НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Саха (Якутия) от 19.10.2021 № А58-335/2021

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

26 октября 2021 года

Дело № А58-335/2021

Резолютивная часть решения объявлена 19.10.2021.

Полный текст решения изготовлен 26.10.2021.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарями судебного заседания Тимофеевой А.М., рассмотрев по дело по заявлению (жалобе) Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 29" (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа "город Якутск" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 22.01.2021 № 14 к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2020 об административном правонарушении № 1/15.14-2020/500, с участием в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 17.02.2021 без номера (паспорт, диплом); от административного органа – не явились, извещены, имеется ходатайство от 18.10.2021 № 17/16-1-33/23-1910 о рассмотрении дела в отсутствие представителя, установил:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №29" (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа "город Якутск" (далее – МОБУ, Школа, Учреждение, заявитель) обратилось в от 22.01.2021 № 14 к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее – Минфин, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2020 об административном правонарушении № 1/15.14-2020/500.

Также заявитель представил пояснения от 25.02.2021, от 20.05.2021.

В обоснование заявленных требований Школа ссылается на то, что заявителем не допущено нецелевого использования бюджетных средств, расходования бюджетных средств.

Минфин не согласен с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве от 18.02.2021 № 17/16-1-33/23-299 (том 2, л.д. 3 – 5), в пояснении от 18.02.2021 № 17/16-1-33/23-298 (том 2, л.д. 7 – 9), в уточненных пояснениях от 12.03.2021 № 17/16-1-33/23-460 (т.2 л.д. 22-24). Минфин представил материалы дела по административному правонарушению (т.2 л.д.43-150, т.3 л.д.1-66)

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

В ходе встречной проверки Учреждения по вопросам соблюдения условий соглашений, заключенных в целях исполнения соглашений о предоставлении средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2018 – 2019 годы, проведенной на основании приказа Минфина от 07.07.2020 № 01-04/0974 «О назначении встречных проверок в муниципальных учреждениях ГО «Город Якутск», от 10.07.2020 № 01-04/0999 «О внесении изменений в приказ Минфина от 07.07.2020 № 01-04/0974», в рамках камеральной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации Государственной программы «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 – 2022 годы и на плановый период до 2026 года» в Городском округе «город Якутск», проведенной на основании приказа Минфина от 19.06.2020 № 01-04/0892 «О назначении камеральной проверки в Городском округе «город Якутск» за период 2018 – 2019 годы» установлен факт нецелевого использования средств государственного бюджета РС (Я) за 2019 год в сумме 240 670,00 рублей, в том числе:

96 720 рублей в нарушение п.5.2 и п.5.9 Порядка расходования субсидии расходования субсидии из государственного бюджета РС (Я) на организацию отдыха и оздоровления детей городского округа, утвержденного распоряжением Окружной администрации от 09.04.2019 № 588р направлены на питание детей в осеннем лагере, который отсутствует в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019, утвержденном приказом Министерства образования и науки РС (Я) от 27.05.2019 № 01-10/732;

46800 рублей в нарушение п.5.2 и п.5.9 Порядка расходования субсидии расходования субсидии из государственного бюджета РС (Я) на организацию отдыха и оздоровления детей городского округа, утвержденного распоряжением Окружной администрации от 09.04.2019 № 588р т Соглашения без номера от 17.05.2019 направлены на организацию летнего отдыха детей направлены на питание детей в дистанционной Каникулярной школы по подготовке к ЕГЭ в 2020 году, который отсутствует в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году, утвержденном приказом Министерства образования и науки РС (Я) от 27.05.2019 № 01-10/732;

97 150 рублей в нарушение пункта 2.1 Порядка предоставления и распределения органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) субсидий на организацию отдыха детей в каникулярное время, утвержденного постановление Правительства РС (Я) от 25.12.2013 № 477, пункта 2.2 Порядка расходования субсидии из государственного бюджета РС (Я) на организацию отдыха и оздоровления детей городского округа, утвержденного распоряжением Окружной администрации от 09.04.2019 № 588р «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2019 году на территории ГО «Город Якутск» и пункта 3 Соглашения от 17.05.2019 без номера направлены на оплату труда педагогических работников.

