НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ростовской области от 08.11.2017 № А53-20690/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

 судьи Чернышевой  И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Мищенко Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону (ОГРН 1026102903232, ИНН 6161034386)

к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат по Ростовской области» (ОГРН 1036165004391, ИНН 6165035768) (отдел по Октябрьскому и Ворошиловском районах г. Ростова-на-Дону)

о взыскании ущерба

третье лицо: Полежаев Геннадий  Анатольевич

при участии в  судебном  заседании:

от истца:  представитель не явился;

от ответчика: представитель  Аникина Л.В.(доверенность от 01.11.2017);

от третьего лица:  представитель не  явился;

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону (далее-истец)  обратилось в  арбитражный  суд с иском о  взыскании с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат по Ростовской области» (отдел по Октябрьскому и Ворошиловском районах г. Ростова-на-Дону) (ответчик) ущерб в  размере 121 674  рубля 61  копейка.

Исковое  заявление  принято судом 31.08.2017 к  рассмотрению в  порядке  упрощенного  производства.

Определением  арбитражного суда от 09.10.2017  суд  перешел к  рассмотрению дела  по общим  правилам  искового  производства в  связи   с привлечением  к участию в деле в качестве  третьего лица  получателя  спорной части  пенсии Полежаева  Г.А.

Производство  по делу  начато с  самого начала.

В  предварительном  судебном  заседании 08.11.2017 при отсутствии  возражений сторон и третьего лица  суд признал дело  подготовленным к  рассмотрению в  судебном  заседании и перешел к  рассмотрению дела  по  существу в  соответствии с  частью 4 статьи 137 АПК РФ).

   Представитель истца в  судебное  заседание  не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в  его отсутствие.

Представитель ответчика в  удовлетворении иска  просила отказать  по двум основаниям: пропуск  срока исковой  давности и отсутствие правовых оснований  для  взыскания  излишне  выплаченных  Полежаеву  Г.А денежных средств в  качестве  пенсии.

            Третье  лицо Полежаев Г.А. в  судебное  заседание  не явился,  извещен надлежащим  образом.

            Заслушав  объяснение  представителя  ответчика, изучив  письменные  доказательства,  суд  не находит оснований  для удовлетворения иска.

            Из материалов дела  следует,  что Полежаев Геннадий  Анатольевич  является  получателем  страховой части пенсии, для  начисления  которой   08.09.2008   ответчиком  была  выдана  справка №354.

Согласно сведениям,  указанным в  данной  справке,  гражданин  имеет  периоды  военной службы и иной  деятельности с  19.08.1960  по 04.11.2013, с  13.02.1975  по 13.12.1993.

На основании представленных данных, Управлением в  страховой  стаж  для  определения  права  на страховую  часть, а также в  общий трудовой  стаж  на 01.02.2002  были  включены  периоды:  с  16.02.1960  по 18.08.1960,  с 20.12.1963  по 03.11.1966, с  09.11.1966  по 01.06.1970, с  03.06.1970  по 09.02.1975.

В  связи с  подтверждением  права  на назначение  страховой  части  трудовой  пенсии по старости, решением УПФР в  Ворошиловском  районе г. Ростова-на-Дону с  01.01.2007  Полежаеву  Г.А.  установлена  страховая  часть  трудовой  пенсии по старости в  размере 1308 рублей  30  копеек.

            27.06.2014 (вх.№2197)  истцом  получена  справка, выданная Военным  комиссариатом Ростовской  области, согласно  которой в  стаж, учтенный  при назначении  пенсии за  выслугу  лет  включены  периоды  военной  службы , иные  нежели те,  которые  учитывались  при назначении пенсии, в  связи с  чем выявлен  факт  одновременного включения в  выслугу  лет и в  страховой  стаж  совпадающих  по времени  периодов,  что повлекло  переплату выплат  страховой  части  трудовой  пенсии по старости в  размере  121 674  рублей 61 копейку.

  Отказ   добровольного  возмещения  причиненного фонду  ущерба послужил основанием  для  обращения в  арбитражный  суд с  настоящим  иском.

  При вынесении  решения  суд руководствуется  следующим.

   В соответствии с нормами Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" лица, являющиеся военными пенсионерами в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 17.12.2011 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части).

Граждане, которым в соответствии с Законом N 4468-1 установлены пенсии за выслугу лет или по инвалидности, осуществляющие (осуществлявшие) после увольнения трудовую деятельность, при достижении ими общего пенсионного возраста, то есть 55 или 60 лет (соответственно женщины и мужчины), обращаются за назначением им трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 N 35498).

Названными Правилами установлено, что граждане, которым пенсии установлены в соответствии с Законом N 4468-1, при возникновении права на пенсии в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" обращаются за ними в порядке, предусмотренном названными Правилами (пункт 17). Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком (пункт 18).

Документы, на основании которых принимается решение о назначении трудовой пенсии по старости, определены в Перечне документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденном приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 N 35496).

Также обязательным условием возникновения у военнослужащих права на страховую часть трудовой пенсии по старости является наличие установленной им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом N 4468-1.

Факт получения военнослужащими указанных пенсий за выслугу лет или инвалидности, а также периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет (периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности) подтверждается справкой, которая выдается пенсионной службой соответствующего силового ведомства, осуществляющего их пенсионное обеспечение.

