НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Рязанской области от 04.08.2016 № А54-3598/16

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                                      Дело № А54-3598/2016

10 августа 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании августа 2016 года .

Полный текст решения изготовлен августа 2016 года .

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи  Костюченко М.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барминой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ноев ковчег" (ОГРН <***>; г. Рязань)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (ОГРН <***>)

о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от принятия отчетности

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности от 21.01.2016, личность установлена на основании паспорта;

от ответчика - ФИО2, представитель по доверенности от 15.09.2015 № 38, личность установлена на основании служебного удостоверения.

установил: общество с ограниченной ответственностью "Ноев ковчег" (далее по тексту заявитель, ООО "Ноев ковчег") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (далее по тексту Фонд, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от принятия отчетности общества с ограниченной ответственностью "Ноев ковчег" (ОГРН <***>; г. Рязань) - Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (Форма РСВ-1 ПФР) за 2015 год с уточнением за 2013 год с приложением форм АДВ-6-5 и СЗВ-6-4.

Руководствуясь частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии возражений сторон о завершении рассмотрения дела в предварительном судебном заседании и переходе к рассмотрению дела в судебном разбирательстве, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в суде первой инстанции.

Представитель заявителя требования поддержал.

Представитель ответчика относительно удовлетворения требований возражал.

Как следует из материалов дела: ООО "Ноев ковчег" создано 06.06.2013 г. путем преобразования закрытого акционерного общества "Ноев ковчег" и является его правопреемником (л.д.47-59). ООО "Ноев ковчег" зарегистрировано в Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани, присвоен регистрационный номер 072030030637.

ООО "Ноев ковчег" 29 января 2016 года направило в Фонд по каналам электронной связи Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (Форма РСВ-1 ПФР) за 2015 год с уточнением за 2013г. с приложением форм АДВ-6-5 и СЗВ-6-4.

Заявителем в базу для начисления страховых взносов были включены суммы выплат и вознаграждений, произведенные сотрудникам до момента реорганизации с учетом ранее начисленных и уплаченных ЗАО "Ноев ковчег" страховых взносов.

 Страхователь рассчитал страховые взносы за 9 месяцев 2013 года и за 2013 год с применением пониженных ставок по тарифам с учетом ч. 1 ст. 58.2 Закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, с достижением предельной величины базы для начисления страховых взносов в отношении работников, суммы выплат которых превысили 568 000 руб. с начала расчетного периода, в связи, с чем начисления по итогам 9 месяцев 2013 года и за 2013 год уменьшились.

ООО "Ноев ковчег" до момента подачи уточненной декларации фактически уплачивало страховые взносы без учета сумм выплат до момента реорганизации, на основании чего по расчету заявителя у него образовалась излишняя переплата по страховым взносам.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от 29 января 2016 года не был принят ответчиком с указанием на формальные недочеты. 11 марта 2016 года указанные недочеты были исправлены и расчет был направлен повторно. В ответ был получен отрицательный протокол входного контроля без указания причин отказа. 17 марта 2016 года ООО направило в адрес ответчика официальное письмо с требованием устранить допущенные нарушения своих прав путем принятия корректирующих сведений персонифицированного учета за 2013 год. В ответном письме (исх.№ 13-09/132 от 31 марта 2016 года) ответчик отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Основанием отказа ПФ РФ в принятии расчета послужили выводы о том, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования расчетным периодом для вновь возникшей организации будет являться период со дня создания до окончания календарного года.

Заявитель полагая, что правомерно учло в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц до его реорганизации, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, по существу заявленного требования, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ (в редакции до 01.09.2014), при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) ко вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Более того, данная норма в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ предусматривает, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

В соответствии с п. 16 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

Следовательно, в силу приведенных положений правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

На основании п. 3 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год является расчетным периодом.

В силу положений п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 50 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в форме электронных документов в соответствии с требованиями настоящей части.

При представлении расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить подтверждения приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Одновременно в пп. 10 п. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов принимать расчеты страховых взносов, документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов, в форме электронных документов наравне с документами, представленными на бумажных носителях.

Приказом Минтруда России от 22.10.2012 г. N 329н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 50 Административного регламента прием расчета, представленного по телекоммуникационным каналам связи, и выполнение проверок соответствующего файла на наличие ошибок, определяющихся при проверке программным комплексом, и корректность электронной подписи осуществляются автоматически программным обеспечением, осуществляющим прием расчета по телекоммуникационным каналам связи.

При приеме расчета по форме РСВ-1 ПФР проводится автоматизированный арифметический контроль с использованием внутридокументных контрольных соотношений. Проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в отчетности, осуществляется исходя из взаимоувязки показателей строк и граф одного документа. Междокументный контроль проводится с использованием системы контрольных соотношений показателей предыдущего РСВ, текущего РСВ и сведений индивидуального персонифицированного учета с типом "корректирующие".

Пункт 24 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме расчета. В приеме расчета может быть отказано в следующих случаях: отсутствие печати в Расчете, представленном плательщиком страховых взносов - юридическим лицом; отсутствие подписи на документах (усиленной квалифицированной электронной подписи); несоответствие Расчета, представленного заявителем, форме Расчета, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, и (или) противоречие между сведениями, содержащимися в документах, представленных заявителем; отсутствие или ненадлежащее оформление документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя; наличие ошибок на магнитном носителе информации; отсутствие файла расчета на магнитном носителе информации.

