НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Карелия от 18.11.2021 № А26-6701/2021

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-6701/2021

            Резолютивная часть решения объявлена  18 ноября 2021 года.

            Полный текст решения изготовлен   ноября 2021 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Гарист С.Н.,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения «Центр бухгалтерского сопровождения организаций образования»

к Министерству финансов Республики Карелия

о  признании недействительным пункта 7 представления от 23.06.2021 № 5299/18.1-08/МФ-и

при участии представителей:

от заявителя, муниципального учреждения «Центр бухгалтерского сопровождения организаций образования», - Лозовик Е.В., представитель по доверенности от 06.10.2021; Константинова Т.В., представитель по доверенности от 20.01.2021; 

от  ответчика, Министерства финансов Республики Карелия , -  Пахоменко Р.В., начальник отдела административной практики по доверенности от 19.03.2021,

установил:  муниципальное учреждение «Центр бухгалтерского сопровождения организаций образования» (далее – учреждение) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству финансов Республики Карелия (далее – Министерство, административный орган) о признании недействительным пункта 7 представления от 23.06.2021.

Представители учреждения в судебном заседании поддержали заявленное требование, считают его не соответствующим закону. Подробно правовая позиция изложена в заявлении от 19.08.2021 и письменных пояснениях.

Представители Министерства возражали против удовлетворения предъявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 04.10.2021 и дополнительных письменных пояснениях. Считают, что основания для выдачи заявителю оспариваемого представления, в обжалуемой части, подтверждены документально.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании плана контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Карелия в сфере внутреннего государственного финансового контроля на 2021 год, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Карелия от 26 декабря 2020 года №930, пункта 10 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 №1235, приказа Министерства финансов Республики Карелия от 19.01.2021 № 20 «О проведении выездной проверки» в отношении муниципального учреждения «Центр бухгалтерского сопровождения организаций образования» проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из бюджета Республики Карелия межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. По результатам проверки составлен акт № 18.1-06/23-21 от 09.04.2021.

Административный орган по пункту 7 пришел к следующим выводам:

В нарушение требований подпункта 3.1 пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 7 Перечня бюджетных полномочий главного распорядителя средств бюджета Кондопожского района, утвержденного постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 27.12.2018 №1096 (в ред. от 12.04.2019 №325), подпункта 4.4 пункта 4 раздела 2 Порядка установления расходных обязательств на обеспечение госгарантий по образованию, утвержденного постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 08.04.2019 года №303 (в ред. от 07.05.2020 №449), в 2019 году средства субвенции на обеспечение госгарантий по образованию использованы в целях не соответствующих условиям правовых актам, являющимися основанием для их предоставления, нецелевое использование средств выразилось в оплате денежных обязательств по оплате труда работников, занимающих должности в муниципальных учреждениях, которые не предусмотрены в составе нормативов при расчете субвенции.

Проверкой установлено, согласно расшифровкам к сводам начислений заработной платы в 2019 году по общеобразовательным учреждениям района начислялась заработная плата работникам за счет средств субвенции на обеспечение госгарантий по образованию по должностям, которые не предусмотрены в составе нормативов, на общую сумму 4 767 544,89 руб., в том числе по должностям:

- заместитель по безопасности - 171 867,12 руб.;

- библиотекарь - 1 447 121,41 руб.;

- техник - 3 384,01 руб.;

- лаборант - 623 521,27 руб.;

- специалист по охране труда - 1 075 712,63 руб.;

- заведующий хозяйством - 1 445 938,45 руб.

Министерство указало, что направление средств субвенции за 2019 год, подлежащей расходованию исключительно в соответствии с действующим нормативом на оплату труда персоналу (техник, заведующий хозяйством и другие) неправомерно в силу требований подпункта 3.1 пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса подпунктов 1, 2 пункта 3 статьи 20 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 №1775-3PK «Об образовании» (в ред. от 28.05.2020), пункта 1 Перечня бюджетных полномочий главного распорядителя средств бюджета Кондопожского района, утвержденного постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 27.12.2018 №1096 (в ред. от 12.04.2019 №325), подпункта 4.4 пункта 4 раздела 2 Порядка установления расходных обязательств на обеспечение госгарантий, утвержденного постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 08.04.2019 года №303 (в ред. от 07.05.2020 №449). Всего, учреждением не обеспечен целевой характер использования бюджетных средств субвенции за 2019 год в сумме 5 480 899, 16 руб. (оплата труда – 4 268 613, 05 руб., страховые взносы – 1 212 286, 11 руб. (28,4%)), что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

По результатам данной проверки было выдано представление от 23.06.2021 №5299/18.1-08/МФ-и, в пункте 7 которого указаны вышеприведенные выводы, содержащиеся в акте проверки. Учреждению указано на устранение нарушения, возместить в бюджет Республики Карелия средства субвенций, использованных не по целевому назначению и с нарушением условий их предоставления, принять меры по устранению их причин и условий в срок до 01 сентября 2021 года.

Заявитель, не согласившись с вышеприведенными положениями представления административного органа, обжаловал представление в названной выше части в судебном порядке.

В соответствии с частью 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании» к расходным обязательствам Республики Карелия в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, установленными Правительством Республики Карелия.

