НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 26.02.2019 № А29-17086/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

26 февраля 2019 года     Дело № А29-17086/2018

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2019 года , полный текст решения изготовлен февраля 2019 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Басманова П.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филипповой А.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Колванефть» (ИНН:5753034199, ОГРН:1045753000776) к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН:1101160027, ОГРН:1171101008297)

о признании незаконным постановления,

треть лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Усинск»,

при участии:

от заявителя: Пакшин А.Ю. (по доверенности от 01.10.2016),

от ответчика: Азаренкова М.Н. (по доверенности от 09.01.2018),

от третьего лица: не явились,

установил:

Закрытое акционерное общество «Колванефть» (далее – ЗАО «Колванефть», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – Минприроды Республики Коми, административный орган) о признании незаконным постановления от 25.10.2018 № 215, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и об исключении из мотивировочной части выводов о самовольном использовании лесного участка на площади 0,2282 га, расположенного в квартале 3 выделы 9, 10 Усинского участкового лесничества ГУ «Усинское лесничество» (использование лесного участка без разрешительных документов для эксплуатации автодороги, ведущей на объект – площадка куста скв. 2 (2, 407, 313, 1СК) на Южно-Ошском месторождении нефти).

Определением суда от 07.12.2018 заявление принято к производству, предварительное судебное назначено на 29.01.2019.

Поскольку возражений от сторон против перехода из предварительного в судебное заседание по первой инстанции в суд не поступило, суд в судебном заседании 29.01.2019 в порядке пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Судом в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Усинск» (далее – третье лицо). Судебное разбирательство отложено до 26.02.2019.

Общество полагает, что земельный участок, площадью 0,2282 га, использовался Обществом на основании договора аренды № 590/04 от 15.09.2004, заключенным с Комитетом по управлению муниципальным имущества МО «Город Усинск», данный договор пролонгирован на неопределенный срок.

Административный орган с заявленными требованиями не согласился, полагает, что основания для признания оспариваемого постановления незаконным отсутствуют.

Третье лицо отзыв по существу заявленных требований не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и времени судебного заседания, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело с учетом положений, предусмотренных статьей 156 АПК РФ, без участия представителей третьего лица.

Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, установил следующее.

В соответствии с распоряжением № 17 от 07.08.2018 Минприроды Республики Коми в период с 03.09.2018 по 28.09.2018 проведена плановая выездная проверка ЗАО «Колванефть», по результатам которой составлен акт проверки от 28.09.2018 № 17.

В ходе проверки установлено, что между Комитетом лесов Республики Коми и ЗАО «Колванефть» заключен договор аренды лесного участка                    № С0990530/28/12-АЗ от 16.04.2012 в целях не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов: для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых – для строительства куста скважин               № 11 (скв. 107, 1022, 1033) Южно-Ошского нефтяного месторождения с внутрипромысловой автодорогой, Вл-6кВ, нефтепроводом, временной площадкой, общей площадью 1,862 га. Срок действия договора: до 01.02.2025.

В ходе осмотра данного участка установлено, что за границами данного арендованного участка (квартал 3 выдел 9 ГУ «Усинское лесничество») самовольно без разрешительных документов произведены работы по отсыпке в северной части за границами договора аренды. На южной части вне границ аренды произведены работы по отсыпке предположительно нефтешламового амбара. На временной площадке вне границ аренды установлен контейнер. Площадь нарушения – 0,2074 га.

Также между Комитетом лесов Республики Коми и ЗАО «Колванефть» заключен договор аренды № С0990530/53/10-АЗ от 20.05.2013 в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным использованием лесов: для строительства и эксплуатации площадки куста скважин № 2 (2,407,313,1СК) на Южно-Ошском месторождении нефти, общей площадью 3,67 га. Срок действия договора: до 31.01.2025.

В ходе осмотра лесного участка выявлено, что автодорога, ведущая на объект построена и использует вне аренды без разрешительных документов. Площадь нарушения – 0,2282 га.

Административный орган постановлением от 25.10.2018 № 215 привлек ЗАО «Колванефть» к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 КоАП РФ, и назначил наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись частично с мотивировочной частью постановления, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики коми с соответствующим заявлением.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу статьи 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают лесные участки, права пользования ими. Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

В силу пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с положениями, закрепленными в постановлении Правительства РФ от 14.04.2016 № 307, правоустанавливающими документами на земельный участок являются акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, изданные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка.

