НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Республики Коми от 15.06.2018 № А29-17385/2017

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

22 июня 2018 года          Дело № А29-17385/2017

Резолютивная часть решения объявлена июня 2018 года , полный текст решения изготовлен июня 2018 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Махмутова Н.Ш.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Микушевой К.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью  «ФЕСФАРМ-КОМИ» (ИНН:1101149190, ОГРН:1141101002052)

к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)

о признании незаконным акта комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 09 ноября 2017 года в части требования о возврате 520 684 рублей 19 копеек и 52 068 рублей 42 копеек штрафа,

при участии:

от заявителя: Костин И.Ю. (по доверенности от 18.12.2017),  Замятина Н.Г. (по доверенности от 15.12.2017), Ладанов А.Н. (по доверенности от 15.12.2017),

от ответчика: Безносикова Н.В. (по доверенности от 20.12.2017 № 38/17), Маракулина О.П. (по доверенности от 20.12.2017 № 39/17),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью  «ФЕСФАРМ-КОМИ» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным акта комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования Общества с ограниченной ответственностью «ФЕСФАРМ-КОМИ» от 09 ноября 2017 года в части требования о возврате 520 684 рублей 19 копеек и 52 068 рублей 42 копеек штрафа.

Государственное бюджетное учреждение Республики Коми Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми не согласно с заявленными требованиями, считает их не подлежащими удовлетворению, доводы ответчика изложены в отзыве от
09 февраля 2018 года № 03-62/714 (л.д. 136-140).

20 марта 2018 года от Общества с ограниченной ответственностью  «ФЕСФАРМ-КОМИ» поступили возражения на отзыв ответчика от 19.03.2018, в которых также настаивает на заявленных требованиях.

19 апреля 2018 года от Государственного бюджетного учреждения Республики Коми Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми поступил отзыв на возражения от 17.04.2018 № 03-62/2067, в котором  также настаивает на своей позиции.

15 мая 2018 года от Общества с ограниченной ответственностью  «ФЕСФАРМ-КОМИ» поступили возражения на отзыв, в котором указывает, что Общество израсходовало полученные средства обязательного медицинского страхования на цели, установленные статьей 4 Закона № 326-ФЗ, строго по конкретному виду утвержденных статьей 35 Закона № 326-ФЗ и Территориальной программой разрешенных расходов «на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты».

В судебном заседании объявлялся перерыв до 15.06.2018, по окончании которого заседание было продолжено.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ), Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС), Приказами Федерального фонда ОМС, в том числе N 73 от 16.04.2012 «Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС» и др.

Согласно статье 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд ОМС осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.

В частности, Территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

На основании пункта 9 Положения о ГУ ТФОМС Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24.06.2011 N 276, принятого в соответствии с Типовым положением о территориальном фонде ОМС (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н), Территориальный фонд рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об ОМС в соответствии с Федеральным законом 326-ФЗ. предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организации по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.

Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанные в данных пунктах нарушения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно пункта 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

На основании Федерального закона № 326-ФЗ Федеральным фондом обязательного медицинского страхования утверждено Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (Приказ ФФОМС от 16.04.2012 N73).

В соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ, планом работы и приказом ГУ ТФОМС Республики Коми от 27 сентября 2017 года №516о комиссией ГУ ТФОМС Республики Коми проведена комплексная проверка использования средств ОМС, полученных ООО «ФЕСФАРМ-КОМИ» в рамках выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования, за период с 01 октября 2015 года по 31 декабря 2016 года. Составлен Акт проверки от 09.11.2017.

По результатам проверки было выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, а именно в нарушение базовой и территориальной программы обязательного медицинского страхования, требований п.п. «е» пункта 1 Постановления Совета министров РСФСР от 22.10.1990 №458 (в ред. от 31.05.1995) «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (ред. от 24.07.2009 № 213-ФЗ) за счет средств ОМС за 4 квартал 2015 - 2016 г.г. оплачены расходы по заработной плате, в части начисления надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в сумме 520 684,19 руб. (стр. 16-17. 27 Акта проверки, приложения 12-14 к Акту проверки).

Штрафные санкции от суммы нецелевого использования средств ОМС составили 52 068,42 руб. (10% от сумм нецелевого использования средств ОМС).

09.11.2017 акт проверки был вручен главному врачу ООО «ФЕСФАРМ-КОМИ» под роспись.

15.11.2017 в адрес ГУ ТФОМС Республики Коми заявителем представлены возражения к Акту проверки.

