НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Республики Татарстан от 19.01.2009 № А65-35895/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  420014, Республика Татарстан, г.Казань, Кремль, корп.1, под.2

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (8432) 92-07-57

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело №А65-35895/2009-СA3-38

19 января 2009 года Арбитражный суд Республики Татарстан в соста­ве председательствующего судьи Воробьева Р.М.

рассмотрев в первой инстанции в открытом судебном заседании де­ло по заявлению Открытого акционерного общества «Казаньцентрстрой», г.Казань к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, г. Казань об обжаловании постановления № 11-09-654/пн от 23.11.2009 г. о назначении административного наказания,

с участием:

от заявителя – представитель Срурова С.И. по доверенности от 11.01.2010 г.,

от ответчика – представитель Королева Э.А. по доверенности от 11.01.2010 г.,

от лица, ведущего протокол – судья Воробьев Р.М.,

У С Т А Н О В И Л :

Открытое акционерное общество «Казаньцентрстрой», г.Казань (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, г. Казань (далее - ответчик) об обжаловании постановления № 11-09-654/пн от 23.11.2009 г. о назначении административного наказания.

Заявитель требования поддержал в полном объеме, дал пояснения по их существу.

Ответчик требования заявителя не признал, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении заявления отказать.

Из материалов дела представленных в суд, следует, что в соответствии с Приказом РО ФСФР России в ВКР от 07.08.2009 №21 1-09-606/пз, Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №317, на основании ст.42 Федерального закона от 22.04.19996 №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг, п.п. З.1.1., 2.1.6., 2.1.7. Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам от 22.06.2006 №06-69/пз-н, проведена выездная проверка деятельности открытого акционерного общества «Казаньценторстрой».

В результате проверки установлено, что открытое акционерное общество «Казаньцентрстрой» требования законодательства РФ по раскрытию информации не выполнило, а именно не обеспечило в срок не позднее 01.06.2009 г. доступ в средствах массовой информации к тексту годового отчета общества, составленного по итогам деятельности общества за 2008 г., что является нарушением эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность, по раскрытию которой предусмотрена законодательством.

По результатам проверки были составлены акт об отсутствии информации в средствах массовой информации от 30.09.2009 г., протокол об административном правонарушении №11-09-871/пр-ап от 09.07.2009 г. на основании которых было вынесено постановление №11-09-654/пн от 23.11.2009 г. о назначении административного наказания по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 руб.

Заявитель, не оспаривая по существу факта совершенного административного правонарушения, не согласился с вынесенным постановлением и обратился в суд с требованием его отменить ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Исследовав материалы дела и доводы сторон, суд приходит к выводу о правомерности привлечения заявителя к административной ответственности по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, и считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 97. Гражданского кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 92. Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков по итогам работы общества.

Согласно ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов) обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Согласно Порядка публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утвержденного приказом Минфина РФ от 28.11.1996 №101, публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для представления заинтересованным пользователям.

Публикацией бухгалтерской отчетности признается объявление обществом бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации для всеобщего сведения.

Бухгалтерская отчетность общества считается опубликованной в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, если публикация фактически состоялась хотя бы в одном периодическом печатном издании, который может быть определен уставом общества или решением общего собрания общества.

Несоблюдение вышеуказанных требований является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Однако годовая бухгалтерская отчетность по итогам работы открытого акционерного общества «Казаньцентрстрой» за 2008 год в средствах массовой информации в установленный срок опубликована не была. Годовая бухгалтерская отчетность Общества по итогам работы за 2008 год опубликована в газете «Казанские ведомости» № 130 (4875) от 15.07. 2009 года (с нарушением срока на 44 дня). Таким образом, срок нарушения составил 44 дня.

Довод заявителя относительно того, что общество не вправе было публиковать годовую бухгалтерскую отчетность в средствах массовой информации, поскольку по состоянию на 01.06.2009 г. она не была утверждена общим собранием акционеров, судом не может быть принят во внимание на основании следующего.

