НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ростовской области от 11.08.2014 № А53-16168/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«13» августа 2014 . Дело № А53-16168/14

Резолютивная часть решения объявлена «11» августа 2014.

Полный текст решения изготовлен «13» августа 2014 .

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коба Е.А.

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению открытого акционерного общества «Водоканал» М.-Курганского района ИНН 6119009185 ОГРН 1066119007448

к Региональной службе по тарифам Ростовской области

о признании незаконным и отмене постановления от 29.05.2014 №114;

при участии:

от заявителя: представитель Лонская С.И., доверенность от 30.05.2014 № 300/1

от заинтересованного лица: представитель Крикун Е.В., доверенность от 03.003.2014 № 40/897

установил: открытое акционерное общество «Водоканал» М.-Курганского района (далее – заявитель, общество, ОАО «Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением Региональной службе по тарифам Ростовской области (далее – заинтересованное лицо, РСТ) о признании незаконным и отмене постановления от 29.05.2014 №114 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушением с назначением административного штрафа в размере 100 000 руб.

В судебном заедании, состоявшемся 05.08.2014, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 11.08.2014 до 11 час. 15 мин., в обосновании чего судом принято протокольное определение, что получило отражение в протоколе судебного заседания. После перерыва судебное заседание в назначенное время продолжено с участием тех же представителей сторон.

Заявитель в судебное заедание явился, заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и просил суд признать постановление Региональной службе по тарифам Ростовской области от 29.05.2014 № 115 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушением принятое в отношении ОАО «Водоканал» в части назначения административного наказания незаконным и изменить путем уменьшения суммы штрафа по правилам определенным Постановлением Конституционного суда № 4П.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял уточнения.

Представитель заинтересованного лица, в судебное заседание явился, не высказал мотивированных возражений с учетом уточненных заявителем требований.

Судом, в порядке статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, произведен переход к стадии непосредственного судебного разбирательства.

В судебном заседании, состоявшемся 05.08.2014, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11.08.2014 до 15 часов 00 минут, в обоснование чего судом принято протокольное определение, что получило отражение в проколе судебного заседания. Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах, в том числе об объявленных перерывах, размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.rostov.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание в назначенное время продолжено с участием тех же представителей сторон.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

В период с 25.03.2014 по 21.04.2014 Прокуратурой Матвеево-Курганского района Ростовской области совместно с РСТ проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства ОАО «Водоканал».

По результатам проверки ОАО «Водоканал» выявлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выразившиеся в предоставлении заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а именно:

Общество представило в РСТ отчетную калькуляцию за 2013 год (фактические данные по основным статьям калькулирования за 2013 год) согласно которой по данным общества сумма фактически израсходованных средств (по статье материалы) на текущий ремонт и техническое обслуживание водопроводных сетей и сооружений составила 550,65 тыс. руб., а на капитальный ремонт - 730,56 тыс. руб.

В тоже время в оборотно-сальдовой ведомости за 2013 год, представленной в ходе проверки общество, по счету 10 «Материалы» отражена сумма 10232786,71 руб., в том числе по счету 10.1 «Сырье и материалы» - 5238699,35 руб.

Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности за 2013 год ОАО «Водоканал» содержит следующие сведения:

а) выручка от регулируемой деятельности (водоснабжение) составила – 50369,0 тыс. руб.;

б) себестоимость производимых товаров (оказываемых услуг) – водоснабжение составила - 50742,52 тыс. руб.

Однако, согласно данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год, представленной ОАО «Водоканал» в налоговый орган:

а) выручка от регулируемой деятельности (водоснабжение) составила - 50369,0 тыс. руб.;

б) себестоимость производимых товаров (оказываемых услуг – водоснабжение составила - 54173,0 тыс. руб., что на 3430,48 тыс. руб. больше, чем информация раскрытая в соответствии со Стандартами.

22.04.2014 Прокуратурой Матвеево-Курганского района в отношении общества, в присутствии директора Юрова С.И., вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанное постановление прокуратурой Матвеево-Курганского района и собранные в ходе проведения проверочных мероприятий документы были переданы в уполномоченный орган для рассмотрения (вх. РСТ от 28.04.2014 №40/1845).

РСТ определением от 30.04.2014 №114 назначила дело об административном правонарушении к рассмотрению на 14.05.2014, в связи с неявкой лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и отсутствием доказательств его надлежащего уведомления РСТ определением от 14.05.2014 №114 срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлен на 1 месяц.

Определением РСТ от 14.05.2014 №114 рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено на 29.05.2014 и посредствами факсимильной связи было направлено в адрес Общества, которое им получено 27.05.2014, что подтверждается подписью генерального директора Общества Юрова С.И., о чем свидетельствует имеющаяся на данных определениях отметка.

29.05.2014 РСТ вынесено постановление от № 114 о привлечении ОАО «Водоканал» к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением, рассмотрение которого и является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Доводы представителя общества, изложенные в процессе рассмотрения дела (с учетом уточнений) сводились к тому, что общество является дочерним предприятием Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области и является единственным предприятием оказывающим услуги в районе по водоснабжению и теплоснабжению. Предприятие на сегодняшний день находится в очень тяжелом финансовом положении, в связи с чем представителем поставлен вопрос об уменьшении суммы штрафа в порядке определённом положениями Конституционного суда № 4П и применении санкции статьи ниже низшего.