Материалами дела подтверждается и Обществом признается, что за границами данного арендованного участка, расположенного в квартале 3 выдела 9 ГУ «Усинское лесничество» ЗАО «Колванефть» самовольно без разрешительных документов произведены работы по отсыпке в северной части за границами договора аренды. На южной части вне границ аренды произведены работы по отсыпке предположительно нефтешламового амбара. На временной площадке вне границ аренды установлен контейнер. Площадь нарушения – 0,2074 га.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о наличии в деянии ЗАО «Колванефть» события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии лесного участка.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется. Обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования закона, Обществом не названы.

Таким образом, в деянии ЗАО «Колванефть» имеет место состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.

Административное правонарушение, совершенное Обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области охраны окружающей среды и природопользования.

Существенная угроза охраняемым отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Процедура привлечения Общества к административной ответственности соблюдена, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли. Наказание назначено в минимальном размере.

С учетом изложенного, суд, руководствуясь положениями части 3 статьи 211 АПК РФ, отказывает Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Вместе с тем, исследовав письменные материалы дела, оценив доводы сторон суд приходит к выводу о том, что административным органом при отсутствии для этого законных оснований вменено Обществу в вину нарушение, выразившееся в эксплуатации автодороги, ведущей на объект без разрешительных документов (площадь нарушения – 0,2282 га). В связи с этим суд исключает данное нарушение из оспариваемого постановления, руководствуясь при этом следующим.

Из материалов дела следует, что на основании договора аренды земельного участка от 15.09.2004 № 590/04, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Город Усинск» и ЗАО «Колванефть», последнему предоставлен в аренду лесной участок, расположенный по адресу: Усинский лесхоз, Усинское лесничество, кварталы 3,13. Срок действия договора с 02.09.2004 по 01.09.2005.  В силу пункта 8.5 данного договора договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенных срок при отсутствии возражений сторон.

Общество добросовестно исполняя взятые на себя обязательства по договору, полагая, что данный договор пролонгирован на неопределенный срок, оплачивало арендные платежи, в том числе в 2018 году, что подтверждается платежными поручениями, представленными заявителем.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года до 1 января 2009 года. Для приведения таких договоров в соответствие с названным Кодексом осуществляется подача заявлений об их переоформлении на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Договор аренды участка лесного фонда, заключенный Обществом 15.09.2004, не был переоформлен и зарегистрирован в установленном порядке, следовательно, заявитель по общему правилу не вправе пользоваться участком лесного фонда по основаниям, предусмотренным Лесным кодексом РФ.

В соответствии со статьей 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

На основании п. 1 ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

Административным органом вменено в вину Обществу самовольное использование лесной дороги. Данная подъездная автодорога является транспортным сооружением (от внутрипромысловой автодороги ДНС «Северный Возей», куст скважин № 1 до куста скважин № 2, длиной 220 м), является объектом недвижимого имущества, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.08.2004.

В связи с этим Общество имеет право эксплуатировать возведенный на законном основании объект недвижимого имущества, необходимый для подъезда к опасным производственным объектам, принадлежащим заявителю, что свидетельствует об отсутствии умысла на самовольное использование лесного участка.

Вопрос о возмещении платежей за пользование лесным участком не является предметом настоящего спора и не может быть разрешен в порядке административного судопроизводства.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, оспариваемое постановление не содержит выводы административного органа, какие конкретно зависящие от Общества меры и в каком объеме не были им приняты в целях соблюдения установленных правовых норм. Анализ наличия либо отсутствия возможности для соблюдения Обществом требований закона оспариваемое постановление не содержит. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что вопрос вины общества административным органом надлежащим образом не исследован.

В силу презумпции невиновности (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ) лица, привлекаемого к ответственности, доказать вину должен орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении.

Оценивая в совокупности указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что состав административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ (в части использования лесной дороги), не доказан.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, суд исключает из мотивировочной части постановления выводы административного органа о наличии вины в эксплуатации лесной дороги, площадью 0,2282 га.

Несогласие с мотивировочной частью постановления не является основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десятидневного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья                                                                   П.Н. Басманов