НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 22.07.2011 № А58-2259/11

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58- 2259/2011

29 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2011 года,

Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2011 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евсеевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Харбин» (ОГРН 1041402034376 ИНН 1435146896) от 07.04.2011 б/н

к Комитету занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) о признании незаконным заключения о привлечении и об использовании иностранных рабочих от 24.03.2011 № 79,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне Комитета занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия): - Управления федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия); - Государственного учреждения «Центр занятости населения г. Якутска»,

с участием представителей: ООО «Харбин»: Ефремова А.Г. по доверенности от07.04.2011 б/н; Комитет занятости населения: Самсонова А.А. по доверенности от 28.04.2011 №01-56/03-150; Управление федеральной миграционной службы: Александровой Т.Н. по доверенности от 08.11.2010 № 23/25012; ГУ «Центр занятости населения г. Якутска»: Поповой Я.А. по доверенности от 14.07.2011 №1583,

у с т а н о в и л:

по делу в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 12:13 15.07.2011 до 15:30 19.07.2011, с 16:05 19.07.2011 до 09:15 22.07.2011.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же лиц, участвующих в деле.

Общество с ограниченной ответственностью «Харбин» (далее-заявитель, общество) обратился в арбитражный суд с заявлением к Комитету занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (далее-Комитет) о признании незаконным заключения о привлечении и об использовании иностранных рабочих от 24.03.2011 № 79.

В порядке статьи 49 АПК РФ общество уточнило заявленные требования и просит признать незаконным заключение о привлечении и об использовании иностранных рабочих от 24.03.2011 № 79, как не соответствующее Административному регламенту от 11.01.2008 № 1/4/1/2 и нарушающее право общества на дальнейшее оформление визы приглашения и получения разрешения на привлечения на работу иностранных работников.

Арбитражный суд при рассмотрении спора исходит из общей направленности заявленного требования, его фактического предмета и основания. В данном случае, требования заявителя направлены на признание незаконными действия Комитета по вынесению заключения о привлечении и об использовании иностранных рабочих от 24.03.2011 № 79 о нецелесообразности привлечения 23 иностранных работников заявленным профессиям.

Комитет с заявлением общества не согласен по основаниям, изложенными в отзыве от 28.04.2011 №01-56/03-151, в заявлении 07.06.2011 № 01-56/03-185.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, на стороне Комитета, представили отзывы Управление федеральной миграционной службы по РС(Я) (далее-УФМС) от 05.05.2011 №23/9086, ГУ «Центр занятости населения г.Якутска» (далее-Центр занятости) от 19.07.2011 №1588.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены обстоятельства дела.

ООО "Харбин" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Саха (Якутия) 13.04.2004, о чем выдано свидетельство серии 14 N 001503149. Состоит в регистре получателей государственных услуг в ГУ «Центр занятости населения г. Якутска» с 15.11.2006.

14.03.2011 Общество обратилось в УФМС с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников в количестве 23 человека по следующим профессиям, специальностям: рихтовщик кузово-8;повар-1;колорист-1;маляр-10;слесарь сборщик двигателей-1;водитель-1;слесарь по ремонту элктрообрудования-1 на период с 03.05.2011 по 02.05.2012. К заявлению приложены: квитанция об уплате госпошлины в сумме 138 000рублей; копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе серии 14 N 000935652; копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 14 № 001503149; проект срочного трудового договора.

14.03.2011 УФМС направлен запрос в Комитет о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников Общества.

21.03.2011 в ГУ «Центр занятости населения г.Якутска» поступил запрос Комитета о подготовке предложений о привлечении и об использовании иностранных работников от 17.03.2011 № 79, в связи с обращением Общества в УФМС с целью получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

22.03.2011 ГУ «Центр занятости населения г.Якутска» в адрес Комитета представлены Предложения о привлечении и об использовании иностранных работников от 21.03.2011 № 1026, в которых указано об отсутствии в регистре сведений о потребности Общества в работниках.

Оспариваемым заключением Комитета от 24.03.2011 №79 принято решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, в связи с отсутствием в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест.

На основании заключения Комитета УФМС выдано Обществу уведомление об отказе № 29 от 30.03.2011 № 23/6310.

