Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: i№fo@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-7003/2021 |
декабря 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2021 года.
Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20 «Колосок» г. Кондопоги Республики Карелия к Министерству финансов Республики Карелия о признании недействительным пункта 4 представления от 23.06.2021 № 5302/18.1-08/МФ-и и отмене его в части нецелевого использования денежных средств ,
при участии представителей:
заявителя – Пахоменко Р.В. по доверенности от 19.03.2019;
ответчика – Прусаковой Н.Н. по доверенности от 29.11.2021 и Константиновой Т.В. по доверенности от 15.10.2021,
установил: 30.08.2021 муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Колосок» г. Кондопоги Республики Карелия (ОГРН:1021000860650, ИНН: 1003005111, далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству финансов Республики Карелия (ОГРН: 1031000011107, ИНН: 1001040590, далее – ответчик, Министерство) о признании недействительным пункта 4 представления от 23.06.2021 № 5302/18.1-08/МФ-и и отмене его в части нецелевого использования денежных средств.
В оспариваемом пункте представления от 23.06.2021 № 5302/18.1-08/МФ-и отражено следующее.
В нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2 статьи 20 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1755-ЗРК «Об образовании» (в ред. от 28.05.2020), пункта 9 раздела 1, пункта 6.4 раздела 2 Порядка установления расходных обязательств на обеспечение госгарантий по образованию, утвержденного постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 08.04.2019 № 303 (в ред. от 07.05.2020 № 449), Учреждением в 2020 году средства субвенции на обеспечение госгарантий по образованию использованы в целях не соответствующим правовым актам, являющимися основанием для их предоставления, нецелевое использование средств выразилось в оплате денежных обязательств по выплате среднего заработка на период трудоустройства сокращенным работникам за второй и третий месяц после сокращения численности работников.
Определением от 31.08.2021 заявление Учреждения принято судом к производству, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании. Также определением от 31.08.2021 по ходатайству Учреждения действие пункта 4 представления Министерства финансов Республики Карелия от 23.06.2021 № 5302/18.1-08/МФ-и приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
В обоснование заявленного требования Учреждение сослалось на следующее.
Министерством в отношении Учреждения была проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из бюджета Республики Карелия межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в соответствии с приказом от 19.01.2021 № 20 и на основании плана контрольных мероприятий Министерства в сфере внутреннего государственного контроля на 2021 год, утвержденного приказом Министерства от 26.12.2020 № 930, в период с 21.01.2021 по 19.03.2021.
По результатам проверки Министерством вынесено представление от 23.06.2021 № 5302/18.1-08/МФ-и, в пункте 4 которого установлено требование устранить бюджетные нарушения, возместить в бюджет Республики Карелия средства субвенций, использованных не по целевому назначению, а также принять меры по устранению причин и условий в срок до 01.09.2021.
Вывод Министерства о нецелевом использовании бюджетных средств на выплату среднего месячного заработка уволенным работникам в связи с сокращением по мнению Учреждения не соответствует действующему законодательству Российской Федерации (нормам материального права) и нарушает право Учреждения на ведение финансово-хозяйственной деятельности.
С учётом положения статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РоссийскойФедерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Учреждение, как получатель бюджетных средств, в соответствии со ст. 162 Б БК РФ принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства в соответствии с доведёнными лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетная смета – документ, устанавливающий согласно классификации расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств. В соответствии с п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казённого учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы, эта же норма закреплена в п. 6.1 Устава Учреждения, утверждённого Постановлением Администрации Кондопожского муниципального района № 454 от 03.08.2016. До Учреждения главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств были доведены лимиты бюджетных обязательств по бюджетной классификации расходов 006 07 01 0310142190 321 на конкретные цели – на выплаты сохраняемого среднего заработка на время трудоустройства сокращённых работников в рамках субвенции на госгарантии. Данный факт подтверждается приказами главного распорядителя бюджетных средств «О внесении изменений в бюджетную роспись главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств» № 56 от 17.11.2020, приложением 2 к приказу; № 67 от 22.12.2020, приложением 10 к приказу. Справки «Об изменении лимитов бюджетных обязательств бюджета Кондопожского муниципального района» № 006/02479/409 от 22.12.2020, № 006/02479/350 от 17.11.2020. Учреждением после доведения дополнительных лимитов бюджетных обязательств, в соответствии с порядком ведения бюджетной сметы были внесены соответствующие изменения в бюджетную смету, изменения к бюджетной смете утверждены главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
В соответствии со ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Получателем бюджетных средств, Учреждением, в соответствии с доведёнными лимитами бюджетных обязательств произведены расходы по выплате среднего заработка на период трудоустройства сокращённым семи воспитателям за второй и третий месяц после сокращения численности работников на общую сумму 371 942,43 руб., конкретная расходная операция не могла быть выполнена по другой классификации расходов.
