АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
==================================================================================
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело № А65-27376/2009-СA3-56
Резолютивная часть решения объявлена 23.10.2009г.
Текст решения в полном объеме изготовлен 30.10.2009г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Бредихиной Н.Ю., рассмотрев 23.10.2009г. по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Акмай», г.Альметьевск к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, г. Казань о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 11-09534/пн от 15.09.2009 г. по делу № 11-09-1239/ап об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг,
с участием:
от заявителя – Фатхутдинова Г.Д., доверенность № 154 от 14.09.2009 г.
от ответчика – Королева Э.А., доверенность от 31.12.2008 г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бредихиной Н.Ю.,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Акмай», г.Альметьевск (далее по тексту – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, г.Казань (далее по тексту - ответчик) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 11-09534/пн от 15.09.2009 г. по делу № 11-09-1239/ап об административном правонарушении по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила суду, что в действиях заявителя состав административного правонарушения отсутствует, поскольку заявителем были соблюдены все требования, установленные законодательством о рынках ценных бумаг. Нарушение сроков опубликования бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации не подпадает под состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.19 ч.2 КоАП РФ. За нарушение сроков опубликования бухгалтерской отчетности в законодательстве о бухгалтерском учете установлена самостоятельная ответственность, срок давности привлечения за такое нарушения 2 месяца, соответственно, на момент привлечения заявителя к административной ответственности срок давности истек. У ФСФР отсутствуют полномочия по привлечению к административной ответственности за нарушения в области законодательства о бухгалтерском учете. Кроме того, пояснила, что опубликование бухгалтерской отчетности в неполном объеме произошло вследствие технической ошибки, которая была исправлена сразу же, за две недели до опубликования было подано заявление об опубликовании бухгалтерской отчетности в исправленном виде. Пояснила также, что можно считать данное нарушение малозначительным.
Представитель ответчика требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, пояснила суду, что п.8.3.7 Положения о раскрытии информации установлено, что опубликование бухгалтерской отчетности в сети Интернет не освобождает от исполнения обязанности по опубликованию отчетности в СМИ. Эта норма носит отсылочный характер к законодательству о бухгалтерском учете. Возразила против доводов о применении к данному нарушению только норм законодательства о бухгалтерском учете и невозможности применения положений ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, пояснила, что нарушение порядка публикации бухгалтерской отчетности является нарушением как Гражданского законодательства, законодательства об акционерных обществах, так и законодательства о рынке ценных бумаг. Оспариваемое постановление вынесено в рамках полномочий административного органа, предоставленных ему законом. Доводы о малозначительности не признала, пояснив, что заявителем было допущено пренебрежительное отношение к исполнению обязанностей, установленных законом.
Как следует из материалов дела, постановлением №11-09-534/пн от 15.09.2009г. заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии с ч.2 ст.15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 рублей, за совершение административного правонарушения выразившегося в нарушении порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Не согласившись с указанным постановлением заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с положениями ч. 6 и ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующему выводу.
Статьей ст.97 ГК РФ установлено, что открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
В соответствии с п.1 ст.47 и подп.11 п.1 ст.48 Федерального закона от 26 декабря 1995г. N208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон "Об акционерных обществах") утверждение годовой бухгалтерской отчетности входит в круг вопросов, подлежащих обязательному утверждению на общем годовом собрании акционеров.
В соответствии с п.3 ст.52 Закона "Об акционерных обществах "годовая бухгалтерская отчетность относится к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества.
Требования о раскрытии годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества установлены п. 1 ст. 92 Закона "Об акционерных обществах".
В соответствии с п.8.1.1, п.8.1.2 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (с изменениями от 14 декабря 2006 г., 12 апреля, 30 августа 2007 г., 23 апреля, 2 июня 2009 г.) открытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, обязаны раскрывать, в том числе, годовой отчет акционерного общества; годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества; устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов.
Обязанность по раскрытию информации, возникает для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества;
В соответствии с п.п.8.3.1, 8.3.3, 8.3.7 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» информация в форме годовой бухгалтерской отчетности должна содержать: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку.
