Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-4056/2014 |
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Пасаманик Н.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СВТ-ТОРГ" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия о признании незаконным и отмене постановления № 11 от 15.04.2014 о назначении административного наказания,
установил: общество с ограниченной ответственностью "СВТ-ТОРГ", место нахождения: Республика Карелия, Прионежский р-н, с. Заозерье, ул. Судостроительная, д. 19, ОГРН: 1021001117367, ИНН: 1020007101 (далее – заявитель, ООО "СВТ-ТОРГ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия, место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1А, ОГРН: 1041000270013, ИНН: 1001047814 (далее – ответчик, Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 11 от 15.04.2014 о назначении административного наказания.
Указанным постановлением заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 38000 рублей по факту использования в составе платежного терминала №62188, расположенного по адресу: Прионежский район, п. Новая Вилга, ул. Центральная, д. 4, контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) «PayVKP-80K» с заводским номером 0568495, не входящей в состав платежного терминала №62188 и зарегистрированной по другому адресу ее установки: г. Петрозаводск, ул. Суоярвская, 32-А (офис).
В обоснование заявления ООО "СВТ-ТОРГ" указало, что платежный терминал функционально содержит ККТ – ККТ телекоммуникационно принимает участие в совершении продажи, что не запрещено законом. Правонарушение может быть признано малозначительным, так как не повлекло ущерба клиенту и государству: услуга предоставлена в полном объеме, учтена в бухгалтерской отчетности общества, выданная телекоммуникационным образом квитанция является дублером информации, обязательной при приеме и регистрации платежа, на выданном чеке имеется настоящий код КПК ЭКЛЗ, применяемая модель ККТ включена в Государственный реестр, ККТ зарегистрирована, исправна, имеет фискальную память, контрольную ленту, эксплуатируется в фискальном режиме, назначенный штраф является несоразмерным совершенному нарушению. Кроме того, заявитель ссылается на наличие процессуальных нарушений, допущенных Инспекцией при производстве по делу об административном правонарушении: несвоевременное извещение общества о возбуждении дела и проведении административного расследования, составление протокола об административном правонарушении за пределами срока проведения административного расследования, не рассмотрение немедленно ходатайства общества о применении малозначительности, отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений об участии законного представителя общества, нарушение срока рассмотрения дела об административном правонарушении.
Ответчик направил в суд материалы дела об административном правонарушении (в подлинниках – на обозрение суда, в копиях – для приобщения к материалам дела), а также отзыв, в котором просил в удовлетворении заявления отказать, указав, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе процессуальных, не имеется, факт правонарушения подтвержден документально.
Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Материалы дела размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. Сроки, установленные судом для представления доказательств и иных документов, истекли. Обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, судом не установлено.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
По результатам проверки платежного терминала проверяющими составлен акт проверки от 24.02.2014 № 10 НО 001894.
В ходе проверки установлено и в акте проверки отражено, что расчеты через проверенный платежный терминал осуществляются с применением ККТ модели PayVKP-80K заводской номер 0568495, год выпуска 2010, зарегистрированной в Инспекции по адресу установки: г. Петрозаводск, ул. Суоярвская, 32А (офис), не входящей в состав платежного терминала №62188, в связи с чем сделан вывод о нарушении требований Закона Российской Федерации от 22.05.2003 №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон № 54-ФЗ) и Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон № 103-ФЗ). Налоговым органом установлено, что при оплате стоимости услуг сотовой связи в размере 10 руб. через платежный терминал №62188, установленный по адресу: Прионежский район, п. Новая Вилга, ул. Центральная, 4, гражданке Казначеевой С.М. в автоматическом режиме выдан кассовый чек, в котором указан заводской номер ККТ - 0568495, зарегистрированной в Инспекции в составе платежного терминала, расположенного по адресу:г. Петрозаводск, ул. Суоярвская, 32А (офис). Кассовый чек, подтверждающий указанные обстоятельства, приложен к заявлению Казначеевой С.М. от 24.02.2014.
Из карточки регистрации контрольно-кассовой техники от 26.03.2010 №2239 следует, что ККТ, ранее установленная по адресу: Прионежский район, п. Новая Вилга, ул. Центральная, 4, входящая в состав платежного терминала, снята с учета 15.07.2013 по заявлению общества.
