Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-9535/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 02 марта 2015 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Васильева Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильченко Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Карелия к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа д. Усть-Река Пудожского муниципального района Республики Карелия о взыскании 24 244 руб. 83 коп.
при участии представителей:
заявителя, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Карелия, - не явился;
ответчика, Муниципального казенного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа д. Усть-Река Пудожского муниципального района Республики Карелия, - не явился;
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Карелия (далее – заявитель, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа д. Усть-Река Пудожского муниципального района Республики Карелия (далее – ответчик, Учреждение) о взыскании 24 244 руб. 83 коп., в том числе 23 086 руб. 24 коп. – недоимка по земельному налогу за 2013 год, 1 158 руб. 59 коп. – пени за просрочку его уплаты.
Определением от 25 ноября 2014 года заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 28 января 2015 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Инспекция в связи с частичной оплатой Учреждением задолженности направила ходатайство об уменьшении суммы заявленных требований до 23 384 руб. 58 коп., из которых: 22 225 руб. 99 коп. - недоимка по земельному налогу за 2013 год, 1 158 руб. 59 коп. - пени за просрочку его уплаты.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в суд не обеспечили, возражений о завершении предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания в первой инстанции не представили. Ответчик отзыв по существу спора в суд не направил.
Принимая во внимание отсутствие письменных возражений сторон относительно возможности завершения подготовки дела к рассмотрению по существу, с учетом положений пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О подготовке дела к судебному разбирательству» от 20.12.2006 года № 65, суд определил окончить подготовку дела к судебному разбирательству, завершить предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей заявителя и ответчика в порядке, установленном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев ходатайство заявителя, суд в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворяет его и принимает к рассмотрению сумму требований 23 384, 58 руб.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика по своевременной и полной уплате налогов в бюджет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 57). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и соответствующих пеней.
В соответствии со статьей 397 Налогового кодекса Российской Федерации в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования не предусмотрено иное, по истечении налогового периода исчисляется сумма налога.
Пунктом 1 указанной статьи определено, что земельный налог и авансовые платежи по земельному налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 393 НК РФ).
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
09.04.2014 года Учреждением в налоговую инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, согласно которой подлежит уплате налог в сумме 58 170 руб.
Ответчик земельный налог за указанный налоговый период в полном объеме не уплатил. За несвоевременную уплату земельного налога Инспекцией за период с 04.02.2014 года по 23.04.2014 года начислены пени в сумме 1 158 руб. 59 коп.
Инспекция направила в адрес Учреждения требование № 17073 по состоянию на 28.04.2014 года, в котором предложила уплатить в срок до 22.05.2014 года задолженность по земельному налогу в сумме 52 171 руб. 24 коп. и пени в сумме 1 158 руб. 59 коп.
Требование налогового органа в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено в полном объеме.
Неисполнение требования в полном объеме явилось основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на налоговый орган.
Как следует из материалов дела, представленная заявителем копия декларации, на которую он ссылается, не соответствует форме, которая утверждена Приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@ (далее - Порядок).
Налоговая декларация по земельному налогу должна представляться в налоговые органы не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1.2 Порядка налоговая декларация по земельному налогу состоит из:
- титульного листа;
- разд. 1 "Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет";
- разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога".
При заполнении декларации казенные учреждения должны использовать коды и справочники, приведенные в Приложениях к Порядку:
- Коды, определяющие налоговый период (Приложение 1);
- Коды форм реорганизации и код ликвидации организации (Приложение 2);
-Коды представления налоговой декларации по земельному налогу (Приложение 3);
- Коды, определяющие способ представления налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган (Приложение 4);
- Справочник категорий земли (Приложение 5);
- Коды налоговых льгот (Приложение 6).
В уточненной налоговой декларации по земельному налогу отсутствуют вышеуказанные данные, что не позволяет проверить правильность исчисления земельного налога.
Кроме того, суд принимает во внимание следующее.
Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам, в том числе, относится земельный налог.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 387 НК РФ определено, что при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, полномочия по установлению налоговых льгот предоставлены представительным органам муниципальных образований.
Решением Совета Кривецкого сельского поселения Пудожского муниципального района № 41 от 14.08.2006 года введен в действие земельный налог на территории Кривецкого сельского поселения с 01.01.2007 года.
В соответствии с пунктом 6 Положения о земельном налогообложении на территории Кривецкого сельского поселения (Приложение № 1 к Решению № 41 от 14.08.2006 года) освобождаются от налогообложения следующие категории землепользователей: учреждения искусства, кинематоргафии, образования, здравоохранения и муниципальные учреждения социального обслуживания; учреждения культуры, физической культуры и спорта; земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Решением Совета Кривецкого сельского поселения Пудожского муниципального района № 141 от 18.08.2014 года "О внесении изменений и дополнений в Решение от 14.08.2006 года № 41 "О земельном налоге" пункт 6 Положения изложен в следующей редакции: от налогообложения освобождаются, в том числе: муниципальные учреждения образования. Настоящее Решение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014 года.
При таком положении у ответчика имелись все основания для применения льготы и обязанности по уплате земельного налога за 2013 год и пеней по нему у Учреждения не возникло.
Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, в удовлетворении заявления Инспекции следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении заявления отказать.
2.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья | Васильева Л.А. |