07.12.2020 и.о. главного контролера-ревизора Минфина в отсутствие законного представителя Учреждения – директора МОБУ, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола (заявлено ходатайство о составлении протокола отсутствие) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, по факту нецелевого использования средств государственного бюджета РС (Я) на сумму всего 240 670, 00 рублей, в том числе в сумме 96 720 рублей направлены на питание детей в осеннем лагере, который отсутствует в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019, утвержденном приказом Министерства образования и науки РС (Я) от 27.05.2019 № 01-10/732; в сумме 46800 рублей направлены на питание детей в дистанционной Каникулярной школы по подготовке к ЕГЭ в 2020 году, который отсутствует в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году, утвержденном приказом Министерства образования и науки РС (Я) от 27.05.2019 № 01-10/732; в сумме 97 150 рублей направлены на оплату труда педагогических работников.

Директором Школы были представлены пояснения на составление протокола от 07.12.2020 № 217.

09.12.2020 административным органом вынесено определение № 1/15.14-2020/500 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 1/15.14-2020/500 на 14.12.2020 в 16-10 час. посредством видеоконференцсвязи по ссылке, указанной в определении.

14.12.2020 зам. министра финансов РС (Я) в отсутствии законного представителя МОБУ (заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие) вынесено постановление № 1/15.14-2020/500 об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, Учреждению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 12 034,00 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

В силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля могут являться как главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, так и государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно абзацу 2 пункта 2.1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации и органом государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении главных администраторов (администраторов) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которому предоставлены межбюджетные субвенции, имеющие целевое назначение.

В соответствии с положениями 269.2, 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РС (Я) от 15.09.2014 N 315 "Об утверждении Положений о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) и его коллегии" Министерство вправе осуществлять внутренний государственный финансовый контроль, проводимый в рамках бюджетных отношений субъекта Российской Федерации.

Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования (пункт 3 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Законные методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля определены статьей 267.1 Бюджетного кодекса РФ, к ним отнесены проверки, ревизии, обследования.

Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом (пункт 2 статьи 267.1 указанного Кодекса).

Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Камеральные и выездные проверки проводятся в отношении объектов контроля, то есть лиц, чья финансовая деятельность проверяется. Встречные проверками проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля (пункт 3 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, встречная проверка Учреждения была назначена в рамках камеральной проверки муниципального образования "город Якутск", которому предоставлены межбюджетные субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной образовательной программы.

Согласно части 3 статьи 5, пункту 6 статьи 2, части 3 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования детей в муниципальных образовательных организациях пунктом 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании отнесено к полномочиям в сфере образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Указанное полномочие реализуется согласно указанной статье, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 9 Закона об образовании установлены полномочия органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, к которым отнесены в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного образования (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Из материалов дела следует, что между Управлением образования Окружной администрации города Якутска и МОБУ заключено Соглашение без номера от 17.05.2019 о предоставлении целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, предметом которого выступает определение условий предоставления главным распорядителем бюджетных средств Учреждению субсидии за счет средств государственного бюджета РС (Я) на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей.

В рамках указанного соглашения главный распорядитель бюджетных средств перечисляет субсидию в размере 126 489,00 рублей. В соответствии с п. 2.3. Соглашения Учреждение обязуется расходовать субсидию на цели, предусмотренные Соглашением в соответствии с направлениями расходования и сроками предоставления субсидии на иные цели, указанные в разделе 3 и в соответствии п. 2.3.4 обеспечить возврат не использованных в текущем году остатков субсидий в государственный бюджет РС (Я).

В ходе проверки Министерством также было установлено и отражено в акте проверки от 14.08.2020, что 17.09.2019 и 12.11.2019 между Управлением образования и Учреждением были заключены Соглашения без номера от 17.05.2019 об увеличении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено 126 489,00 рублей, от 18.09.2019 об уменьшении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено 223 989, 00 рублей, без номера от 12.11.2019 об уменьшении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, в соответствии с которым учреждению предусмотрено 223 209 рублей, без номера от 16.12.2019 об увеличении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, в соответствии с которым учреждению предусмотрено 270 009,00 рублей, в том числе:

29 339,00 рублей направлены на оплату труда и страховых взносов работников летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания;

97 150,00 рублей направлены на оплату труда работников учреждения;

96 720,00 рублей перечислены за питание детей осеннего лагеря и каникулярной школы;

46 800,00 рублей перечислены за питание 40 человек 6 дней в каникулярные дни с 2019-2020 учебного года.

