______________________________________________________________
Арбитражный суд Рязанской области
390000, г.Рязань, ул.Почтовая, д.43/44
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань | Дело № А54-133/2007 С4 |
“01“ марта 2007 г. |
Решение в полном объеме изготовлено 01.03.2007г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21.02.2007г.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Ушакова И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ратниковой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "АвтоКлуб Рязани", г.Рязань
к Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области
о признании незаконным постановления от 15.12.2006г. № 14-11/17072 о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен, заявил о возможности рассмотрения дела в его отсутствие;
от ответчика: Монетова Е.И., специалист 1 категории, доверенность от 09.01.2007г. № 03-21/4.
установил: общество с ограниченной ответственностью "АвтоКлуб Рязани" (далее - ООО "АвтоКлуб Рязани", Общество), находящееся по адресу: г.Рязань, р-н Карцево, 2, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области (далее - Инспекция) от 15.12.2006г. № 14-11/17072 по делу об административном правонарушении, которым Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.14.5 КоАП РФ, в связи осуществлением наличных денежных расчетов без применения ККТ и бланков строгой отчетности.
Одновременно Обществом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обжалования данного постановления, в обоснование которого было указано, что срок пропущен в связи с возвращением Арбитражным судом Рязанской области первоначально поданного заявления, поскольку в нем были соединены не связанные между собой требования.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, срок на обжалование постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности судом восстановлен, поскольку причина пропуска срока признана уважительной.
Представитель Инспекции требование не признает, ссылаясь на соответствие оспариваемого постановления требованиям законодательства РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.ст.156, 200 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие ООО "АвтоКлуб Рязани", извещенного о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.121, 123 АПК РФ, и при наличии заявления Общества о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Из материалов дела следует: 25 октября 2006г. сотрудниками Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области на основании поручения № 000031 от 02.10.2006г. проведена проверка соблюдения ООО "АвтоКлуб Рязани" требований Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" при осуществлении перевозок пассажиров в маршрутном такси ГАЗ-322113 государственный номер АВ 014 62.
В ходе проверки было установлено, что водителем ООО "АвтоКлуб Рязани", работающим на основании договора от 11.10.2006г., была осуществлена перевозка двух пассажиров от остановки "Таможня" до остановки "микр.Недостоево" (маршрут № 82 "Октябрьский городок" - "микр.Недостоево") и произведены наличные денежные расчеты с указанными пассажирами в сумме 14 руб. без применения ККТ, бланков строгой отчетности и проездных билетов. Водитель не применил ККТ ввиду ее отсутствия в автомобиле, бланки строгой отчетности и билеты установленного образца не выдал.
Факт правонарушения зафиксирован в Акте № 000235 от 25.10.2006г., составленном в присутствии водителя маршрутного такси.
Письмом от 30.10.2006г. № 14-06/13311 налоговый орган известил Общество о выявленном нарушении и предложил представителю юридического лица явиться в инспекцию 14.11.2006г. к 10 час. 00 мин. Указанное письмо отправлено в адрес хозяйствующего субъекта согласно реестра отправлений корреспонденции от 01.11.2006г.
Письмом от 27.11.2006г. № 14-06/14957 руководитель Общества повторно был приглашен в налоговую инспекцию для ознакомления с материалами проверки на 11.12.2006г. к 10 час. 00 мин. Данное письмо получено под расписку генеральным директором ООО "АвтоКлуб Рязани" Громовым А.В. 07.12.2006г.
11 декабря 2006 г. в присутствии генерального директора ООО "АвтоКлуб Рязани" был составлен протокол № 000145/22-342 об административном правонарушении, в котором отражены обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководителем Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области 15 декабря 2006г. было принято постановление № 14-11/17072 по делу об административном правонарушении, которым ООО "АвтоКлуб Рязани" было привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "АвтоКлуб Рязани" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя налоговой инспекции, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о применении ККТ) установлено, что всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке должна применяться контрольно-кассовая техника.
Контроль за соблюдением требований Закона о применении ККТ возложен на налоговые органы (ст. 7).
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, влечет ответственность, предусмотренную ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Пунктом 3 статьи 2 Закона о применении ККТ установлен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003г. № 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин" неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
Пунктами 3 и 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.1999г. № 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" установлено, что указанный закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом), а невыдача документов строгой отчетности влечет за собой такую же ответственность для хозяйствующего субъекта, как и неприменение контрольно-кассовых машин.
До момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг оказываемых населению, в силу нормы п.2 ст.2 Закона о применении ККТ она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники.
Допустимость применения бланков строгой отчетности (контрольных билетов) при оказании услуг по перевозке пассажиров, исходя из положения Закона о применении ККТ, не поставлена в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет.
Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (письмо от 23.10.1996г. № 16-00-30-58) утверждены образцы контрольных билетов для расчетов с населением.