Как следует из пункта 52 Административного регламента результатом приема и регистрации Расчета, представленного в форме электронного документа, является формирование территориальным органом ПФР уведомления о подтверждении приема Расчета в форме электронного документа на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность страхователя по представлению в Управление Пенсионного фонда отчетности в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ, обеспечивается соответствующей обязанностью территориального органа ПФР по приему данной отчетности, в том числе в случае представления расчетов и соответствующих документов в электронной форме, и подтверждению приема представленного страхователем расчета в форме электронного документа.

Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения настоящего спора, представленный заявителем 11.03.2016 по электронным каналам связи в Управление Пенсионного фонда расчет РСВ-1 за 2015 год (л.д.11-20) не был принят органом Пенсионного фонда в установленном порядке, что подтверждается отрицательным протоколом входного контроля от 11.03.2016 (л.д.21).

Основанием для отказа в принятии указанного расчета послужил факт необоснованного, по мнению Управления Пенсионного фонда, учета в представленном расчете начисленных и уплаченных страховых взносов правопредшественником общества - ЗАО "Ноев ковчег".

В отзыве на заявление о признании незаконными действий, Фонд повторил позицию, изложенную в письме от 31.03.2016 №13-09/132 (л.д.22).

Позицию Управления Пенсионного фонда суд признает необоснованной, ввиду следующего.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (часть 3 статьи 15 Федерального закона 212-ФЗ).

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 8 Федерального закона 212-ФЗ). Особенностью исчисления и уплаты страховых взносов является накопительный порядок исчисления облагаемой базы путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников и других физических лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального 212-ФЗ плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

При этом в Федеральном законе N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации - плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.

Одновременно в ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

При реорганизации в форме преобразования трудовые отношения с согласия работников продолжаются, и оплата труда им начисляется по прежним трудовым договорам. Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда работников.

Факт продолжения трудовых отношений между работником и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников, которые включаются в базу для начисления страховых взносов.

На основании изложенного, созданное в порядке реорганизации общество как правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов определяет базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом, с учетом сведений, относящихся к деятельности реорганизованного общества, что и было произведено ООО "Ноев ковчег" с учетом данных представленного расчета.

Довод Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани об отказе в удовлетворении заявленных требований также ввиду того, что уплаченные заявителем страховые взносы разнесены на лицевые счета сотрудников организации и возврату не подлежат, отклоняется судом, поскольку не имеет отношения к предмету рассмотрения в рамках настоящего спора.

Ссылка Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани на письмо Минтруда России от 05.09.2014 N 17-3/10/В-5634 подлежит отклонению, поскольку оно не может рассматриваться как нормативный акт в силу Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации", и не подлежит обязательному применению.

В  силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив все доказательства в их взаимосвязи и совокупности с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу о незаконности действий, выразившихся в уклонении от принятия отчетности общества с ограниченной ответственностью "Ноев ковчег" (ОГРН <***>; г. Рязань) - Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (Форма РСВ-1 ПФР) за 2015 год с уточнением за 2013 год с приложением форм АДВ-6-5 и СЗВ-6-4, ввиду несоответствия действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани Федеральному закону от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани.

Указанный подход подтверждается сложившейся судебной практикой, а именно: Определением Верховного Суда РФ от 17.02.2016 N 310-КГ15-19740, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26.11.2015 N Ф10-3629/2015 по делу N А36-6598/2014; Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.03.2016 N Ф04-596/2016 по делу N А03-14663/2015; Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2015 N 04АП-4454/2015 по делу N А19-5202/2015 и др.

В силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Ноев ковчег", вызванные указанными действиями, путем принятия Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (Форма РСВ-1 ПФР) за 2015 год с уточнением за 2013 год с приложением форм АДВ-6-5 и СЗВ-6-4 и отражения их в соответствующей базе данных Пенсионного фонда РФ.

При обращении в суд заявитель по платежному поручению №1702 от 29.06.2016 уплатил государственную пошлину в сумме 3000 руб. (л.д.9).

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в сумме 3 000 руб. относятся на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. Признать незаконными, не соответствующие Федеральному закону от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (ОГРН <***>), выразившиеся в уклонении от принятия отчетности общества с ограниченной ответственностью "Ноев ковчег" (ОГРН <***>; г. Рязань) - Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (Форма РСВ-1 ПФР) за 2015 год с уточнением за 2013 год с приложением форм АДВ-6-5 и СЗВ-6-4.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (ОГРН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Ноев ковчег" (ОГРН <***>; г. Рязань), вызванные указанными действиями, путем принятия Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (Форма РСВ-1 ПФР) за 2015 год с уточнением за 2013 год с приложением форм АДВ-6-5 и СЗВ-6-4 и отражения их в соответствующей базе данных Пенсионного фонда РФ.

2. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ноев ковчег" (ОГРН <***>; г. Рязань) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                              М.Е. Костюченко