НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Мордовия от 22.09.2020 № А39-4926/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-4926/2020

город Саранск 29 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2020 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Салькаевой А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Зубановой М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Государственного учреждения Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия к Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия о взыскании ущерба в сумме 163 434рубля 76 копеек,

с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия», ГКУ «Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия»

при участии в заседании:

от истца: Короленко Е.М., представителя по доверенности №2 от 09.01.2020,

от ответчика: Гребневой Л.Г. , представителя по доверенности от 17.08.2020.

от третьих лиц: не явился,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия о взыскании ущерба в сумме 163434рубля 76 копеек в результате неправомерной выплаты ежемесячных денежных выплат, а также единовременных выплат Сычевой М.Л., как вдове участника Великой Отечественной Войны.

Представитель истца поддержала исковые требования, пояснила, что 25.05.2005 при обращении с заявлением об установлении ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 21 ФЗ «О ветеранах», как вдове участника войны, Сычева М.Л. представила справку от 11.05.2004 №368, выданную Атяшевским районным отделом социальной защиты населения о том, что она является одиноко проживающей супругой умершего участника ВОВ и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 ФЗ «О ветеранах», и копию справки Жанатасского городского военного комиссариата от 30.05.1997 о том, что является вдовой умершего участника ВОВ Сычева В.М., и иные необходимые документы. Решение о назначении денежной выплаты Сычевой М.Л. было принято Пенсионным фондом на основании справки от 11.05.2004 №368 и с 01.01.2005 назначена выплата. В августе 2017 года в адрес УПФР в Ардатовском муниципальном районе поступило письмо за подписью директора ГКУ «Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия» о том, что документы, имеющиеся в личном деле Сычевой М.Л. не подтверждают участие ее супруга Сычева В.М. в Великой Отечественной Войне. В мае 2018 года протоколами выявили излишне выплаченные денежные суммы пенсионеру, а в результате причиненный ущерб. Поскольку Отдел социальной защиты населения являлся структурным подразделением Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, полагает, что ущерб подлежит возмещению Администрацией. В результате неправомерных действий ответчика государству в лице Государственного учреждения Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия причинен ущерб в сумме 163434рубля 76 копеек.

Представитель ответчика иск не признала, пояснила, что Сычева М.Л. признана вдовой умершего участника ВОВ на основании справки от 11.05.2004 №368, выданной Атяшевским районным отделом социальной защиты населения и справки Жанатасского городского военного комиссариата от 30.05.1997. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению статуса участника ВОВ, этот вопрос отнесен к компетенции военных комиссариатов. Статус вдовы умершего участника ВОВ Сычевой М.Л. был определен Жанатасским городским военным комиссариатом от 30.05.1997, а также позже Комитетом по социальной защите Табунского района Алтайского края (справка №18 от 10.08.2001), а не Отделом социальной защиты населения Администрации Атяшевского района.

ГКУ «Социальная защита населения Администрации Атяшевского района» представило отзыв, указав, что учреждение является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным 21.01.2009, и не несет ответственность за действия и обязательства других юридических лиц.

