НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 10.07.2008 № А29-2472/08

Арбитражный суд Республики Коми

  Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 49 «А»,

тел/факс (8212) 44-16-90; http://komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РешениЕ

г. Сыктывкар

«10» июля 2008 года Дело № А29-2472/2008

(дата оглашения резолютивной части решения)

«11» июля 2008 года.

(дата изготовления решения в полном объеме)

Судья арбитражного суда Республики Коми Борлакова Р. А.,

при ведении протокола судебного заседания ею же,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения- Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми

к Обществу с ограниченной ответственностью «Молпродукт»

Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару

о взыскании 116 298 руб. 72 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени и штрафа

при участии в заседании

от заявителя: Макеева Е.Г.- по доверенности №01-01/1 от 09.01.2008 г.

от ответчика: Имгрунт А.В.- по доверенности от 21.03.2008 г., Лыюрова Н.В.- по доверенности от 03.03.2008 г.

от третьего лица: Якоби И.Н.- по доверенности №04-05/15 от 23.07.2007 г.

установила:

Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Молпродукт» 116 298 руб. 72 коп., из них: 82 319 руб. 32 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 18 747 руб. 73 коп. пени и 15 231 руб. штрафа.

Как указывает орган пенсионного фонда, основанием к обращению с заявлением в суд явились результаты выездной налоговой проверки ООО «Молпродукт». В соответствии с представленным Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару решением от 26 декабря 2007 г. №11-31/38/2, последняя, при проведении выездной налоговой проверки ООО «Молпродукт», установила неполную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 82 319 руб. 32 коп. (за 2005 и 2006 г.г.). Получив указанное решение, с целью досудебного урегулирования спора ответчику (олучив указанное решение, сцелью досудебного урегулирования спора с по г. суммы требований с учетом состоявшегося решения Управстрахователю) было направлено требование об уплате страховых взносов, пени и штрафа.

Ко дню судебного заседания 10 июня 2008 г. требования были уточнены. Так, сумма страховых взносов определена органом пенсионного фонда в размере 81 735 руб. 13 коп. (68 290 руб. 17 коп. на страховую часть пении и 13 444 руб. 96 коп. на накопительную часть пенсии), пени в сумме 1 456 руб. 85 коп. (1 219 руб. 94 коп. на страховую часть пенсии и 236 руб. 92 коп. на накопительную часть пенсии). Требования по взысканию штрафа исключены органом пенсионного фонда из общей суммы требований с учетом состоявшегося решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми частично изменившего решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару (решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 12 февраля 2008 г. №63).

Уточнение требований судом принимается как соответствующее положениям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответственно, производство по делу в части взыскания 33 106 руб. 73 коп. (584, 19 руб. страховых взносов; 17 290, 87 руб. пени и 15 231, 67 руб. штрафа) подлежит прекращению в соответствии с п.4 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Соответственно, требование органа пенсионного фонда рассматривается лишь в части взыскания 81 735 руб. 13 коп. недоимки по страховым взносам и 1 456 руб. пени.

Общество с ограниченной ответственностью «Молпродукт» не признает требования органа пенсионного фонда. По мнению страхователя заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Требование №63 об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа не соответствует требованиям, предъявляемым форме, установленной Приказом Минфина РФ от 30 января 2006 г. №18н. Требование №63 направлено до вступления в законную силу решения налогового органа. Решение изложено на основании спорных доводов, принято за пределами компетенции налогового органа.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару.

В отзыве налоговой инспекции приведены доводы, по которым она не согласна с указанием страхователя на отсутствие полномочий по проведению проверок (п.1 ст. 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании»). Со ссылкой на п.2 ст. 25 приведенного Закона налоговая инспекция указал, что обязана передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда сведения о выявленных в ходе проверок суммах задолженности, указано на правомерность доначисления страховых взносов в результате выявленных нарушений.

В судебном заседании 10.06.2008 г. представителем страхователя снято указание на отсутствие полномочий на проведение проверок налоговым органом.

Выслушав представителей сторон, рассмотрев имеющиеся в деле и представленные сторонами документы и материалы, суд отказывает в удовлетворении требований, при этом исходит из следующих обстоятельств.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару провела выездную налоговую проверку Общества с ограниченной ответственность «Молпродукт» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 19.01.2005 г. по 31.12.2006 г., по НДФЛ с 19.01.2005 г. по 30.04.2007 г. (акт выездной налоговой проверки от 03.12.2007 г. №11-31/38).

В ходе проведения выездной налоговой проверки ООО «Молпродукт» Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару была установлена неполная уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 82 319 руб. 32 коп. (70 248, 63 руб. на страховую часть пенсии и 12 070, 69 руб. на накопительную часть пенсии), в том числе за 2005 г.- 49 743, 33 руб. и за 2006 г.- 32 575, 99 руб.

