АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-2677/2008 – 120/15
г.Саранск 28 августа 2008 года
Судья Арбитражного суда Республики Мордовия Артамонова Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рыжовой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» пос. Явас, Зубово-Полянского района, Республики Мордовия
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Республике Мордовия, пос. Зубово-Поляна, Республики Мордовия о признании незаконным и отмене полностью постановления по делу об административном правонарушении от 18.07.2008 №0059
при участии в заседании :
от заявителя: ФИО1, старшего юрисконсульта, доверенность от 20.08.2008
от ответчика: ФИО2, ведущего специалиста- эксперта юридического отдела, доверенность от 20.08.2008 №03-06/9280, ФИО3, специалиста 1 разряда отдела выездных проверок, доверенность от 27.08.2008 №03-06/9600
установил: Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее – заявитель, учреждение, ФБУ ИК №2 УФСИН по РМ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Республике Мордовия (далее –ответчик, налоговый орган, МРИ ФНС РФ №6 по РМ) об отмене постановлений МРИ ФНС РФ №6 по РМ от 18.07.2008 №0059 и от 18.07.2008 №0060 о привлечении учреждения и руководителя учреждения к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя требования уточнила, просила признать незаконным и отменить полностью постановление от 18.07.2008 №0059 о привлечении к административной ответственности Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», в части отмены постановления от 18.07.2008 №0060 о привлечении к административной ответственности ФИО4 от требований отказалась, в связи с тем, что в соответствии с частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке … Начальник учреждения ФИО4 в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке не зарегистрирован.
Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности заявитель, считает, что налоговым органом не установлен факт совершения правонарушения, то есть факт продажи товара или оказания услуг без применения контрольно-кассовой техники.
МРИ ФНС РФ №6 по РМ в отзыве на заявление и представитель в судебном заседании требования ФБУ ИК №2 УФСИН по РМ не признали, указав, что учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности за нарушение требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Допущенные работником учреждения противоправные действия не освобождают заявителя от административной ответственности, так как реализация товаров осуществляется от имени последнего, следовательно, учреждение должно нести ответственность за неприменение ККТ.
При рассмотрении дела установлено, что Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1021300659962.
18.06.2008 сотрудниками Межрайонной инспекции ФНС РФ №6 по Республике Мордовия на основании поручения заместителя руководителя инспекции от 18.06.2008 была осуществлена проверка исполнения Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в магазине «Двоечка», расположенном по адресу: Республика Мордовия, <...> и принадлежащем Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия».
В ходе проверки был составлен акт №002401 от 18.06.2008, в котором отражено, что при осуществлении наличных денежных расчетов с населением кассир-операционист ФИО5 не пробила чек на сумму 176 руб. 40 коп. за проданный товар, а также был составлен акт о проверке наличных денежных средств кассы от 18.06.2008, который свидетельствует о наличии на момент проверки излишков в сумме 176 руб. 40 коп.
В объяснениях к акту проверки от 18.06.2008 продавец ФИО5 обнаруженные в кассе излишки объяснила тем, что перед выходом из магазина ей покупатель вернул долг за продажу товара в сумме 176 руб. 40 коп., но она его не успела пробить, так как спешила сдать дневную выручку в бухгалтерию.
02.07.2008 в присутствии начальника учреждения ФИО4 налоговым органом в отношении юридического лица – учреждения составлен протокол №004241 серия АА об административном правонарушении, в котором отражено правонарушение, зафиксированное в акте от 18.06.2008.
По материалам проверки начальником Межрайонной инспекции ФНС РФ №6 по РМ в отсутствие начальника учреждения 18.07.2008 вынесено постановление о привлечении Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30000 рублей.
Учреждение с данным постановлением не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявление Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о признании незаконным и отмене полностью постановления №0059 от 18.07.2008 подлежит удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг организации и индивидуальные предприниматели в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр.
В соответствии со статьей 5 данного Закона, организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки, подтверждающие исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и соответствующим предприятием.
Статья 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В статье 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
О совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (статья 28.2 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что 18.06.2008 в магазине «Двоечка» расположенном по адресу: Республика Мордовия, <...> принадлежащем ФБУ ИК №2 УФСИН по РМ были установлены излишки денежной наличности в кассе в сумме 176 рублей 40 копеек, которые как указано в акте проверки наличных денежных средств кассы от 18.06.2008 образовались в результате переходящего остатка с 17.06.2008 - 1008 руб. 20 коп., пробито по ККТ 8905 руб. 60 коп., из них сдано 9000 рублей по квитанции от 18.06.2008, фактически в наличии в кассе было 1090 руб. 20 коп.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства проверяющий ФИО3 излишки в сумме 176 руб. 40 коп. были установлены расчетным путем.
Материалы дела свидетельствуют, что в протоколе об административном правонарушении от 02.07.2008 №004241 серия АА, составленном в отношении учреждения, не отражены сведения о времени и месте осуществления денежных расчетов с покупателем (покупателями); кому и какие товары, по какой цене были проданы; иные сведения, подтверждающие факт оказания заявителем продажи товаров и осуществления денежных расчетов с покупателем без применения ККТ. Наличие в кассе учреждения излишка денежных средств в сумме 176 рублей 40 копеек, зафиксированное в акте от 18.06.2008, выявлено расчетным путем и не может являться достаточным основанием для признания факта совершения заявителем наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники.
В момент проведения проверки ни отпуск товара, ни денежные расчеты с покупателями не производились, чего не отрицал в ходе заседания ФИО3, а также пояснил, что при проведении проверки не выясняли когда, кому и какие товары, по какой цене были проданы продавцом ФИО5, вывод о неприменении ККТ при продаже товаров сделан на основе объяснений продавца, о том, что излишки денежных средств в сумме 176 руб. 40 коп. образовались вследствие возврата долга за проданный товар. Момент совершения административного правонарушения проверяющими не устанавливался, ни акт проверки, ни протокол об административном правонарушении таких данных не содержат.
На основании исследованных документов, представленных сторонами в дело, объяснений представителей сторон, суд считает, что нельзя сделать однозначный вывод об образовании излишка денежных средств вследствие неприменения заявителем ККТ, а следовательно и о нарушении требований Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
На обозрение суду и участникам судебного разбирательства налоговым органом представлялся подлинный экземпляр протокола об административном правонарушении от 02.07.2008 №004241, который не подписан должностным лицом его составившим – ФИО3
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено правило, что все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На суд не может быть возложена функция доказывания вины, то есть обвинения лица в содеянном, поскольку пределы судебного разбирательства ограничены обвинением, сформулированным в протоколе, который содержит изложение доказательственного материала, подтверждающего обвинение.
При изложенных обстоятельствах заявление ФБУ ИК №2 УФСИН по РМ о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ №6 по Республике Мордовия от 18.07.2008 №0059 подлежит удовлетворению.
В ходе разбирательства заявитель отказался от требований в части отмены постановления МРИ ФНС РФ № 6 по РМ от 18.07.2008 №0060 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ начальника ФБУ ИК №2 УФСИН по РМ ФИО4
Поскольку данный отказ от требований не противоречит законам и иным нормативным актам, не нарушает права других лиц, на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ судом принят.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу в случае отказа истца от иска и данный отказ принят судом.
Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить полностью постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Республике Мордовия от 18.07.2008 №0059 о привлечении Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30000 рублей.
В остальной части производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья Артамонова Л.А.