НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 17.12.2012 № А29-6874/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

27 декабря 2012 года Дело № А29-6874/2012

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2012 года, полный текст решения изготовлен 27 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Полицинского В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пунеговой Т.И. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Вест ойл» (ИНН: 1102020833, ОГРН: 1021100730133) к Управлению по недропользованию по Республике Коми (Коминедра) (ИНН: 1101486156, ОГРН: 1041100422076) о признании незаконным приказа №ЛД-76 от 27 июня 2012 года,

третье лицо: Управление Росприроднадзора по Республике Коми,

при участии в судебном заседании:

от ответчика: Нетребина М.А. (  по доверенности),

от третьего лица: Хозяинов Е.В. (по доверенности),

установил:

ЗАО «Вест ойл» (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по недропользованию по Республике Коми (Коминедра) о признании незаконным приказа №ЛД-76 от 27 июня 2012 года «О досрочном прекращении права пользования недрами в пределах участка Ижемской впадины (Верхне-Одесская, Усть-Одесская, Усть-Седьюсская и Катыдведьская структуры), которым с 30 июня 2012 года прекращено право пользования недрами в пределах участка Ижемской впадины (Верхне-Одесская, Усть-Одесская, Усть-Седьюсская и Катыдведьская структуры), предоставленного Обществу на условиях предпринимательского риска.

По мнению заявителя, оспариваемый приказ ответчика нарушает права кредиторов Общества, поскольку в нарушение ст.ст.130, 216, 269 ГК РФ приказом фактически прекращено вещное право Общества- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком Ижемской впадины; необоснованно возлагает на Общество, признанное в установленном порядке банкротом, в отношении которого введено конкурсное производство, обязанность по ликвидации горных выработок, рекультивации земельных участков, на которых они расположены, что исполнить невозможно ввиду отсутствия у Общества соответствующей рабочей силы; заявитель также полагает, что приказ №ЛД-76 от 27 июня 2012 года не соответствует требованиям пунктов 115 и 116 «Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр» (далее Регламент), поскольку в приказе отсутствуют указания на допущенные Обществом нарушения, основания прекращения права пользования недрами, ссылка на протокол заседания комиссии, на котором принято решение о вынесении данного приказа, а также отсутствуют сведения о вступлении приказа в силу.

Заявитель в установленном порядке извещался о месте и времени рассмотрения дела в суде, но в судебное заседание не явился.

Ответчик требования не признал, представил отзыв на заявление, в котором изложил свои возражения против требований, а также доказательства соблюдения требований Закона РФ «О недрах» и Регламента при принятии решения о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного Обществу.

Третье лицо подтвердило нарушение Обществом условий пользования недрами, предусмотренных лицензией.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении требований Общества надлежит отказать, поскольку заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым приказом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности.

Заявителю выдана лицензий на право пользования недрами серии СЫК №01019 НР с целевым назначением и видами работ поиски, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах участка Ижемской впадины (Верхне-Одесская, Усть-Одесская, Усть-Седьюсская и Катыдведьская структуры) со сроком действия до января 2022 года. Лицензия зарегистрирована 02 июня 1998 года.

Неотъемлемой частью лицензии является лицензионное соглашение (договор).

Согласно пункту 4.4.1 лицензионного соглашения Общество обязано уплачивать регулярные платежи при пользовании недрами в установленном лицензионным соглашением размере.

Разделом 3 лицензионного соглашения предусмотрена обязанность Общества при пользовании недрами предоставлять отчетность по утвержденным формам.

Пунктом 6.2 соглашения предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено на основании и в порядке, установленном ч.2 ст.20, ст.ст.21,23 Закона РФ «О недрах», в том числе, если Обществом нарушены существенные условия лицензии.

К существенным условиям лицензии отнесены, в том числе требования п.4.4.1 соглашения, обязывающие Общество уплачивать регулярные платежи при пользовании недрами.

11 ноября 2011 года ответчику поступило обращение Межрайонной ИФНС России №4 по Республике Коми о досрочном прекращении права Общества пользования недрами в связи с непредставлением предусмотренной законодательством отчетности, в том числе расчетов регулярных платежей за пользование недрами со второго квартала 2010 года.

