НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 08.08.2023 № А29-16582/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

14 августа 2023 года Дело № А29-16582/2022

Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2023 года, полный текст решения изготовлен 14 августа 2023 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Костиной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секратерм судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Северный экспресс» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

об обязании продлить договоры купли-продажи лесных насаждений,

при участии:

от ответчика - представитель ФИО2 по доверенности от 06.09.2022,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Северный экспресс» (далее - Общество, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, ответчик) об обязании продлить договоры купли-продажи лесных насаждений от 22.11.2021 № 9 и от 22.11.2021 № 10 на срок 12 месяцев.

Определением от 03.07.2023 судебное разбирательство по делу отложено на 08.08.2023.

От ответчика 30.01.2023 поступил отзыв, в котором указано, что истец обратился в ГУ «Сыктывдинское лесничество» с просьбой о продлении типовых договоров купли-продажи лесных насаждений от 22.11.2021 № 9 и от 22.11.2021 № 10 лишь 01.12.2022, а соответственно после истечения сроков данных договоров. В связи с этим, ГУ «Сыктывдинское лесничество» не имеет оснований выдавать разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений по данным договорам, поскольку основания для продления рубки лесных насаждений, вытекающие из договоров, закончились вместе с договорами. С учетом изложенного, ответчик просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

От истца 31.01.2023 поступили уточнения исковых требований, согласно которым срок действия договоров № 9 и № 10 истек 21.11.2022 (пункт 25), но при этом стороны в пункте 29 договоров предусмотрели, что прекращение срока действия договора не освобождает стороны от исполнения обязательств по нему. Таким образом, стороны предусмотрели возможность передачи лесных насаждений по истечении срока действия договора. 01.11.2022 истец обратился в ГУ «Сыктывдинское лесничество» для продления договоров и подачи соответствующего запроса, но в устном порядке представителем ГУ «Сыктывдинское лесничество» было отказано в принятии заявления и разъяснено, что без сведения о погодных условиях обращение рассмотрено не будет, и было предложено запросить справку в Филиале ФГБУ Северное УГМС «Коми ЦГМС». 03.11.2022 истец обратился в Филиал ФГБУ Северное УГМС «Коми ЦГМС» для выдачи сведений о погодных условиях за ноябрь 2021 года по март 2022 года. 01.12.2022 истцом получены сведения от Филиала ФГБУ Северное УГМС «Коми ЦГМС» 3306/02-01-26/908 и направлен запрос в адрес ГУ «Сыктывдинское лесничество» о продлении срока действия договора. Письмом от 01.12.2022 № 1428 ГУ «Сыктывдинское лесничество» истцу было отказано в продлении договоров в связи с истечением их срока действия.

По мнению истца, при обращении с заявлением 01.11.2022, то есть в пределах срока действия договоров, ГУ «Сыктывдинское лесничество» было незаконно отказано в принятии, и фактически истец был введен в заблуждение о том, что при отсутствии сведений от Филиала ФГБУ Северное УГМС «Коми ЦГМС», обращение не будет рассмотрено. В соответствии с пунктом 3 Приложения № 10 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году», сроки рубки лесных насаждений при осуществлении заготовки древесины, хранения и вывоза древесины по действующим лесным декларациям, поданным до 01.05.2022 года, продлены до 01.05.2024 года. Истец заключил договор до 01.05.2022, осуществлял деятельность по вырубке лесных насаждений на основании разрешения ответчика, то есть, по мнению истца, в рассматриваемом случае возможно применение аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), и продление договора.

С учетом изложенного, истец просит признать незаконным отказ ГУ «Сыктывдинское лесничество» в принятии заявления от 01.11.2022, признать незаконным решение ГУ РК «Сыктывдинское лесничество», изложенное в письме от 01.12.2022 № 1428, а также обязать Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем продления до 21.11.2023 срока действия типового договора купли-продажи лесных насаждений № 9 от 22.11.2021 на сумму 513 742 рублей и типового договора купли-продажи лесных насаждений № 10 от 22.11.2021 на сумму 2 739 180 руб. 00 коп.

Определением от 02.02.2023 поскольку, уточненное требование в части признания незаконными отказ ГУ «Сыктывдинское лесничество» в принятии заявления от 01.11.2022, решение ГУ РК «Сыктывдинское лесничество», изложенное в письме от 01.12.2022 № 1428,, в первоначальном иске истцом не предъявлялось к ответчику, такое требование является новым, в связи с чем в удовлетворении заявления об уточнении исковых требований судом отказано.

