Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
25 января 2019 года | Дело № А58-9858/2018 |
Резолютивная часть объявлена 18 января 2019 года.
Полный текст изготовлен 25 января 2019 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А.. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мухиной М.Н.,
рассмотрев заявление ликвидатора Государственной корпорации Агентство по страхованию вкладов (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд «Эрэл» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании несостоятельным (банкротом),
при участии представителей: заявителя ФИО1 по доверенности от 19.11.2018; Центрального банка РФ ФИО2 по доверенности от 17.01.2017; представителя участников (акционеров) АО ««Негосударственный пенсионный фонд «Эрэл» ФИО3 (протокол собрания от 19.11.2018),
с объявлением перерыва в порядке статьи 163 АПК РФ с 11ч.32м. 11.01.2019 до 12ч.00м. 18.01.2019, после окончания перерыва судебное заседание проведено в том же составе суда, с тем же представителем Центрального банка РФ, с участием от заявителя ФИО4 по доверенности от 15.01.2019, слушателей ФИО5, ФИО6,
УСТАНОВИЛ:
Приказом Банка России от 19.11.2015 № ОД-3239 у АО НПФ «Эрэл» аннулирована лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, что в соответствии с пунктом 3.2 статьи 7.2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон о НПФ) послужило основанием для направления Банком России в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) заявления о принудительной ликвидации Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Эрэл».
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24.12.2015 по делу №А58-6462/2015 в отношении Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Эрэл» введена процедура принудительной ликвидации. Функции ликвидатора в соответствии с пунктом 3 ст. 33.2 Закона о НПФ возложены на государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».
Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов (далее – заявитель, Агентство) обратилась в арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Эрэл» (далее – должник, АО НПФ «Эрэл») несостоятельным (банкротом); открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства сроком на три года; возложении обязанности конкурсного управляющего должника на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».
Кроме того, Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» просит установить, что:
- комитет кредиторов, образованный в ходе процедуры принудительной ликвидации АО НПФ «Эрэл», продолжает осуществлять свои полномочия;
- требования кредиторов, включенные ликвидатором в реестр требований кредиторов АО НПФ «Эрэл», считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены в соответствии с Законом о банкротстве, и включены в реестр требований кредиторов АО НПФ «Эрэл»;
Также Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» просит считать исполненными и подлежащими учету в деле о несостоятельности (банкротстве) должника следующие мероприятия и обязанности конкурсного управляющего АО НПФ «Эрэл»:
- проведение первого собрания кредиторов АО НПФ «Эрэл», образование комитета кредиторов с определением регламента работы комитета кредиторов;
- инвентаризация имущества АО НПФ «Эрэл», и опубликование информации о ее результатах;
- проведение оценки для определения рыночной стоимости активов, составляющих средства пенсионных накоплений, пенсионных резервов и собственное имущество – АО НПФ «Эрэл», в том числе с привлечением независимых оценщиков;
- уведомление вкладчиков и участников АО НПФ «Эрэл» в соответствии подпунктов 1 пункта 6 стать 186.4 Закона о банкротстве;
- проведение работ по закрытию счетов АО НПФ «Эрэл», ранее открытых в кредитных организациях, и открытие в Агентстве специальных счетов для учета средств пенсионных накоплений, пенсионных резервов и конкурсной массы.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29.10.2018 заявление Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» о признании АО НПФ «Эрэл» несостоятельным (банкротом) принято, возбуждено производство по делу по заявлению Агентства о признании АО НПФ «Эрэл» несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявление, пояснил, что стоимость имущества должника, в отношении которого принято решение о принудительной ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, просил назначить в качестве конкурсного управляющего государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».
Из пояснений представителя заявителя следует, что порядок перехода из процедуры принудительной ликвидации негосударственного пенсионного фонда в процедуру конкурсного производства законодательством Российской Федерации не урегулирован, в связи с чем, просит применить аналогию закона, а именно, применить положения статей 189.103 и 189.104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, относящихся к урегулированию особенностей конкурсного производства кредитной организации, в отношении которой, осуществлялась принудительная ликвидация; применение данной аналогии закона приведет к экономии средств конкурсной массы должника, сокращению сроков конкурсного производства и исключит дублирование предусмотренных законом о банкротстве мероприятий, которые уже осуществлены в процедуре принудительной ликвидации фонда.
