НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Мордовия от 22.09.2014 № А39-1991/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-1991/2014

город Саранск                                                                        15 декабря 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена  22 сентября  2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено   15 декабря     2014 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бажановой О.Д.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества Акционерный коммерческий кредитно-страховой банк "КС Банк", г.Саранск и Государственного казенного учреждения "Социальная защита населения по городскому округу Саранск", г.Саранск

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, г.Саранск

о признании недействительным пункта 1 решения №19 от 27.01.2014 по делу №450

при участии:

от заявителя (АККСБ "КС "Банк"): не явился,

от заявителя (ГКУ Государственное казенное учреждение "Социальная защита населения по городскому округу Саранск): Буянкиной Т.В., представителя, доверенность №1 от 09.01.2014,

от ответчика:  Морозова С.Б., старшего государственного инспектора отдела контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг, доверенность №25 от 19.05.2014

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество Акционерный коммерческий кредитно-страховой банк "КС Банк" (далее по тексту также – АККСБ "КС Банк",  Банк, заявитель) и Государственное казенное учреждение "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" (далее по тексту также – Учреждение) обратились в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ,  к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее по тексту также - Управление, антимонопольный орган) о  признании недействительным пункта 1 решения №19 от 27.01.2014 по делу №450.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия заявленные требования отклонило по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

На основании статьи 163 АПК РФ в ходе судебного заседания объявлялись перерывы с 18.09.2014 до 22.09.2014.

При рассмотрении дела установлено, что на основании приказа                №177-од от 03.09.2013 сотрудниками Управления проведена внеплановая проверка Государственного казенного учреждения "Социальная защита населения по городскому округу Саранск" по вопросу соблюдения антимонопольного законодательства. Результаты проверки оформлены актом  от 18.10.2013.

В ходе проверки антимонопольным органом выявлено, что в подразделении Ленинского района Учреждения, специалистами по социальной работе социальной службы по работе с клиентами Аношкиной Валентиной Николаевной и Авдеевой Оксаной Владимировной заключены договоры на оказание услуг с  АККСБ "КС Банк"  от 26.09.2011 года и от 11.01.2011 года соответственно.

Предметом указанных договоров является обязанность Аношкиной В.Н. и Авдеевой О.В. по заданию Банка оказывать услуги, указанные в п. 1.2 Договора, а Банк обязуется оплатить эти услуги.

Пунктом 1.2 определено, что Аношкина В.Н. и Авдеева О.В. обязуются произвести на территории и на оборудовании Банка работу по оформлению для него договоров банковского счета с физическими лицами получателями социальных выплат.

За оказание данных услуг Банк оплачивает оказанные Аношкиной В.Н. и Авдеевой О.В. услуги из расчета 10 (десять) рублей за один оформленный договор (пункт 3.1. договора).

Расчет за оказанные услуги осуществляется после подписания акта приема - сдачи услуг с указанием количества оформленных договоров (пункт 3.2. договора).

На имущество (компьютеры), принадлежащее Учреждению и находящееся в административном здании, принадлежащем Учреждению на праве оперативного управления, на основании договора о сотрудничестве №024-17/1 от 13.04.2009 был установлен программный продукт принадлежащий Банку (Copyright (С) KSBank, 2005-2010, Volkov 1.8).

Данная программа содержит реестр физических лиц - получателей мер социальной поддержки, с которыми Банк уже заключил договоры банковского счета. В данном реестре отражены все персональные данные указанных лиц, а именно:

-номер договора;

-дата его заключения;

-Ф.И.О. получателя мер социальной поддержки;

-вид договора;

-номер лицевого счета;

-№ участка;                         ,

-паспортные данные (серия, номер, дата выдачи, кем выдан);

-прописка (место жительства).

Именно посредством этой программы сотрудниками Учреждения осуществлялось заполнение в электронной форме договоров банковского счета, которые в последующем распечатывались и вручались физическим лицам - получателям мер социальной поддержки.

Кроме того, данный программный продукт предусматривает возможность выгрузки договоров в основную базу Банка для их последующего учета и обработки через автоматизированную банковскую систему "БИСквит".

Таким образом, установив данную программу, Банк практически создал "удаленные рабочие места" в Учреждении.

Как следует из пункта 1.5 Устава, Учреждение является некоммерческой организацией, учредителем которой является Республика Мордовия для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций на территории городского округа Саранскв целях обеспечения реализации гарантированного государством права граждан на социальную защиту и оказанию государственных услуг населению в сфере социальной защиты населения.

Пунктом 4.1 Устава определено, что Учреждение владеет и пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности,назначением этого имущества.

Целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации гарантированного государством права граждан на социальную защиту и оказание государственных услуг населению в сфере социальной защиты населения (пункт 3.2 Устава). Учреждение предоставляет населению 96 видов государственных услуг.

Исходя из изложенного антимонопольным органом сделан вывод о том, что Учреждение является организацией осуществляющей функции органа исполнительной власти в сфере социальной защиты (поддержки) населения в г.о. Саранск.

Согласно актов приема - сдачи услуг выявлено, что специалистом по социальной работе социальной службы по работе с клиентами Учреждения - Аношкиной В.Н. за период с 10.11.2011 года по 16.09.2013 года оформлено с использованием указанного программного продукта 1107 договоров банковского счета с физическими лицами - получателями субсидий, специалистом Учреждения - Авдеевой О.В. за период с 17.01.2011 года по 15.02.2013 года оформлено 359 вышеуказанных договоров.

