АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан Дело № А74-45/2011
11 апреля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 04.04.2011.
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2011.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кольмиллер Ю.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Отделения по Аскизскому району Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, с. Аскиз Аскизского района,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия, г. Абакан
о признании недействительным представления от 15.10.2010 № 85.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: ФИО1 – руководитель (выписка из приказа от 09.03.2000 № 63-к, служебное удостоверение); ФИО2 (доверенность от 28.02.2011 № 1); ФИО3 (доверенность от 04.04.2011 № 2);
Росфиннадзора: ФИО4 (доверенность от 11.01.2011); ФИО5 (доверенность от 11.01.2011).
Отделение по Аскизскому району Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее – Отделение УФК) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее – Росфиннадзор) о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 15.10.2010 № 85.
В судебном заседании представители Отделения УФК поддержали заявленное требование. По пунктам 1, 3 оспариваемого представления факты нарушений признали, пояснили, что указанные нарушения были устранены в ходе ревизии.
По пунктам 2, 6 представления пояснили, что на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства» («Основные средства в пользовании) учитываются основные средства, принятые от сторонних организаций по договору в аренду, в безвозмездное пользование. Отделение УФК является структурным подразделением УФК по РХ, но не сторонней организацией.
На момент заключения договора временного безвозмездного пользования государственным недвижимым имуществом от 11.01.2007 Отделение УФК не могло принять к бухгалтерскому учету административное здание ввиду отсутствия его балансовой стоимости. Административное здание не может быть учтено дважды на балансовом счете 010100000 «Основные средства» Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее - УФК по РХ) - распорядителя бюджетных средств и на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства» («Основные средства в пользовании) Отделения УФК - получателя бюджетных средств, подведомственного УФК по РХ.
По акту приема-передачи от 13.08.2009 № 2 на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия от 13.07.2009 № 034 УФК по РХ передало Отделению УФК административное здание, расположенное по адресу: Республика Хакасия, <...>, балансовой стоимостью 38.945.250 руб. 97 коп., которое согласно журналу операций № 7 за август 2009 УФК по РХ поставлено на учет по счету 1.101.02 «Нежилые помещения». Зданию присвоен инвентарный номер и заведена инвентарная карточка, зарегистрировано право оперативного управления (свидетельство от 27.10.2009 серия 19 АА № 232123).
По пунктам 4, 5, 7 представления представители заявителя указали, что в отчете заявителя о финансовых результатах деятельности (ф.0503121) на 01.01.2008 отражено:
- увеличение прочей дебиторской задолженности - 450.943 руб. 27 коп. (сумма строк главной книги (ф.0504072) 74, 78, 82, 86, 90, 94, 98, 102, 106), то есть соответствует строке 481 - увеличение прочей дебиторской задолженности – 450.943 руб. 27 коп. отчета о финансовых результатах (ф.0503121);
- уменьшение прочей дебиторской задолженности – 450.943 руб. 27 коп. (сумма строк главной книги (ф.0504072) 75, 79, 83, 87, 91, 95, 99, 103, 107), то есть соответствует строке 482 -уменьшение прочей дебиторской задолженности – 450.943 руб. 27 коп. отчета о финансовых результатах (ф.0503121).
Отчет о финансовых результатах по бюджетной деятельности (ф.0503121) на 01.01.2009 Отделением УФК составлен в соответствии с отраженными показателями по главной книге (ф. 0504072) на 01.01.2009.
Счет 0.210.03.000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» в главной книге не присутствовал, соответственно не отражены обороты и в отчете о финансовых результатах (ф.0503121).
Данный счет предназначен для учета операций с наличными средствами и на финансовый результат не влияет. Наличные денежные средства в кассу оприходованы полностью. Все выданные из кассы денежные средства отражены в кассовой книге полностью. Неотраженные бухгалтерские проводки по счету 0.210.03.000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» к искажению финансового результата не привели.
Представители Росфиннадзора требование заявителя не признали. Полагают, что оспариваемое преставление не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 1 представления пояснили, что в ходе ревизии при проведении осмотра материальных объектов установлено, что используемые в процессе деятельности Отделения УФК объекты на общую сумму 34.198 руб. 16 коп. не поставлены на бюджетный учет на счет 010100000 «Основные средства». Это противоречит части 2 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункту 10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, пункту 16 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н.