Согласно протоколу заседания Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Республики Коми по участкам недр, отнесенным к компетенции Управления по недропользованию по Республике Коми (далее Комиссия) от 23 ноября 2011 года принято решение запросить у Управления Росприроднадзора по Республике Коми сведения о результатах проверок соблюдения Обществом условий пользования недрами, предусмотренных лицензией.

В период с 21 ноября по 16 декабря 2011 года третьим лицом проведена проверка Общества, по результатам которой составлен акт от 16 декабря 2011 года №03-07/11-16.

23 декабря 2011 года (протокол №СЫК-27/2011) Комиссией рассмотрен вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии СЫК 01019 НР, предоставленного Обществу, с учетом результатов проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по Республике Коми.

Комиссией установлено, что Общество, нарушая условия лицензионного соглашения, не представило отчетность по регулярным платежам за 2010-2011 годы, чем нарушило также п.6 ст.43 Закона «О недрах», не уплачивает регулярные платежи за пользование недрами, задолженность по которым составила 3,2 млн. руб., не представило в государственные органы ежегодную и ежеквартальную отчетность, предусмотренную при пользовании недрами.

Комиссией принято решение рекомендовать Коминедра начать процедуру досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии СЫК 01019 НР на условиях предпринимательского риска, выданной Обществу, с предоставлением трехмесячного срока на устранение нарушений пользования недрами.

17 января 2012 года ответчик направил Обществу уведомление о допущенных нарушениях условий пользования недрами и предложил заявителю устранить их в течение трех месяцев, предупредив о возможности досрочного прекращения права пользования недрами по основаниям, предусмотренным пунктами 2,3,8 части 2 ст.20 Закона о недрах, в случае непринятия мер к устранению нарушений.

Уведомление получено Обществом 27 января 2012 года.

29 мая 2012 года третьим лицом составлен акт проверки , из которого следует, что допущенные нарушения условий пользования недрами, установленных лицензией, Обществом не устранены.

Обществом информация об устранении нарушений ответчику не направлена.

В связи с непринятием Обществом мер к устранению нарушений 27 июня 2012 года Комиссия приняла решение рекомендовать Коминедра досрочно прекратить право пользования недрами участка Ижемской впадины, предоставленное Обществу по лицензии СЫК 01019 НР, в связи с невыполнением условий пользования недрами, что отражено в протоколе заседания комиссии №СЫК-12/2012.

27 июня 2012 уполномоченное должностное лицо ответчика на основании рекомендаций Комиссии, содержащихся в протоколе от 27 июня 2012 №СЫК-12/2012, руководствуясь пунктами 2,8 части 2 ст.20 Закона о недрах издало приказ №ЛД-76, которым с 30 июня 2012 года прекращено право пользования недрами в пределах участка Ижемской впадины, предоставленного Обществу на условиях предпринимательского риска (пункт 1); Обществу приказано прекратить все поисково-разведочные и добычные работы в пределах Ижемской впадины; произвести на территории Ижемской впадины в пределах лицензионного участка по лицензии СЫК 011019 НР ликвидацию горных выработок, рекультивацию земельных участков, на которых они расположены; сдать оригинал лицензии в Коминедра; передать на хранение в Комигеолфонд первичную геологическую и топогеодезическую информацию в установленном порядке; материалы, подтверждающие ликвидацию скважин (горных выработок), рекультивацию земельных участков и передачу их прежним владельцам, а также передачу первичной документации в Комигеолфонд направить в Коминедра (пункт 3).

На запрос суда Межрайонная ИФНС России №4 по Республике Коми сообщила, что последние расчеты регулярных платежей за пользование недрами Обществом представлены за 1 квартал 2010 года; последняя уплата регулярных платежей была произведена 25 февраля 2009 года за 3 квартал 2008 года; задолженность по представленным расчетам регулярных платежей за пользование недрами составляет на 21 ноября 2012 года 3233465 руб.; по непредставленным расчетам за период 2 квартал 2010 года по 2 квартал 2012 года-1505700 руб.

Факты и обстоятельства нарушений условий пользования недрами, послужившие основаниями для досрочного прекращения права пользования недрами, приводимые ответчиком, заявитель не оспаривает и не опровергает, а поэтому указанные обстоятельства, на которые ссылается ответчик в обоснование своих доводов и возражений, в силу ч.3.1 ст.70 АПК РФ считаются признанными заявителем.

