НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Тыва от 26.01.2009 № А69-4410/08

Арбитражный судРеспублики Тыва

667000 г. Кызыл, ул. Красноармейская, 100, Дом печати телефон для справок: 2-11-96(8-394-22)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кызыл

Дело № А69-4410/08-5

Резолютивная часть решения оглашена 26 января 2009 года, полный текст решения изготовлен 30 января 2009 года

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Ханды А.М., рассмотрев в судебном заседании заявление Территориального управления Федерального агенства по управлению федеральным имуществом

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва,

о признании незаконным предписания от 03.10.2008 № 246,

при участии в заседании :

от заявителя – Черноусовой О.В., представителя по доверенности от 07.04.2008 № 2-39;

от ответчика – Хаджиева Ф.А., представителя по доверенности от 22.12.2008 № 12-01-24/3399,

установил:

Территориальное управление Федерального агенства по управлению федеральным имуществом(далее – ТУ Росимущества по Республике Тыва) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва(далее – ТУ ФСФБН по Республике Тыва) о признании незаконным предписания от 03.10.2008 № 246.

Представитель  ТУ Росимущества по Республике Тыва в судебном заседании ходатайствовал о прекращении производства по делу, в части касающихся требований о признании незаконным пунктов 3 и 4 предписания от 03.10.2008 № 246, в связи с отказом от данной части заявления.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, суд прекращает производство по делу.

Ходатайство о частичном прекращении производства по делу заявлено представителем ТУ Росимущества по Республике Тыва, в пределах предоставленных ему полномочий по доверенности от 07.04.2008 № 2-39.

Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные пунктом 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, заявителю ясны и понятны.

При указанных обстоятельствах, суд на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает от представителя ТУ Росимущества по Республике Тыва частичный отказ от заявления и производство по делу в части касающихся требований о признании незаконным пунктов 3 и 4 предписания от 03.10.2008 № 246, в связи с отказом от данной части заявления, прекращает.

В судебном заседании представитель ТУ ФСФБН по Республике Тыва с заявлением не согласился, представил отзыв и материалы проверки.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, установил.

ТУ ФСФБН по Республике Тыва с 11.09.2008 по 24.09.2008, на основании удостоверений от 09.09.2008 № 347, от 15.09.2008 № 347-1 и от 16.09.2008 № 347-2, проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ТУ Росимущества по Республике Тыва за 2006-2007 года, результаты проверки отражены в акте от 24.09.2008 N 347.

Указанной проверкой установлены следующие нарушения:

1.при отсутствии приказа руководителя ТУ Росимущества по Республике Тыва (временно исполняющим обязанности руководителя Ганиев Н.К. назначен приказом и.о. руководителя Монгуш В.Б.) неправомерно начислено и выдано премии за август и сентябрь 2007 года начальнику отдела по управлению и распоряжению недвижимым имуществом и земельными участками, временно исполняющему обязанности руководителя, Ганиеву Н.К. на основании собственных приказов;

2.неправомерно произведена компенсация расходов на проезд к месту отдыха и обратно супруге начальника отдела по управлению и распоряжению недвижимым имуществом и земельными участками Ганиева Н.К., как неработающему члену семьи, тогда как супруга Ганиева Л.П. фактически является пенсионером, получающим пенсию, сумма нарушения составила 17 613 руб..

03.10.2008 по результатам проведенной проверки ТУ ФСФБН по Республике Тыва вынесено предписание N 246 по устранению выявленных нарушений, согласно которому ТУ Росимущества по Республике Тыва предписано принять меры по возмещению неправомерно израсходованных средств федерального бюджета в срок до 30 дней со дня его получения.

Полагая, что предписание от 03.10.2008 N 246 не соответствует действующему законодательству и нарушает его законные права, ТУ Росимущества по Республике Тыва обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения представителей сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- наличие полномочий на его принятие у государственного органа;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовой статус органов финансово-бюджетного надзора определен Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора", постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора", Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н.

