Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-8355/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2015 года.
Полный текст решения изготовлен декабря 2015 года .
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия о признании недействительным представления от 06.08.2015 № 06-3-06/1663
при участии представителя ответчика, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия, - Гуляева В.С. по доверенности от 24.07.2015,
установил: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия (далее – заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным представления от 06.08.2015 № 06-3-06/1663 .
В соответствии с названным представлением Управление потребовало от Фонда рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения. В течение тридцати календарных дней с даты получения представления принять реальные и действенные меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений, для чего под роспись ознакомить ответственных должностных лиц с результатами проверки, разъяснить уполномоченным должностным лицам необходимость соблюдения законодательства Российской Федерации. О результатах исполнения представления следует проинформировать Управление не позднее 10 рабочих дней с даты исполнения представления.
В обоснование заявленного требования Фонд указало следующее.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Сославшись на пункт 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункт 68 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере", Фонд указал, что обжалуемое представление является ненормативным правовым актом, то есть принятым компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий актом (независимо от формы выражения), который адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица правила поведения и влечет для него правовые последствия и может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Заявитель не согласен с вмененным Управлением Фонду нарушением, выразившимся в вынесении решений о направлении средств материнского (семейного) капитала (далее - МСК) по заявлениям Сидоровой Лидии Григорьевны на улучшение жилищных условий, на приобретение ей жилого помещения, находящегося в аварийном многоквартирном доме.
Заявитель не согласен с выводом ответчика о том, что Фонд, владея информацией об отнесении жилого помещения к находящемуся в аварийном доме, подлежащем сносу, вынес положительные решения в нарушение действующего законодательства, и с выводом ответчика о том, что действиями Фонда не соблюдено целевое назначение направления средств МСК - улучшение жилищных условий.
Фонд указал, что исчерпывающий перечень документов, необходимых для вынесения решения об удовлетворении (отказе в удовлетворении) заявления о распоряжении средствами МСК, направления их на улучшение жилищных условий закреплен «Правилами подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала», утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2008 г. № 779н (далее - Правила подачи заявления) и «Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 г. №862 (далее - Правила направления средств МСК).
Фонд указал, что пунктом 54 "Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала", утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2012 N 346н (далее - Административный регламент), определен состав административных действий, включающих в себя, в том числе и направление в порядке межведомственного взаимодействия запросов для получения информации, влияющей на право заявителя на получение государственной услуги, и сведений, необходимых для вынесения решения по заявлению о распоряжении.
Пунктами 57-60 Административного регламента закреплена последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), в частности в пункте 57 определено основание для указанной административной процедуры, а в пункте 58 приведена ссылка на п. 9 Правил подачи заявлений № 779н, содержащий исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашивать территориальные органы ПФР (аналогичная норма содержится в п. 20 Правил направления средств МСК № 862).
Так же согласно п. 59 Административного регламента Территориальный орган ПФР направляет запрос при отсутствии у заявителя документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги.
Фонд указал, что обладателем сертификата (Сидоровой Л.Г.) в Управление ПФР было представлено надлежаще оформленное заявление о распоряжении средствами МСК и полный пакет документов, перечисленных в п. 6, п. 8 Правил направления средств МСК № 862 (направления средств МСК на оплату приобретаемого жилья).
Сведения органов местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным к проживанию, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу либо ветхим ни в один из перечисленных выше перечней документов не входят.
Таким образом, по мнению заявителя, у Фонда отсутствовали основания для направления межведомственных запросов для получения информации о признании жилого помещения аварийным (ветхим).
Фонд также указал, что Закон № 256-ФЗ не содержит определения понятия "улучшение жилищных условий", а также норм, содержащих требования о соответствии жилого помещения, приобретенного (построенного, реконструированного) с использованием средств МСК установленным санитарным, техническим и иным требованиям законодательства.
По мнению Фонда, в рамках Закона № 256-ФЗ под улучшением жилищных условий следует понимать приобретение или строительство жилого помещения, при этом, законодатель не ограничил заинтересованных лиц в выборе способа улучшения жилищных условий. Законом № 256-ФЗ не установлены какие-либо ограничения по отношению к самому жилому помещению, приобретаемому с использованием средств материнского капитала. Единственным условием, исходя из норм Закона № 256-ФЗ, направления средств МСК на улучшение жилищных условий - объект недвижимости приобретаемый, построенный за счет средств МСК должен быть жилым и находиться на территории Российской Федерации.
