Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
05 апреля 2022 года | Дело № А58-135/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 05 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Бокошевой Канышай Коргонбаевны (ИНН 143529903141, ОГРН 317144700022681) от 10.01.2021 к Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) о признании недействительным предписания от 28.10.2021 № 04-273/3 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, с участием представителя Министерства – Николаева М.Р. по доверенности от 07.02.2022 № 18/02/2-01-23-1470 (до перерыва), Дьячковской А.А. по доверенности от 11.01.2022 № 18/02/2-01-23-130; предприниматель – не явился, извещён;
У С Т А Н О В И Л :
индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Бокошева Канышай Коргонбаевна (далее – ИП Бокошева К.К., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство) о признании недействительным предписания от 28.10.2021 № 04-273/3 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
17.02.2022 предпринимателем представлены возражения на отзыв Министерства.
04.03.2022 через систему «Мой арбитр» от Министерства поступили письменные пояснения от 03.03.2022 № 18/02/2-01-22-2782.
Представленные документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленного требования заявитель указывает на то, что предприниматель не является субъектом, обязанным предоставлять отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов, декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации в 2020 году готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации и оплате экологического сбора.
Министерством представлены отзыв от 07.02.2022 № 18/02/2-01-22-1496, письменные пояснения, просит в удовлетворении заявленного требования отказать по основанию наличия обязанности у предпринимателя (л.д. 37-38).
Из материалов дела следует.
Бокошева Канышай Коргонбаевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 06.04.2017 за основным государственным регистрационным номером 317144700022681, осуществляет основной вид деятельности 41.20 «строительство жилых и нежилых зданий»; дополнительный вид деятельности, в том числе 10.85 «производство готовых пищевых продуктов и блюд».
На основании поступившего письма Департамента экологической безопасности и правовой экспертизы Министерства от 17.05.2021 о не представлении предпринимателем отчётности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, в том числе упаковки, подлежащих утилизации и оплату экологического сбора за 2020 год, старшим государственным инспектором охраны природы Якутского комитета государственного экологического надзора Министерства в отношении предпринимателя вынесено постановление о назначении административного наказания № 04-273/2 за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении статей 19, 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Одновременно представителю предпринимателя вручено предписание от 28.10.2021 № 04-273/9 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований с требованием сдать отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, в том числе упаковки, подлежащих утилизации и оплату экологического сбора за 2020 год в Управление Росприроднадзора по Республики Саха (Якутия) в срок до 13.12.2021 – нарушение частей 1, 2 статьи 19, статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Не согласившись с полученным предписанием, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления и целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещением отходов - хранение и захоронение отходов.
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Пунктами 1, 2 статьи 24.2 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств таких товаров.
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона (пункт 7 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 10 статьи 24.5 Федерального закона N 89-ФЗ в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.
Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реализация полномочий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 "Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки" (далее - Положение) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Так, Положение устанавливает порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р.
В соответствии с пунктами 9, 10 Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств установлено, что отчетным периодом для представления декларации признается один календарный год; декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Из ранее представленных в Управление Росприроднадзора РФ по PC (Я) деклараций за 2018 г., 2019 г. следует, что ИП Бокошевой К.К. представлена информация об упаковке товаров «изделия пластмассовые упаковочные», «упаковка печатная из бумаги и картона», которые входят в перечень упаковки, подлежащей утилизации после утраты ею потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3721-р.
Соответственно, в отношении упаковки производители и импортеры товаров в данной упаковке представляют декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 "Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки" и отчетность о выполнении нормативов утилизации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2010 "Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров".
При этом следует учитывать исключение, когда произведенная производителем упаковка реализуется (продается как готовый товар) другому производителю в целях использования последним данной упаковки для собственной произведенной продукции. В таком случае, обязанность по выполнению нормативов утилизации лежит на производителе, использующем упаковку для производства собственных товаров, что соответствует пункту 10 статьи 24.5 Федерального закона N 89-ФЗ.
Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что на производителей товаров в этой упаковке возлагается обязанность выполнения нормативов утилизации в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств.
Указанный вывод соответствует позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2019 № 310-ЭС19-875.
Учитывая, что предприниматель, осуществляя деятельность по производству готовых пищевых продуктов и блюд (суши, пицца) и реализуя их в упаковке, входящей в перечень упаковки, подлежащей утилизации после утраты ею потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3721-р, обязана сдать отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, в том числе упаковки, подлежащих утилизации и оплату экологического сбора за 2020 год.
С учетом изложенного, оспариваемое предписание соответствует Федеральному закону N 89-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для заявителя нарушение прав и законных интересов должно быть реальным, выражаться в виде определенных и вещественных неблагоприятных конкретно для него последствий от такого нарушения закона. То есть, как указано в данной норме, последствием такого нарушения закона должно быть либо возложение на заявителя каких-либо обязанностей, либо создание для него иных препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акт, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд в соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Отсутствие хотя бы одного из условий, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Как было указано выше, отсутствие доказательств нарушения оспариваемым предписанием прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Бокошевой Канышай Коргонбаевны к Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) о признании недействительным предписания от 28.10.2021 № 04-273/3 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья А.Н. Устинова