В соответствии с Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации (пункт 1).

Территориальное управление осуществляет в установленной сфере деятельности контроль и надзор, в том числе, за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.1.1).

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право:

- проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых:

- проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

- проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации (пункт 5.14.1).

- направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14.7).

Исходя из вышеназванных норм ТУ ФСФБН по Республике Тыва обладало полномочиями по проведению проверки ТУ Росимущества по Республике Тыва и вынесению оспариваемого предписания, которое является ненормативным правовым актом, поскольку возлагает на адресата обязанность принять меры по пресечению выявленных нарушений и сообщить о принятых мерах в установленный срок.

ТУ ФСФБН по Республике Тыва в ходе проведенной проверки установлено следующее.

1. при отсутствии приказа руководителя ТУ Росимущества по Республике Тыва (временно исполняющим обязанности руководителя Ганиев Н.К. назначен приказом и.о. руководителя Монгуш В.Б.) неправомерно начислено и выдано премии за август и сентябрь 2007 года начальнику отдела по управлению и распоряжению недвижимым имуществом и земельными участками, временно исполняющему обязанности руководителя, Ганиеву Н.К. на основании собственных приказов, сумма нарушения составила 17 456 руб.(абз.2 страницы 13 акта проверки от 24.09.2008 № 347 и пункт 1 предписания от 03.10.2008 № 246).

По мнению ТУ ФСФБН по Республике Тыва ТУ Росимущества по Республике Тыва допущены нарушения статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 1.1. Положения о порядке выплаты премий и материальной помощи федеральным государственным служащим Территориального управления Федерального агенства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва, утвержденного приказом Территориального управления от 31.01.2007 № 6-03.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором согласно действующим у данного работодателя системам оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). При этом системы оплаты труда, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования утверждаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством.

Приказом ТУ Росимущества по Республике Тыва от 31.01.2007 № 6-03 утверждено Положение о порядке выплаты премий и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим территориального управления Федерального агенства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва, пунктом 1.1. которого предусмотрено, что премирование работников производится по результатам работы с учетом личного вклада каждого работника в осуществлении функций ТУ Росимущества по Республике Тыва, премии выплачиваются по итогам работы за месяц на основании приказа руководителя ТУ Росимущества по Республике Тыва.

Из материалов дела, а именно из приказов от 23.07.2007 № 6-59; от 30.08.2007 № 6-67 и 24.09.2007 № 6-75 следует и подтверждается, что в связи с уходом в отпуск и.о.обязанности руководителя ТУ Росимущества по Республике Тыва Монгуш В.Б. с 23 июля 2007 года по 19 сентября 2007 года исполнение его обязанностей возложено на Ганиева Н.К., бухгалтерии предписано производить выплату разницы в окладах и.о. руководителя и начальника отдела за период исполнения обязанностей руководителя Ганиеву Н.К..

Приказом и.о. руководителя ТУ Росимущества по Республике Тыва Ганиева Н.К. от 30.08.2007 № 6-67 начальнику отдела Ганиеву Н.К. выплачена премия за август 2007 года в размере оклада, кроме того, приказом от 24.09.2007 № 6-75 выплачена премия за сентябрь 2007 года в размере двух окладов.

Суд соглашается с выводом ТУ ФСФБН по Республике Тыва, что Ганиев Н.К. как и.о. руководителя ТУ Росимущества по Республике Тыва не вправе был включать в качестве получателя премии в указанные приказы себя - как начальника отдела.

Вместе с тем, суд считает, что указанное нарушение не привело к неправомерному расходованию средств федерального бюджета в сумме 17 456 руб. исходя из следующих обстоятельств.

За исполнение обязанности руководителя ТУ Росимущества по Республике Тыва Ганиеву Н.К. выплачивалась разница только в окладах и.о. руководителя и начальника отдела, разница в премиях и иных выплатах не выплачивалась(пункт 2 приказа от 23.07.2007 № 6-59).