Представитель участников (акционеров) АО НПФ «Эрэл» поддержал изложенную в письменных пояснениях позицию; полагает, что для определения признаков несостоятельности (банкротства) в отношении должника необходимо учитывать и суммировать все виды имущества АО НПФ «Эрэл»: пенсионные накопления, пенсионные резервы и конкурсную массу; указывает на необходимость использования профицита пенсионных накоплений путем его направления в конкурсную массу по аналогии закона на основании пункта 3 статьи 186.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, регулирующего распределение средств пенсионных резервов, оставшихся после удовлетворения требований. Также отметил, что должником удовлетворена значительная часть требований за счет средств пенсионных накоплений, в связи с чем, существенно поменялся состав кредиторов и распределение голосов. Считает, что в связи с полным погашением требований Банка России, учитывая, что выбранный ранее комитет кредиторов состоит исключительно из представителей Банка России, признание выполненными мероприятий по формированию комитета кредиторов и проведению первого собрания кредиторов нарушает права оставшихся кредиторов. В отношении требования о признании установленным реестра требований кредиторов должника, представитель участников (акционеров) полагает, что реестр необходимо составить за вычетом уже погашенных требований кредиторов.
Представитель Банка России полностью поддержала заявление Агентства о признании АО НПФ «Эрэл» несостоятельным (банкротом).
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, представленные документы, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 (далее – Закон о банкротстве), частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Особенности банкротства финансовых организаций определены параграфом 4 Закона о банкротстве. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 180 Закона о банкротстве для целей настоящего Закона под финансовыми организациями понимаются, в том числе, негосударственные пенсионные фонды.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
Согласно пункту 1 статьи 183.19 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом наряду с лицами, указанными в статье 7 настоящего Федерального закона, обладают временная администрация и контрольный орган.
Судом установлено, что АО НПФ «Эрэл» зарегистрировано в качестве юридического лица, 06.08.2015, имело лицензию от 01.11.2007 № 89/2 на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, аннулированную Приказом Банка России от 19.11.2015 №ОД-3239.
Приказом Банка России от 19.11.2015 №ОД-3240 с 19.11.2015 назначена временная администрация по управлению АО НПФ «Эрэл». Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24.12.2015 по делу № А58-6462/2015 в отношении АО НПФ «Эрэл» по заявлению Банка России введена процедура ликвидации, ликвидатором назначена Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».
Статьей 224 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
В ходе осуществления ликвидационных процедур в отношении должника Агентством выявлены обстоятельства, свидетельствующие о недостаточности стоимости имущества АО НПФ «Эрэл» для удовлетворения требований всех кредиторов.
Согласно статьи 16 Федерального закона от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон о НПФ) имущество негосударственного пенсионного фонда подразделяется на собственные средства, пенсионные резервы и пенсионные накопления.
В рассматриваемом случае, на дату введения принудительной ликвидации (23.11.2015) балансовая стоимость имущества АО НПФ «Эрэл», составляющих средства пенсионных накоплений составляла 1 562 283 тыс. руб.
По состоянию на отчетную дату балансовая стоимость имущества, составляющих средства пенсионных накоплений, с учетом проведенных расчетов с кредиторами, созданных резервов под обесценение финансовых вложений и резервов по сомнительным долгам, реализации имущества и поступивших в ход принудительной ликвидации доходов от финансовых вложений, а также проведенной оценки, составляет 344 268 тыс. руб.
При этом в реестр требований кредиторов должника (далее - РТК) по состоянию на отчетную дату включено 26 685 требований кредиторов, подлежащих удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, в размере 1 411 562 тыс. руб. (сумма неудовлетворенных требований 251 640тыс.руб.).
Таким образом, выявлены обстоятельства, предварительно свидетельствующие о достаточности средств пенсионных накоплений АО НПФ «Эрэл» для удовлетворения требований кредиторов Фонда, подлежащих удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений.
На дату введения принудительной ликвидации балансовая стоимость имущества АО НПФ «Эрэл», составляющие средства пенсионных резервов, составляла 183 547 тыс. руб.
За период осуществления ликвидационных процедур проведены расчеты с кредиторами Фонда за счет пенсионных резервов в размере 17 163тыс.руб. (100% от суммы установленных требований кредиторов первой-второй очередей, включенных в РТК).
По состоянию на 01.07.2018 общая балансовая стоимость, имеющихся в наличии активов должника, составляющих средства пенсионных резервов, с учетом проведенных расчетов с кредиторами, реализации имущества, отражения в бухгалтерском учете полученного убытка по финансовым вложениям, списания имущества с баланса Фонда на основании решения комитета кредиторов должника, а также отражения на балансе Фонда имущества, выявленного в ходе процедуры принудительной ликвидации, составляет 47 645 тыс. руб.