Раскрытие годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с настоящим Положением не освобождает открытые акционерные общества от обязанности публиковать годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Согласно положениям ст.30 Федерального закона от 22.04.1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон «О РЦБ») под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам
Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней.
Согласно положений статьи 16 ФЗ «О бухгалтерском учете» и Приказа Минфина России от 28.11.1996г. №101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» - акционерные общества обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.
Пунктом 1.2 вышеуказанного Приказа также определено, что публикацией бухгалтерской отчетности признается объявление обществом бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации для всеобщего сведения.
Бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах массовой информации, доступной для всех акционеров данного общества, если публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом печатном издании, которая может быть определена уставом общества или решением общего собрания общества.
В силу п.1.3 публикация бухгалтерской отчетности производится после проверки и подтверждения ее независимым аудитором (аудиторской фирмой); утверждения ее общим собранием акционеров.
Общество может опубликовать бухгалтерскую отчетность, если выполнены обе указанные процедуры.
В случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с Положением о раскрытии информации, и/или в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается.
Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением о раскрытии информации, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п.1.12 Положения о раскрытии информации).
Ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации предусмотрена ч.2 ст.15.19 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из материалов дела годовая бухгалтерская отчетность по итогам работы открытого акционерного общества «Акмай» за 2008 год в средствах массовой информации в установленный срок опубликована не была. Публикация состоялась в Азнакаевской муниципальной газете «Маяк» лишь 19.06.2009 г.
Опубликованная годовая бухгалтерская отчетность ОАО «Акмай» в газете «Маяк» не содержит всей необходимой информации, предусмотренной п.2.8, п.2.9 Порядка публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, а именно: о валюте и формате представления числовых показателей бухгалтерской отчетности; дату утверждения бухгалтерской отчетности общим собранием акционеров; сведении об органе государственной статистики, в который общество представило обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности; вид и номер лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской фирмы.
Доводы заявителя о том, что обязанность по своевременному раскрытию информации им выполнена путем размещения бухгалтерской годовой отчетности ОАО «Акмай» за 2008г. в полном формате, на странице сети Интернет www.reestr-ak.ru 7 мая 2009г. судом рассмотрены, но отклонены, поскольку заявителем обязанность по раскрытию информации не была исполнена в полном объеме.
Доводы заявителя о том, что у заявителя не имелась возможность опубликовать бухгалтерскую отчетность за 2008 год, в связи с тем, что общее собрание еще не было проведено, поскольку дата проведения общего собрания акционеров 04.06.2009 г. была установлена решением Совета директоров ОАО «Акмай» от 29.04.2009г., судом признаются несостоятельными.
В соответствии с п. 8.3.5 Положения, утв. Приказом от 10.10.06 г. акционерное общество, на которое в соответствии с настоящим Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности.
В срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской отчетности, акционерное общество, указанное в настоящем пункте, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества. В случае, если годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества не была утверждена на годовом общем собрании акционеров, акционерное общество обязано указать причины, послужившие основанием для этого.
В случае, если в годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества, не утвержденную на годовом общем собрании акционеров, были внесены изменения и годовая бухгалтерская отчетность с внесенными изменениями была утверждена на внеочередном общем собрании акционеров, акционерное общество обязано опубликовать текст такой годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) внеочередного собрания акционеров акционерного общества.
В соответствии с п.2 ст. 15 Закона «О бухгалтерском учете» организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Поскольку обязанность по опубликованию годовой бухгалтерской отчетности в сети Интернет установлена вне зависимости от ее утверждения общим собранием акционеров, срок сдачи бухгалтерской отчетности – 3 марта , а в соответствии с п. 8.3.5 Положения, утв. Приказом ФСФР от 10.10.06 г., обязанность по опубликованию текста годовой бухгалтерской отчетности не позднее 45 дней, соответственно, 15 мая годовая бухгалтерская отчетность должна была быть опубликована в сети Интернет.