По мнению Управления, специалисты Учреждения, имея финансовую заинтересованность, в рабочее время и на оборудовании, принадлежащем Учреждению, за вознаграждение оказывали услуги по оформлению договоров банковского счета физическим лицам - получателям мер социальной поддержки, в пользу одной банковской организации - АККСБ "КС Банк", что создает Банку более преимущественные условия перед другими участниками рынка банковских услуг и может иметь признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3                "О защите конкуренции".

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия принято решение  №19 от 27.01.2014 по делу №450, пунктом 1 которого Банк и Учреждение признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения соглашения, выразившегося в осуществлении действий по установлению программного обеспечения  на имущество (компьютерную технику) принадлежащую Учреждению, посредством которого сотрудниками Учреждения за вознаграждение оказывались услуги по оформлению  договоров банковского счета физическим лицам-получателям мер социальной поддержки в пользу Банка, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке банковских услуг.

        Не согласившись с пунктом 1 указанного решения Управления, Банк и Учреждение обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым  заявлением.       

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и заслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ №О защите конкуренции" (далее – закон о защите конкуренции) настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные, осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Статья 4 Закона о защите конкуренции содержит основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации);

соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Таким образом, для признания органа публичной власти и хозяйствующего субъекта нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено ими либо какие действия совершены и являлись ли они согласованными, привели ли они либо могли привести к недопущению, ограничению устранению конкуренции на определенном товарном рынке.

Статья 16 Закона о защите конкуренции указывает на две группы последствий, которые могут наступить в результате заключения соглашений или совершения согласованных действий:

- последствия касаются ценообразования (повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар);

- последствия касаются товарного рынка (раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков) либо ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка либо устранение с рынка какого-либо или каких-либо хозяйствующих субъектов).

АККСБ "КС Банк"  является финансовой организацией.

Вместе с тем, вывод антимонопольного органа о том, что Учреждение является организацией, осуществляющей функции органа исполнительной власти в сфере социальной защиты (поддержки) населения в г.о. Саранск, является ошибочным и не подтвержден документально.

В силу подпунктов 5 и 7 пункта 3.2 Устава Учреждение организует реализацию государственной социальной политики в сфере социальной поддержки населения Республики Мордовия и организует предоставление мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством.

В качестве подтверждения данного довода, Учреждением представлены копия Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия (далее – Министерство), а также копии следующих административных регламентов Министерства:

- по предоставлению государственной услуги по назначению ежемесячной денежной компенсации инвалидам вследствие полученной травмы, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации;

- по предоставлению государственной услуги по назначению членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг;

- по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

         Во всех указанных Административных регламентах в качестве исполнительного органа власти Республики Мордовия, предоставляющего услуги, указано – Министерство, которое осуществляет их предоставление через государственные казенные учреждения. Данный вопрос антимонопольным органом не исследовался.

        Следовательно, Учреждение не является в данном случае субъектом нарушения, предусмотренного статьей 16 Закона о защите конкуренции.

       Специалистами Учреждения Аношкиной В.Н. и Авдеевой О.В. 26.09.2011  и  11.01.2011 были заключены договоры на оказание услуг с  АККСБ "КС Банк". При этом в материалах дела  отсутствуют доказательства того, что указанные специалисты, действовали от имени Учреждения и  при наличии соответствующих полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

Из оспариваемого решения невозможно определить, что является предметом вменяемого заявителям нарушения, каждое из вышеуказанных действий либо их совокупность.

Описав допущенное нарушение как действия, антимонопольный орган не доказал, что все указанные в оспариваемом решении действия, являются согласованными с Учреждением.

В материалах дела отсутствуют также доказательства ограничения доступа на соответствующий товарный рынок других финансовых организаций. Учреждением заключены следующие договоры с другими финансовыми организациями:

- договор о сотрудничестве №15  от 06.11.2009, заключенный  с ОАО АКБ  "Актив Банк";

- договор №12/10/ОРК от 01.07.2010 о перечислении юридическим лицом ежемесячных пособий и других обязательных  социальных выплат со своего банковского счета в пользу нескольких физических лиц-клиентов банка, заключенный с ОАО "РоссельхозБанк";

- договор №39000062 от 16.04.2009  о зачислении денежных средств (детских пособий, ежемесячных денежных выплат, ежемесячных денежных компенсаций) на счета физических лиц в соответствии с реестрами, предоставляемыми на электронных носителях, заключенный со Сбербанком России.

В оспариваемом решении отсутствует четкое указание на то, какое конкретно действие Банка является незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом,  для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В данном случае суд приходит к выводу о том, что оспариваемый  пункт 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №19 от 27.01.2014  не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции"  и  нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

  С учетом изложенного заявленные Банком и Учреждением требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а пункт 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия№19 от 27.01.2014  - признанию недействительным.

Оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №19 от 27.01.2014 проверено на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006  №135-ФЗ "О защите конкуренции".

  В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. подлежат отнесению на Управление и взысканию в пользу Банка.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Заявленные открытым акционерным обществом Акционерный коммерческий кредитно-страховой банк "КС Банк" и Государственным казенным учреждением "Социальная защита населения по городскому округу Саранск"  требования  удовлетворить.

Признать недействительным пункт 1 решения №19 от 27.01.2014 по делу №450 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия.

Оспариваемое решение  проверено на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006  №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, г.Саранск (ОГРН 1021300981350, ИНН 1326136739 дата государственной регистрации в качестве юридического лица-24.12.1998) в пользу открытого акционерного общества Акционерный коммерческий кредитно-страховой банк "КС Банк", г.Саранск (ОГРН  1021300000072, ИНН 1326021671, дата государственной регистрации в качестве юридического лица-27.10.1998)  расходы по уплате государственной пошлины  в сумме                  2000 рублей.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

    Судья                                                                                            В.Н.Савочкин