Определением Инспекции от 24.02.2014 в отношении ООО "СВТ-ТОРГ" возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
Копии поручения о проведении поверки, акта проверки и определения о возбуждении дела об административном правонарушении вместе с уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлены ООО "СВТ-ТОРГ" по почте и вручены 13.03.2014, что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции.
26.03.2014 должностным лицом Инспекции в отношении ООО "СВТ-ТОРГ" составлен протокол №11 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Протокол составлен с участием законного представителя ООО "СВТ-ТОРГ" директора Баганова Е.В., что подтверждается его подписями в протоколе в соответствующих графах: под разъяснением прав, предусмотренных КоАП РФ, ознакомлением с протоколом, вручением копии протокола, извещением о дате и времени рассмотрения дела. На участие директора при составлении протокола общество указывает в своем заявлении.
При составлении протокола директор ООО "СВТ-ТОРГ" представил письменное ходатайство, в котором просил применить статью 2.9 КоАП РФ, освободив общество от административной ответственности, или ограничиться вынесением предупреждения. Ходатайство общество приложено к материалам дела и отражено в протоколе.
Дело об административном правонарушении рассмотрено начальником Инспекции 15.04.2014. Постановлением от 15.04.2014 №11 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 38000 руб. В вину общество вменено нарушение пункта 1 статьи 3, пункта 1.1 статьи 4, пункта 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ и пункта 12 статьи 4, статей 5 и 6 Закона № 103-ФЗ.
При назначении наказания учтены установленные смягчающие и отягчающие обстоятельства, в том числе в качестве отягчающих обстоятельств учтено совершение однородных правонарушений, за которые общество ранее привлекалось к административной ответственности: постановления Инспекции от 09.12.2013 №30 и от 12.09.2013 №51 приложены к материалам дела.
На постановление от 15.04.2014 №11 общество подало жалобу вышестоящему должностному лицу. Решением руководителя Управления ФНС по Республике Карелия от 15.05.2014 №13-11/04592С постановление оставлено без изменения, а жалоба общества – без удовлетворения, после чего общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав порядок привлечения к административной ответственности и предшествующих этому действий административного органа, судом не установлено нарушений законодательства и гарантированных законом прав лица, привлекаемого к административной ответственности, являющихся самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, в том числе порядка и условий ее регистрации и применения, возложено на налоговые органы статьей 7 Закона №54-ФЗ и статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Осуществляя контрольные мероприятия за применением контрольно-кассовой техники при приеме платежей через платежный терминал, принадлежащий ООО "СВТ-ТОРГ", должностные лица Инспекции действовали в пределах предоставленных им полномочий.
Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами с соблюдением гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, установленных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Нарушение процессуальных сроков, установленных КоАП РФ для направления копии определения о возбуждении дела, проведения административного расследования, составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении, на которые ссылается общество, не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении, влекущим безусловную отмену оспариваемого постановления.
В материалах дела отсутствуют сведения о существенных процессуальных нарушениях, допущенных административным органом и воспрепятствовавших всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Оценив существо вменяемого обществу правонарушения, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Указанные деяния посягают на права потребителей, включая право на информацию, на выбор товаров (работ, услуг), на установленный порядок осуществления государством контроля в сфере торговли, оказания услуг, выполнения соответствующих работ, а также на установленный порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием платежных терминалов (устройств для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующих в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента) урегулированы Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее – Закон №103-ФЗ).
Согласно части 12 статьи 4 Закона №103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона №103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Статьей 6 Закона №103-ФЗ определены требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц. Так, частью 1 указанной статьи установлено, что платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:
1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;
2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;
4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона №103-ФЗ контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Согласно части 5 статьи 6 Закона №103-ФЗ в случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон №54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 1.1 статьи 4 Закона №54-ФЗ (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна:
- быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;
- быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
- иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;
- обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде;
- эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом;
- передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат;
- иметь паспорт установленного образца.