С учётом приведённых норм заявитель считает, что Учреждением бюджетные средства были использованы и направлены на цели, определённые доведёнными до Учреждения лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, соответственно не могут считаться нецелевым использованием.
Учитывая вышеизложенное, Учреждение считает, что работодатель был обязан исполнить свои обязательства перед работником, возникшие после расторжения трудового договора по инициативе работодателя из того же источника финансирования оплаты труда в рамках осуществления одного расходного обязательства, по которому государство выполняло свои гарантии, даже если этот вид выплат не выделен в отдельный вид расходов в нормативных актах местного самоуправления. Порядком предусмотрена оплата труда, а выплаты после сокращения являются обязательством работодателя по трудовому праву, связанны неразрывно с трудовыми отношениями и имеют одну правовую основу.
04.10.2021 ответчик представил в суд письменный отзыв на заявление, согласно которому доводы заявителя отклонил, считает оспариваемый пункт представления от 23.06.2021 № 5302/18.1-08/МФ-и законным и обоснованным.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование, дополнительно представили суду письменные пояснения по делу, в которых дополнительно указано следующее.
Трудовое законодательство, охраняя право работника на труд в избранной им организации, устанавливает определенные гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Эти гарантии заключаются в том, что в законодательстве закрепляется перечень оснований увольнения с работы по инициативе работодателя, а так же определенные гарантии после увольнения.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации) и, следовательно, источника финансирования средств субвенции.
Таким образом, работникам, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников, должна обеспечиваться предусмотренная частью первой ст. 178 ТК РФ государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы, и обеспечение, в том числе, реализации конституционного права на труд, а также права на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
Данные выплаты являются государственными гарантиями работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, и согласно Порядку формирования и применения кодов бюджетной квалификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденному приказом Минфина России от 06 июня 2019 года № 85н, расходы на выплату среднего месячного заработка на период трудоустройства уволенным работникам отражаются по элементу вида расходов «321 Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств», что не отрицается ответчиком и подтверждается информационным письмом Министерства образования и спорта Республики Карелия от 16.06.2021 № 9200/12-23/МОС-и.
В соответствии с пунктом 3.6.6 соглашения с Министерством образования и спорта Республики Карелия от 22.02.2019 № 1831/11/01-19/МО-и и соглашения с Министерством образования и спорта Республики Карелия от 04.02.2020 № 1302/11/01-19/МО-и Администрация предоставляла ежемесячно в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, отчеты о расходовании субвенций, согласно установленной приказом от 01 марта 2017 года Министерства образования № 230 и Министерства финансов № 105 форме.
Соответственно Министерство образования, согласно пункту 3.4.6 соглашений, осуществляло рассмотрение и анализ отчета о расходовании средств субвенции. Произведенные расходы по виду расходов 321 нашли отражение в разделе III «Отчет о расходовании целевых средств» в установленной форме по направлениям расходов – 321 – пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств (в части расходов на выплату уволенным работникам среднего месячного заработка на период трудоустройства, осуществляемых на основании статей 178 и 318 Трудового кодекса Российской Федерации) – коды строк 0415 и 0435.
Не поступало письменных уведомлений от Министерства образования и спорта Республики Карелия по произведенным расходам по показателю 321 в разрез правовой базы Республики Карелия.
Представитель ответчика заявленное требование не признал на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
На основании плана контрольных мероприятий Министерства в сфере внутреннего государственного финансового контроля на 2021 год, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Карелия от 26 декабря 2020 года № 930, пунктом 10 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235, приказом Министерства финансов Республики Карелия от 19.01.2021 № 20 «О проведении выездной проверки» в отношении Учреждения проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из бюджета Республики Карелия межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. По результатам проверки составлен акт № 18.1-06/13-21 от 09.04.2021, в соответствии с которым Министерством выявлено следующее нарушение бюджетного законодательства.