Норматив установлен Постановлением Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2017 года № 48-П «Об определении нормативов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

В проверяемом периоде (2019) нормативы, установленные названным постановлением, предусматривали включение в размер субвенции расходов на оплату труда непосредственно педагогического персонала, расходы за счет субвенции на оплату труда административно-хозяйственных работников (инженеры, бухгалтеры, уборщицы, дворники, и другие) предусмотрены не были.

Между тем, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона №273-ФЗ, пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) организация дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение, которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

Частью 1 статьи 52 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно - хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

По смыслу изложенного, органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны обеспечивать реализацию гарантированных государством образовательных программ посредством предоставления субвенций местным бюджетам, тогда как органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ответственны за организацию предоставления общедоступного и бесплатного образования основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - федеральные стандарты, часть 3 статьи 5 Закона №273-ФЗ).

Федеральные стандарты - это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и направлению подготовки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, включающие в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (пункт 6 статьи 2, часть 3 статьи 11 Закона №273-ФЗ).

Федеральные стандарты дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897, от 17.05.2012 № 413 соответственно, содержат требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые состоят из требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым и иным условиям (III раздел федерального стандарта дошкольного образования и IV раздел федеральных стандартов остальных уровней образования).

Так, названные федеральные стандарты предусматривают обязательность укомплектования организаций наряду с педагогическими работниками иными работниками (пункт 3.4.1 Федерального стандарта дошкольного образования, пункт 23 Федерального стандарта начального общего образования, пункт 22 Федерального стандарта основного общего образования, пункт 22 Федерального стандарта среднего общего образования), а также соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, требований охраны здоровья.

Таким образом, указанные федеральные стандарты предусматривают также материально-технические условия реализации основной образовательной программы, к числу которых относятся требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, требований к санитарно-бытовым условиям.

Исходя из изложенного, при определении размера субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях должны учитываться расходы на оплату труда тех работников обслуживающего персонала, которые осуществляют реализацию образовательной программы.

Таким образом, вышеуказанные субвенции, полученные на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях правомерно использованы на оплату труда персоналу, который не предусмотрен в составе нормативов.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что, в рассматриваемом случае, норматив, установленный Постановлением Правительства Республики Карелия от 7 февраля 2017 года № 48-П «Об определении нормативов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях», применению не подлежат.

Кроме того, в оспариваемом представлении Министерство сослалось на определение Верховного Суда РФ от 29.03.2019 № 303-ЭС19-2794 по делу № А51-28384/2017, которым установлено, что работники образовательных учреждений, относящиеся к вспомогательному персоналу (заместитель по организации безопасности образовательного процесса, заместитель по безопасности, бухгалтер, библиотекарь, техник, лаборант, документовед, делопроизводитель, специалист по охране труда, дворник, уборщик служебных помещений, заведующий хозяйством), участвуют в организации образовательной деятельности образовательных учреждений.

Указав при этом, что на заседании рабочей группы по усовершенствованию нормативов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организации; общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, созданной распоряжением Главы Республики Карелия от 13.02.2014 №39-р (с изменениями и дополнениями), принято решение о согласовании перечня работников муниципальных образовательных организаций вспомогательного персонала, участвующих в реализации образовательных программ, расходы на оплату труда которых должны осуществляться за счет средств субвенции на образование (протокол от 23.10.2019 года). Во исполнение решений рабочей группы - Министерством образования Республики Карелия подготовлен проект постановления Правительства Республики Карелия «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Карелия от 07.02.2017 №48-П», в целях совершенствования нормативной правовой базы Республики Карелия по исполнению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, с учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2019 № 303-ЭС19-2794 по делу № А51-28384/2017 в структуру нормативов включены расходы на оплату труда категории работников согласно определению суда. Проект зарегистрирован под номером №301-П от 22.06.2020 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, т.е. увеличены нормативы на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Однако ранее аналогичный правовой подход применен Верховным Судом Российской Федерации в апелляционном определении от 16.03.2017 по делу №74- АПГ17-1.

Как правильно отметил заявитель, внесение изменений в нормативы, установленные Постановлением № 48-П на 2020 год, в связи с утверждением перечня дополнительных должностей в соответствии с определением Верховного суда Российской Федерации от 29.03.2019 № 303-ЭС19-2794 по делу №51-28384/2017, не является основанием того, что финансирование этих должностей в 2019 году не должно было осуществляться из средств субвенций, так как внесение изменений в нормативы с 2020 года не повлияло на должностные обязанности вышеуказанных работников и выполнение ими функций по созданию условий для успешного обучения и соблюдению санитарно-гигиенических норм, определенными федеральными государственными образовательными стандартами.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, представление Министерства от 23.06.2021 №5299/18.1-08/МФ-и в части требования, указанного в пункте 7, подлежит признанию недействительным.

Расходы по государственной пошлине суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, , 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным, как не соответствующий Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункт 7 представления Министерства финансов Республики Карелия от 23.06.2021 №5299/18.1-08/МФ-и

Обязать Министерство финансов Республики Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального учреждения «Центр бухгалтерского сопровождения организаций образования».

Судья

Гарист С.Н.