НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Рязанской области от 10.08.2023 № А54-5523/2023

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000;

факс (4912) 275-108; http://ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело №А54-5523/2023

10 августа 2023 года

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Соломатиной О.В.,

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению

Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026200954504)

к Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" (г. Рязань, ОГРН 1106229001295)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Легостаева Татьяна Васильевна (г. Рязань)

о взыскании убытков в сумме 70074,96 руб.,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" (далее ответчик) с требованием о взыскании убытков в сумме 70074,96 руб. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Легостаева Татьяна Васильевна (далее третье лицо).

Определением от 26.06.2023 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства уведомлены надлежащим образом, в установленный судом срок не представили возражения в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. Иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не установлены.

07.07.2023 в материалы дела от ответчика поступил отзыв на исковое заявление, с приложением. В отзыве ответчик возразил относительно удовлетворения исковых требований.

Определением от 26.06.2023 суд обязал Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области представить сведения о месте регистрации Легостаевой Татьяны Васильевны.

13.07.2023 в материалы дела от Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области поступил ответ на запрос.

20.07.2023 в материалы дела от истца поступило дополнительное пояснение, с приложением.

Указанные документы приобщены к материалам дела.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Из материалов дела следует: Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1106229001295 и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Легостаева Татьяна Васильевна с 28.02.2011 осуществляет трудовую деятельность в Государственном бюджетном учреждении Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" на основании приказа о приеме работника на работу №321-к от 28.02.2011. Легостаевой Татьяне Васильевне назначена выплата страховой пенсии по старости с 10.12.2012. Указанный работающий пенсионер получал страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций.

На основании приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работников (увольнении) №219-к от 17.02.2022 Легостаева Татьяна Васильевна была уволена по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

18.02.2022 сведения о прекращении Легостаевой Татьяной Васильевной трудовой деятельности направлены ответчиком для индивидуального (персонифицированного) учета по телекоммуникационным каналам связи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, что подтверждается сведениями по форме СЗВ-ТД от 18.02.2022. Сведения приняты Пенсионным фондом 18.02.2022, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 18.02.2022, протоколом проверки отчетности от 18.02.2022.

Соответственно после увольнения, сведения о Легостаевой Татьяне Васильевне, как о работающем лице, не предоставлялись. Указанное подтверждается сведениями по форме СЗВ-М (исх) за март 2022 года.

На основании решения территориального органа Пенсионного фонда Легостаевой Татьяне Васильевне был повышен размер пенсии как неработающему пенсионеру.

Не согласившись с увольнением, Легостаева Татьяна Васильевна обратилась с исковым заявлением в Московский районный суд города Рязани с требованием о восстановлении на работе.

Решением Московского районного суда города Рязани от 21.09.2022 по делу №2-1024/2022 приказ Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" о прекращении (расторжении) трудового договора с работников (увольнении) №219-к от 17.02.2022 признан недействительным, Легостаева Татьяна Васильевна восстановлена в должности с 18.02.2022.

Как следует из открытых сведений в ГАС "Правосудие", решение не обжаловалось и вступило в законную силу.

На основании судебного акта суда общей юрисдикции, Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" вынесен приказ о восстановлении Легостаевой Татьяны Васильевны на работе №826-к от 22.09.2022. Легостаева Татьяна Васильевна допущена к осуществлению трудовой деятельности, приказ №219-к от 17.02.2022 признан недействительным, запись в трудовой книжке №24 от 17.02.2022 аннулирована.

По факту восстановления Легостаевой Татьяны Васильевны на работе 13.10.2022 ответчиком в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-ТД от 12.10.2022. Сведения приняты Пенсионным фондом 13.10.2022, что подтверждается протоколом проверки электронного документа от 13.10.2022, протоколом проверки отчетности от 13.10.2022

Дополнительно, в период с 05.10.2022 по 08.10.2022 ответчиком в Пенсионный фонд представлены сведения о Легостаевой Татьяне Васильевне как о работающем пенсионере по форме СЗВ-М (доп) за март-август 2022 года. Сведения приняты Пенсионным фондом, что подтверждается протоколами проверки отчетности.

Сведения по форме СЗВ-М (исх) за сентябрь 2022 года сданы ответчиком в сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (05.10.2022) и содержат сведения об осуществлении Легостаевой Татьяной Васильевной трудовой деятельности.