Сославшись на абз. 8 п. 44 раздела IV «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, Фонд указал, что завершающим этапом признания помещения жилым помещениям, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
Поскольку постановление № 2054 Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» «О признании многоквартирных домов, находящихся на территории «Беломорское городское поселение» аварийным и подлежащим сносу» принято 31 декабря 2014 года, то есть многоквартирный дом, в котором Сидорова Л.Г. купила жилое помещение, приобрел статус аварийного и подлежащего сносу с 31.12.2014, Фонд считает, что перечисление средств МСК, произведенное Фондом платежным поручением от 28.08.2014, являлось правомерным: на момент вынесения решения об удовлетворении заявления, а так же перечисления средств МСК ни у продавца, ни у покупателя, ни у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, ни у Фонда не было и не могло быть сведений о состоянии приобретаемого жилья.
Кроме того, Фонд считает, что, исходя из состояния жилого фонда г.Беломорска и Беломорского района, Сидорова Л.Г. улучшила свои жилищные условия, а именно: до приобретения жилого помещения за счет средств МСК заявительница проживала в щитовом доме в д. Выгосторв ул. Андреева, д. 5 кв. 1. с печным отоплением. Других благоустройств в данной квартире не было. В приобретенном жилом помещении имеется водопровод, канализация, центральное отопление, привозной газ (баллоны) и поставлены пластиковые окна. На сегодняшний день Сидорова Л.Г фактически проживает в приобретенном жилом помещении.
На основании изложенного Фонд просил признать недействительным представление Управления №06-3-06/1664 от 06.08.2015.
До начала судебного заседания в суд от Фонда поступила телефонограмма, в которой заявитель, в связи с поломкой транспортного средства, уведомил суд о невозможности явки в судебное заседание, просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал на то, что Фонд настаивает на удовлетворении заявленного требования.
Кроме того, до начала судебного заседания в суд поступили:
- от ответчика – письменные пояснения от 16.12.2015;
- от Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» - письменные пояснения от 07.12.2015 с приложением акта обследования жилого помещения от 14.04.2014 №1; заключения межведомственной комиссии №1 от 09.09.2015 об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; постановления Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от 31.12.2014 №2054.
Документы приобщены судом к материалам дела.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, уведомил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных письменных пояснениях от 16.12.2015. Позиция Управления основана на следующем.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с пунктом 33 Положения о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживании и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Фонд предоставляет государственную услугу по рассмотрению заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в соответствии с Административным регламентом от 29.10.2012 № 346н, которая включает в себя следующее:
- прием и регистрация заявления о распоряжении и необходимых документов;
- направление в порядке межведомственного взаимодействия запросов для получения информации, влияющей на право заявителя на получение государственной услуги, и сведений, необходимых для вынесения решения по заявлению о распоряжении;
- рассмотрение ПФР, территориальным органом ПФР заявления о распоряжении и представленных документов и принятие решения об удовлетворении (отказе в удовлетворении) заявления о распоряжении.
Пунктом 57 Административного регламента от 29.10.2012 № 346н предусмотрено, что основанием для направления запросов для получения информации, влияющей на право заявителя на получение государственной услуги, и сведений, необходимых для вынесения решения по заявлению о распоряжении, является прием заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами.
Пунктом 9.1. Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитал, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2008 № 779н, предусмотрено, что документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении заявления о распоряжении либо об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации.
Ответчик указал, что проверкой установлен факт приобретения в 2014 году за счет средств материнского (семейного) капитала жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, по адресу: Республика Карелия, п.Золотец, ул.Совхозная, д.8, кв.5: на основании заключения межведомственной комиссии муниципального образования «Беломорское городское поселение» от 14.04.2014 № 1 многоквартирный дом № 8 по улице Совхозная в поселке Золотец Беломорского района признан аварийным и подлежащим сносу, в том числе квартира № 5, приобретенная в 2014 году Сидоровой Л.Г. за счет средств материнского (семейного) капитала.