ГКУ «Социальная защита населения Администрации Ардатовского района» представило отзыв, в котором указало, что по заявлению Сычевой М.Л. от 15.05.2007 ей назначены меры социальной поддержки по оплате ЖКУ по категории «Вдова умершего участника ВОВ с группой инвалидности» на основании справки №18 от 10.08.2001, выданной Комитетом по социальной защите населения Администрации Табунского района Алтайского края. В отдел Военного комиссариата Республики Мордовия по Ардатовскому району поступила архивная справка от 25.08.2011 о награждениях Сычева В.М. орденами «Красная Звезда» и «Красное Знамя» и медалями « За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.». 26.06.2017 из Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия получен ответ, в котором разъяснялось, что указанные награды не могут служить основанием для признания Сычевой М.Л. вдовой умершего участника ВОВ Сычева В.М. Против удовлетворения требований не возражало.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Как видно из материалов дела, с 01 января 2005 года решением начальника УПФР в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия №239 от 26.05.2005 Сычевой М.Л. назначена ежемесячная денежная выплата по категории «члены семей умершего участника ВОВ». Для подтверждения права на выплату Сычевой М.Л. представлены справка от 11.05.2004 №368, выданная Атяшевским районным отделом социальной защиты населения о том, что она является одиноко проживающей супругой умершего участника ВОВ и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 ФЗ «О ветеранах», и копия справки Жанатасского городского военного комиссариата от 30.05.1997 о том, что является вдовой умершего участника ВОВ Сычева В.М., а также свидетельство о смерти Сычева В.М., свидетельство о заключении брака с ним, справку Администрации Козовского сельсовета Атяшевского района, что Сычева М.Л. проживает одна, повторно замуж не выходила. УПФР в Атяшевском районе, а позднее УПФР в Ардатовском районе Республики Мордовия (в связи с переездом Сычевой М.Л.) производило ей ежемесячную денежную выплату, установленную Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", как вдове умершего участника ВОВ, а также были выплачены единовременные выплаты в сумме 5000рублей на основании Указа Президента РФ от 24.02.2010 №247 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан РФ в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945годов», в сумме 5000рублей на основании Указа Президента РФ от 07.05.2012 №595 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан РФ в связи с 67-летием Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945годов», в сумме 7000рублей на основании Указа Президента РФ от 26.02.2015 №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан РФ в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945годов».

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством,…

9) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: … 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Согласно статье 2 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;

е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года;

ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;

з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ", за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Решением начальника УПФР в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия №239 от 26.05.2005 Сычевой М.Л. назначена ежемесячная денежная выплата по категории «члены семей умершего участника ВОВ» с 01.01.2005.

12.07.2017 ГКУ «Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия» направило письмо в ГУ УПФР в Ардатовском районе Республики Мордовия о том, что письмом от 26.06.2017 №10-1427 Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия разъяснило, что награды, имеющиеся у Сычева В.М. не могут служить основанием для признания Сычевой М.Л. вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны. Статус вдовы умершего участника Великой Отечественной Войны был определен Комитетом по социальной защите населения Администрации Табунского района Алтайского края (справка №18 от 10.08.2001), но представленных документов в личном деле недостаточно для подтверждения периода его участия в действующей армии. Сведения о награждениях Сычева В.М. подтверждены, однако данные документы не подтверждают период участия в ВОВ. Рекомендовано принять к сведению информацию для решения вопроса по предоставлению выплат.

В письме от 26.06.2017 №10-1427 Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия указывает, что по мнению Министерства, награды, имеющиеся у Сычева В.М., не могут служить основанием для признания Сычевой М.Л. вдовой умершего участника Великой Отечественной Войны, так как ими награждались не только лица, участвовавшие в ВОВ, но и лица, обеспечивающие победу своей работой в тылу.

В материалах дела имеется справка военного комиссара Табунского района Алтайского края от 20.01.1998 о праве на пенсию по случаю потери кормильца, выданная Сычевой М.Л. о том, что она действительно является вдовой умершего участника ВОВ Сычева В.М. и имеет право на льготы, установленные статьей 21 ФЗ «О ветеранах».

В справке Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов (ФПО) Управления внутренних дел от 21.05.1985 за №16/39/7466арх указано, что Сычев В.М. являлся пенсионером МВД СС, получал пенсию по первой группе инвалидности от заболевания, полученного во время прохождения военной службы.

В сообщении от 13.12.2017 ГУ МВД России ПО Свердловской области (ЦФО ОПО) указывает, что Сычев В.М. в период с 01.01.1942 по 05.10.1951 служил начальником Панфиловской инспекции ИТР УМВД и участия в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны не принимал. Удостоверение участника ВОВ Сычеву В.М. не выдавалось.

Согласно архивной справке Государственного архива РФ Сычев В.М. награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 19412-1945гг.», удостоверение Ю-0095812, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 19412-1945гг.», орденом «Красное знамя», орденом «Красная звезда».