В соответствии с п. 11.3. Порядка публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утвержденного приказом Минфина РФ от 28.11.1996 №101, публикация бухгалтерской отчетности производится после проверки и подтверждения ее независимым аудитором (аудиторской фирмой), утверждения общим собранием акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится в срок, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. На годовом общем собрании акционеров должны решаться вопросы, в том числе об утверждении годовой бухгалтерской отчетности.

Однако, обществом годовая бухгалтерская отчетность была утверждена решением единственного акционера лишь 30.06.2009 г.

Раскрытие информации в форме бухгалтерской отчетности для открытых акционерных обществах является обязательным и осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах». Для всеобщего сведения опубликовывается бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков по итогам работы общества. Сроки публикации данной отчетности установлены Федеральным законом от 21.11.1996 «№129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Возможное наличие противоречия в корпоративном законодательстве РФ и законодательстве РФ о бухгалтерском учете обусловлены различными сферами регулирования, на которые они направлены. При этом, мнение о том, что сроки публикации годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, установленные ФЗ «О бухгалтерском учете» не соответствуют срокам проведения годового общего собрания акционеров, а следовательно и срокам утверждения годовой бухгалтерской отчетности является ошибочным, поскольку данные требования самостоятельные и не зависят друг от друга.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. На годовом общем собрании акционеров должны решаться вопросы, в том числе об утверждении годовой бухгалтерской отчетности.

Согласно п. 3 данной статьи в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно.

Пунктом 1.3. Порядка публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утвержденного приказом Минфина РФ от 28.11.1996 №101 предусмотрено, что публикация бухгалтерской отчетности производится после: проверки и подтверждения ее независимым аудитором (аудиторской фирмой); утверждения ее общим собранием акционеров. Общество может опубликовать бухгалтерскую отчетность, если выполнены обе указанные процедуры.

Таким образом, ОАО «Казаньцентрстрой» имело возможность для соблюдения требования законодательства Российской Федерации к срокам опубликования утвержденной годовой бухгалтерской отчетности.

Принятие единственным акционером ОАО «Казаньценторстой» решения об утверждении годовой отчетности за 2008 год 30.06.2009 г. не может быть рассмотрено в качестве обстоятельства, исключающего производство по делу, поскольку доказательств отсутствия возможности его принятия в кротчайшие сроки, с целью соблюдения требований, предъявляемых к публикации бухгалтерской отчетности, не представлены.

Вина открытого акционерного общества «Казаньцентрстрой» в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается материалами дела.

Часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусматривает, что нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, то есть ответственность как за не раскрытие информации так и не обеспечение доступа к информации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Исходя из изложенного, открытое акционерное общество «Казаньцентрстрой» совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19. КоАП РФ, а именно нарушение порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод заявителя о возможности применения положения ст. 2.9 КоАП РФ судом признается несостоятельным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 N 10 малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, посягает на установленный законом порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Представление информации акционерным обществом является важной составляющей нормального функционирования рынка ценных бумаг, ее непредставление влечет угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформированной в Определении от 02.03.2000 N 38-О следует, что фундаментальным принципом функционирования фондового рынка является его информационная прозрачность.

Соблюдение этого принципа является гарантией защиты прав не только самих владельцев ценных бумаг, но и инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, то есть всех потенциальных владельцев ценных бумаг.

В то же время с учетом конкретных обстоятельств дела наказание назначено обществу в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Материалы дела подтверждают наличие в действиях общества состава административного правонарушения по части 2 статьи 15.19 Кодекса, а также соблюдение региональным отделением срока давности привлечения к административной ответственности.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС ПО от 10.07.2008г. по делу №А65-31367/2007.

Учитывая нарушение срока опубликования, годовой бухгалтерской отчетности на 44 дня, а также оценив характер и степень общественной опасности совершенного Обществом правонарушения, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания его малозначительным.

Таким образом, судом установлено, что Постановление №11-09-654/пн от 23.11.2009г. по делу об административном правонарушении, законно, в связи с чем, требования заявителя не подлежат удовлетворению в силу п.3 ст.211 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья Р. М. Воробьев