АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«24» декабря 2012 года Дело № А38-3610/2012 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Лабжания Л.Д.
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи помощником судьи Бахтиной А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Марий Эл (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133)
к ответчику Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле
о признании незаконными действий налогового органа
с участием третьего лица Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл
с участием представителей:
от заявителя – Волков А.С. по доверенности,
от ответчика – Султанова О.Н. по доверенности,
от третьего лица – Конкова О.И. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Центральный Банк Российской Федерации в лице Национального банка Республики Марий Эл (далее – Банк России), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к ИФНС России по г.Йошкар-Оле о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выдаче Центральному банку РФ в лице Национального банка Республики Марий Эл справки от 03.04.2012 №6383 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 03.04.2012, в которой в качестве задолженности включена сумма пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в размере 24926руб.81коп. Заявитель просил обязать ИФНС России по г. Йошкар-Оле выдать справку, не содержащую сведений о задолженности, по которой истекли сроки взыскания (л.д. 10-27, 127-128, 141-142).
В заявлении изложены доводы о том, что сумма задолженности, указанная в справке не соответствует реальной обязанности налогоплательщика по уплате пеней, поскольку налоговым органом утрачена возможность на принудительное взыскание этой суммы. По мнению Банка России, в справке должна быть отражена объективная информация о состоянии расчетов с бюджетом, соответственно, сумма, невозможная к взысканию, не должна быть в ней указана.
Кроме того, представитель Банка России в судебном заседании заявил, что налоговый орган с 01.01.2010 вообще не вправе вести учет и контроль по платежам в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, налоговый орган не уполномочен указывать в справке сумму, которая является задолженностью перед бюджетом ПФ РФ.
Ответчик, ИФНС России по г. Йошкар-Оле, в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании требования не признал и пояснил, что оспариваемая справка полностью соответствует обязанности Банка России по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Задолженность образовалась в 2002 году, то есть в период, когда администратором указанных платежей являлся налоговый орган, что послужило основанием для указания ее в справке. Инспекция признала факт пропуска срока для принудительного взыскания пеней, однако указала на невозможность списания этой суммы по правилам статьи 59 НК РФ.
Кроме того, по мнению ответчика, указание суммы задолженности в оспариваемом документе не нарушает законных интересов налогоплательщика, поскольку данная задолженность числится на лицевом счете справочно и не препятствует осуществлению прав заявителя, налоговым органом взыскание этой суммы не производится (л.д. 48-49, 129, 144).
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ –УПФ РФ в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл в отзыве на заявление и в судебном заседании подтвердило, что главным администратором доходов бюджета ПФ РФ в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 по 2009 годы является Федеральная налоговая служба. Однако вопросы взыскания или списания сумм задолженности разрешаются органами Пенсионного фонда в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом данный Закон не предусматривает возможности списания спорной задолженности.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования частично по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Банк России в лице обособленного подразделения - Национального банка Республики Марий Эл, обратился в ИФНС России по г. Йошкар-Оле, по месту учета обособленного подразделения, с заявлением о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей. Инспекцией на основании данных лицевого счета выдана справка от 03.04.2012 №6383, из содержания которой следовало, что у налогоплательщика имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ сумме 14400руб.10коп. по КБК 18210202010060000160 и в сумме 10526руб.71коп. по КБК 18210202020060000160 (л.д. 36-39).
Полагая, что указание в справке задолженности в сумме 24926руб.81коп. является неправомерным и необоснованным, Банк России обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с требованием о признании действий инспекции по выдаче этой справки незаконными, просил обязать налоговый орган выдать справку, не содержащую сведений о данной задолженности.
Заявитель, признав факт неуплаты пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 24926руб.81коп., указал, что налоговым органом утрачена возможность взыскания данной суммы. Отражение в карточках лицевых счетов оспариваемой задолженности является искажением сведений о состоянии расчетов с бюджетом и нарушением внутриведомственных правил контроля.
