НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 20.05.2016 № А29-2903/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

23 мая 2016 года  Дело № А29-2903/2016

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2016 года, полный текст решения изготовлен 23 мая 2016 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
 при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бахаевой И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения - Национального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления (ИНН: 7702235133, ОГРН: 1037700013020)

к Страховому публичному акционерному обществу «РЕСО-Гарантия» (ИНН: 7710045520, ОГРН: 1027700042413)

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: Степанова Е.И. (по доверенности от 05 ноября 2015 года серия 11АА № 0641667),

от ответчика: Старцев А.А. (по доверенности от 02 сентября 2015 года серия 11АА № 0643397),

установил:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения - Национального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении Страхового публичного акционерного общества «РЕСО-Гарантия» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением арбитражного суда от 01 апреля 2016 года заявление Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения - Национального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления принято к производству, по делу № А29-2903/2016 назначено предварительное судебное заседание.

Страховое публичное акционерное общество «РЕСО-Гарантия» (далее – СПАО «РЕСО-Гарантия», Общество) возражает относительно заявленного требования, в связи с отсутствие события правонарушения, поскольку при заключении договора страхования с Сокериным И.А. в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат работники Общества использовали данные, полученные из автоматизированной информационной системе обязательного страхования, согласно которым рассчитанный класс страхования для Сокерина И.А. составил 4, что подтверждается результатами расчета коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат из базы автоматизированной информационной системе обязательного страхования. После внесения корректных данных о классе страхования по договору ВВВ № 0626096329 СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» также внесло корректные данные по договорам ОСАГО ССС № 0327842231 (5 класс страхования) и ЕЕЕ № 0364400939 (6 класс страхования) и направило их в АИС РСА. Сокерин И.А. был уведомлен о необходимости обращения в СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» на предмет получения излишне уплаченной части страховой премии. Доводы ответчика изложены в отзыве от 04 мая 2016 года № 13562/08 (л.д.92-95).

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения - Национального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления (далее – Отделение-НБ Республики Коми) представило возражения на отзыв ответчика от 17 мая 2016 года № Т287-48-12-7/5205, согласно которым считает, что протокол об административном правонарушении от 22 марта 2016 года № Т287-48-13-6/2984 в отношении Общества составлен законно и обоснованно.

Учитывая характер спора и представленные доказательства, при исполнении определения в части представления затребованных документов и отсутствии возражений, суд, руководствуясь статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), перешел к судебному разбирательству в судебном заседании первой инстанции.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

20 ноября 2015 года в Отделение-НБ Республики Коми поступило обращение Сокерина И.А. (далее - Страхователь) по вопросу несоблюдения страховой организацией СПАО «РЕСО-Гарания» (далее - Страховщик) страхового законодательства Российской Федерации.

Отделением-НБ Республики Коми в адрес Страховщика был направлен запрос о представлении информации и документов от 12 января 2016 года
 № Т287-48-13-16/97, необходимых для осуществления надзора в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Согласно представленным Страховщиком на указанный запрос документам, между Страхователем и Страховщиком 01 декабря 2015 года заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) серия ЕЕЕ
 № 0364400939 (л.д. 27-31).

По результатам рассмотрения представленных документов, а также информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования (далее - АИС ОСАГО) административным органом со стороны Страховщика было выявлено нарушение страхового законодательства Российской Федерации, а именно: при заключении 01 декабря 2015 года серия ЕЕЕ № 0364400939 (срок действия 01 декабря 2015 года по 30 ноября 2016 года) Страховщик, рассчитывая страховую премию, неправомерно применил коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (далее - КБМ) равный 0,95 (класс страхования 4). В результате Страхователем была излишне уплачена часть страховой премии.

Согласно информации, представленной Страховщиком, при заключении договора ОСАГО от 01 декабря 2015 года серия ЕЕЕ 0364400939 Обществом произведен следующий расчет страховой премии:

4118 (базовая ставка) х

1,6 (территориальный коэффициент) х

0,95 (коэффициент наличия или отсутствия страховых выплат) х

1,7 (коэффициент возраста и стажа водителей/ограниченное использование ТС) х

1 (коэффициент на ограничение допущенных к управлению) х

1,1 (коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля) х

1 (коэффициент периода использования ТС) х

1 (коэффициент от срока страхования) х

1 (коэффициент страхового тарифа) = 6 102 рубля 88 копеек.

Таким образом, по мнению административного органа, Страховщиком при заключении договора ОСАГО от 01 декабря 2015 года серия ЕЕЕ
 № 0364400939 нарушены требования подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1) пункта 6 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ), примечания 10 к пункту 2 приложения 2 к Указаниям Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указания от 19 сентября 2014 года № 3384-У) в части применения неверного КБМ при определении размера страховой премии при заключении договора ОСАГО.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, 22 марта 2016 года начальник отдела по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритатрных акционеров Отделения-НБ Республики Коми Ермакович В.В. составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении № Т287-48-13-6/2984.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статей 202, 203 АПК РФ протокол об административном правонарушении вместе с заявлением о привлечении СПАО «РЕСО-Гарания» к административной ответственности направлены в Арбитражный суд Республики Коми для рассмотрения по существу.

Исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения выступает осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением законодательства о страховой деятельности.

Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ, некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Законом признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.

Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ, Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.

Пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 установлено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Подпунктом 14 пункта 3 статьи 32 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 определено, что для получения лицензии соискатель лицензии на осуществление страхования, перестрахования представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам).

Страховщик является субъектом страхового дела, зарегистрированным в Едином государственном реестре субъектов страхового дела за регистрационным номером № 1209 и осуществляет свою деятельность на основании лицензии С № 1209 77, выданной Федеральной службой страхового надзора 09 декабря 2005 года.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ страховые премии по договорам ОСАГО рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона № 40-ФЗ.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ. Установленные в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года
 № 40-ФЗ, и информацию, содержащуюся в АИС ОСАГО.

Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в АИС ОСАГО, и проверки Соответствия представленных страхователем сведений содержащейся, в АИС ОСАГО и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается (пункт 10.1 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ).

В соответствии с примечанием 4 к пункту 3 раздела 1 Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2005 года № 739, действовавших на дату заключения договора ОСАГО от 26 ноября 2013 года серия ВВВ № 0626096329, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования.

В связи с обращением Страхователя и в соответствии с полномочиями, установленными Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года
 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Отделением-НБ Республики Коми в адрес Страховщика и Российского Союза Автостраховщиков, являющегося оператором АИС ОСАГО, направлены запросы о представлении информации и документов. необходимых для осуществления надзора.

Согласно представленной Российским Союзом Автостраховщиков, являющегося оператором АИС ОСАГО, информации, между Страхователем и Страховщиком 26 ноября 2013 года заключен договор ОСАГО от 26 ноября 2013года серия ВВВ № 0626096329, период действия (с 27 ноября 2013 года по 26 ноября 2014 года, транспортное средство Volkswagen Passat). Согласно сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО, последним прекратившим свое действие на дату начала срока страхования по договору ОСАГО серия ВВВ № 0626096329 (27 ноября 2013 года) является договор ОСАГО от 27 ноября 2012 года серия ВВВ № 0633335518. прекративший свое действие 26 ноября 2013 года, заключенный с ООО «Росгосстрах», транспортное средство Volkswagen Passat. При заключении указанного договора ООО «Рогосстрах» был применен 3 класс страхования (КБМ 1). Таким образом, с учетом отсутствия страховых случаев в период действия договора ОСАГО от 27 ноября 2012 года серия ВВВ № 0633335518, при заключении договора ОСАГО от 26 ноября 2013 года серия ВВВ № 0626096329 Страхователю должен был быть присвоен 4 класс страхования (КБМ 0,95). В то время как Страховщиком был присвоен 3 класс страхования (КБМ 1). Следовательно, при заключении договора ОСАГО от 24 ноября 2014 года серия ССС № 0327842231 при условии отсутствия страховых выплат по договору ОСАГО от 26 ноября 2013 года серия ВВВ № 0626096329 Страхователю должен был быть присвоен 5 класс страхования (КБМ 0,9). В то время как Страховщиком по договору ОСАГО от 24 ноября 2014 года серия ССС № 0327842231 был присвоен 3 класс страхования (КБМ 1). В последующем, при заключении договора ОСАГО от 01 декабря 2015 года серия ЕЕЕ № 0364400939 при условии отсутствия страховых выплат по договору ОСАГО от 24 ноября 2014 года серия ССС № 0327842231 Страхователю должен был быть присвоен 6 класс страхования (КБМ 0,85), в то время как Страховщиком по договору ОСАГО от 24 ноября 2014 года серия ССС № 0327842231 был присвоен 4 класс страхования (КБМ 0,95).

В соответствии с информацией, представленной Страховщиком, после получения запроса Отделения-НБ Республики Коми была проведена проверка примененных КБМ при заключении со Страхователем договоров ОСАГО. В результате проверки Страховщиком внесены в АИС ОСАГО сведения о присвоенном 4 классе страхования по договору ОСАГО от 26 ноября 2013 года серия ВВВ № 0626096329, 5 классе страхования по договору ОСАГО от 24 ноября 2014 года серия ССС № 0327842231 и 6 классе страхования по договору ОСАГО от 01 декабря 2015 года серия ЕЕЕ № 0364400939.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 страховые тарифы по обязательному страхованию (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования, за исключением страховых тарифов (их предельных уровней), структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии в рамках международных систем страхования, устанавливаются Банком России (ранее Правительством Российской Федерации) в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1.

Страховые тарифы установлены Указанием Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и действующим с 11 октября 2014 года.

Согласно новым страховым тарифам при определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору ОСАГО, в числе прочего применяется КБМ.