При этом в РТК должника по состоянию на отчетную дату включено 23 309 требований, подлежащих удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, в размере 115 580 тыс. руб. (сумма неудовлетворенных требований 98 461тыс.руб.)
Таким образом, Агентством выявлены обстоятельства, свидетельствующие о недостаточности средств пенсионных резервов АО НПФ «Эрэл» для удовлетворения соответствующих требований кредиторов должника, в размере 50 771 тыс. руб.
На дату введения процедуры принудительной ликвидации активы балансовая стоимость имущества АО НПФ «Эрэл», составляющие конкурсную массу, составляла 375 151 тыс. руб.
По состоянию на отчетную дату балансовая стоимость имущества, составляющего конкурсную массу должника, с учетом осуществленных текущих расходов, поступивших в ходе проведенных Агентством мероприятий по взысканию дебиторской задолженности денежных средств, созданных резервов по сомнительным долгам и под обесценение финансовых вложений, переоценки основных средств и материальных ценностей, учтенных за балансом, с учетом начисленной амортизации основных средств, отражения на балансе Фонда имущества, выявленного в ходе процедуры принудительной ликвидации, а также списания имущества с баланса Фонда на основании решения комитета кредиторов должника, составляет 4 033 тыс. руб.
На за балансовых счетах бухгалтерского учета Фонда по состоянию на 01.07.2018 учтены материальные ценности на сумму 40 тыс.руб.
В РТК должника по состоянию на отчетную дату включено 1 требование кредитора, подлежащее удовлетворению за счет собственных средств, в размере 996тыс.руб.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 2 статьи 187.5 Закона о банкротстве ликвидатор осуществляет текущие платежи негосударственного пенсионного фонда на основании сметы текущих расходов, за счет указанных средств.
В силу пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам погашаются преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
Согласно смете планируемых расходов (затрат) на проведение мероприятий ликвидации расходы Фонда на третий квартал 2018года составят 4 463тыс.руб.
Таким образом, Агентством выявлены обстоятельства, свидетельствующие о не достаточности собственных средств Фонда для исполнения текущих обязательств и удовлетворения соответствующих требований кредиторов должника, в размере 356тыс.руб.
При этом принимая во внимание превышение стоимости средств, составляющих пенсионные накопления, в размере 92 628тыс.руб., недостаточность средств, составляющих пенсионные резервы в размере 50 771тыс.руб., недостаточность собственных средств в размере 1 356тыс.руб., а также положения ст. 186.8 Закона о банкротстве, Агентством по состоянию на 01.07.2018 выявлены обстоятельства, свидетельствующие о недостаточности имущества АО НПФ «Эрэл» для удовлетворения всех требований кредиторов Фонда в размере 52 127 тыс. руб.
Представленные Агентством материалы дела подтверждают произведенные расчеты и свидетельствуют о недостаточности активов (имущества) должника для исполнения обязательств перед кредиторами, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, что указывает на наличие признаков банкротства, предусмотренных статьей 224 Закона о банкротстве с учетом положений пункта 12 статьи 33.12 Закона о НПФ.
Доводы представителя участников (акционеров) должника о том, что для определения признаков недостаточности имущества в отношении АО НПФ «Эрэл» необходимо учитывать и суммировать все виды имущества Фонда, а именно, пенсионные накопления, пенсионные резервы и конкурсную массу, и о необходимости применения аналогии закона на основании пункта 3 статьи 186.7 Закона о банкротстве и направления оставшихся после удовлетворения требований кредиторов пенсионных накоплений в конкурсную массу судом не принимаются, исходя из следующего.
В настоящее время вопрос относительно правового статуса денежных средств, составляющих пенсионные накопления, в случае их профицита, законодательством не урегулирован.
Позиция Банка России относительно профицита денежных средств, составляющих пенсионные накопления, оставление их на счетах Агентства, открытых в соответствии с положениями пунктов 6 и 8 статьи 187.7 Закона о банкротстве, до момента урегулирования вопроса об использовании профицита на законодательном уровне.
Средства пенсионных накоплений формируются за счет переданных из Пенсионного фонда Российской Федерации в фонд по заявлению застрахованного лица и еще не переданных управляющей компании средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной пенсии, а также дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, и взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в фонд; средств фонда, находящихся в доверительном управлении управляющей компании в соответствии с настоящим Федеральным законом; средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на формирование выплатного резерва, на выплату накопительной пенсии, на осуществление срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, выплат правопреемникам; средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном настоящим Федеральным законом порядке; средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом и еще не переданных в Пенсионный фонд Российской Федерации или другие фонды; иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда; средств гарантийного возмещения, полученного в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»).