Управление указало, что решение о признании многоквартирного дома № 8 по улице Совхозная в поселке Золотец Беломорского района аварийным и подлежащим сносу принято исполнительным органом МО «Беломорский муниципальный район» только от 31 декабря 2014г. за № 2054, что является нарушением пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживании и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Согласно названному Положению орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических ли в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, по мнению ответчика, Фонд в ходе рассмотрения заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала Сидоровой Л.Г. и принятия положительного решения располагал всей необходимой информацией о приобретаемом помещении. Однако, информация о наличии данного дома в списках аварийных домов Фондом от муниципального образования «Беломорское городское поселение» получена не была.
Таким образом, как полагает ответчик, Фонд в нарушение статьи 2, части 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», пункта 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862, пункта 9.1. Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденных приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2008 № 779н, пунктов 54, 57 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2012 № 346н, статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, допустил в 2014 году неправомерное расходование средств федерального бюджета в сумме 415,318 тыс. рублей, направив средства материнского (семейного) капитала на приобретение жилья, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Кроме того, Фонд указал, что требования оспариваемого ненормативного правового акта (устранение причин и условий) Фонду необходимо было исполнить путем ознакомления с результатами контрольного мероприятия ответственных должностных лиц. Ознакомление должно было быть произведено под роспись в том порядке, какой принят в организации (например, приказ и лист ознакомления). При этом круг ответственных должностных лиц должен быть определен Заявителем самостоятельно. Прямой обязанности Фонда по направлению в органы местного самоуправления требований о предоставлении информации о жилом фонде действующим законодательством Российской Федерации не установлено. Однако отсутствие такой обязанности не говорит о том, что соответствующий запрос не мог быть направлен вообще, а тем более с учетом того, что Фонд в достаточной мере информирован о состоянии жилищного фонда в регионе своей деятельности.
Ответчик также пояснил, что Бюджетный кодекс Российской Федерации не дает определения термину «неправомерное использование средств федерального бюджета». Под таковым следует понимать осуществление расходных операций, производимых с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, соглашений о межбюджетных трансфертах и иных соглашений, заключенных между участниками бюджетного процесса и иными лицами (в том числе и условиями гражданско-правых сделок) в части расходования средств федерального бюджета. Данное определение следует из системного толкования положений ч. 4 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ и ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. При этом первая норма указывает на порядок исполнения денежных обязательств, а последняя норма дает определение самому понятию «денежное обязательство».
Установление факта неправомерного использования средств федерального бюджета, по мнению ответчика, в данном конкретном случае последствий для заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не несет.
Судебное разбирательство проведено в отсутствие представителя заявителя в порядке, установленном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя ответчика и изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Приказом Управления от 08.06.2015 №63 была назначена выездная проверка Фонда по вопросу предоставления и использования средств федерального бюджета на предмет соответствия постановлению Правительства Российской Федерации от 20.07.2007 №457 «Об утверждении правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации» за 2012 – 2014 годы.
Приложением к названному приказу утверждены основные вопросы, подлежащие изучению в ходе выездной проверки:
- проверка соблюдения условий предоставления в 2012-2014 гг. средств материнского (семейного) капитала из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
- проверка целевого использования средств материнского (семейного) капитала за 2012-2014 гг.;
- банковские операции, состояние расчетной дисциплины (по средствам материнского (семейного) капитала) за 2012-2014 гг.;
- состояние бюджетного учета и отчетности (по средствам материнского (семейного) капитала) за 2012-2014 гг.;
- другие вопросы, относящиеся к теме проверки.
Проверкой установлено, что Сидорова Л.Г. является лицом, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки: Сидорова Л.Г является матерью пятерых детей, и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ имеет право на получение МСК в размере 415 317 руб. 97 коп., что подтверждается государственным сертификатом на МСК от 23.11.2010 серии МК-3 № 0992653
Сидоровой Лидией Григорьевной (дело № 000365), зарегистрированной по адресу: Республика Карелия, г. Беломорск, ул. Андреева, д. 5, кв. 1, заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала подано в Фонд 10 июля 2014 года.