Согласно приказов от 30.08.2007 № 6-67 и от 24.09.2007 № 6-75 было принято решение о выплате Ганиеву Н.К. премии за август и сентябрь 2007 года как начальнику отдела, поскольку он в период исполнения обязанности руководителя ТУ Росимущества по Республике Тыва продолжал выполнять обязанности начальника отдела и премии были начислены ему как начальнику отдела.

Указанные премии полагались Ганиеву Н.К. за работу в качестве начальника отдела, предусмотрены и выплачены в соответствии с Положением о порядке выплаты премий и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим территориального управления Федерального агенства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва, утвержденного приказом ТУ Росимущества по Республике Тыва от 31.01.2007 № 6-03 и в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Обратное не доказано и не оспаривалось.

При указанных обстоятельствах, указанное нарушение при оформлении назначения премии не привело к неправомерному расходованию средств федерального бюджета в сумме 17 456 руб..

2.неправомерно произведена компенсация расходов на проезд к месту отдыха и обратно супруге начальника отдела по управлению и распоряжению недвижимым имуществом и земельными участками Ганиева Н.К., как неработающему члену семьи, тогда как супруга Ганиева Л.П. фактически является пенсионером, получающим пенсию, сумма нарушения составила 17 613 руб.,(абз.4 страницы 14 акта проверки от 24.09.2008 № 347 и пункт 2 предписания от 03.10.2008 № 246).

Из материалов дела следует и подтверждается, что на основании заявления начальника отдела по управлению и распоряжению недвижимым имуществом и земельными участками Ганиева Н.К. по расходному кассовому ордеру от 27.09.2006 № 112 выданы 25 000 руб., на проезд к месту отпуска и обратно супруги Ганиевой Л.П., неработающей пенсионерки. 31 октября 2006 года утвержден авансовый отчет за № 72 на сумму 17 613 руб., с приложением проездных документов на имя супруги Ганиевой Л.П., остаток неиспользованных средств в сумме 7 387 руб. возвращены по приходному кассовому ордеру от 03.11.2006 № 51.

По мнению ТУ ФСФБН по Республике Тыва допущены нарушения статьей 33 и 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно»..

Согласно статье 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 кг.

Абзацем 3 указанной статьи предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации также оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени использования ими отпуска.

Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси). Причем организации оплачивают стоимость проезда и стоимость провоза багажа членам семей работников независимо от времени использования ими отпуска.

Таким образом, нормами названных законов предусмотрено право работодателя оплатить работнику проезд к месту использования самим работником и неработающими членами его семьи отпуска и обратно и указанное право не ставится в зависимость от одновременного и совместного использования отпуска этими лицами. Не содержит данные нормы и требования о проведении отпуска работником и членами его семьи в пределах одной административно-территориальной единицы.

Следовательно, действия ТУ Росимущества по Республике Тыва по оплате расходов на проезд к месту отдыха и обратно неработающему супругу своего работника в размере 17 613 руб. являются обоснованными и законными.

При этом право выбора получения возмещения расходов на проезд к месту отдыха и обратно как пенсионеру, являющемуся получателем трудовой пенсии, через органы пенсионного фонда, в порядке установленном законодательством, либо как неработающему члену семьи работника, в порядке статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, принадлежит неработающему члену семьи работника и самому работнику.

При указанных обстоятельствах, в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что пункты 1 и 2 оспариваемого предписания не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ТУ Росимущества по Республике Тыва в сфере предпринимательской деятельности, принимает решение о признании этого оспариваемого ненормативного акта недействительным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 150, 151, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Пункт 1 и 2 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва от 03.10.2008 № 246 признать недействительным.

Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва устранить допущенное нарушение.

Производство по делу № А69-4410/08-5, в части касающихся требований о признании незаконным пунктов 3 и 4 предписания от 03.10.2008 № 246 прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия либо путем подачи кассационной жалобы в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Тыва в срок не позднее

двух месяцев после вступления решения в законную силу.

Судья А.М.Ханды