Требования к содержанию лицензии и ее неотъемлемых составных частей установлены ст.12 Закона о недрах; лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами.

Согласно ст.12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в указанной статье Закона условия и форму договорных отношений недропользования, а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.

Исходя из положений ст.12 Закона о недрах, суд приходит к выводу, что условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, являются существенными условиями лицензии, поскольку прямо предусмотрены законом.

Указанные условия отнесены к существенным и лицензионным соглашением, являющимся неотъемлемой частью лицензии, выданной Обществу.

При пользовании недрами подлежат уплате, в том числе регулярные платежи за пользование недрами (ст.39 Закона о недрах).

Минимальные и максимальные ставки регулярных платежей, порядок и сроки их уплаты, порядок и сроки предоставления расчетов регулярных платежей установлены ст.43 Закона о недрах.

При этом согласно указанной норме конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, что также свидетельствует о том, что условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, являются существенными условиями лицензии.

Регулярные платежи за пользование недрами заявителем не уплачиваются с 4 квартала 2008 года, в результате чего образовалась указанная выше задолженность, что Общество не оспаривает.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Обществом допущено нарушение существенных условий лицензии.

В соответствии с ч.2 ст.20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (п.2 ч.2 ст.20); непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах (п.8 ч.2 ст.20).

В соответствии со ст.21 Закона о недрах в случае, предусмотренном пунктом 2 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

При досрочном прекращении права пользования недрами ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном статьей 26 настоящего Закона. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в пункте 2 части второй статьи 20 настоящего Закона, или по инициативе пользователя недр.

Ответчиком доказано наличие оснований для досрочного прекращения права пользования недрами, предусмотренных пунктами 2 и 8 ст.20 Закона о недрах, и соблюдение порядка принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами, предусмотренного ст.21 Закона о недрах.

Общество в нарушение требований ст.65 АПК РФ доказательств соблюдения условий пользования недрами, о нарушении которых Обществом заявил ответчик, суду не представило, как не представило и доказательств устранения данных нарушений; следовательно, заявитель не доказал, что оспариваемым приказом нарушены его права и законные интересы при осуществлении предпринимательской либо иной экономической деятельности.

Доводы Общества о нарушении приказом от 27 июня 2012 года его вещного права –права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, что является нарушением ст.ст.130, 216, 269 ГК РФ, неосновательны.

Доказательств того, что земельный участок предоставлен Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, заявитель суду не представил.

Оспариваемый приказ никаких суждений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, если таковое было предоставлено заявителю, не содержит.

В соответствии с ч.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, регулируются Законом РФ «О недрах».

При этом законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона о недрах и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Действия ответчика, связанные с досрочным прекращением права пользования недрами, предоставленного Обществу, соответствовали действующему законодательству о недрах.

При этом ни Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», ни Закон о недрах каких-либо особенностей досрочного прекращения права пользования недрами для юридических лиц, признанных банкротами, в отношении которых введено конкурсное производство, не устанавливают.

Указание в приказе на обязанность Общества произвести на территории Ижемской впадины в пределах лицензионного участка по лицензии СЫК 011019 НР ликвидацию горных выработок, рекультивацию земельных участков, на которых они расположены, по мнению суда, соответствует положениям статей 21 и 26 Закона о недрах.

Данное указание также соответствует положениям подпункта 3 пункта 116 Регамента.

Доводы заявителя о несоответствии оспариваемого приказа положениям пунктов 115 и 116 Регламента опровергаются материалами дела и содержанием приказа.

В приказе имеется указание на протокол заседания Комиссии, в котором выражена рекомендация о досрочном прекращении права пользования недрами (протокол от 27.06.2012 №СЫК-12/2012), основания досрочного прекращения права пользования недрами (пункты 2,8 части 2 ст.20 Закона о недрах), а также указание на прекращение права пользования недрами с 30 июня 2012 года, т.е. дату вступления приказа в силу.

Действующее законодательство о недрах какого-либо специального порядка вступления в силу решения о досрочном прекращении права пользования недрами не устанавливает.

При установленных обстоятельствах в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ЗАО «Вест ойл» отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья В.Н. Полицинский