Поскольку в выданной налоговым органом справке №6383 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 03.04.2012 содержатся сведения о задолженности, возможность взыскания которой ИФНС России по г. Йошкар-Оле утрачена в связи с истечением сроков взыскания, данные сведения не соответствуют реальной обязанности налогоплательщика и создают для него неблагоприятные последствия, поскольку нарушают право на достоверную информацию, негативно отражаются на деловой репутации.
Кроме того, налогоплательщик указал на отсутствие полномочий у налогового органа по ведению контроля за платежами в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, в любом случае спорная сумма не может быть отражена в справке, выдаваемой инспекцией.
Возражая против заявленных требований, ИФНС России по г. Йошкар-Оле пояснила, что текст справки набирается по формам, установленным приказом Минфина РФ от 18.01.2008 №9н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения» (далее – Административный регламент). Ответы на запросы формируются автоматически на основании данных информационных ресурсов налоговых органов. Соответственно налоговый орган не может провести корректировку справки.
Признавая факт пропуска срока на принудительное взыскание, ответчик указал, что отсутствует законодательно установленный механизм списания спорной задолженности по платежам в Пенсионный фонд РФ, образовавшимся в период с 2002 по 2009 годы. В связи с чем, данная задолженность продолжает числиться за плательщиком, указание ее в справке полностью соответствует бюджетным обязанностям Банка России.
Законность и обоснованность оспариваемых действий проверены арбитражным судом по правилам статей 197-201 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия действий налогового органа по выдаче справки закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на совершение действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган, который совершил оспариваемые действия (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.Запрашиваемая справка представляется (передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам утверждена в приложении №8 Административного регламента. Справка формируется автоматически с помощью программных средств налогового органа по всем кодам бюджетной классификации.
Следовательно, при формировании справки о состоянии расчетов в нее автоматически включается задолженность, которая числиться за налогоплательщиком согласно данным информационных ресурсов налоговых органов.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.11.2009 №307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР. В силу части 4 статьи 2 Федерального закона №307-ФЗ главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 по 2009 годы, является ФНС России (первые три цифры КБК - 182).
Приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2010 №ММ-7-1/5@ предусмотрено, что полномочия по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации по КБК 18210202010060000160 и КБК 18210202020060000160 возложены на территориальные органы Федеральной налоговой службы. Эти же КБК закреплены за налоговыми органами приказом Минфина от 30.12.2009 №150Н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
В силу указанных нормативных актов налоговый орган ведет учет и контроль за поступлением платежей по взносам в Пенсионный фонд РФ, начисленным за период с 2002 по 2009 годы. Соответственно, при формировании налоговым органом справки о состоянии расчетов с бюджетом, сумма задолженности по указанным платежам включается в данную справку.
Форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 18.01.2008 №9н, не предусматривает информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке.
Вместе с тем, как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.09 №4381/09, отсутствие порядка включения в справку информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Материалами дела подтверждено, сторонами признано и не оспаривается, что задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 24926руб.81коп. образовалась в 2002 году, срок на принудительное взыскание указанное суммы, а также на взыскание в судебном порядке налоговым органом пропущен (л.д. 50-110).
Следовательно, указывая в справке задолженность по платежам в бюджет Пенсионного фонда РФ, налоговый орган обязан был отразить в ней информацию об утрате возможности ее взыскания. Тем самым, соблюдая баланс частных и публичных интересов, инспекция отразила бы в справке объективную информацию о состоянии расчетов.
Неполная информация о задолженности по пеням в Пенсионный фонд РФ, содержащаяся в справке от 03.04.2012 №6383 нарушает требования подпункта 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ и затрагивает право налогоплательщика на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Данное обстоятельство свидетельствует о незаконности действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам без указания сведений об утрате возможности на принудительное взыскание задолженности.
Между тем соблюдение баланса частных и публичных интересов и отражение в справке объективной информации о состоянии расчетов предполагает, что утрата налоговым органом возможности взыскания недоимки в бесспорном порядке не является основанием для исключения указанных сумм из справки состоянии расчетов с бюджетом.