Административным органом установлено, что в нарушение пункта 5.2 и пункта 5.9 Порядка расходования субсидии из государственного бюджета РС (Я) на организацию отдыха и оздоровления детей городского округа, утвержденного распоряжение Окружной администрации от 09.04.2019 № 588рпроизведено нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я) на сумму 96 720 рублей, так средства предусмотренные на организацию летнего отдыха детей направлены на питание детей в осеннем лагере, который отсутствует в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году, утвержденном приказом Министерства образования и науки РС (Я) от 27.05.2019 № 01-10/732, также произведено нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я) на сумму 46 800,00 рублей, так средства, предусмотренные на организацию летнего отдыха детей направлены на питание детей в дистанционной Каникулярной школе по подготовке к ЕГЭ в 2020 году, который отсутствует в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году, утвержденном приказом Министерства образования и науки РС (Я) от 27.05.2019 № 01-10/732.

Также административным органом установлено, что в нарушение пункта 2.1 Порядка № 477, пункта 2.2 Порядка расходования субсидий № 588р и пункта 3 Соглашения без номера от 17.05.2019 произведено нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я) на сумму 97 150,00 рублей, так средства, предусмотренные на оплату труда педагогических работников и оплату услуги на медицинское обслуживание, направлены на оплату труда учителей.

Постановлением Правительства РС (Я) от 25.12.2013 № 477 утвержден Порядок предоставления и распределения органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) субсидий на организацию отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с п. 2.6 Порядка субсидии предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на основании соглашения о предоставлении субсидии.

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что одним из условий предоставления субсидий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) является наличие муниципальных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства муниципальных образований по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вправе решать органы местного самоуправления и на исполнение которых предоставляются субсидии.

Согласно п. 3.8 Порядка субсидии в случае их использования не по целевому назначению взыскиваются в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из указанного выше правового регулирования и имеющихся в деле доказательств, подтверждающих использование денежных средств субвенции, предоставленной из бюджета Республики Саха (Якутия), суд приходит к выводу о том, что Министерство вправе проводить встречную проверку Учреждения.

Вместе с тем, суд приходит к следующему.

Министерством в данном случае проводилась встречная проверка Учреждения в рамках камеральной проверки получателя бюджетных средств из государственного бюджета субъекта - муниципального образования "город Якутск", и в силу пункта 3 статьи 267.1 Бюджетного кодекса РФ такая встречная проверка могла быть проведена только в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта камеральной проверки, а не в целях проверки деятельности самого учреждения.

Аналогичные нормы о пределах встречной проверки предусмотрены также Порядком осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Республике Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 N 2557.

В нарушение указанных положений предметом встречной проверки Министерством обозначена деятельность МОБУ, не являющегося объектом контроля в рамках назначенной камеральной проверки.

Следовательно, Министерством в отношении Учреждения в рамках встречной проверки осуществлен сбор доказательств нецелевого использования бюджетных средств с превышением полномочий административного органа.

Основанием возбуждения дела об административном правонарушении в отношении МОБУ и привлечения указанного лица к административной ответственности послужили доказательства, собранные в ходе встречной проверки и обстоятельства, установленные на основании указанных доказательств, зафиксированные в акте по результатам ее проведения.

Вместе с тем, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Следовательно, в рассматриваемом случае доказательства совершения административного правонарушения по статье 15.14 КоАП РФ получены с превышением полномочий в рамках осуществленного мероприятия государственного финансового контроля, то есть с нарушением закона. Такие доказательства не могли быть положены в основание оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.

Таким образом, суд считает, что административный орган не доказал наличия в действиях образовательного учреждения события и объективной стороны вменяемого ему правонарушения предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).

На основании статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 этого Кодекса.

В свою очередь, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (ч. 2).

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Учреждения и признанию оспариваемого постановления незаконным и его отмене полностью.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 14.12.2020 об административном правонарушении № 1/15.14-2020/500 незаконным и отменить полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья Р.И. Эверстова