Согласно положениям пункта 2 статьи 5 Закона №54-ФЗ (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны:
- использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата;
- осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика;
- предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники;
- применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти;
- эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме;
- выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом;
- обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике и документации;
- предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Таким образом, осуществление расчетов с населением через платежный терминал может осуществляться только с применением ККТ, входящей в состав этого терминала, и после регистрации ККТ в налоговом органе с указанием места нахождения платежного терминала, в состав которого она входит. Об изменении адреса установки ККТ владелец платежного терминала должен сообщать в налоговый орган.
Буквальное толкование изложенных выше положений Закона №103-ФЗ и Закона №54-ФЗ, в частности, частей 1 и 5 статьи 6 Закона №103-ФЗ, устанавливающих обязанность обеспечивать наличие ККТ в составе платежного терминала и уведомлять налоговый орган об изменении места установки ККТ при изменении адреса установки платежного терминала, а также пункта 1.1 статьи 4 и пункта 2 статьи 5 Закона №54-ФЗ о необходимости использовать ККТ в составе платежного терминала (банкомата) и регистрировать ее в налоговом органе с обязательным указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала (банкомата), позволяет суду сделать вывод о том, что в каждом платежном терминале должна быть установлена своя ККТ.
Использование ККТ в составе платежного терминала без регистрации в налоговом органе и (или) использование ККТ не в том платежном терминале и не по тому адресу, которые указаны при регистрации ККТ, без уведомления налогового органа об изменении места установки ККТ, в том числе и применение одной контрольно-кассовой техники по нескольким адресам установки платежных терминалов является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий регистрации и применения ККТ и образует событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 по делу № А26-8115/2013.
Факт использования обществом в составе платежного терминала №62188, расположенного по адресу: п. Новая Вилга, ул. Центральная, 4, ККТ PayVKP-80K заводской номер 0568495, зарегистрированной в Инспекции по адресу установки: г. Петрозаводск, ул. Суоярвская, 32-А (офис), не входящей в состав платежного терминала №62188 и не зарегистрированной по месту ее фактического использования, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 24.02.2014, заявлением Казначеевой С.М. от 24.02.2014, кассовым чеком, карточками регистрации контрольно-кассовой техники №2794 и №2239, протоколом об административном правонарушении от 26.03.2014 №11, и не оспаривается заявителем.
Использование в расчетах с населением через платежный терминал ККТ, фактически установленной в составе другого платежного терминала, без уведомления об этом налогового органа, препятствует осуществлению налоговыми органами контроля за применением ККТ в платежных терминалах.
Доводы общества о соответствии выданного при приеме платежа кассового чека установленным требованиям и отсутствии нарушений фискального режима работы ККТ суд отклоняет, поскольку установленное Инспекцией нарушение порядка и условий регистрации и применения ККТ является самостоятельным нарушением, соблюдение требований, предъявляемых к порядку и условиям регистрации ККТ, не поставлено в зависимость от соблюдения остальных установленных законодательством требований применения ККТ и образует событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих вину общества, судом не установлено. Доказательств невозможности соблюдения им законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
Характер и условия совершенного правонарушения, большое социально-экономическое значение законности в сфере осуществления денежных расчетов особенно через платежные терминалы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме, не позволяют суду сделать вывод о малозначительности совершенного административного правонарушения. Незначительный размер конкретного платежа в данном случае не свидетельствует о малозначительности правонарушения и не является основанием для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом суд учитывает, что постановлением Инспекции от 09.12.2013 №30 ООО "СВТ-ТОРГ" было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ за совершение аналогичного правонарушения в виде вынесения предупреждения и, несмотря на это, продолжило использование в своей деятельности схемы применения одной ККМ, подключенной к нескольким платежным терминалам.
Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к своим публично-правовым обязанностям в сфере торговли, что также не позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным.
При таких обстоятельствах, общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
С учетом наличия отягчающих ответственность обстоятельств, а именно повторности совершения однородных правонарушений, Инспекцией правомерно установлен размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Назначенное обществу наказание суд находит соразмерным совершенному правонарушению.
При указанных обстоятельствах оснований для признания постановления Инспекции незаконным и отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
РЕШИЛ:
Судья | Пасаманик Н.М. |