Данное обстоятельство послужило для Общества основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании заключения Комитета от 24.03.2011 №79 незаконным.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив и проанализировав представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает заявление ООО «Харбин» не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Доводы Комитета о том, что заключение является промежуточном документом, не содержит обязательных предписаний, влекущих для общества юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности общества, носит информационный характер, не является окончательным, то есть не является ненормативным актом, который может быть обжалован в арбитражный суд в порядке статьи 198 АПК РФ судом отклоняются, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) определяя правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в статье 5 определяет государственную политику в области содействия занятости населения, направленную на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.

Пунктом 1 статьи 7.1 Закона о занятости населения в Российской Федерации определен перечень полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.12.2010 № 575 «Об утверждении Положения о Комитете занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) и его коллегии», Комитет обеспечивает в соответствии с законодательством о занятости населения оказание государственной услуги по выдаче работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (пункт 3.4. Положения).

Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о занятости является приоритетным правом Российской Федерации.

Согласно части второй названной статьи привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1 названного Закона).

В соответствии с пунктом 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Постановлением от 15.11.2006 N 681 Правительство Российской Федерации утвердило Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации.

В разделе III Правил содержатся положения, регулирующие выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.

Данное разрешение выдается миграционной службой или ее территориальными органами при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.

Согласно пунктам 3, 5 статьи 18 Закона № 115-ФЗ разрешение на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 этой статьи, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации. Заключение о привлечении и об использовании иностранных работников выдается сроком на один год. Порядок выдачи данного заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

В соответствии с пунктом 8 "Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства", утвержденного Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Госкомрыболовства от 11.01.2008 N 1/4/1/2 (далее - Административный регламент), результатом предоставления государственной услуги является получение работодателями, заказчиками работ (услуг) разрешений на привлечение и использование иностранных работников или отказа в выдаче разрешений. Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатели представляют в ФМС России или ее территориальный орган документы, предусмотренные Регламентом.

На основании заявлений, с учетом требований Регламента, органами ФМС России принимается решение о выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников или об отказе в его выдаче.

Из вышеизложенного следует, что разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается на основании заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, выдаваемого органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерацию, содержащего решение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников

Административным регламентом предусмотрены основания выдачи органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.

В соответствии с пунктами 60, 62 Административного регламента заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям, выдается органами государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации с учетом Методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в случае, в том числе, отсутствия в перечне сведений о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников на текущий год рабочих мест, на которые работодатель, заказчик работ (услуг) подал заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Таким образом, в силу императивности положений Административного регламента заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям не может быть выдано органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации в случае отсутствия в перечне сведений о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников.

Административный регламент устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранных работников. К таким основаниям, в частности отнесено заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации и содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (пункт 29.1).

В рассматриваемом случае, Комитет в связи с отсутствием в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений о потребности Общества в работниках и в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, исходя из наличия российских граждан, имеющих необходимую профессиональную квалификацию, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных ресурсов, в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пунктами 60-60.3 Административного регламента выдал заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения 23 иностранных граждан.

Данное обстоятельство полностью подтверждается представленной ГУ «Центр занятости населения г. Якутска» выпиской из Регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, из которой видно, что Обществом не предоставлялись сведения о потребности в работниках на момент направления Комитету Предложений ГУ «Центр занятости населения г. Якутска» о привлечении и использовании иностранных работников от 21.03.2011 №1026, на основании которых выдано оспариваемое заключение. Также в ходе судебного разбирательства суду представлен на обозрение программный комплекс «Катраксис» версия 7.49, из которого следует, что Обществом необходимые сведения о потребности в работниках представлены только 01.06.2011.

Учитывая факт представления Обществом сведений о потребности в работниках, судом не принимаются доводы заявителя о том, что представление указанных сведений не является для Общества обязательным. Также судом отклоняются доводы Общества о том, что ГУ «Центр занятости населения в г. Якутске» и ранее указывал в Предложениях об отсутствии сведений о потребности в работниках, поскольку данное обстоятельство в данном конкретном деле не имеет правового значения.

Для признания оспариваемых действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При изложенных обстоятельствах правовых оснований для признания незаконными действий Комитета по вынесению заключения от 24.03.2011 N 79 у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Уточнение заявленных требований принять.

Отказать в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Харбин» к Комитету занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) о признании незаконным заключения о привлечении и об использовании иностранных рабочих от 24.03.2011 № 79.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья Е.А. Евсеева