За счет средств материнского капитала Сидоровой Л.Г. по договору купли-продажи квартиры от 26 июня 2014г. б/н у Богдановой Христины Викторовны, действующей от себя и имени своих несовершеннолетних детей: Богдановой Миланы Александровны (08.02.2008 г.р.), Богдановой Софьи Александровны (07.06.2010 г.р.), приобретена квартира, расположенная по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, п. Золотец, ул. Совхозная, д. 8, кв. 5, стоимостью 415,318 тыс. рублей.
В соответствии с условиями договора купли-продажи квартиры от 26 июня 2014г. б/н расчет производится после государственной регистрации прав общей долевой собственности на указанную квартиру и обращения в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации по месту жительства с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. В случае удовлетворения заявления перечисление средств материнского (семейного) капитала Пенсионным Фондом Российской Федерации осуществляется не позднее чем через 2 месяца с даты принятия заявления.
Право собственности на квартиру общей площадью 36,2 кв.м. по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, п. Золотец, ул. Совхозная, д. 8, кв. 5 согласно свидетельствам о государственной регистрации от 01.07.2014: серия 10-АБ № 649092, серия 10-АБ № 649093, серия 10-АБ № 649094 принадлежит на праве общей долевой собственности, по 1/3 доли в праве: Сидоровой Лидии Григорьевне (владелец сертификата), Сидорову Сергею Эдуардовичу (четвертый ребенок 07.06.2001 г.р.), Сидорову Николаю Эдуардовичу (пятый ребенок 09.06.2008 г.р.).
Поскольку в договоре купли-продажи от 26.06.2014 б/н предусмотрена рассрочка платежа, вышеуказанные свидетельства о государственной регистрации права были оформлены с ограничением (обременением) права: «ипотека в силу закона».
На основании решения Фонда об удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 11.08.2014 №64 средства материнского капитала Сидоровой Л.Г. в сумме 415,318 тыс. рублей были перечислены государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия по государственному сертификату от 23.11.2010 серия МК-3 № 0992653 платежным поручением от 28.08.2014 № 22597 на имя Богдановой Христины Викторовны.
Управлением при проведении проверки также было установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии муниципального образования «Беломорское городское поселение» от 14.04.2014 № 1 многоквартирный дом № 8 по улице Совхозная в поселке Золотец Беломорского района признан аварийным и подлежащим сносу, в том числе квартира № 5, приобретенная в 2014 году Сидоровой Л.Г. за счет средств материнского (семейного) капитала.
Управление установило, что решение о признании многоквартирного дома № 8 по улице Совхозная в поселке Золотец Беломорского района аварийным и подлежащим сносу принято исполнительным органом МО «Беломорский муниципальный район» только 31 декабря 2014г. за № 2054, что является нарушением пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживании и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Согласно Положению орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических ли в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, по итогам проведенной проверки Управление установило, что Сидоровой Л.Г. в соответствии с решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия от 11.08.2014 № 64 об удовлетворении заявления от 10 июля 2014г. о направлении средств материнского (семейного) капитала в сумме 415,318 тыс. рублей на улучшение жилищных условий по договору купли-продажи квартиры от 26.06.2014 б/н, приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, п. Золотец, ул. Совхозная, д. 8, кв. 5, которое еще в апреле 2014 года на основании заключения межведомственной комиссии муниципального образования «Беломорское городское поселение» от 14.04.2014 № 1 было признано аварийным и подлежащим сносу. Указанное обстоятельство послужило основанием для вывода Управления о том, что Фондом были нарушены статья 2, часть 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», пункт 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862, пункт 9.1. Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденных приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2008 № 779н, пункты 54, 57 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2012 № 346н, статья 15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Управление установило, что Фонд в 2014 году допустил неправомерное расходование средств федерального бюджета в сумме 415,318 тыс. рублей, направив средства материнского (семейного) капитала на приобретение жилья, признанного аварийным и подлежащим сносу.
По итогам проверки Управлением составлен акт от 14.07.2015 и выдано представление №06-3-06/1663 от 06.08.2015. В соответствии с названным представлением Управление потребовало от Фонда рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения. В течение тридцати календарных дней с даты получения представления принять реальные и действенные меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений, для чего под роспись ознакомить ответственных должностных лиц с результатами проверки, разъяснить уполномоченным должностным лицам необходимость соблюдения законодательства Российской Федерации. О результатах исполнения представления следует проинформировать Управление не позднее 10 рабочих дней с даты исполнения представления.