После чего должно быть осуществлено опубликование сообщения в сети, согласно п. 8.3.5 Положения, об утверждении (неутверждении и причинах неутверждения) годовой отчетности годовым общим собранием акционеров , которое в соответствии со ст. 47 Закона «Об акционерных обществах» проводится не позднее 6 месяцев после окончания финансового года.
Приказом Минфина РФ от 28.11.96 г. № 101 предусмотрена аналогичная обязанность по опубликованию текста годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации – не позднее 1 июня.
Соответственно, обязанность по опубликованию в средствах массовой информации годовой бухгалтерской отчетности за 2008 г. вне зависимости от ее утверждения, в отличие от годового отчета, утверждение которого общим собранием является обязательным, у заявителя имеется.
В соответствии со ст.47 Федерального закона от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. На годовом общем собрании акционеров должны решаться вопросы, в том числе об утверждении годовой бухгалтерской отчетности.
Пунктом 12.1. Устава ОАО «Акмай» закреплена обязанность общества ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров в сроки не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года.
Созыв годового общего собрания акционеров ОАО «Акмай» осуществляют члены Совета директоров общества, которые также осуществляют общее руководство деятельностью общества.
Учитывая, что годовое общее собрание акционеров ОАО «Акмай» об утверждении годового отчета состоялось лишь 4 июня 2009г., следовательно, информация о дате утверждения бухгалтерской отчетности общим собранием акционеров не могла быть размещена в сети Интернет 7 мая 2009г.
Кроме того, в соответствии с п.1.2 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах массовой информации, доступной для всех акционеров данного общества, если публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом печатном издании, что фактически заявителем было сделано лишь 19 июня 2009г..
В представленных генеральным директором Общества Каптелининым О.В. объяснениях от 24.08.2009г. (л.д.52) факт допущенных нарушений при размещении годовой бухгалтерской отчетности в газете «Маяк», а именно отсутствие сведений: о валюте и формате представления числовых показателей бухгалтерской отчетности; даты утверждения бухгалтерской отчетности общим собранием акционеров; сведений об органе государственной статистики, в который общество представило обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности; вид и номер лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской фирмы не оспаривался и был признан.
Доводы заявителя о том, что в данном случае было нарушено законодательство «О бухгалтерском учете» и ответственность должна быть за нарушение организации и ведение бухгалтерского учета, судом рассмотрен и отклонен.
Суд исходит из следующего, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц, а акционерное законодательство является специальным для акционерных обществ. Поэтому в данном случае необходимо применять положения Гражданского кодекса Российской Федерации и принятого в соответствии с ним Закона "Об акционерных обществах".
Учитывая изложенное, факт совершения заявителем правонарушения предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ подтверждается материалами административного дела (л.д.44-120).
В ходе судебного разбирательства судом нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.
Между тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На возможность применения судами общей и арбитражной юрисдикции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения указано и в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-0, от 5 ноября 2003 г. N 349-О.
В п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, в соответствии с абз.3 п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
При этом, в силу статьи 2.9 КоАП РФ последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь требованиями, содержащимися в ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Конституции РФ и Европейской конвенции от 20.03.1952 г. о разумном балансе публичного и частного интересов, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, учитывая отсутствие негативных последствий, а также тот факт, что выявленные нарушения были заявителем были устранены в кратчайшие сроки, пришел к выводу о малозначительности административного правонарушения.
В данном случае, составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст.3.1 КоАП РФ; будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, и в этой связи, суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции РФ, считает возможным освободить заявителя от административной ответственности, применив положения ст.2.9 КоАП РФ.
Пунктом 17 Постановления Пленума от 02.06.2004 N10 разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
На основании изложенного, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, оспариваемое постановление подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление №11-09-534/пн от 15.09.2009 г. Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-камском регионе, г.Казань о назначении Открытому акционерному обществу «Акмай», г.Альметьевск административного наказания в соответствии с ч.2 ст.15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Н.Ю.Бредихина