Причины неполной уплаты указаны: 1) невключение в налоговую базу сумм денежного вознаграждения в размере 388 707 руб. (2005 г.- 256 916 руб., 2006 г.- 131 791 руб.); 2) невключение в налоговую базу выплаты в качестве компенсации работникам в соответствии с приказом №6 от 02.02.2005 г. в размере 6, 50 руб. за каждый рабочий день на питание в столовой (в своде начислений и удержаний данные выплаты названы натуроплатой) в сумме 199 288, 15 руб. (2005 г.- 98 393, 51 руб., 2006 г.- 100 894, 64 руб.).

По первому нарушению налоговым органом указано, что организация производила ежемесячно выплаты работникам в виде денежного вознаграждения на основании приказов руководителя. Выплата вознаграждений не предусмотрена в трудовых договорах.

Как указано в решении налоговой инспекции, в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 236 Кодекса установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Согласно п.3 ст. 236 Кодекса, указанные в п.1 данной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков- организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями и уплата единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, согласно ст. 346.11 Кодекса предусматривает замену уплаты, среди прочих, и налога на прибыль организаций, и, следовательно, налоговая база по налогу на прибыль у таких организаций не формируется как таковая.

В связи с тем, что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком налога на прибыль организаций, на неё не распространяется п.3 ст. 236 Кодекса, поэтому сумма денежных вознаграждений облагается страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.

ООО «Молпродукт» были представлены возражения к акту выездной налоговой проверки с указанием, что применение упрощенной системы налогообложения не является основанием для неприменения п.3 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку применение указанного пункта названной статьи в зависимости от режима налогообложения ставит в неравное положение работников фирм, применяющих специальные налоговые режимы, по сравнению с работниками организаций с общей системой налогообложения. Правомерность данных выводов, по мнению ООО «Молпродукт» подтверждается постановлением ФАС Волго- вятского округа от 29.01.2007 г. №А43-18773/2006-11-814. Общество не включило указанные вознаграждения в состав расходов, учитываемых при налогообложении единым налогом, т.к. такие вознаграждения не предусмотрены Положением по оплате труда работников ООО «Молпродукт».

Возражения Общества не были приняты налоговым органом с указанием, что в постановлениях судов, представленных Обществом в возражениях, рассматриваются ситуации, отличные от нарушения, описанного в п. 2.3.2. ч.1 акта выездной налоговой проверки, приведено нормативно- правового обоснование доначисления страховых взносов в виде абз.2 п.2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, п.2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п.1 ст. 236, п.3 ст. 236, ст. 346.11, ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации, писем Министерства финансов Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. №03-05-02-05/2 и от 29 сентября 2005 г. №03-11-02/11.

В дополнительном отзыве от 07.06.2008 г. ООО «Молпродукт» суду также приведены возражения в этой части решения налоговой инспекции с приведением постановления ФАС Волго- вятского округа от 07.02.2007 г. по делу А43- 5090/2006-16-151, со ссылкой на п.3 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации, главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, п.25 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации, с указанием, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно. Спорные выплаты и вознаграждения производились в Обществе на основании приказов руководителя и не были предусмотрены трудовыми и коллективным договором (в Обществе не заключался). Соответственно, спорные выплаты и вознаграждения правомерно не включены в налоговую базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Применение при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нормы, содержащейся в п.3 ст. 236 Кодекса, в зависимости от режима налогообложения, ставит в неравное положение физических лиц, работающих в организациях, применяющих специальные режимы налогообложения, в неравное положение с физическими лицами, работающими в организациях с общей системой налогообложения, чем нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в п.1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (постановление ФАС Волго- Вятского округа от 29.01.2007 г. по делу А43- 18773/2006-11-814, Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 г. №14324/04).

В этой части доводов сторон (по первому нарушению) суд принимает возражения Общества и исходит из следующих положений налогового законодательства.

В соответствии со статьей 6 Федерального Закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ООО «Молпродукт» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, а в соответствии с п.2 ст.14 названного Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате страховых взносов не оспаривается Обществом с ограниченной ответственностью «Молпродукт».

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса для налогоплательщиков-организаций объектом обложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В силу пункта 3 данной статьи, перечисленные в пункте 1 этой статьи выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Устанавливая необходимость включения ежемесячных выплат в налоговую базу, налоговая инспекция не привела характеристику производимых выплат, лишь указала, что они выплачивались ежемесячно в виде денежного вознаграждения на основании приказов руководителя и не были предусмотрены в трудовых договорах.

Как установлено в п. 4 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.03.2006 г. №106 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога» компенсационные выплаты, являющиеся в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации элементами оплаты труда, учитываются при определении налоговой базы по единому социальному налогу. Не подлежат обложению единым социальным налогом на основании абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ выплаты в возмещение физическим лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

Согласно абзацу девятому подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Налоговый кодекса Российской Федерации не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.

Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

По смыслу абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, как не входящие в систему оплаты труда.

В отличие от них компенсации, определенные статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, не охватываются указанной нормой Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 1 статьи 236 этого Кодекса образуют объект обложения единым социальным налогом. Данные выплаты при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются в качестве расходов на оплату труда исходя из статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статьям 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации производится в повышенном размере оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

Доказательства установления произведенных выплат в соответствии с положениями приведенных статей не представлены.

Указанные выплаты не производились в качестве повышения заработной платы.

Применение Обществом упрощенной системы налогообложения и определение для этой цели специального объекта налогообложения не лишают Общество права производить выплаты за счет средств, оставшихся в его распоряжении после уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с дополнительно представленными Обществом документами, выплаты производились на основании приказов руководителя Общества без приведения их характеристики в свете приведенных выше положений законодательства.

Судом принимается указание Общества о том, что произведенные расходы не включались в расходы, уменьшающие доходы, оплата производилась за счет прибыли, остающейся в распоряжении Общества. Данное обстоятельство также подтверждается представленным решением налоговой инспекции от 26.12.2007 г. №11-31/38/1.

Таким образом, руководствуясь пунктом 3 статьи 236 Кодекса, Общество правомерно не исчислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на спорные выплаты.

По второму нарушению налоговая инспекция указала в качестве основания к доначислению невключение в налоговую базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование выплат в качестве компенсации работникам в соответствии с приказом №6 от 02.02.2005 г. в размере 6, 50 руб. за каждый рабочий день на питание в столовой (в своде начислений и удержаний данные выплаты названы натуроплатой) в сумме 199 288, 15 руб., в том числе: за 2005 год- 98 393, 51 руб., за 2006 год- 100 894, 64 руб.).

Как указано в решении налоговой инспекции, в соответствии с абзацем 2 пункта 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектом обложения и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 236 Кодекса установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В соответствии с абз. 2 п.1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

При этом в пп. 2 п.1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения. Сюда относится стоимость лечебно- профилактического питания сотрудников, занятых на работах с вредными условиями труда, порядок утверждения норм и условий выдачи которого установлен Постановлением Правительства Российской Федерации №849, не подлежит обложению ЕСН и страховыми взносами на основании пп. 2 п.1 ст. 238 Кодекса.

Согласно п.3 ст. 236 Кодекса, указанные в п.1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они производятся, не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Субъекты упрощенной системы налогообложения не признаются плательщиками налога на прибыль, на них нормы п.3 ст. 236 Кодекса не распространяются.

Исходя из изложенного, налоговая инспекция полагает, что выплаты, произведенные работникам организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, в виде компенсаций за питание (за исключением организаций с вредными условиями труда), не являются компенсациями в том понятии, какое предусматривает Трудовой кодекс Российской Федерации, соответственно облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.

Возражения Общества по данному нарушению идентичны возражениям к первому нарушению, равно, как и рассмотрев их, налоговая инспекция привела те же доводы, что и при установлении нарушения (см. выше), за исключением письма Министерства финансов Российской Федерации от 06 марта 2007 г. №03-11-04/2/59.

По второму нарушению суд исходит из следующих положений законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно пункту 1 статьи 237 Кодекса налоговая база налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса).

В силу пункта 3 статьи 236 Кодекса указанные в пункте 1 данной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

При отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, следует руководствоваться нормами главы 25 Кодекса.

В соответствии со статьей 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В пункте 25 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются следующие расходы в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Порядок определения расходов при исчислении единого налога при использовании упрощенной системы налогообложения установлен ст. 346.16 Кодекса.

В соответствии с пп. 6 п. 1 указанной статьи Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на определенные расходы, в том числе и на расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности.

В связи с изложенным организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, имеет право на уменьшение полученных доходов на расходы, связанные с предоставлением бесплатного питания сотрудникам, только в случае, если бесплатное питание работникам предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом деле такое обстоятельство не установлено.

Как явствует из представленных Обществом документов, сумма компенсации в размере 6, 50 руб. выплаченная работникам в соответствии с приказом №6 от 02.02.2005 г., представляет собой компенсацию денежных средств работникам в сумме 6 руб. 50 коп. за питание в столовой. Основания производства выплаты в виде установленной законодателем обязанности отсутствуют.

Статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон N 167-ФЗ) установлено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона №167-ФЗ.

Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 г. №105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров», при рассмотрении дел, связанных с взысканием недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов либо с обжалованием действий по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии с положениями статьи 25 Закона N 167-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2006, следует иметь в виду, что полномочиями по взысканию указанных сумм наделены лишь территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями не обладают.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-171, 180, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

1. В удовлетворении требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд.

3. Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Судья Арбитражного суда

Республики Коми Р. А. Борлакова