АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«14» февраля 2006г. Дело № А-38-7640-12/465-2005 г. Йошкар-Ола
(12/75-2006)
Резолютивная часть объявлена – 07.02.2006 г.
Полный текст решения изготовлен – 14.02.2006 г.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Вопиловского Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Вопиловским Ю.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Республике Марий Эл
к ответчику СПК СХА «Нуръяльский»
о взыскании налоговых санкций в сумме 2544 руб.
с участием представителей:
от заявителя – Лобанова Н.Г., вед. специалист по доверенности от 17.01.2006 №02-38/02,
от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России №2 по Республике Марий Эл обратилась в Арбитражный суд РМЭ с заявлением к Сельскохозяйственному производственному кооперативу Сельскохозяйственной артели «Нуръяльский» о взыскании налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 1649 руб. за неуплату единого сельскохозяйственного налога за 2004, по пункту 1 статьи 119 НК РФ в сумме 895 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу за 2004 (л.д.3-5).
Ответчик извещен о дате, времени и месте судебного заседания арбитражного суда первой инстанции по адресу, подтвержденному данными Единого государственного реестра юридических лиц, в судебное заседание не явился, письменный отзыв на заявление и документальные доказательства не представил. Согласно части 1 статьи 123 АПК РФ ответчик считается извещенным надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд признал требования налогового органа подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Сельскохозяйственный производственный кооператив Сельскохозяйственная артель «Нуръяльский» зарегистрировано и включено в Единый государственный реестр юридических лиц 19.04.2002 года, основной государственный регистрационный номер 1021200648886, состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Республике Марий Эл (л.д.9-17).
13.04.2005 ответчиком в налоговый орган представлена налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу за 2004, в соответствии с которой заявлены доходы в сумме 1199366 руб., расходы в сумме 1187622 руб., налог к уплате в сумме 705 руб. (л.д.18,19).
В ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации налоговый орган установил, что в 2004 году ответчиком включена в расходы, уменьшающие налоговую базу по ЕСХН, заработная плата работников в сумме 137414 руб., начисленная в период применения общего режима налогообложения, а также нарушение срока представления налоговой декларации по ЕСХН за 2004 (т.22).
По результатам камеральной проверки налоговой декларации налоговым органом вынесено решение №96 от 29.06.2005 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1649 руб. за неуплату ЕСХН за 2004, по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 895 руб. за несвоевременное представление налоговой декларации по ЕСХН за 2004 (л.д.24).
В соответствии со ст.ст. 69, 70, 104 НК РФ ответчику направлено требование №571 от 29.06.2005 об уплате налога, требование №572 от 29.06.2005 об уплате налоговых санкций в срок до 11.07.2005 года (л.д.26,27).
В установленный срок налоговые санкции не были уплачены, что послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд за принудительным взысканием штрафов (л.д.3-5).
В соответствии с п.1 ст.346.2 НК РФ налогоплательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ.
Согласно ст.346.4 НК РФ объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу п/п.6 п.2 ст.346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты (п.7 ст.346.5 НК РФ).
Согласно п/п.5 п.6 ст.346.6 НК РФ налогоплательщики, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на уплату ЕСХН не вычитают из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на уплату ЕСХН в оплату расходов налогоплательщиков, если до перехода на уплату ЕСХН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с главой 25 Кодекса.
В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что по данным главной книги организации по состоянию на 01.01.2004 (дату перехода на применение ЕСХН) сумма кредиторской задолженности по заработной плате, начисленной работникам и включенной в состав расходов при исчислении налога на прибыль в 2003 году, составляла 137413 руб. В связи с погашением задолженности по заработной плате в указанной сумме, ответчик включил ее в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН за 2004.
Занижение налоговой базы по ЕСХН за 2004 составило 137413 руб., недоимка по ЕСХН за 2004 – 8245 руб.
В соответствии со статьей 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет ответственность в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
Таким образом, ответчик обоснованно привлечен налоговым органом к налоговой ответственности в виде штрафа по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 1649 руб. за неуплату ЕСХН за 2004.
