодекса РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

В силу положений п. 1 ст. 60 Таможенного кодекса РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с данным Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим распространяется на определенный срок, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (п. 2 ст. 60 Таможенного кодекса РФ).

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 138 Таможенного кодекса РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

При этом, по смыслу п. 1 ст. 137 Таможенного кодекса РФ применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременений и ухудшению положения таких декларантов.

Из приведенных правовых норм в их системном толковании следует, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, в ходе которого возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, завершающиеся помещением его под определенный таможенный режим (экспорта).

В свою очередь, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенного органа по таможенному оформлению товара в ходе таможенного периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Данное правоприменение в период спорных отношений также согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.07.08 г. № 4574/08.

Как установлено судом, в 2007 – 2009 годах ЗАО «РН – Астра», используя упрощенный порядок декларирования, за таможенное оформление товара при подаче временных и полных грузовых таможенных деклараций уплатило соответственно по 3 100 000 руб. таможенных сборов, что в общем составило 6 200 000 руб.

В подтверждение данного обстоятельства общество в материалы дела представило копии грузовых временных и полных таможенных деклараций, копии платежных поручений о зачислении в указанный период на счет таможенного органа сумм авансовых таможенных платежей.

В судебном заседании представитель Сахалинской таможни указал, что факт уплаты обществом дважды таможенных сборов за таможенное оформление одних и тех же товаров в рамках периодического временного декларирования таможенным органом не оспаривается. В силу ст. 70 АПК РФ суд принимает данное обстоятельство в качестве факта, не требующего доказывания.

Изложенное свидетельствует о том, что произведенные обществом при подаче полных таможенных деклараций платежи в размере 3 100 000 руб. в счет начисленных таможенных сборов следует рассматривать как излишне уплаченные.

Согласно п. 1 ст. 357.8 Таможенного кодекса РФ возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов.

В силу п. п. 2, 4 ст. 355 Таможенного кодекса РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.

Пунктом 8 ст. 355 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии с настоящей статьей применительно к порядку возврата с учетом положений п. 9 настоящей статьи Кодекса.

Как следует из материалов дела, в целях реализации установленного Таможенным кодексом РФ права на своевременный возврат излишне уплаченных сумм таможенных сборов в размере 3 100 000 руб. (в форме зачета в счет будущих платежей) общество подало в Сахалинскую таможню соответствующее заявление от 18.05.09 г. № 01-02/487 с приложением необходимых документов, которое осталось без удовлетворения. При этом таможня в своем письме от 16.06.09 г. № 16-09/6768 указала на отсутствие оснований для возврата сборов за таможенное оформление.

В судебном заседании представитель Сахалинской таможни пояснил, что данное письмо свидетельствует о совершенных таможенным органом действиях по отказу в возврате сумм таможенных сборов по результатам рассмотрения заявления общества от 18.05.09 г. № 01-02/487.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что заявление общества о возврате денежных средств согласно ответу Сахалинской таможни в письме от 16.06.09 г. № 16-09/6768 фактически рассмотрено, действия таможенного органа обоснованно расценены ЗАО «РН – Астра» как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Оценив доводы участников процесса и представленные доказательства, суд находит позицию Сахалинской таможни несостоятельной и не соответствующей положениям таможенного законодательства.

Так, приказом Государственного таможенного комитета РФ от 25.05.2004 № 607 утвержден Перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей.

Данный приказ имеет силу нормативного правового акта и служит основанием для регулирования соответствующих правоотношений, в том числе при разрешении споров.

Вместе с тем, п. 9 ст. 355 Таможенного кодекса РФ закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится, а именно:

- при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;

- если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

- в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

Как следует из письма Сахалинской области от 16.06.09г. № 16-09/6768, делая вывод об отсутствии оснований для возврата сборов за таможенное оформление, таможенный орган указал, что таможенный сбор – это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенным органом действий, связанных с таможенным оформлением. В соответствии с постановлением правительства РФ от 10.03.09 г. № 220 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28.12.04 г. № 863» при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным п. 1 настоящего постановления, при подаче, как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.

В свою очередь, суд полагает необходимым отметить, что в целях реализации своего права на возврат спорной суммы таможенных сборов обществом к заявлению приложен необходимый пакет документов согласно утвержденному приказом ГТК России от 25.05.04 г. № 607 перечню, учитывая при этом, что указанный перечень документов установлен не в качестве обязательного первоначального приложения к заявлению о возврате платежей, а как документальное основание для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей.

При этом, в подтверждение уплаты излишних таможенных сборов при таможенном оформлении экспортируемых товаров общество к заявлению приложило реестр таможенных деклараций (временных и полных) и копии платежных поручений о зачислении на лицевой счет таможенного органа соответствующих сумм авансовых платежей.

Доказательства наличия определенных п. 9 ст. 355 Таможенного кодекса РФ обстоятельств, препятствующих возврату излишне уплаченных обществом таможенных сборов, в том числе наличие у плательщика задолженности по таможенным платежам, пеням и процентам, материалы дела не содержат и таможней не представлены.

Исходя из изложенного, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа в возврате обществу 3 100 000 руб. как излишне уплаченных таможенных сборов при представлении полных таможенных деклараций в рамках периодического таможенного декларирования, что свидетельствует о нарушении прав ЗАО «РН – Астра» на своевременный возврат принадлежащих ему денежных средств, в рассматриваемом случае в форме зачета в счет будущих платежей.

Ссылку Сахалинской таможни на постановление Правительства РФ от 10.03.09 г. № 220, которым в постановление Правительства РФ от 28.12.04 г. № 63 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» внесены изменения в виде дополнения п.п. 7.1, суд находит несостоятельной, поскольку данные положения применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратную силу.

Частью 2 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании данных действий незаконными.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет заявленные ЗАО «РН – Астра» требования.

В целях устранения допущенных нарушений прав общества, суд в силу ч.5 ст. 201 АПК РФ возлагает на таможенный орган обязанность осуществить зачет излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 3 100 000 руб. в счет будущих платежей.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенной части иска.

Учитывая, что по результатам рассмотрения настоящего дела требования общества подлежат удовлетворению в полном объеме, суд в силу указанной нормы относит судебные расходы в виде уплаченной обществом государственной пошлины в размере 2 000 руб. на таможенный орган.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Действия Сахалинской таможни, отраженные в письме от 16 июня 2009 года № 16-09/6768 и выразившиеся в отказе произвести зачет излишне уплаченных закрытым акционерным обществом «РН – Астра» таможенных сборов в сумме 3 100 000 рублей в счет будущих платежей, признать незаконными, как не соответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации.

Обязать Сахалинскую таможню устранить нарушение прав и законных интересов закрытого акционерного общества «РН – Астра» путем осуществления зачета излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 3 100 000 рублей в счет будущих платежей.

Взыскать с Сахалинской таможни в пользу закрытого акционерного общества «РН – Астра» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в месячный срок со дня его принятия.

Судья А.И. Белоусов