НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Ростовской области от 24.05.2018 № А53-6828/2018

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

25 мая 2018 г. Дело № А53-6828/2018

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2018 г.

Полный текст решения изготовлен 25 мая 2018 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Ерёмина Ф.Ф.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Щебетенко Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ашан», ОГРН 1027739329408, ИНН 7703270067

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области

о признании недействительным предписания от 01.12.2017 №523, в части требований проведения обязательной вакцинации против гепатита В, краснухи сотрудников общества с ограниченной ответственностью «Ашан».

при участии:

от заявителя: представители Шутова М.И., доверенность от 24.01.2017 (до перерыва), Леонова Е.А., доверенность от 01.02.2018,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Ашан» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области о признании недействительным предписания от 01.12.2017 №523, в части требований проведения обязательной вакцинации против гепатита В, краснухи сотрудников общества с ограниченной ответственностью «Ашан».

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, представили дополнительные документы, которые судом приобщены к материалам дела.

В судебном заседании, состоявшемся 22.05.2018, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 24.05.2018. После перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель заявителя в судебном заседании ходатайствовал об уточнении заявленных требований, а именно: просил признать недействительным предписание от 01.12.2017 №523, в части требований проведения обязательной вакцинации против гепатита В, краснухи сотрудников общества с ограниченной ответственностью «Ашан».

Уточнения судом приняты.

Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дело извещено надлежащим образом, в том числе, публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда.

Дело рассмотрено в порядке статей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о дате и месте судебного разбирательства.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

13.11.2017 с 10 часов 30 минут в гипермаркете «Ашан Ростов-Аксай» по адресу: РО, г. Аксай, пр. Аксайский, 23, установлено, что рабочие места в производственных цехах, предназначенные для работы в положении стоя, не оснащены сиденьем - поддержкой с целью разгрузки ног за счет опоры туловища на сиденье, а также подставками для ног рациональной конструкции, по результатам проведенной экспертизы личных медицинских книжек не прошли вакцинацию против вирусного гепатита В 310 человек из 348 подлежащих вакцинации, в личных медицинских книжках 2-х работников отсутствуют сведения о профилактической вакцинации против дифтерии и столбняка, в личной медицинской книжке 1 работника отсутствуют сведения о профилактической вакцинации против краснухи, что является нарушением р.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 35 ФЗ от 30.03.199 года №52-ФЗ «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 9-11 ФЗ от 25.11.2012 №317-ФЗ «Об иммунопрофилактике».

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки №00034 от 01.12.2017, который составлен в присутствии представителя ООО «АШАН».

В связи с выявленными нарушениями 11.12.2017 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ООО «Ашан» составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместителем главного государственного санитарного врача по Ростовской области 11.01.2018 в отношения ООО «Ашан» вынесено постановление №25, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Общество обжаловало указанное постановление.

Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30.03.2018 по делу №12-110/2018 постановление от 11.01.2018 №25 изменено, в том числе, в части исключения из установочной части постановления указание на то, что13.11.2017 года с 10 часов 30 минут в гипермаркете «Ашан Ростов-Аксай» по адресу: РО, г. Аксай, пр. Аксайский, 23, усыновлено, что рабочие места в производственных цехах, предназначенные для работы в положении стоя, не оснащены сиденьем - поддержкой с целью разгрузки ног за счет опоры туловища на сиденье, а также подставками для ног рациональной конструкции, по результатам проведенной экспертизы личных медицинских книжек не прошли вакцинацию против вирусного гепатита В 310 человек из 348 подлежащих вакцинации, в личных медицинских книжках 2-х работников отсутствуют сведения о профилактической вакцинации против дифтерии и столбняка, в личной медицинской книжке 1 работника отсутствуют сведения о профилактической вакцинации против краснухи.

В связи с выявленными нарушениями и на основании проведенной проверки в отношении общества, 01.12.2017 Управлением обществу было выдано предписание об устранении выявленных нарушений №523, которым пунктом 4 предписано обеспечить проведение вакцинации сотрудников гипермаркета против вирусного гепатита В, против краснухи в полном объеме.

Не согласившись с пунктом 4 предписания от 01.12.2017 №523, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО «Ашан» обратилось в Арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:

- нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

- несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту.

При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

В соответствие с пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Кроме того, в силу пункта 14 Указа Президента Российской Федерации «О структуре Федеральных органов исполнительной власти» от 21.05.2012 № 636 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации.

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322.

В силу пункта 1 статьи 40 Закона «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а пункта 2 статьи 40 Закона «О защите прав потребителей» определено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя, в т.ч.:

- организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора (п.п. 1);

- организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (подпункт 2);

- применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения (подпункт 3).

