Именем Российской Федерации Арбитражный суд Республики Тыва РЕШЕНИЕ
г. Кызыл Дело №А69-2246/07-5
Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2008 года, решение в полном объеме изготовлено 05 февраля 2008 года.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Ханды A.M., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения Центра социальной помощи семье и детям Тоджинского кожууна Министерства труда, социальной политики Республики Тыва
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №2 по Республике Тыва
о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
при участии в заседании:
от заявителя: Хураган-оо В.Н. - представитель по доверенности от 14.11.2007 г., от ответчика: Оюн К.Д. - представителя по доверенности от 14.11.2007 г., установил:
Государственное учреждение Центр социальной помощи семье и детям Тоджинского кожууна Министерства труда, социальной политики Республики Тыва обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №2 по Республике Тыва о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 179.141 рубль.
До рассмотрения спора по существу, заявителем подано ходатайство об уточнении заявленных требований, а именно, уменьшении исковых требований на 18.196,02 рублей и увеличении требований на 43.708,76 рублей по пени по обязательным страховым взносам в пенсионный фонд. На основании заявленного ходатайства заявитель просит суд произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на общую сумму 204.653,74 рублей.
В соответствии со ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования, пояснил, что вследствие излишнего перечисления сумм, образовалась переплата в сумме 204.653,74 рублей. Учреждением было подано заявление в налоговый орган о проведении зачета (возврата) ошибочно уплаченного налога. Ввиду отказа налогового органа в проведении зачета, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Представитель налогового органа возражает против заявленных требований, указывает, что в соответствии с налоговым законодательством налоговый орган уполномочен осуществлять возврат или зачет только налогов и сборов, но не как страховых и накопительных взносов на пенсионное страхование. По указанным основаниям, налоговый орган просит суд отказать в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, доводы и пояснения сторон, суд установил:
Как видно из материалов дела, а именно, актов совместной сверки расчетов между налоговым органом и заявителем, по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации по состоянию на 30.09.2007 г., за Государственным учреждением Центром социальной помощи семье и детям Тоджинского кожууна Министерства труда, социальной политики
Республики Тыва числятся переплаты в размере 140.727 рублей 51 копеек, 43.708 рублей 76 копеек и 20.217 рублей 47 копеек. Общая сумма переплаты составляет 204.653 рублей 74 копеек.
01 ноября 2007 года Учреждение обратилось с заявлением в налоговую инспекцию о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов.
Письмом от 06.11.2007 г. №06-13/12893 налоговый орган отказал учреждению, ссылаясь на то, что возврат, зачет страховых взносов налоговыми органами не производится.
Центр социальной помощи семье и детям, не согласившись с отказом, обратился в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, выслушав доводы и возражения сторон, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.
Статьей 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Между тем из статьи 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. №115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 г. №174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 г. №116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
С учетом изложенного, суд отклоняет довод инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что ГУ Центр социальной помощи семье и детям имеет переплату в виде излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении обязанности осуществить возврат излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговый орган.
В соответствии со ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Межрайонной инспекции №2 Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Тыва возвратить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 204.653 рублей 74 копеек Государственному учреждению Центру социальной помощи семье и детям Тоджинского кожууна Министерства труда, социальной политики Республики Тыва.
Возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2.000 рублей Государственному учреждению Центру социальной помощи семье и детям Тоджинского кожууна Министерства труда, социальной политики Республики Тыва.
Выдать взыскателю исполнительный лист.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия.
Судья Ханды А.М.,