Поскольку за Банком России числится задолженность по пеням в Пенсионный фонд РФ в сумме 24926руб.81коп., наличие которой налогоплательщик признает и не оспаривает, основания для признания незаконными действий инспекции в полном объеме отсутствуют.
Следовательно, действия ИФНС России по г.Йошкар-Оле по выдаче справки могут быть признаны недействительными только в части выдачи справки без указания на невозможность взыскания пеней в размере 24926руб.81коп. Исключение из текста справки спорной задолженности в полном объеме, а также выдача справки без указания на данную задолженность будет неправомерным.
Арбитражный суд отклоняет ссылку заявителя на обязанность налогового органа списать спорную сумму, как невозможную к взысканию, по правилам статьи 59 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях ликвидации налогоплательщика, признания банкротом, смерти физического лица-налогоплательщика, принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности и в иных случаях, предусмотренных законодательством, признается безнадежной к взысканию. Безнадежными к взысканию также признаются суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы (пункт 4 статьи 59 НК РФ).
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержден по правилам пункта 5 статьи 59 НК РФ Приказом ФНС РФ от 19.08.2010 №ЯК-7-8/393@ (далее – Порядок).
Основанием для осуществления действий по списанию указанных сумм является решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании, подписанное руководителем налогового органа (пункт 3 Порядка).
То обстоятельство, что налоговым органом утрачено право на взыскание указанных сумм в связи с пропуском срока, сторонами признано и не оспаривается.
Однако заявителем не учтено, что в силу пункта 1 Порядка списанию подлежит признанная безнадежной к взысканию:
- недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам, в том числе задолженность по налоговым санкциям, которые до введения в действие Налогового кодекса РФ взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г. (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации);
- задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 01.01.2001, начисленным пеням и штрафам;
- налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ;
- задолженность по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 НК РФ.
Тем самым в тексте Порядка отсутствует норма, распространяющая его действие и, следовательно, действие статьи 59 НК РФ на случаи списания задолженности по недоимкам, пеням и штрафам, образовавшимся в связи с расчетами по страховым взносам, за исключением недоимки по страховым взносам, начисленным на нее пеням и штрафам, которая числилась за организациями по состоянию на 01.01.2001.
В силу изложенного, арбитражный суд приходит к итоговому выводу, что требования Банка России подлежат частичному удовлетворению. Арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, признает незаконными действия ИФНС России по г.Йошкар-Оле, выразившиеся в выдаче Центральному банку РФ в лице Национального банка Республики Марий Эл справки от 03.04.2012 №6383 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 03.04.2012, в которой в качестве задолженности включена сумма пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в размере 24926руб.81коп. без указания на невозможность ее взыскания. Кроме того, налоговый орган обязывается выдать Банку России справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с указанием информации об утрате права на взыскание пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 24926руб.81коп. в связи с пропуском срока давности взыскания.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ Центральный банк Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена пошлина в сумме 2000руб., которая подлежит возврату за счет средств федерального бюджета (л.д. 35).
.
Резолютивная часть решения объявлена 18.12.2012. Полный текст решения изготовлен 24.10.2012, что в соответствии со статьей 176 АПК РФ считается датой принятия судебного акта.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд РМЭ
РЕШИЛ:
1. Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле, выразившиеся в выдаче Центральному банку РФ в лице Национального банка Республики Марий Эл справки от 03.04.2012 №6383 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 03.04.2012, в которой в качестве задолженности включена сумма пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в размере 24926руб.81коп. без указания на невозможность ее взыскания.
2. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле выдать Центральному банку РФ в лице Национального банка Республики Марий Эл справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с указанием информации об утрате права на взыскание пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в сумме 24926руб.81коп. в связи с пропуском срока давности взыскания.
3. Возвратить Центральному банку РФ в лице Национального банка Республики Марий Эл государственную пошлину в сумме 2000руб. На возврат государственной пошлины выдать справку.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья Л.Д. Лабжания