Также судом принято во внимание то, что в силу пункта 4.1 статьи 18 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в состав пенсионных накоплений входят средства выплатного резерва, формируемого фондом в целях финансового обеспечения выплат накопительной пенсии, и средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве, несостоятельность – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Согласно статье 183.16 Закона о банкротстве финансовая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства:
- сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам к финансовой организации в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения;
- не исполненное в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
- стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
- платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.
Заявление о признании финансовой организации банкротом принимается арбитражным судом при наличии хотя бы одного из признаков банкротства финансовой организации, указанных выше.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 33.2 Закона о НПФ со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации фонда наступают последствия, предусмотренные Законом о несостоятельности (банкротстве) для случая признания фонда несостоятельным (банкротом).
Одним из последствий открытия конкурсного производства, установленных статьей 126 Закона о банкротстве, является наступления срока исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника.
Учитывая, что размер неисполненных АО НПФ «Эрэл» обязательств перед кредиторами составляет не менее чем сто тысяч рублей, срок исполнения обязательств считается наступившим и не исполнен фондом, суд приходит к выводу, что у должника имеются признаки, предусмотренные статьей 183.16 Закона о банкротстве.
Также, при рассмотрении вопроса о возможности признания АО НПФ «Эрэл» несостоятельным (банкротом) судом учтено, что согласно пункту 1 статьи 53 Закона о банкротстве решение о признании должника - юридического лица банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства принимается судом в случае установления признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 указанного Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.
При таких обстоятельствах, заявление Агентства о признании АО НПФ «Эрэл» несостоятельным (банкротом) является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Законодательством Российской Федерации не урегулирован порядок перехода из процедуры принудительной ликвидации негосударственного пенсионного фонда в процедуру конкурсного производства.
При этом согласно пункту 2 статьи 33.2 Закона о НПФ со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации негосударственного пенсионного фонда наступают последствия, предусмотренные Законом о банкротстве для случая признания негосударственного пенсионного фонда несостоятельным (банкротом).
Принудительная ликвидация негосударственного пенсионного фонда осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, которые предусмотрены Законом о банкротстве для конкурсного производства, с учетом особенностей, установленных Законом о НПФ.
Во исполнение требований Закона о банкротстве и Закона о НПФ судом установлено, что по состоянию на отчетную дату ликвидатором АО НПФ «Эрэл» проведены следующие мероприятия.
Согласно требованиям, предусмотренным подпунктом 1 пункт 6 статьи 186.4 Закона о банкротстве, направлены уведомления вкладчикам и участникам АО НПФ «Эрэл» о принятии Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) решения от 24.12.2015 (резолютивная часть объявлена 23.12.2015) по делу № А58-6462/2015 о введении процедуры принудительной ликвидации в отношении должника.
Ликвидатором АО НПФ «Эрэл» в установленные Законом о НПФ сроки, на основании пункта 4 статьи 33.2 Закона о НПФ, получены от временной администрации по управлению АО НПФ «Эрэл» имеющиеся бухгалтерская и иная документация, материальные и иные ценности, принятые от исполнительных органов Фонда, а также печати и штампы должника.
Исходя из абзаца 2 и 3 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве, инвентаризация имущества должника завершена 11.02.2016, информация о ее результатах опубликована 02.04.2016.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 129, подпункта 4 пункта 6 статьи 186.4 Закона о банкротстве, ликвидатором проведена оценка для определения рыночной стоимости активов, составляющих средства пенсионных накоплений, пенсионных резервов и собственное имущество должника. Отчеты об оценке указанного имущества опубликованы в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.
Во исполнение абзаца 6 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве ликвидатором обеспечена сохранность принятого имущества АО НПФ «Эрэл».
В целях передачи на хранение в архивные организации документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ликвидатором на основании абзаца 11 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве, заключен договор с «Современный архив» на проведение работ по научно-технической обработке документов от 27.01.2016 № 2016-148/49.
Кроме того, ликвидатором согласно пункту 1 статьи 133 Закона о банкротстве проведены работы по закрытию счетов, ранее открытых в кредитных организациях, а также открыты специальные счета в Агентстве для учета средств пенсионных накоплений, пенсионных резервов и конкурсной массы, в соответствии с требованиями пунктов 1 статьи 186.6, пунктов 6 и 8 статьи 187.7 Закона о банкротстве.