В 2020 году за счет средств субвенции на обеспечение госгарантий по образованию по подразделу 0701 «Дошкольное образование» по виду расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» в ноябре и декабре 2020 года произведены расходы по выплате среднего заработка на период трудоустройства сокращенным семи воспитателям за второй и третий месяц после сокращения численности работников Учреждения на общую сумму 371 942,43 руб. (кассовое выбытие от 26.11.2020 №0000-000478, №0000-000479, заявка на кассовый расход от 08.12.2020 №0000-31339, №0000-31370, от 09.12.2020 №0000-31537, кассовое выбытие от 24.12.2020 №0000-000666, кассовое поступление от 10.12.2020 №0000-00003282) (перечень сумм, выплаченных конкретным гражданам, отражен в акте проверки). Указанные граждане не являлись работниками Учреждения с сентября 2020 года, т.е. не участвовали в реализации образовательных программ дошкольного образования.
По мнению Министерства, в нарушение пункта 2 статьи 20 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1755-ЗРК (в ред. от 23.09.2020) «Об образовании», пункта 9 раздела 1 Порядка установления расходных обязательств на обеспечение госгарантий, утвержденного Постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 08.04.2019 № 303 (в ред. от 07.05.2020 № 449), Учреждением произведены расходы, не предусмотренные законодательством, и по работникам, которые не участвуют в реализации образовательных программ дошкольного образования на общую сумму 371 942,43 руб., что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
Указанное нарушение было отражено в пункте 4 представления Министерства от 23.06.2021 № 5302/18.1-08/МФ-и.
Заявитель, полагая, что с его стороны нецелевого использования данных средств допущено не было, так как Учреждение действовало в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 4 указанного представления Министерства.
Суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьей 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной функцией органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
В соответствии с пунктом 1 положения о Министерстве финансов Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 8 октября 2010 года № 210-П «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Карелия», Министерство финансов Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим полномочия органа внутреннего государственного финансового контроля.
Согласно статье 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесен контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.
Пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ предусмотрено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Положениями статьи 270.2 БК РФ предусмотрено, что под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению (требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий или требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения).
Суд считает, что оспариваемое представление соответствует предъявляемым требованиям.
Согласно Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, расходы на оплату труда штатных работников Учреждения отражаются по виду расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений», а расходы по выплате среднего заработка на период трудоустройства сокращенным работникам за второй и третий месяц после сокращения численности работников по виду расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств».
В составе нормативов (пункт 2 статьи 20 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1755-ЗРК «Об образовании» (в ред. от 28.05.2020) и в пункте 9 Порядка установления расходных обязательств на обеспечение госгарантий по образованию утверждены направления по расходованию средств субвенции на обеспечение госгарантий по образованию, утвержденного Постановлением Администрации Кондопожского муниципального района от 08.04.2019 № 303 (в ред. от 07.05.2020 № 449) расходы по выплате среднего заработка на период трудоустройства сокращенным работникам за второй и третий месяц после сокращения численности работников не предусмотрены.
Граждане, уволенные по сокращению, в 2019 и в 2020 годах не являлись штатными работниками Учреждения, т.е. не участвовали в реализации образовательных программ дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования.
Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций также как и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартам) в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отнесена к исключительным полномочиям местного самоуправления, осуществляемых за счет местного бюджета. Соответственно, выплаты за второй и последующий месяцы бывшим работникам образовательных учреждений (не осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программ), уволенным в связи с сокращением штатов подлежали выплате за счет средств местного бюджета, а не субвенции.
Доведение лимитов бюджетных обязательств до заявителя по коду бюджетной классификации, предусматривающему расходование средств субвенции из бюджета Республики Карелия, не опровергает сам факт состоявшегося нарушения и правомерность требований пункта 4 оспариваемого представления.
Статьей 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РоссийскойФедерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В силу положений статьи 306.4 БК РФ выявленное Министерством нарушение Учреждения правомерно квалифицировано как нецелевое расходование бюджетных средств.
На основании изложенного в удовлетворении заявленного Учреждением требования надлежит отказать, пункт 4 представления Министерства от 23.06.2021 № 5302/18.1-08/МФ-и является законным и обоснованным.
Относительно принятых обеспечительных мер суд разъясняет, что частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Судья | Цыба И.С. |