Полагая, что данное представление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает заявленное требование обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
проводятся проверки, ревизии и обследования;
направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Пунктом 68 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере", предусмотрено, что при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 настоящих Правил, Служба (ее территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Таким образом, обжалуемое представление является ненормативным правовым актом, то есть принятым компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий актом (независимо от формы выражения), который адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица правила поведения и влечет для него правовые последствия и может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 288-ФЗ, от 28.07.2010 № 241-ФЗ, от 29.12.2010 № 440-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 16.11.2011 № 318-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 07.06.2013 № 128-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ) (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ:
Право на дополнительные меры государственной поддержки согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ предусмотрено, что при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 статьи 3 настоящего закона, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ вышеперечисленные лица или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - государственный сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законном порядке).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.10.2011 № 1180н утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата).
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2008 № 779н (с изменениями, внесенными приказами Минзравсоцразвития Российской Федерации, от 17.08.2010 № 673н, 24.02.2011 № 148н, от 31.05.2011 № 443н, от 22.09.2011 № 1066н, от 18.11.2013 № 674н, от 25.12.2014 № 1111н) утверждены Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.
Частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ предусмотрено, что документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, установленный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Согласно части 1.2 названной статьи при рассмотрении заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять факт выдачи представленных документов путем направления запросов в соответствующие органы. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:
Условия направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий установлены статьей 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, в соответствии с которой средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее - Правила).
Как следует из материалов дела, Управление по итогам проверки пришло к выводу о том, что приобретенное Сидоровой Л.Г. за счет средств материнского (семейного) капитала жилое помещение расположено в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что на основании решения Фонда об удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 11.08.2014 №64 средства материнского капитала Сидоровой Л.Г. в сумме 415.318 тыс. рублей были перечислены государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия по государственному сертификату от 23.11.2010 серия МК-3 № 0992653 платежным поручением от 28.08.2014 № 22597 на имя Богдановой Христины Викторовны.
Управление, вменяя Фонду такое нарушение, как неправомерное расходование средств федерального бюджета в сумме 415,318 тыс.руб. посредством направления данных средств на приобретение жилья, признанного аварийным и подлежащим сносу, основывалось на заключении межведомственной комиссии муниципального образования «Беломорское городское поселение» от 14.04.2014 № 1 (л.д.35), в соответствии с которым многоквартирный дом № 8 по улице Совхозная в поселке Золотец Беломорского района признан аварийным и подлежащим сносу. Управление пришло к выводу о том, что Фонд должен был истребовать от муниципального образования «Беломорское городское поселение» информацию о наличии данного дома в списках аварийных домов и с учетом данной информации отказать в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на приобретение квартиры по указанному адресу.
Между тем, по мнению суда, Управлением не учтено следующее.
Согласно акту №1 от 14.04.2014 обследования многоквартирного жилого дома №8 по ул.Совхозная в п.Золотец Беломорского района двухэтажный 8-ми квартирный жилой дом (18 жилых комнат) 1961 года постройки, общей площадью 310.9 кв.м, жилой площадью 240,5 кв.м, с инженерным оборудованием: отопление - централизованное от групповой котельной, водопровод, канализация, электроснабжение, газоснабжение - баллоны. Конструктивные элементы дома: фундамент - бутовый ленточный; наружные стены - деревянный каркас с фибролитовым заполнением; перегородки - деревянные; оконные переплёты - деревянные двойные створные; полы - дощатые; перекрытия - деревянные отепленные; крыша - скатная чердачная; кровля - шифер по деревянным стропилам. Многоквартирный жилой дом расположен в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории; объектов, оказывающих негативное влияние на жителей данного жилого дома, нет.
На момент обследования выявлены следующие дефекты: в результате неравномерного проседания фундамента нарушена геометрия дома. Многочисленные трещины в штукатурном слое на фасаде здания; трещины, местами разрушение цокольной части фундамента. В квартирах №№ 2,6,7 наблюдается проседание дощатых полов, щели между плинтусами и полами; уклоны межэтажного и чердачного перекрытий; дверные коробки в помещениях кухни и прихожей в квартире № 2 перекошены. Данные отклонения свидетельствуют о том, что в результате длительной эксплуатации основание дома частично утратило свою работоспособность и надёжность, что привело к нарушению в ограждающих и других конструкциях дома.