Среди способов защиты гражданских прав, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено возмещение убытков. В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками помимо прочего понимаются расходы, которые произвело лицо, чье право нарушено. Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Анализ вышеназванных норм права показывает, что в предмет доказывания по требованию о взыскании убытков входит: факт причинения убытков, их размер, наличие причинной связи между виновными действиями (бездействием) ответчика и причиненными убытками. Под причинно-следственной связью понимается такая связь явлений, при которой одно из явлений (причина), в данном случае неправомерные действия ответчика, не только предшествует по времени второму (следствию) - причинению убытков, но и порождает его, влечет его наступление (то есть противоправность действий причинителя вреда в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по представлению сведений (представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных в пункте 4 статьи 23 Закона о трудовых пенсиях).

Кроме того, для наступления деликтной ответственности необходимо установить наличие вины причинителя вреда.

Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при наличии всей совокупности указанных выше условий.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.

Согласно статье 25 Закона N 173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 указанного Закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Страховщик обязан осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения. Страховщик имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок.

Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую установлены совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 17 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19пб от 27.02.2002 (далее - Правила).

Согласно пунктам 11 - 13 этих Правил при приеме заявления и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для перерасчета размера пенсии. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов. Фонд проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения. Решение принимается Фондом на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2010 N 1152-О-О военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 11, пункту 1 статьи 18, пунктам 1 - 3 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункта 20 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (действующих в спорный период назначения трудовой пенсии), предусмотрено, что период службы в армии может быть подтвержден в том числе и записями в трудовой книжке.

Аналогичные требования также содержатся в Перечне документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденном приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 N 35496), статье 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктами 26 - 36 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.

Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, в подтверждение периодов работы, принимаются прочие документы (письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы).

Из анализа названных норм следует, что обязанность проверки достоверности сведений, изложенных в документах, в том числе записях в трудовой книжке, представленных для назначения пенсии, лежит на территориальных органах Пенсионного фонда. При этом достоверность сведений должна проверяться до назначения (перерасчета) пенсии.

Вместе с тем, положительное решение о начислении пенсионеру трудовой пенсии управление имело право принимать лишь после устранения возникших у него сомнений, то есть после подтверждения пенсионером или работодателем предоставленных ими сведений. Обратное свидетельствует о недобросовестности самого должностного лица управления, злоупотреблении им своими должностными обязанностями, либо халатном отношении к исполнению обязанностей. Обязанность должностного лица проверить представленные сведения следует также из пунктов 11 - 13 Правил (раздела III "Порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии").

Управление Пенсионного Фонда при проверке документов и начислении гражданину ПолежаевуГ.А. трудовой пенсии обязано были проверить и учесть периоды как прохождения военной службы, так и иной трудовой деятельности, достоверно отраженные записях в трудовой книжке и вкладыше в трудовую книжку. А в случае сомнения в достоверности представленных Некрасовым В.Е. сведений, управление вправе было направить соответствующий запрос в компетентные органы и учреждения, в том числе и военный комиссариат. Между тем, Пенсионный фонд данным правом не воспользовалось.

Фактически управление назначило пенсию гражданину Полежаеву  Г.А. без какой-либо проверки представленных Некрасовым В.Е.  сведений о периодах иной трудовой деятельности, содержащихся в трудовой книжке, вкладыше в трудовую книжку.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о недобросовестности учреждения, представлении им недостоверных сведений, влекущих причинение ущерба управлению, в материалы дела не представлено, отсутствует причинно-следственная связь между деяниями учреждения по непредставлению в управление сведений о периодах иной трудовой деятельности (за исключением военной службы) и наступившими последствиями.

Неуказание в первоначальной справке периодов иной трудовой деятельности, при отсутствии такой обязанности и при том, что периоды военной службы указаны верно, не может быть судом произвольно расценено как представление недостоверных сведений.  

Выводы  суда по настоящему делу  согласуются с  позицией,  изложенной в  Определении Верховного Суда  Российской  Федерации   от 4 августа 2017 г. N 308-КГ17-9811.

            Кроме  этого,  принимая  решение  об отказе в  иске,  суд,  соглашается с  позицией  ответчика  о пропуске трехлетнего срока  исковой  давности,  что является  самостоятельным  основанием для  отказа  в  иске.

Согласно статье 195 Гражданского кодекса  Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (статья 199 ГК РФ).

Ответчиком заявлено о пропуске Управлением Пенсионного фонда срока исковой давности, предусмотренного пунктом  2 статьи 196 ГК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Однако срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.

            О недостоверности  представленных  сведений, истец  узнал 27.06.2014, а с исковым  заявлением  обратился в  арбитражный  суд   18.07.2017, т.е. с  пропуском трехлетнего срока.

Таким  образом, при должной степени заботливости и осмотрительности при исполнении своих контрольных обязанностей работники Управления пенсионного фонда могли и должны были своевременно выявить  отсутствие у Полежаева  Г.А. . права на получение соответствующих выплат, выявить факт выдачи удостоверения о праве на льготы неуполномоченным лицом, однако проявили грубую неосторожность, что привело к причинению убытков,  которые и  подлежат отнесению  на истца.

            Вывод  суда  согласуется с  правовой  позицией ВАС РФ,  изложенной в  Определении от 4 сентября 2013 г. N ВАС-11571/13,  которым  поддержаны  выводы  судов  по делу А57-4364/2012.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска  отказать.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия. Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                               И.В. Чернышева