В соответствии со ст.ст.23, ст.80, п.1 ст.346.23 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками – организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщик был обязан представить декларацию по ЕСХН за 2004 не позднее 31 марта 2005 года.
Требование закона исполнено ненадлежащим образом, из материалов дела следует, что 13.04.2005 года ответчик с нарушением установленных законодательством о налогах и сборах сроков представил в налоговый орган налоговую декларацию по ЕСХН за 2004 (л.д.18,19).
В заявлении налоговый орган указал, что просрочка представления декларации составила один неполный месяц (л.д.3-5). Штраф по п.1 ст.119 НК РФ в сумме 895 руб. исчислен им исходя из периода просрочки – два месяца.
В соответствии со ст.6.1 НК РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Как следует из положений п.1 ст.346.23 НК РФ последним днем срока для представления налоговой декларации по ЕСХН является 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, ответчиком допущена просрочка представления налоговой декларации по ЕСХН за 2004 на один неполный месяц.
В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
По данным камеральной налоговой проверки сумма ЕСХН за 2004 составляла 8950 руб. (705+8245).
Сумма штрафа по п.1 ст.119 НК РФ за просрочку представления налоговой декларации по ЕСХН за 2004 за один неполный месяц составляет 447 руб. 50 руб. (8950х5%).
Учитывая изложенное требование налогового органа в части взыскания штрафа по п.1 ст.119 НК РФ в сумме 447 руб. 50 коп. (895-447,5) не подлежит удовлетворению. Штраф в сумме 447 руб. 50 коп. наложен на ответчика правомерно.
Налоговым кодексом РФ не предусмотрено обязательное составление акта по результатам камеральной проверки. В соответствии с п.1 ст.101 НК РФ материалы проверки рассматриваются в присутствии налогоплательщика только в случае представления им письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки. Очевидный факт нарушения срока подачи налоговой декларации не требовал дополнительной проверки и извещения налогоплательщика о рассмотрения этого налогового правонарушения заместителем руководителя Инспекции.
В соответствии с п.1 ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 37 постановления от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками, поскольку только в этих случаях Кодекс предусматривает составление акта.
Учитывая, что Кодекс не предусматривает составление акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п.1 ст.115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Из материалов дела следует, что при представлении ответчиком налоговой декларации проведена камеральная проверка, по результатам которой акт проверки не составлялся.
В данной правовой ситуации срок исчисляется с момента принятия решения налоговым органом, следовательно, срок на обращение в арбитражный суд не пропущен.
Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика на основании специальных правил законодательства РФ о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 333.21 НК РФ размер государственной пошлины по делу составляет 500 руб.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 333.18 Кодекса ответчики уплачивают указанную в судебном акте государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления акта в законную силу. В связи с этим исполнительный лист на взыскание государственной пошлины с ответчика должен быть выдан по истечении десяти дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно (пункт 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 91 от 25 мая 2005 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации»).
Вопрос о взыскании государственной пошлины с налогового органа по делу судом не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ налоговые органы от ее уплаты освобождены.
Резолютивная часть решения объявлена 07.02.2006 г. Согласно ч.2 ст.176 АПК РФ дата изготовления решения в полном объеме (14.02.2006 г.) считается датой принятия решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции
РЕШИЛ:
1. Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива Сельскохозяйственной артели «Нуръяльский» (основной государственный регистрационный номер в ЕГРЮЛ 1021200648886, место нахождения: Республика Марий Эл, Моркинский район, п.Морки, ул.РТС) в доход бюджета штраф в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в сумме 1649 руб. за неуплату ЕСХН за 2004, в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ в сумме 447 руб. 50 коп. за несвоевременное представление налоговой декларации по ЕСХН за 2004.
В остальной части заявленных требований отказать.
Обязанность по распределению взысканной суммы штрафа по бюджетам различных уровней возложить на Межрайонную инспекцию ФНС России №2 по Республике Марий Эл.
2. Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива Сельскохозяйственной артели «Нуръяльский» (основной государственный регистрационный номер в ЕГРЮЛ 1021200648886, место нахождения: Республика Марий Эл, Моркинский район, п.Морки, ул.РТС) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 руб.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать по истечении десяти дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья /Ю.А. Вопиловский /