Работники АО НПФ «Эрэл» уведомлены о предстоящем увольнении в установленный Законом о банкротстве срок в порядке, предусмотренном абзаце 7 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве.
28.06.2017 ликвидатором созвано и проведено собрание кредиторов, в том числе по повестке собрания, избраны члены комитета кредиторов, которые определили регламент работы комитета кредиторов согласно статей 1 2 - 1 8 Закона о банкротстве.
Во исполнение установленной абзацем 8 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве обязанности ликвидатором предъявлены требования к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником о ее взыскании.
Сведения о введении процедуры принудительной ликвидации в отношении АО НПФ «Эрэл» опубликованы 26.12.2015 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и в газете «Коммерсантъ». Реестр заявленных требований кредиторов АО НПФ «Эрэл» закрыт 26.02.2016, в нем учтено 49 610 требований кредиторов должника.
Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) проверена обоснованность 307 требований кредиторов должника, учтенного в реестре заявленных требований кредиторов, в отношении которых ликвидатором, в соответствии статьей 183.26 Закона о банкротстве, предъявлены возражения.
При таких обстоятельствах судом установлено, что ликвидатором в ходе процедуры принудительной ликвидации АО НПФ «Эрэл» исполнены перечисленные выше обязанности, предусмотренные статьями 129, 186.4, 187.5, 187.7 Закона о банкротстве.
В силу статьи 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
На основании пункта 2 статьи 180 Закона о банкротстве для целей данного федерального закона под финансовыми организациями понимаются, в том числе негосударственные пенсионные фонды и кредитные организации.
При этом статья 23.2 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках) предусматривает, что ликвидатор кредитной организации в процессе ликвидации кредитной организации имеет права и исполняет обязанности, предусмотренные данным федеральным законом, а в не урегулированной им части – параграфом 4.1 главы IX Закона о банкротстве для конкурсного управляющего кредитной организации.
В свою очередь, согласно статье 23.3 Закона о банках со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации наступают последствия, предусмотренные параграфом 4.1 главы IX Закона о банкротстве для случая признания кредитной организации несостоятельной (банкротом).
Таким образом, положения статьи 33.2 Закона о НПФ дублируют данные нормы в рамках принудительной ликвидации негосударственных пенсионных фондов, в связи с чем, правоотношения, связанные с процедурой принудительной ликвидации кредитных организаций, схожи с правоотношениями, вытекающими из существа процедуры принудительной ликвидации негосударственных пенсионных фондов.
Положениями статей 189.103 и 189.104 Закона о банкротстве урегулированы особенности конкурсного производства кредитной организации, в отношении которой осуществлялась принудительная ликвидации, а также особенности установления размера и удовлетворения требований кредиторов такой кредитной организации.
Согласно пунктов 3, 4 статьи 189.103 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе не исполнять обязанности конкурсного управляющего, в случае, если они были исполнены в ходе принудительной ликвидации кредитной организации; собрание кредиторов или комитет кредиторов, образовавшиеся в ходе принудительной ликвидации кредитной организации, продолжает осуществлять свои полномочия. В силу пункта 1 статьи 189.104 Закона о банкротстве требования кредиторов, предъявленные к кредитной организации в ходе ее принудительной ликвидации и включенные ликвидатором в реестр требований кредиторов кредитной организации, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены ликвидатором в соответствии с Законом о банкротстве, и включаются в реестр требований кредиторов.
Поскольку данные нормы регулируют схожие отношения, применение аналогии закона согласно статьи 6 ГК РФ, в данном конкретном случае, допустимо частично.
Учитывая изложенное, в целях экономии средств конкурсной массы должника и сокращения сроков конкурсного производства, а также во избежание дублирования предусмотренных Законом о банкротстве мероприятий, которые осуществлены в ходе принудительной ликвидации АО НПФ «Эрэл», суд считает обоснованным требование Агентства об отсутствии необходимости исполнения соответствующих обязанностей, исполненных в ходе принудительной ликвидации АО НПФ «Эрэл», а именно:
- инвентаризации имущества АО НПФ «Эрэл», и опубликование информации о ее результатах;
- проведение оценки для определения рыночной стоимости активов, составляющих средства пенсионных накоплений, пенсионных резервов и собственное имущество – АО НПФ «Эрэл», в том числе с привлечением независимых оценщиков;
- уведомление вкладчиков и участников АО НПФ «Эрэл» в соответствии подпунктов 1 пункта 6 стать 186.4 Закона о банкротстве;
- проведение работ по закрытию счетов АО НПФ «Эрэл», ранее открытых в кредитных организациях, и открытие в Агентстве специальных счетов для учета средств пенсионных накоплений, пенсионных резервов и конкурсной массы.
