НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 07.10.2016 № А29-8721/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

10 октября 2016 года Дело № А29-8721/2016

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2016 года, полный текст решения изготовлен 10 октября 2016 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шипиловой Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой Е.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми (ИНН: 1109006429, ОГРН: 1041100852429)

к Муниципальному учреждению «Бюджетно-страховая аптека №24 с.Койгородок» (ИНН: 1111000537, ОГРН: 1021100998203)

о взыскании задолженности,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми обратилась к Муниципальному учреждению «Бюджетно-страховая аптека №24 с.Койгородок» о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за 2008-2009 годы в сумме 4 959,70 руб.

Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.

Определением суда от 26.08.2016 заявление налогового органа принято к производству и назначено к рассмотрению в судебном заседании на 07.10.2016.

Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Исследовав материалы дела, суд установил.

Муниципальное учреждение «Бюджетно-страховая аптека №24 с.Койгородок» зарегистрировано в качестве юридического лица 17.08.2000 Администрацией МО «Койгородский район» за номером 172; 11.12.2002 Учреждению присвоен основной государственный регистрационный номер 1021100998203.

Согласно данным налогового органа у Администрации МО СП «Большелуг» имеется задолженность в размере 4 959,70 руб., в том числе:

1. Задолженность по пени по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612418 в размере 100,33 руб. за 2008-2010 годы.

2. Задолженность по штрафу по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612418 в размере 115,50 руб. за 2009 год.

3. Задолженность по пени по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612422 в размере 173,26 руб. за 2007-2010 годы.

4. Задолженность по штрафу по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612422 в размере 195,30 руб. за 2009 год.

5. Задолженность по налогу по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612425 в размере 385 руб. за 2008 год.

6. Задолженность по пени по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612425 в размере 359,97 руб. за 2007-2013 годы.

7. Задолженность по штрафу по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612425 в размере 115.50 руб. за 2009 год.

8. Задолженность по пени по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612430 в размере 50,33 руб. за 2008 год.

9. Задолженность по штрафу по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612430 в размере 57.60 руб. за 2009 год.

10. Задолженность по пени по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612433 в размере 50,34 руб. за 2008 год.

11. Задолженность по штрафу по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612433 в размере 57,60 руб. за 2009 год.

12. Задолженность по пени по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 юла)» OKI МО 87612440 в размере 50,33 руб. за 2008 год.

13. Задолженность по штрафу по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612440 в размере 57,60 руб. за 2009 год.

14. Задолженность по пени по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612445 в размере 201,02 руб. за 2008 год.

15. Задолженность по штрафу по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612445 в размере 231 руб. за 2009 год.

16. Задолженность по пени по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612410 в размере 50,11 руб. за 2008 год.

17. Задолженность по штрафу по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612410 в размере 57,60 руб. за 2009 год.

18. Задолженность по пени по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612420 в размере 696,10 руб. за 2007 год.

19. Задолженность по штрафу по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612420 в размере 781,50 руб. за 2009 год.

20. Задолженность по пени по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612450 в размере 150,58 руб. за 2008 год.

21. Задолженность по штрафу по «Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)» ОКТМО 87612450 в размере 173,10 руб. за 2009 год.

22. Задолженность по штрафу по «Налог на пользователей автомобильных дорог» в размере 0,03 руб. за 2009 год.

23. Задолженность по штрафу по «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение

законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116. 118. пунктом 2 статьи 119, статьей 119.1. пунктами 1 и 2 статьи 120. статьями 125, 126, 128, 129, 129.1, статьями 129.4, 132, 133, 134, 135, 135.1» в размере 850.00 руб. за 2009 год.

Задолженность МУ «Бюджетно-страховая аптека №24 с.Койгородок» образовалась в результате неуплаты налогов, сборов, обязанность по уплате которых образовалась в 2009 – 2011 годах.

Из заявления инспекции также следует, что мероприятия по принудительному взысканию указанной задолженности налоговым органом не проводились.

В подтверждение наличия задолженности налоговым органом представлен акт сверки по состоянию на 18.08.2016.

Так как обязанность по уплате задолженности до настоящего времени не исполнена, налоговый орган на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обратился в суд с заявлением о взыскании с ответчика задолженности в общей сумме 4 959,70 руб., представив в качестве доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора уведомление об уплате задолженности от 04.08.2016 № 724.

Заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положения, предусмотренные указанными нормами, применялись также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006) установлено, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику (налоговому агенту) в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Таким образом, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положения, предусмотренные указанными нормами, применялись также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

До вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 вышеуказанный порядок взыскания действовал в отношении всех юридических лиц, в том числе бюджетных учреждений.

Пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007), предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливал срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам (предпринимателям) исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Имея в виду, что данный срок являлся пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывал в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Возможность восстановления пропущенного срока давности взыскания налога, пени, санкции Налоговым кодексом Российской Федерации до 01.01.2007 не предусматривалась.

Пунктами 1, 2, 4 статьи 69, пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006) установлено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пропуск срока направления требования об уплате налога не может увеличивать на неопределенный период установленный законодательством срок для принудительного взыскания налога и пени.

На то, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней указано в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 71 от 17.03.2003 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Судом установлено, что налоговый орган не принял мер, направленных на своевременное взыскание с ответчика сумм задолженности по налогам и пени, образовавшейся в 2009-2011 годы, в соответствии с действующими нормами налогового законодательства и, обратившись в суд за взысканием задолженности 24.08.2016, пропустил совокупность сроков принудительного взыскания налога и пени, установленную статьями 46, 47, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, налоговым органом утрачена возможность взыскания задолженности в общей сумме 4 959,70 руб. задолженности по налогу, пени и штрафу за 2009-2011 годы.

Федеральным законом № 137-ФЗ от 27.07.2006 (вступил в силу с 01.01.2007) в пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым исковое заявление о взыскании налога и пени с организации или индивидуального предпринимателя может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

При обращении в арбитражный суд Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Суд полагает, что пропущенный срок восстановлению не подлежит, поскольку ссылка заявителя на наличие у налогоплательщика конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги, никакого отношения к причинам пропуска срока не имеет, и не может быть принята во внимание, поскольку в числе основных принципов законодательства о налогах и сборах (статья 3 НК РФ) приоритет в налоговых отношениях государственных интересов не закреплен, а законодатель, безусловно, зная, о содержании статьи 57 Конституции РФ, тем не менее ограничил процедуру взыскания налогов, пени и штрафов определенными сроками, которых при надлежащем контроле более чем достаточно для осуществления взыскания.

Так как заявление о взыскании с МУ «Бюджетно-страховая аптека №24 с.Койгородок» задолженности в общей сумме 4 959,70 руб. подано инспекцией в арбитражный суд с нарушением сроков, установленных пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, а основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья Э.В. Шипилова