По результатам рассмотрения разногласий доводы заявителя не были признаны ГУ ТФОМС Республики Коми законными и обоснованными, учреждению предложено исполнить требования, изложенные в акте, в установленные сроки (письмо от 21.11.2017 г. № 04-13/5187).

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее -Программа).

В разделе I указанной программы говорится о том, что Программа устанавливает порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь. Раздел IV Программы разъясняет, что порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Аналогичные нормы содержатся также и в Постановлении Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год".

 Согласно части 1 раздела I Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Территориальная Программа). утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2014 № 545. Территориальная программа определяет порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь. При этом частью 1 раздела IX Территориальной программы установлено формирование тарифов на оплату медицинской помощи, предоставляемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, (далее-тарифы) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Коми, решениями Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Республики Коми. В структуру тарифа включаются расходы на социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, за исключением льгот, установленных Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ "О социальной поддержке населения Республики Коми" (часть 4 раздела IX Территориальной программы).

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и . химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об  основах охраны здоровья граждан  в Российской  Федерации»  предусмотрено,  что медицинские и фармацевтические работники имеют право на  основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, в соответствии со статьей 314 Трудового кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Законом РФ от 19.02.1993 №4520-1 установлены государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

До 01.01.2005 статья 11 Закона N 4520-1 предусматривала выплату процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в указанных районах и местностях, если они прожили в них не менее пяти лет. В настоящее время в указанной статье это положение отсутствует.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в указанное правовое регулирование были внесены изменения, в результате которых норма о выплате процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы была исключена из статьи 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (пункт 8 статьи 26), а установление размера процентной надбавки и порядок ее выплаты отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации (пункт 23 статьи 138), в результате чего для молодежи процентная надбавка стала начисляться в порядке, установленном подпунктом "е" пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 гола N 458.

Согласно п.п. «е» пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 №458 (в ред. от 31.05.1995) «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Постановление №458) данная надбавка к заработной плате молодежи (в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вступающей в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г. устанавливаются в ускоренном порядке в размере 10% за каждые шесть месяцев работы.

Заявитель, в рамках исполнения территориальной программы ОМС, вправе производить выплаты процентной надбавки к заработной плате за счет средств обязательного медицинского страхования только в льготном порядке, предусмотренном Постановлением N 458.

В части 5 статьи 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.

В силу вышеуказанных норм действующего законодательства за счет средств работодателя могут осуществляться дополнительные гарантии и компенсации в случаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принятым в организации.

Вместе с тем, Положение об оплате и стимулировании труда работников ООО «ФЕСФАРМ-КОМИ» (далее - Положение об оплате труда), утвержденное исполнительным директором 01.04.2015, не предусматривает дополнительных гарантий и компенсаций по установлению процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы.

Заработная плата работников ООО «ФЕСФАРМ-КОМИ» в соответствии с пунктом 1.4.1 Положения об оплате труда включает в себя: должностной оклад, установленный приказом о приеме на работу, а также процентную Северную надбавку и районный коэффициент.

Тот факт, что работники ООО «ФЕСФАРМ-КОМИ» в возрасте до 30 лет перешли на работу из республиканских медицинских учреждений, где уже получали процентную надбавку к заработной плате в полном размере, не имеет правового значения, учитывая, что дополнительные гарантии и компенсации по установлению процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы для государственных учреждений здравоохранения производятся в соответствии с Законом Республики от 31.12.2004 № 78-РЗ (в ред. от 26.09.2014) «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми» за счет средств республиканского бюджета.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Заявителем в нарушение раздела I, IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273, части 1, 4 раздела IX Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2015 год и на плановый   период   2016   и   2017   годов,   утвержденной   Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2014 № 545, требований п.п. «е» пункта 1 Постановления Совета министров РСФСР от 22.10.1990г. №458 (в ред. от 31.05.1995) «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (ред. от 24.07.2009 № 213-ФЗ) за счет средств ОМС за 4    квартал 2015 - 2016 г.г. незаконно оплачены расходы по заработной плате, в части начисления надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в сумме 520 684,19 рублей. 

В связи с чем, суд признает акт комплексной проверки использования ООО «ФЕСФАРМ-КОМИ» средств обязательного медицинского страхования от 09.11.2017 в части требования о возврате 520 684 руб. 19 коп. и 52 068 руб. 42 коп. штрафа.

Таким образом, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями  167-171, 176, 201 АПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в апелляционном порядке с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья                                                                   Н.Ш. Махмутов