Согласно части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 установлено, что Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктами 1, 4, 5-6 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся:

- установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

- осуществление контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов;

- выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

- осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

Согласно пункту 12 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с подпунктами 1.1.1, 1.1.4, 2.1.5 Положения о РСТ, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области 13.01.2012 № 20, РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в пределах полномочий РСТ, устанавливает (утверждает) тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 3 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение о государственном контроле), государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении, регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе в части соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Положения о государственном контроле государственный контроль (надзор) осуществляется посредством, в том числе проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Согласно пункту 12 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406, учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности.

В силу ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии п. 31 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 №43н, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать (если эти данные отсутствуют в информации, сопровождающей бухгалтерский отчет), в том числе, основные виды деятельности.

На основании изложенного, регулируемая организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности.

В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ oт 06.12.2011, регулируемая организация предоставляет достоверную информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Форма 2.7 «Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации», подлежащая раскрытие согласно Стандартам, утверждена Приказом ФСТ России от 15.05.2013 №129 «Об утверждении форм предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение е водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также правил заполнения таких форм» (далее - Приказ).

Согласно п. 5 Правил заполнения форм предоставления информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, утвержденные Приказом, формы 1.5, 2.7, 3.5 заполняются регулируемой организацией, выручка oi регулируемой деятельности которой превышает 80 процентов совокупной выручки зе отчетный год, на основании бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является - установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Следовательно, объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области государственного регулирования тарифов в части представления достоверной информации регулируемыми организациями в РСТ с целью установления экономически обоснованных тарифов на очередной период регулирования.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в представлении заведомо недостоверных сведений в РСТ вне зависимости от % искажения информации в большую или меньшую сторону, т.к. влечет установление экономически необоснованного тарифа на услуги водоснабжения.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки с 25.03.2014 по 21.04.2014 по соблюдению требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства ОАО «Водоканал» были установлены нарушения которые послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности и обществом в процессе рассмотрения настоящего дела суду не были представлены доказательства свидетельствующие об обратном. Кроме того, общество, не оспаривая факта наличия состава и события правонарушения поставило вопрос об уменьшении суммы подлежащего уплате штрафа.

Из объяснений генерального директора общества Юрова С.И. следует, что при проведении проверочных мероприятий действительно были выявлены ошибки в бухгалтерском учете, поскольку имело место завышение затрат. Однако в последующем корректирующий баланс был предоставлен в Региональную службу по тарифам по Ростовской области, то есть до рассмотрения тарифа по водоснабжению на 2015 год тарифной комиссией. Раскрытие информации так же произведено на сайте Региональной службы по тарифам Ростовской области 28.04.2014.

Поскольку состав и событие правонарушения подтверждены материалами дела и признаны самим заявителем, суд приходит к выводу о том, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На момент вынесения оспариваемого постановления установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Нарушений прав и законных интересов ОАО «Водоканал» при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В материалах дела имеются надлежащее доказательства свидетельствующие об уведомлении участников процесса о времени и месте составления административных актов по делу об административном правонарушении.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена для юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Административным органом назначено обществу наказание в пределах санкции статьи в виде административного штрафа в размере – 100 000 рублей.

Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер административного штрафа до 50 000 рублей в силу следующего.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 N 1-П положение части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, предусматривающее привлечение юридического лица к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), а также за представление в указанные органы заведомо недостоверных сведений (информации), в части установления размера административного штрафа, составляющего от 300 тыс. до 500 тыс. рублей, признано не соответствующим Конституции РФ.

Решение Конституционного Суда РФ обусловлено тем, что установленный указанной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ минимальный размер административного штрафа не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства.

С учетом изложенного, минимальный размер административного штрафа, налагаемого на юридических лиц за правонарушение, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, снижается с 300 тыс. до 50 тыс. рублей. (Федеральный закон от 02.12.2013 N 343-ФЗ "О внесении изменения в статью 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 N 1-П, в соответствии с которым положение части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, предусматривающее во взаимосвязи с установленными данным Кодексом правилами назначения административного наказания возможность привлечения юридического лица к административной ответственности в виде административного штрафа в определенных им пределах - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, признано не соответствующим Конституции РФ, постольку, поскольку установленный этим положением значительный минимальный размер административного штрафа в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым - обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Конституционный суд указал, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации, может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

Конституционный суд Российской Федерации отметил, что назначение наказания (в данном случае административного штрафа) должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение. На это Конституционный суд Российской Федерации уже указывал в Постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 19.03.2003 N 3-П, от 27.05.2008 N 8-П, от 17.01.2013 N 1-П, от 14.02.2013 N 4-П.

В связи с этим КС РФ пришел к выводу, что в КоАП РФ должна быть предусмотрена возможность назначения административного наказания ниже минимального предела.

При этом, Конституционный суд Российской Федерации отметил, что принимать решение о назначении штрафа в размере ниже минимального предела могут только суды и только в исключительных случаях. Если административное наказание было назначено административным органом, то суд вправе по заявлению организации снизить размер назначенного административного штрафа.

При определении обществу меры наказания, адекватной степени тяжести и характеру совершенного им правонарушения, судом принимается во внимание факт совершения правонарушения впервые; действия общества не носили характер намеренного, не содержали умысла на совершение названного правонарушения, в связи с чем снижает его до 50 000 руб., и признает незаконным и отменяет постановление Комитета в части наложения штрафа, превышающей данный размер (50 000 руб.).

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Изменить постановление Региональной службы по тарифам по Ростовской области № 114 от 29.05.2014 принятое в отношении открытого акционерного общества «Водоканал» Матвеево Курганского района Ростовской области (ИНН 6119009185 ОГРН 1066119007448) в части назначения административного наказания и уменьшить сумму административного штрафа до 50 000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Судья Е.В. Бондарчук.