В части требований Агентства о продолжении осуществления своих полномочий комитетом кредиторов, образованным в ходе принудительной ликвидации должника, о признании исполненным проведение первого собрания кредиторов должника, образования комитета кредиторов с определением регламента работы комитета кредиторов и признания установленными в размере, составе и очередности удовлетворения требований кредиторов, включенных ликвидатором в РТК должника, в ходе принудительной ликвидации, суд признает позицию представителя участников (акционеров) Фонда верным, доводы обоснованными, в связи с чем, в этой части заявление Агентства не подлежит удовлетворению.
Действительно, по состоянию на текущий момент требование Банка России удовлетворено (погашено) в полном объеме, при этом комитет кредиторов состоял исключительно из трех представителей Банка России, который на день рассмотрения по существу заявления о признании АО НПФ «Эрэл» несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства не является больше кредитором.
На основании пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве, кредитор, чье требование удовлетворено полностью не может относиться к участникам собрания кредиторов.
При этом, как пояснил представитель участников (акционеров) Фонда в суде, по вынесенному на заседание комитета кредиторов вопросу о проведении внеочередного собрания кредиторов АО НПФ «Эрэл» (после соответствующих обращений кредиторов – физических лиц) положительного решения проведении собрания комитетом кредиторов не принято. Данное обстоятельство также подтверждается публикацией Агентства от 12.12.2018 (https://www.asv.org.ru/liquidation-npf/news/557336/).
Поскольку АО НПФ «Эрэл» осуществлял деятельность по обязательному пенсионному страхованию на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, конкурсным управляющим данного негосударственного пенсионного фонда в силу пункта 1 статьи 187.8 Закона о банкротстве является государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».
Согласно пункт 1 статьи 187.7 Закона о банкротстве конкурсное производство вводится сроком на три года. Срок конкурсного производства может продлеваться на шесть месяцев по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 33.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ст. ст. 3, 32, 37, 38, 187.6, 189.103, 189.104 и 224 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст.ст. 4, 64 - 68, 71, 75, 167 - 170, 176, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
РЕШИЛ:
Признать несостоятельным (банкротом) Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Эрэл» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 677027, Республика Саха (Якутия) <...>).
Открыть в отношении Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Эрэл» конкурсное производство сроком на три года.
Возложить функции конкурсного управляющего Акционерным обществом «Негосударственный пенсионный фонд «Эрэл» на государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес для направления корреспонденции: 127055, <...>).
Конкурсному управляющему в десятидневный срок с даты утверждения направить для опубликования сведения о признании Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Эрэл» несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства в порядке ст. 128 Закона о банкротстве. Доказательства проведения публикации представить в суд.
Обязать конкурсного управляющего в срок до 18 января 2022года представить в арбитражный суд Республики Саха (Якутия) документально обоснованный отчет о своей деятельности с приложением документов, предусмотренных ст. 147 Закона о банкротстве.
Считать исполненными и подлежащими учету в деле о несостоятельности (банкротстве) следующие мероприятия и обязанности конкурсного управляющего Акционерным обществом «Негосударственный пенсионный фонд «Эрэл»:
- инвентаризация имущества Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Эрэл» и опубликование информации о ее результатах (абз. 2 и 3 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве);
- проведение оценки для определения рыночной стоимости активов, составляющих средства пенсионных накоплений, пенсионных резервов и имущество для обеспечения уставной деятельности Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Эрэл», в том числе с привлечением независимых оценщиков (абз. 4 п. 2 ст. 129, подп. 4 п. 6 ст. 186.4 Закона о банкротстве);
- уведомление вкладчиков и участников Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Эрэл» в соответствии с подп. 1 п. 6 ст. 186.4 Закона о банкротстве;
- проведение работ по закрытию счетов Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Эрэл», ранее открытых в кредитных организациях (ст. 133 Закона о банкротстве), и открытие в Агентстве специальных счетов для учета средств пенсионных накоплений, пенсионных резервов и конкурсной массы (п. 1 ст. 186.6, п. 6 и п. 8 ст. 187.7 Закона о банкротстве).
Решение может быть обжаловано в арбитражный в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления судебного акта в полном объеме.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья Евсеева Е. А.