Обследование жилого дома и его конструкций было произведено 04.12.1991 Республиканским центром «Недвижимость», на момент обследования процент физического износа всего дома был определен 58 %. Обследование произведено по всем конструктивным элементам жилого дома с указанием процентного износа.
Рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности и создания нормальных условий для постоянного проживания: для создания нормальных условий проживания необходимо выполнить капитальный ремонт всего жилого дома и его модернизацию, что нецелесообразно и экономически невыгодно, учитывая большой физический и моральный износ дома.
Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: при обследовании жилого дома выявлено, что эксплуатационные характеристики несущих и ограждающих конструкций в результате длительной эксплуатации привели к снижению уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, что не обеспечивает безопасность жизни и здоровья жителей данного дома. Многоквартирный дом является аварийным и подлежащим сносу.
Решение о признании многоквартирного дома № 8 по улице Совхозная в поселке Золотец Беломорского района аварийным и подлежащим сносу принято исполнительным органом МО «Беломорский муниципальный район» только 31 декабря 2014 (постановление №2054).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256 и пунктом 2 Правил предусмотрено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок.
Лицо, получившее сертификат в соответствии с пунктом 5 Правил, указывает в заявлении вид расходов, на который направляются средства (часть средств) материнского капитала для улучшения жилищных условий с указанием их размера и обстоятельства направления средств (на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые супругом лица, получившего сертификат).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно пункту 7 Положения о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение №47) оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с пунктом 33 Положения № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Пунктом 42 Положения №47 определено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно пункту 44 Положения №47 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее – заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Пунктом 47 Положения №47 установлено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно пункту 49 Положения №47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что решение об удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала было принято Фондом 11.08.2014, денежные средства материнского капитала Сидоровой Л.Г. в сумме 415.318 тыс. рублей были перечислены Фондом на счет продавца квартиры 28.08.2014.
Действительно, указанные действия были совершены Фондом после того, как межведомственной комиссией был составлен акт обследования №1 от 14.04.2014 и заключение №1 от 14.04.2014.
Между тем, акт обследования и заключение являются одним из этапов порядка признания дома аварийным и подлежащим сносу. Указанные акты не содержат признаков ненормативного правового акта, так как в них отсутствует одностороннее юридическое властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление, изменение и прекращение конкретных прав и обязанностей. Указанное заключение межведомственной комиссии носит для органа местного самоуправления характер специального документа, фиксирующего фактические обстоятельства, связанные с пригодностью жилого дома для проживания в нем граждан.
В силу абзаца 2 пункта 49 Положения №47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из акта обследования жилого помещения №1 от 14.04.2014, комиссия установила, что для создания нормальных условий проживания необходимо выполнить капитальный ремонт всего жилого дома и его модернизацию, что нецелесообразно и экономически невыгодно.
Процедура признания дома аварийным и подлежащим сносу является завершенной только после принятия соответствующим органом решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Окончательное решение именно о признании многоквартирного дома №8 по ул.Совхозная в п.Золотец Беломорского района аварийным и подлежащим сносу было принято Администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район» посредством издания постановления №2054 от 31.12.2014, то есть уже после принятия Фондом 11.08.2014 решения об удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечисления данных средств 28.08.2014 продавцу объекта недвижимости.
Более того, в постановлении от 31.12.2014 №2054 установлена дата расселения граждан, зарегистрированных в указанных в постановлении аварийных домах – 25 декабря 2024 года.
При таких обстоятельствах следует признать, что названными действиями Фонда на момент их совершения не было допущено неправомерное расходование средств федерального бюджета в сумме 415,318 тыс.руб.
Заявленное Фондом требование подлежит удовлетворению.
Поскольку заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
.Заявленное государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия требование удовлетворить полностью. Признать недействительным как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия от 06.08.2015 №06-3-06/1663.
.Обязать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Беломорском районе Республики Карелия.
в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Судья | Цыба И.С. |