В соответствие с пунктом 3 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В силу пункта 4 статьи 40 Закона «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в т.ч.: выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей (подпункт 4).

Кроме того, в силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 № 412 «Об утверждении Положения о Федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - орган государственного надзора).

Вместе с тем, согласно «Административному регламенту исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц» индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров», утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 № 764 (далее по тексту - Регламент № 764) административные процедуры осуществления надзора в установленной сфере деятельности включают в себя, в т.ч.:

- исполнение государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее - государственная функция) осуществляется территориальными органами Роспотребнадзора в отношении следующих категорий лиц, в т.ч. в отношении юридических лиц (далее также - проверяемые юридические лица) (п.2 Регламента № 764);

- выдача предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений (п. 68 Регламента №764);

- предписание об устранении выявленных нарушений выдается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, лицу, подлежащему проверке, с указанием сроков устранения таких нарушений (п.70 Регламента № 764);

- должностное лицо Роспотребнадзора, выдавшее предписание, принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений и с этой целью организует проведение внеплановой проверки на основании истечения срока исполнения лицами, подлежащими проверке, ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Проверку по указанному основанию следует проводить не позднее одного месяца со дня окончания срока, в течение которого лицо, получившее предписание, должно было известить выдавшее данное предписание должностное лицо Роспотребнадзора о его выполнении (п. 71 Регламента № 764).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о проверках в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в т.ч. выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Таким образом, оспариваемое Предписание вынесено уполномоченным органом.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в Федеральном законе от 30.03.1999 №52-ФЗ понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, а под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом №157-ФЗ от 17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

В силу статьи 1 Федерального закона №157-ФЗ от 17.09.1998 нормативным правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок, является Национальный календарь профилактических прививок, который в силу положений статьи 9 Федерального закона №157-ФЗ включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.

Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (статья 2 ФЗ №157).

Приказом Минздрава России от 21 марта №125н утвержден национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Согласно календарю профилактических прививок (в ред. от 13.04.2017), к категории граждан, подлежащим обязательной вакцинации по профилактическим прививкам против гепатита В и краснухи, не относятся профессии работников торговли.

Так, Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года №825 утвержден Перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок, деятельность организаций торговли в денном перечне не указана.

При таких обстоятельствах, поскольку у ООО «Ашан» на момент проверки отсутствовала обязанность проведения обязательной вакцинации своих сотрудников против краснухи и гепатита В, требование пункта 4 предписания признаются судом недействительными.

Как установлено судом, в связи с выявленными нарушениями в ходе проведенной Управлением проверки 11.12.2017 уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ООО «Ашан» составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместителем главного государственного санитарного врача по Ростовской области 11.01.2018 в отношения ООО «Ашан» вынесено постановление №25, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Общество обжаловало указанное постановление.

Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30.03.2018 по делу №12-110/2018 постановление от 11.01.2018 №25 изменено, в том числе, в части исключения из установочной части постановления указание на то, что 13.11.2017 с 10 часов 30 минут в гипермаркете «Ашан Ростов-Аксай» по адресу: РО, г. Аксай, пр. Аксайский, 23, усыновлено, что рабочие места в производственных цехах, предназначенные для работы в положении стоя, не оснащены сиденьем - поддержкой с целью разгрузки ног за счет опоры туловища на сиденье, а также подставками для ног рациональной конструкции, по результатам проведенной экспертизы личных медицинских книжек не прошли вакцинацию против вирусного гепатита В 310 человек из 348 подлежащих вакцинации, в личных медицинских книжках 2-х работников отсутствуют сведения о профилактической вакцинации против дифтерии и столбняка, в личной медицинской книжке 1 работника отсутствуют сведения о профилактической вакцинации против краснухи.

В силу с части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

При рассмотрении дела суд принял во внимание обстоятельства, установленные решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30.03.2018 по делу №12-110/2018.

На основании изложенного, требования ООО «Ашан» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области о признании недействительным предписания от 01.12.2017 №523, в части требований проведения обязательной вакцинации против гепатита В, краснухи сотрудников общества с ограниченной ответственностью «Ашан», подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 3 000 рублей.

Поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

При обращении с настоящим заявлением в суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей (платежное поручение от 28.02.2018 № 176850), следовательно, сумма оплаченной заявителем государственной пошлины подлежит отнесению на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным предписание от 01.12.2017 №523, в части требований проведения обязательной вакцинации против гепатита В, краснухи сотрудников общества с ограниченной ответственностью «Ашан», вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ашан», ОГРН 1027739329408, ИНН 7703270067 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ашан», ОГРН 1027739329408, ИНН 7703270067 расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Ф.Ф. Ерёмин