Кроме того, в материалах дела имеется справка №18 от 10.08.2001, выданная Комитетом по социальной защите населения Администрации Табунского района Алтайского края, согласно которой Сычева М.Л. является женой умершего участника ВОВ Сычева В.М. и имеет право на сохранение льгот по оплате жилой площади и коммунальных услуг, а также справка №116 от 30.05.1997 Жанатасского городского военного комиссариата о том, что Сычева В.М. является вдовой умершего участника ВОВ Сычева В.М.

После получения письма от 12.07.2017 ГКУ «Соцзащита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия» распоряжением УПФР в Ардатовском районе Республики Мордовия от 24.08.2017 №708 приостановлена ежемесячная денежная выплата Сычевой М.Л. по категории «члены семей погибших участников ВОВ».

Решением от 05.03.2018 выплата ЕДВ прекращена с 01.03.2018.

Протоколом от 07.05.2018 ГУ УПФР РФ в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия выявлены излишне выплаченные пенсионеру Сычевой М.Л. суммы ЕДВ в сумме 163 434рубля 76 копеек, поскольку в письме от 12.07.2017 ГКУ «Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия» сообщило, что награды, имеющиеся у Сычева В.М., не могут служить основанием для признания Сычевой М.Л. вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. А также на запрос Управления 09.01.2018 из ГУ МВД России по Свердловской области поступил ответ, удостоверение участника ВОВ Сычеву В.М. не выдавалось, участия в боевых действиях на фронтах ВОВ не принимал.

16.05.2018 ГУ УПФР РФ в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия обратилось к ГКУ «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия» с претензией, в которой указало вышеперечисленные обстоятельства и требовало возместить причиненный ущерб в сумме 163 434рубля 76 копеек. 04.06.2018 направлен ответ о том, что ГКУ «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия» создано путем изменения типа ГУ «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия» в соответствии с постановлением Правительства РМ от 15.11.2010 №437. Отдел социальной защиты населения Администрации Атяшевского района был переименован в Управление социальной защиты населения Администрации Атяшевского района на основании Решения Совета депутатов Атяшевского района от 22.04.2004 №29. Организация прекратила свою деятельность с 01.01.2009 в связи с ликвидацией на основании решения Совета депутатов Атяшевского района от 30.12.2008 №101. ГКУ «Социальная защита населения по Атяшевскому району Республики Мордовия» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным 21.01.2009. и не отвечает за действия и обязательства других юридических лиц. В связи с тем, что учреждение ликвидировано, считает обращение УПФР необоснованным.

23.03.2020 истец направил претензию Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия с требованием возместить ущерб в сумме 163 434рубля 76 копеек, поскольку переплата произошла в результате выдачи справки Атяшевским районным Отделом социальной защиты 11.05.2004. 07.04.2020 Администрация направила ответ, в котором указала, что органы местного самоуправления не имеют полномочий по определению статуса участников Великой Отечественной войны, поскольку данный вопрос отнесен к компетенции военных комиссариатов, и не может быть ответчиком по данному спору.

ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Республике Мордовия, полагая, что в результате действий Атяшевского районного Отдела социальной защиты, который являлся структурным подразделением Администрации, выразившихся в неправомерной выдаче справки №368 от 11.05.2004 Атяшевским районным отделом социальной защиты населения Сычевой М.Л., из федерального бюджета за период с 01 мая 2005 года по 24 августа 2017 года были выплачены ЕДВ и единовременные выплаты, как вдове участника ВОВ, в сумме 163 434рубля 76 копеек, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют: 1) инвалиды войны; 2) участники Великой Отечественной войны;… 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Минтруда РФ от 11.10.2000 № 69 (с изм. от 30.07.2004) "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются на основании удостоверения участника войны, либо из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение участника войны не выдавалось, по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел по месту жительства на основании документов, подтверждающих факты участия, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209.

Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах") (пункт 2.16 Инструкции).