Ответчиком в материалы дела представлены дополнительные пояснения от 30.03.2023 № 02-03-3370, в которых он не находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению; на заявленное ходатайство о приостановлении производства по делу указывает, что требования истца обязать ответчика продлить спорные договоры на 12 месяцев по существу является требованием об обязании совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов Общества, иного обоснования заявленных требований истцом не приведено.

Обязание органа власти устранить допущенные нарушения является восстановительной мерой, которая налагается судом лишь в результате признания ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными (недействительными).

Ответчик полагает, что заявленные в настоящем деле требования могут быть рассмотрены лишь в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а соответствующая обязанность может быть возложена на Министерство только после признания ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) Министерства незаконными (недействительными).

Учитывая, что требование об устранении допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов Общества вследствие отказа в продлении спорных договоры уже заявлено в деле № А29-2043/2023, ответчик считает, что производство по настоящему делу подлежит не приостановлению, а окончанию, исковое заявление - оставлению без рассмотрения на основании ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истцом заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу.

Судом в удовлетворении данного ходатайства отказано, так как на момент рассмотрения настоящего дела, дело № А29-2043/2023 рассмотрено.

В удовлетворении ходатайства ответчика об оставлении искового заявления без рассмотрения так же отказано, в связи с отсутствием оснований.

Представитель ответчика на возражениях, представленных ранее, настаивает.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Между Министерством и Обществом по результатам торгов заключены договоры купли-продажи лесных насаждений от 22.11.2021 № 9 и № 10.

В соответствии с условиями данных договоров Общество должно было осуществить вывоз приобретенной древесины в период с 22.11.2021 по 21.11.2022.

Письмом от 01.12.2022 Общество обратилось в Министерство с заявлением о продлении срока действия данных договоров.

Министерство письмом от 01.12.2022 (л.д. 33) отказало в продлении срока действия договоров, поскольку заявитель обратился после истечения срока их действия.

Полагая, что отказ Министерства не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением об обязании ответчика продлить договоры купли-продажи лесных насаждений от 22.11.2021 № 9 и от 22.11.2021 № 10 на срок 12 месяцев .

Согласно части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

В пункте 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).

На основании части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 № 993 (далее - Правила заготовки древесины).

Как указано в пункте 11 Правил заготовки древесины рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса, рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.

Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.

Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины.

Таким образом, положениями Правил № 474 прямо предусмотрена возможность увеличения срока рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины в случае невозможности своевременного исполнения данных требований по причине неблагоприятных погодных условий.

Как указывает истец в исковом заявлении, Общество не производило рубку лесных насаждений, трелевки, что подтверждается отчетами 1-ИЛ от 05.12.2022 и обращаясь в Министерство с заявлением о выдаче разрешения на увеличение сроков рубки лесных насаждений, сроков вывоза и продлении срока действия договора, общество сослалось на неблагоприятные погодные условия, препятствовавшие заготовке планируемого объема древесины.

Общество обратилось в Министерство с заявлением о продлении срока действия данных договоров.

Министерство письмом от 01.12.2022 отказало в продлении срока действия договоров, поскольку заявитель обратился после истечения срока их действия.

Однако, отказывая обществу в изменении срока рубки лесных насаждений, этим обстоятельствам Министерство не дало никакой оценки. В ответе не указано, что причины, перечисленные обществом в заявлении, не подтверждаются или не являются основанием для продления срока рубки лесных насаждений, сроков вывоза древесины.

В качестве основания для отказа в удовлетворении заявления Министерство сослалось лишь на факт того, что само заявление общества о продлении срока рубки лесных насаждений поступило после истечения срока действия договоров купли-продажи лесных насаждений.

По смыслу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при подаче заявления, не является самостоятельным требованием. Такое требование рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.

При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этим незаконным решением, и быть обусловленной существом спора. Определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.

В данном случае в качестве способа восстановления нарушенного права общество просит арбитражный суд обязать Министерство, как орган, осуществляющий функции по управлению в сфере лесного хозяйства, принять решение о продлении договоров купли-продажи лесных насаждений от 22.11.2021 № 9 и от 22.11.2021 № 10 на срок 12 месяцев.

Между тем, по смыслу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные акты арбитражного суда не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений. Иное противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.05.2023 по делу № А29-2043/2023 заявленные требования Общества удовлетворены: признан незаконным отказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, выраженный в письме от 01.12.2022 № 1428. Суд обязал Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в 10-дневный срок после вступления решения суда в законную силу.

В связи с изложенным, учитывая, что поступившее в Министерство заявление Общества не было рассмотрено в установленном порядке по существу, суд в удовлетворении исковых требований отказывает.

Государственная пошлина в силу статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья Н.В. Костина