ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
г. Сыктывкар
22 ноября 2021 года Дело № А29-11011/2021
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление Акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
установил:
Акционерное общество «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее – АО «Монди СЛПК», заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу, ответчик, административный орган) от 02.09.2021 № 0202/180821/03975, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Определением арбитражного суда от 15 сентября 2021 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик, возражая против заявленных требований, направил в суд отзыв на заявление и представил копии материалов по делу об административном правонарушении.
Заявитель в установленные сроки представил возражения на отзыв.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без вызова сторон путем исследования представленных в материалы дела в установленные сроки доказательств.
15 ноября 2021 года судом вынесена резолютивная часть решения, согласно которой в удовлетворении заявленных требований Акционерному обществу «Монди Сыктывкарский ЛПК» отказано.
17 ноября 2021 года, в установленный законом срок, от АО «Монди СЛПК» поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу № А29-11011/2021.
В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, судом изготавливается мотивированное решение по делу.
В результате анализа данных Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) за период с 01.01.2021 по 31.03.2021, проведенного МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу на основании задания на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 06.08.2021 № 04-100 установлено, что ООО «Кировский Биохимический завод» ИНН <***> осуществило поставку этилового спирта АО «МОНДИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛПК» в 1 квартале 2021 года в объёме 38 дал.
В тоже время в результате проведённого анализа информационного ресурса «База данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - База данных деклараций), установлено, что АО «МОНДИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛПК» не представило в форме электронного документа декларацию об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 4 за 1 квартал 2021 года в Базу данных деклараций в установленный срок (до 20.04.2021).
АО «МОНДИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛПК» в адрес Управления представило пояснения исх. № 24/9250 от 31.08.2021 (вх. №с2-4291 от 01.09.2021), согласно которым общество впервые закупило этиловый спирт для технических целей, не связанных с производством и (или) оборотом этилового спирта в 1 квартале 2021 года, в объеме 38 дал у ООО «Кировский Биохимический завод». АО «МОНДИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛПК» не осуществляет производство, реализацию этилового спирта и иной алкогольной продукции потребителям, закупает исключительно для собственных технических нужд и является конечным потребителем. Сведения о закупке этилового спирта в объеме 38 дал были внесены в ЕГАИС поставщиком ООО «Кировский Биохимический завод», что свидетельствует об обеспечении контроля со стороны государственного органа за указанным объемом этилового спирта. На момент составления протокола АО «МОНДИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛПК» предприняло действия по устранению выявленного правонарушения, зарегистрировалось в личном кабинете на официальном сайте МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному федеральному округу и пыталось подать декларацию через личный кабинет, однако для подачи декларации у общества отсутствовало необходимое программное обеспечение. АО «МОНДИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛПК» приняты необходимые меры, направленные на исключение обстоятельств, явившихся основанием административного правонарушения. Проведена разъяснительная работа с сотрудниками, ответственными за представление деклараций.
На момент рассмотрения дела декларация об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 4 за 1 квартал 2021 представлена АО «МОНДИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛПК» в Базу данных деклараций в форме электронного документа 30.08.2021 15:29:52, то есть, в нарушение установленного срока.
В результате чего АО «МОНДИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛПК» нарушены требования п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этиловгого спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (рспития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ, Федеральный закон № 171-ФЗ), п.6, п. 13 Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 № 396 «Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуарэ, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций» (далее – Приказ № 396).
Выявленное нарушение квалифицируется по статьей 15.13 КоАП РФ -искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
По данному факту должностным лицом Управления - главным специалистом экспертом отдела отчетности и анализа информационных систем ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от 18.08.2021 № 0202/180821/03975.
Постановлением от 02.09.2021 № 0202/180821/03975 АО «МОНДИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛПК» привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным, указав, что ходатайство о применении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерно отклонено административным органом, размер административного штрафа несоразмерен характеру вменяемого деяния и его последствиям, целям административного наказания.
Суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности представленные в материалы дела доказательства, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Законом № 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается: искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции.
В соответствии с пунктом 6 Порядка № 396 организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные процедуры таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения или специальную таможенную процедуру, установленные в соответствии с правом Союза, лица, осуществляющие закупку фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), которые указаны в подпункте 12 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, лица, осуществляющие закупку спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно Приложению № 4 к Приказу № 396.
В соответствии с пунктом 13 Приказа № 396 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с пунктом 14 Приказа № 396 декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, индивидуального предпринимателя, сертификат ключа проверки которой выдан в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В соответствии с пунктом 15 Приказа № 396 декларации, за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями № 7 и 8 к Порядку, представляются организациями, индивидуальными предпринимателями, включая их обособленные подразделения, в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, а также не оспаривается заявителем, декларация об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 4 за 1 квартал 2021 представлена АО «МОНДИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛПК» в Базу данных деклараций в форме электронного документа 30.08.2021 15:29:52, то есть, в нарушение установленного срока.
При таких обстоятельствах следует признать, что в действиях Общества имеется факт нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается представленными материалами административного дела.
В силу пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновность юридического лица как обязательный признак субъективной стороны административного правонарушения охватывает собой случаи, когда несоблюдение правил и норм является следствием совершенных как умышленно, так и по неосторожности действий (бездействия) его должностных лиц (работников), имея в виду, что действия юридического лица всегда производны от действий физических лиц.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Суд считает, что АО «МОНДИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛПК» имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Федеральным законом № 171-ФЗ, Приказом № 396, в части представления декларации в установленный законом срок, но АО «МОНДИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛПК» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Доказательств наличия иных объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана материалами административного дела.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Суд считает, что основания для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного, отсутствуют.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Оценив представленные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, суд не усматривает признаков малозначительности правонарушения.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, само по себе отсутствие вредных последствий не подтверждает отсутствие такого обязательного при применении статьи 2.9 КоАП РФ признака, как отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Таким образом, нарушение установленного государством порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции, в связи с чем, нарушение не может быть признано малозначительным с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Наступление общественно-опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния. Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам, само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
Оценивая характер, степень общественной опасности и конкретные обстоятельства совершения правонарушения, суд считает, что заявитель при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не принял зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона, декларация представлена после выявления нарушения срока ее представления контролирующим органом, исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное правонарушение как малозначительное, судом не установлено.
Общие правила назначения административного наказания урегулированы статьей 4.1 КоАП РФ, в соответствии с частями 1, 2 которой административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В определении № 349-О от 05.11.2003 Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В рассматриваемом случае штраф назначен в минимальном размере санкции статьи 15.13 КоАП РФ. Назначенный заявителю административный штраф соответствует принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности. Доказательства чрезмерной карательности размера назначенного административного штрафа для АО «Монди СЛПК» в дело не представлены.
Процедура производства по делу об административном правонарушении, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенные нарушения процессуальных требований, свидетельствующие об объективной незаконности оспариваемого постановления и носящие неустранимый характер, отсутствуют.
На основании изложенного, суд считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, заявление Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 180-181, 211, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Лица, участвующие в деле, вправе обратиться в суд с заявлением о составлении мотивированного решения арбитражного суда в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения (резолютивной части) на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/).
Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия (резолютивной части решения), а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.