В соответствии с пунктом 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 № 294 (ред. от 17.12.2009) "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации", действовавшего до 23.01.2013, установлено, что в период до 1 января 2005 года:

2.1. Решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 г. лицу, имеющему право на нее, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает на основании сведений органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в 2004 г. в рамках Соглашений между Пенсионным фондом Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об информационном взаимодействии.

В том случае если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 1 января 2005 г., не были представлены до указанного срока, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина с даты вступления в силу Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 г.

В качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения (п.3 Приказа).

В УПФР в Атяшевском районе Сычева М.Л. обратилась после 01.01.2005 – 25.05.2005, решение о назначении ей выплаты принято 26.05.2005.

В качестве документов, подтверждающих статус участника Великой Отечественной войны, указанного в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона от 12 января 1995 г., принимаются удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122, или удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1988 г. N 621.

Приостановление, продление и возобновление начисления ежемесячной денежной выплаты производится в порядке, определенном для выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 16 Приказа Минтруда России от 22.01.2015 N 35н "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации")

Начисление сумм ежемесячной денежной выплаты в лицевом счете производится на основании документов выплатного дела, а также документов, поступивших в распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и влияющих на начисления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15).

Согласно пункту 6 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 № 294 (ред. от 17.12.2009) "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации", действовавшего до 23.01.2013, при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации; принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами; дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов; регистрирует граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Как следует из пояснений истца, и указано в исковом заявлении, основанием для принятия решения о назначении ежемесячной денежной выплаты Сысевой М.Л. и, вследствие этого, производства необоснованных выплат, послужило два документа: справка от 11.05.2004 №368, выданная Атяшевским районным отделом социальной защиты населения о том, что она является одиноко проживающей супругой умершего участника ВОВ и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 ФЗ «О ветеранах», и копия справки Жанатасского городского военного комиссариата от 30.05.1997 о том, что Сычева М.Л. является вдовой умершего участника ВОВ Сычева В.М.

В решении от 26.05.2005 о назначении Сычевой М.Л. ежемесячной денежной выплаты указания на какие-либо документы, послужившие основанием для назначения выплаты, отсутствуют.

В силу статей 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для наступления ответственности, предусмотренной статьей 1064 ГК РФ, истцу необходимо доказать наличие убытков, вину причинителя убытков, размер ущерба, противоправность поведения причинителя убытков и причинно-следственную связь между действиями причинителя убытков и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.

Отсутствие одного из вышеназванных элементов влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении убытков.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Для подтверждения статуса члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий принимаются удостоверение о праве на льготы, утвержденное Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18 октября 1989 г. N 345, или справка, заменяющая это удостоверение, или пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", или справка установленной формы о гибели военнослужащего (статья 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Документами, подтверждающими брачные отношения, являются свидетельство о браке, справки компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств.

Факт смерти подтверждается свидетельством о смерти, факт признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим подтверждается решением суда.

Суд приходит к выводу, что у истца не было законных оснований для назначения и выплаты ЕДВ именно на основании справки, выданной Атяшевским районным отделом социальной защиты населения, поскольку Закон «О ветеранах» прямо указывает на реализацию мер социальной поддержки ветеранов и членов их семей исключительно по предъявлении удостоверений единого образца, а не на основании справок.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Удостоверение участника ВОВ Сычеву В.М. не выдавалось, как и Сычевой М.Л. не выдавалось удовлетворение вдовы участника ВОВ.

В соответствии со статьей 25 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Частью 2 названной статьи установлено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 4 статьи 23 Закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По смыслу данной нормы лицо, право которого нарушено, должно доказать не только факт причинения ему убытков, но и наличие причинной связи между виновными действиями ответчика и причиненными убытками.

Под причинно-следственной связью понимается такая связь явлений, при которой одно из явлений (причина), в данном случае неправомерные действия ответчика, не только предшествует по времени второму (следствию) - причинению убытков, но и порождает его, влечет его наступление.

В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинную связь между действиями причинителя вреда и наступившим вредом, а также вину причинителя вреда.

Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при наличии всей совокупности указанных выше условий.