Установив факт осуществления пенсионером трудовой деятельности, решением территориального органа Пенсионного фонда от 26.12.2022 Легостаевой Татьяне Васильевне был произведен перерасчет пенсии без индексации. Переплата пенсии за март - ноябрь 2022 года составила 70074,96

Претензия истца о возврате переплаты пенсии в сумме 70074,96 руб. оставлена пенсионером и ответчиком без ответа и удовлетворения.

Ссылаясь на то, что сведения в отношении застрахованного лица Легостаевой Татьяны Васильевны по форме СЗВ-М за март-август 2022 года страхователь представил в период с 05.10.2022 по 08.10.2022, то есть с нарушением установленного срока, при этом выплата пенсии в указанный период производилась как неработающему пенсионеру в порядке, установленном частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях", в результате чего сумма необоснованно выплаченной страховой пенсии Легостаевой Татьяне Васильевне за период с 01.03.2022 по 30.11.2022 составила 70074,96 руб., что является ущербом, причиненным бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации виновными действиями страхователя, добровольно претензионные требования о возмещении ущерба в виде излишне выплаченной Легостаевой Татьяне Васильевне суммы страховой пенсии страхователем не исполнены, истец обратился в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании убытков.

Рассмотрев материалы настоящего дела, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

На основании статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон №167-ФЗ) (в редакции, действовавшей в спорный период) Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы вправе проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон №27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.

Согласно ст. 1 Закона №27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 5 Закона №27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" является страхователем и обязано представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.

Часть 1 статьи 8 Закона №27-ФЗ предусматривает, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Закон №400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ).

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ).

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ).

Частью 7 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ).

На основании части 10 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В силу п.п. 1 и 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон №27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона №400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона №400-ФЗ).

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона №400-ФЗ).

Вместе с тем в пункте 4 статьи 28 Закона №400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 15.12.2001 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Правилах выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии", утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 №885н.

Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При рассмотрении дел о взыскании убытков арбитражному суду необходимо установить состав правонарушения, включающий факт наступления вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными для истца последствиями, а также размер ущерба (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.2015 №25-П).

Таким образом, в силу указанной статьи возмещение вреда допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличии причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями, вины причинителя вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 статьи 1064 ГК РФ).

Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В соответствии с ч. 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В настоящем случае существенным обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату пенсии.

Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований истец ссылается на то обстоятельство, что решением Московского районного суда города Рязани от 21.09.2022 по делу №2-1024/2022 увольнение Легостаевой Татьяны Васильевны было признано незаконным, она была восстановлена на работе, а, значит, ее увольнение ответчиком было неправомерным и, соответственно, указанные действия ответчика повлекли за собой причинение ущерба бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в виде выплаты Легостаевой Татьяне Васильевне пенсии в необоснованно завышенном размере, а сведений о недобросовестных действиях работника у Пенсионного фонда не имеется.

Доказательств, свидетельствующих о недобросовестных действиях пенсионера в целях получения необоснованного назначения пенсии в завышенном размере, в материалы дела не представлено.

Судом установлено отсутствие недобросовестности со стороны пенсионера и счетной ошибки, следовательно, истец обратился в суд с исковым заявлением о взыскании излишне выплаченной пенсии с работодателя, предоставившего недостоверные сведения, то есть избрал надлежащий способ защиты своих прав.

Более того, взыскание с пенсионера излишне выплаченной пенсии в данном случае противоречит положениям пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В тоже время, обязанность по возврату денежных средств, выплаченных из средств Пенсионного фонда пенсионеру за период, когда он фактически не осуществлял трудовую деятельность, истец связывает с отсутствием у него информации, которая должна быть сообщена работодателем в форме и в сроки, определенные пенсионным законодательством.

Истец со ссылкой на статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что выплата Легостаевой Татьяне Васильевне пенсии с учетом индексации в спорный период находится в прямой причинной связи с неправомерным прекращением работодателем трудовых отношений с ней.

Вместе с тем, сам по себе факт нарушений работодателем требований трудового законодательства при расторжении трудовых отношений с работником является основанием для восстановления работника в прежней должности и оплаты времени вынужденного прогула, но не является основанием для предоставления сведений в Пенсионный фонд за этот период как о работающем пенсионере.