Письмом Минфина РФ от 07.07.1998г. № 16-00-27-33 упомянутые билеты признаны бланками строгой отчетности.
В соответствии с п.78 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 8 января 1969 г. № 12, на проезд в автобусе и маршрутном таксомоторе каждый пассажир обязан иметь билет.
Согласно Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утв. Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987г. № 176 пассажиры перевозятся: в маршрутных автобусах; в автобусах, предоставляемых государственным и кооперативным предприятием, учреждениям и организациям, а также гражданам по договорам или отдельным заказам; в маршрутных таксомоторах и таксомоторах индивидуального пользования.
Согласно параграфу 71 указанных правил билеты на проезд пассажиров в таксомоторах городских маршрутов продаются шоферами через кассу-копилку, а также в других пунктах через специально уполномоченных на то лиц.
Согласно пунктам 3, 3.1 Инструкции о порядке организации работы автобусов городского сообщения без кондуктора на автотранспортных предприятиях и в организациях Министерства автомобильного транспорта РСФСР (Приложение № 18 к Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981г. № 200), на автобусах, работающих без кондуктора, устанавливается специальное оборудование, посредством которого обеспечивается сбор платы с пассажиров за проезд и провоз багажа и получение ими контрольных билетов. В салоне автобуса устанавливаются кассы-копилки в соответствии с оптимальной схемой их размещения (касса-копилка в передней части автобуса). Над кассами устанавливается табличка "Граждане пассажиры! Деньги за проезд и провоз багажа опустите в кассу. Оторвите контрольные билеты - по одному на пассажира и каждое место багажа". Пунктом 5 данной инструкции определено, что, войдя в автобус, пассажир обязан опустить деньги в кассу и оторвать один контрольный билет.
Таким образом, при осуществлении перевозок пассажиров в маршрутном такси водитель при получении платы за проезд обязан применить ККТ и выдать чек либо бланк строгой отчетности, либо пассажир обязан отрывать билеты самостоятельно, приобретая их через кассу-копилку.
Как установлено судом, в маршрутном такси ГАЗ-322113, государственный номер АВ 014 62, принадлежащем ООО "АвтоКлуб Рязани", контрольно-кассовая техника отсутствует. Данный факт Обществом не отрицается.
Также в машине отсутствует установленная касса-копилка. Деньги за проезд водитель получает самостоятельно, бланки строгой отчетности и билеты пассажирам не передает.
В связи с этим довод Общества о том, что ими применяются бланки строгой отчетности, поскольку каждое маршрутное такси снабжено рулонными контрольными билетами, расположенными в доступном для пассажиров месте, соответствующими табличками, а также о публичности договора перевозки, вследствие чего пассажиры обязаны самостоятельно оторвать билет после передачи денег водителю, не может быть принят судом во внимание, поскольку противоречит Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР. Согласно указанному акту деньги за проезд должны опускаться в кассу-копилку, а в случае её отсутствия водитель, осуществляющий получение денежных средств с пассажиров за оказание услуги по перевозке, обязан выдать физическому лицу бланк строгой отчетности.
Неприменение водителем контрольно-кассовой техники и невыдача бланка строгой отчетности подтверждено материалами дела и Обществом не оспаривается.
В соответствии с п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 1 статьи 2 Закона о применении ККТ обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поэтому последние несут ответственность за неисполнение такой обязанности.
Таким образом, ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником Общества не может являться основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины и свидетельствует о несоблюдении Обществом требований Закона о применении ККТ. Выдача работникам бланков строгой отчетности также не освобождает Общество от административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ, так как работник, в данном случае водитель, действует от имени и в интересах юридического лица.
Следовательно Инспекция правомерно привлекла Общество к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.
Доказательства применения кассы-копилки, а также доказательства выдачи бланков строгой отчетности обществом "АвтоКлуб Рязани" не представлены, несмотря на то, что суд откладывал судебное разбирательство и предлагал заявителю представить указанные доказательства.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности налоговым органом соблюдены, штраф применен налоговым органом в минимальном размере. В связи с изложенным, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный суд считает, что постановление Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области от 15.12.2006г. № 14-11/17072 о привлечении ООО "АвтоКлуб Рязани" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 30000 руб., является законным и требование заявителя не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В связи с чем, государственная пошлина в сумме 2000 руб., уплаченная Обществом по платежному поручению № 3 от 10.01.2007г., подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь ст. ст. 104, 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В признании незаконным постановления Межрайонной ИФНС России № 1 по Рязанской области от 15.12.2006г. № 14-11/17072 о привлечении ООО "АвтоКлуб Рязани" к административной ответственности по ст.14.5 КоАП РФ за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности, отказать.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АвтоКлуб Рязани", зарегистрированному в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области 16.12.2005г. за основным государственным регистрационным номером 105620406716, расположенному по адресу: г.Рязань, р-н Карцево, 2, из дохода федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению № 3 от 10.01.2007г.
3. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.
Судья Ушакова И.А.