Истец указывает, что основанием для выплаты ЕДВ Сычевой М.Л., как вдове участника ВОВ, явилась справка Атяшевского районного отдела социальной защиты населения №368 11.05.2004, о том, что Сычева М.Л. имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 ФЗ «О ветеранах».

Однако, данная справка выдана Отделом на основании представленных Сычевой М.Л., и выданных ранее документов Жанатасского городского военного комиссариата от 1997 года, о чем указывает также и истец, Администрации Табунского района от 2001 года, а также военного комиссара Табунского района от 20.01.1998, содержание которых указывало, что Сычева М.Л. уже обладает статусом вдовы умершего участника ВОВ, и пользуется соответствующими льготами. Отдел социальной защиты населения не устанавливал статус Сычевой М.Л. Все вышеуказанные документы имелись в выплатном деле Сычевой М.Л., в том числе и на момент принятия решения 26.05.2005 о назначении ей ЕДВ. Удостоверение вдовы участника ВОВ, в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О ветеранах», Сычева М.Л. в Пенсионный фонд не предоставляла. Проверка подтверждения статуса вдовы участника ВОВ была инициирована ГКУ «Социальная защита населения по Ардатовскому району Республики Мордовия» лишь в 2010 году в связи с обращением Сычевой М.Л. с заявлением об обеспечении ее жильем.

Кроме того, представителем истца в материалы дела представлено письмо от 02.11.1998 военного комиссара Табунского района с просьбой аннулировать справку №3 от 20.01.1998, выданную военным комиссаром Табунского района, о праве Сычевой М.Л. на получение пенсии по случаю потери кормильца, в связи с получением архивной справки Пенсионного отдела ГУВД Свердловской области о том, что Сычев В.М. участия в боях не принимал, удостоверение участника ВОВ не выдавалось.

Представитель истца пояснила, что указанное письмо отсутствовало в материалах дела на момент принятия решения о назначении Сычевой М.Л. ЕДВ, оно было получено в результате запроса в процессе проверки в 2010 или 2011 году.

Согласно пункту 13 Постановления Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002 "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", действовавшего в момент обращения Сычевой М.Л. в Пенсионный фонд и принятия решения о назначении ей ЕДВ, решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

При получении от пенсионера справок фонд вправе проверять, содержащиеся в них сведения. Данным правом истец не воспользовался.

Согласно пункту 6 статьи 23.1 Закона о ветеранах ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статьей 28 Закона о ветеранах установлено, что реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01.01.1992 либо Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в случае отсутствия в личном выплатном деле документов, подтверждающих статус Сычевой М.Л., как вдовы участника ВОВ, у органа Пенсионного фонда не имелось законных оснований для назначения и выплаты Сычевой М.Л. ежемесячных денежных выплат на основании только справки Атяшевского районного отдела социальной защиты населения №368 11.05.2004, поскольку Закон «О ветеранах» прямо указывает на осуществление мер социальной поддержки ветеранов исключительно при предъявлении ими удостоверений единого образца, а не на основании каких-либо справок.

Истец не представил суду доказательств вины ответчика, а также наличия причинной связи между действиями последнего и возникшими убытками, в связи с чем суд в удовлетворении данного иска отказывает.

Кроме того, суд отмечает, что Атяшевский районный отдел социальной защиты населения 13.01.2011 прекратил свою деятельность в связи с исключением его из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно статье 21.1 ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

На основании пункта 1 статьи 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ).

Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ и пункту 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В пункте 1 статьи 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Администрация Атяшевского муниципального района зарегистрирована 03.09.2001.

Учитывая все вышеизложенное, суд считает недоказанной истцом совокупности условий, необходимых для привлечения ответчика к ответственности, ввиду непредставления им однозначных и бесспорных доказательств того, что именно по вине ответчика совершены действия, повлекшие переплату ЕДВ и причинение ущерба.

руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

исковые требования Государственного учреждения Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия к Администрации Атяшевского муниципального района Республики Мордовия о взыскании ущерба в сумме 163 434рубля 76 копеек оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья А.А. Салькаева