В этой связи, довод истца о необоснованном начислении и получении пенсионером пенсии с учетом индексации за период с даты увольнения до восстановления на работе на основании судебного акта суда общей юрисдикции не может свидетельствовать о нарушении работодателем сроков предоставления полных сведений в Пенсионный фонд о Легостаевой Т.В. как о работающем пенсионере.

Факт предоставления сведений в отношении восстановленного работника по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" сам по себе не свидетельствует о допущенных работодателем нарушениях в части полноты представленных сведений по форме СЗВ-М.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.08.2021 №545н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).

Согласно пункту 98 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В силу пункта 99 Правил определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Как следует из пункта 100 Правил, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется на основании решения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

При прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

В случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных ч. 6 ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункт 102 Правил).

Согласно пункту 104 Правил, в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 102 настоящих Правил, без удержания за прошлое время.

В свою очередь, пунктом 105 Правил установлено, что в случае пересмотра решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) на основании сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", повлиявших на сумму страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащую выплате, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) производится территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации без удержаний и доплат за прошлое время (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 100 настоящих Правил).

Совокупность поименованных положений Правил определяет, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (в настоящее время - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации).

Арбитражный суд, исходя из совокупности вышеизложенных обстоятельств, учитывая поименованные нормы действующего законодательства, не усматривает вины ответчика в непредставлении сведений по форме СЗВ-М в Пенсионный фонд, повлекшем необоснованную выплату индексации пенсии.

Так, сведениями о восстановлении Легостаевой Татьяны Васильевны на работе Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" стало располагать на основании вынесенного судом общей юрисдикции судебного акта о восстановлении Легостаевой Т.В. на работе (решение от 21.09.2022), который, в свою очередь, явился основанием для возобновления предоставления соответствующих сведений о застрахованном лице (приказ о восстановлении Легостаевой Татьяны Васильевны на работе №826-к от 22.09.2022).

Соответственно, в периоды, когда Легостаева Т.В. трудовую деятельность не осуществляла ввиду увольнения (в период с февраля по сентябрь 2022 года), действия ответчика по непредставлению сведений по форме СЗВ-М являются правомерными и обоснованными. Вина ответчика в рассматриваемом случае отсутствует.

То обстоятельство, что увольнение работника было осуществлено по инициативе работодателя, приказ о котором впоследствии признан незаконным, не может являться основанием для квалификации действий Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" как виновных, поскольку правомерность принятого решения об увольнении оценивается нормами трудового законодательства, вытекает непосредственно из трудовых отношений Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" и Легостаевой Т.В., тогда как при рассмотрении спора между сторонами данного дела нормы трудового законодательства не применимы, имеют место иные правоотношения, пусть и находящиеся в прямой взаимосвязи, но оцениваемых исходя из применяемых в конкретном случае норм законодательства.

Арбитражный суд обращает внимание, что ответчик перестал направлять истцу отчетность по форме СЗВ-М в отношении Легостаевой Т.В. с момента ее увольнения, что соответствует требованиям действующего законодательства.

Действия ответчика в полной мере зависели от признания судом приказа об увольнении законным либо незаконным, на данные обстоятельства Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" повлиять никак не могло, в связи с чем, вина ответчика отсутствует.

Кроме того, Федеральный закон от 29.12.2015 №385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения в Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете и Закон о страховых выплатах, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона о страховых выплатах), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.

На основании изложенного, суд не усматривает в действиях ответчика вины в причинении бюджету Пенсионного фонда ущерба в виде излишне выплаченной пенсии.

С учетом изложенного, в рассматриваемом случае совокупности обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде убытков, отсутствует.

Указанная правовая позиция соответствует также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении №Э02-ЭС22-27092. Помимо этого, данный правовой подход нашел свое применение в актуальной судебной практике (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.05.2023 по делу №А35-3671/2022, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.10.2022 по делу №А19-1931/2022, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу №А60-70603/2022).

На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на истца. Однако в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации распределению не подлежит, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026200954504) о взыскании с Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический перинатальный центр" (г. Рязань, ОГРН 1106229001295) убытков в сумме 70074,96 руб. отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Рязанской области.

Кассационная жалоба на решение может быть подана в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, через Арбитражный суд Рязанской области.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Рязанской области разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://ryazan.arbitr.ru (в информационной системе "Картотека арбитражных дел" на сайте федеральных арбитражных судов по адресу: http://kad.arbitr.ru).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.

Судья О.В. Соломатина