Согласно пункту 1.8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П и действующих с 11 октября 2014 года, при заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений.

В соответствии с пунктом 3 примечания к пункту 2 Приложения № 2 к новым страховым тарифам сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40-ФЗ)), если иное не установлено новыми Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии информации указанным водителям присваивается класс 3 (пункт 5 примечания к пункту 2 Приложения № 2 к новым страховым тарифам).

Согласно пункту 6 примечания к пункту 2 Приложения № 2 к новым страховым тарифам при представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.

В соответствии с пунктом 7 примечания к пункту 2 Приложения № 2 к новым страховым тарифам для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

В случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования (пункт 9 примечания к пункту 2 Приложения № 2 к новым страховым тарифам).

Согласно пункту 10 примечания к пункту 2 Приложения № 2 к новым страховым тарифам для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования.

Следовательно, при заключении договора ОСАГО от 24 ноября 2014 года серия ССС № 0327842231 при условии отсутствия страховых выплат по договору ОСАГО от 26 ноября 2013 года серия ВВВ № 0626096329 Заявителю должен был быть присвоен 5 класс страхования (КБМ 0,9), в тоже время Страховщиком по договору ОСАГО от 24 ноября 2014 года серия ССС № 0327842231 был присвоен 3 класс страхования (КБМ 1). В последующем, при заключении договора ОСАГО серия ЕЕЕ № 0364400939 от 01 декабря 2015 года при условии отсутствия страховых выплат по договору ОСАГО от 24 ноября 2014 года серия ССС № 0327842231 Страхователю должен был быть присвоен 6 класс страхования (КБМ 0,85). В то время как Страховщиком по договору ОСАГО от 24 ноября 2014 года серия ССС № 0327842231 был присвоен 4 класс страхования (КБМ 0,95).

При заключении со Страхователем договора ОСАГО у Страховщика имелась вся необходимая информация для расчета страховой премии, в том числе информация, необходимая для правильного применения коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат.

Арбитражным судом установлено, что при заключении договора ОСАГО Страховщиком не верно применены КБМ и класс страхования, что привело к завышению страховой премии, подлежащей уплате Страхователем, в результате чего Общество нарушено страховое законодательство.

Факт нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 27 января 2016 года № Т287-48-13-6/2984.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию, соблюдение лицензионных требований (условий) означает соблюдение указанных выше норм страхового законодательства, а также условий, установленных для выдачи лицензии.

Таким образом, в соответствии с лицензионными требованиями (условиями) страховщики обязаны соблюдать требования страхового законодательства и Правила страхования, что рассматривается как условие осуществления данного вида лицензируемой деятельности. Режим лицензирования предполагает принятие лицензиатом дополнительных обязательств, соблюдение которых составляет часть лицензионного контроля.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом страхового законодательства.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КоАП РФ определено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вина Общества в совершении административного правонарушения в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению установленных законодательством лицензионных требований (условий) при осуществлении страховой деятельности.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что в действиях Общества усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к ответственности составляет 1 год в силу статьи 4.5 КоАП РФ, поскольку ответчиком нарушены требования страхового законодательства, и в рассматриваемом случае не истек.

Нарушений заявителем процессуальных требований КоАП, направленных на реализацию права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и фиксацию надлежащих доказательств, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, судом не установлено.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

С учетом обстоятельств рассматриваемого дела, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, арбитражный суд считает возможным применить к ответчику минимальную меру административного наказания в виде наложения штрафа в размере 30 000 рублей.

Согласно положениям части 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней   со дня вступления решения суда о наложении административного штрафа в законную силу.

При этом сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (часть 3 статьи 32.2 КоАП РФ).

При этом арбитражный суд считает правильным разъяснить положения части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, согласно которым при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

В данном случае штраф в сумме 30 000 рублей подлежит уплате по следующим реквизитам получателя административного штрафа:

Получатель (администратор доходов): УФК по Республике Коми (Отделение-НБ Республика Коми);

Счет получателя (УФК по Республике Коми): 40101810000000010004;

Банк получателя: Отделение-НБ Республика Коми;

БИК банка получателя: 048702001;

Идентификационный номер Банка России (ИНН): 7702235133;

Код причины постановки на налоговый учет Отделения-НБ Республика Коми (КПП): 110145003;

Код ОКТМО муниципального образования, на территории которого находится Отделение-НБ Республика Коми, в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований: 87701000;

Код бюджетной классификации: 99911690010016000140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет». Источником данного вида доходов являются денежные взыскания (штрафы), уплачиваемые (взыскиваемые) в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ:

Уникальный идентификатор начисления: 99908700220316029848;

Идентификатор плательщика: 27710045520775001001.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 206 АПК РФ, суд

решил:

Заявление удовлетворить.

Привлечь Страховое публичное акционерное общество «РЕСО-Гарантия» (ИНН: 7710045520, ОГРН: 1027700042413) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде наложения штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Н.Ш. Махмутов