По пунктам 2, 6 представления представители Росфиннадзора указали, что, исходя из смысла статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетному учету подлежат все финансовые и нефинансовые активы Отделения УФК. Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
В соответствии с пунктом 236 Инструкции № 25н на счете 01 «арендованные основные средства» учитываются основные средства, принятые от сторонних организаций по договору в аренду, договору в безвозмездное пользование. Аналогичное положение закреплено в Инструкции № 148н.
Отделением УФК не отражено на забалансовых счетах принятое по договору временного безвозмездного пользования государственным имуществом от 11.01.2007 административное здание. Отделение УФК является органом Федерального казначейства и находится в непосредственном подчинении УФК по РХ. Однако, Отделение УФК является самостоятельным юридическим лицом.
УФК по РХ учло административное здание на балансовом счете 010100000 «Основные средства» и передало его во временное безвозмездное пользование Отделению УФК, что обязывает заявителя учесть переданное имущество на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства» («Основные средства в пользовании»). Указанное нарушение повлекло недостоверные отчетные данные баланса (ф. 0503130).
В соответствии с пунктом 20 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 № 72н, справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных в том числе по забалансовому счету 01 «Арендованные основные средства» в разрезе имущества, принятого по договорам аренды и по договорам безвозмездного пользования (коды строк 010-012).
По пункту 3 представления пояснили, что в нарушение пункта 263 Инструкции № 148н приобретенные поздравительные открытки на общую сумму 5.000 руб. не были отражены на забалансовом счете заявителя.
По пунктам 4, 5 представления представители Росфиннадзора указали, что согласно статье 10 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.
Согласно пунктам 169, 170 Инструкции № 25н для учета учреждением операций с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств предназначен счет 02100 3000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств». Операции по счету оформляются соответствующими бухгалтерскими записями.
Проверкой установлено, что получение наличных денежных средств по чекам отражено в бюджетном учете по дебету счета 1.201.04.510 «Поступления в кассу» и кредиту счета 1.304.05.000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов». Сумма полученных, но не отраженных на счете 021003660 денежных средств составила 3.596.353 руб. 65 коп. в 2007 году, 1.116.810 руб. 54 коп. в 2008 году.
Также проверкой установлено, что внесение наличных денежных средств отражено в бюджетном учете по дебету счета 1.304.05.000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» и кредиту счета 1.201.04.610 «Выбытия из кассы». Сумма внесенных, но не отраженных на счете 021003560 денежных средств составила 95.242 руб. 99 коп. в 2007 году и 12.440 руб. в 2008 году.
По пункту 7 представления пояснили, что согласно пункту 3 Инструкции № 25н все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами. Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным образом в регистрах бюджетного учета.
Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в главную книгу.
В соответствии с пунктами 93, 94, 95 Инструкции № 25н для учета движения наличных денежных средств в кассе учреждения предназначен счет 020104000 «Касса». Учет операций по движению наличных денежных средств на указанном счете ведется в Журнале операций по счету «Касса» на основании кассовых отчетов. Операции по поступлению наличных денежных средств в кассу и их выбытию из кассы оформляются соответствующими бухгалтерскими записями.
В соответствии со статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 76, 80 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24.08.2007 № 72н, пунктами 76, 80 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н, отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) составляется получателем средств бюджета и содержит данные о финансовых результатах его деятельности в разрезе кодов КОСГУ.
Согласно статье 10 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.
Ввиду того, что Отделение УФК в 2007, 2008 годы при учете операций с наличными денежными средствами не отражало обороты по счету 0.210.03.000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» в главной книге и в регистрах бюджетного учета (журнал операций по счету «Касса» и журнал операций безналичными денежными средствами), это повлекло недостоверность отчетных данных Отчета о финансовых результатах деятельности по состоянию на 01.01.2008 и на 01.01.2009, которое выразилось в занижении по строке 481 на сумму 3.691.596 руб. 64 коп. и по строке 482 на сумму 3.691.596 руб. 64 коп.
В судебном заседании установлено следующее.
В соответствии с планом контрольной и надзорной работы на 2010 год и на основании удостоверения № 234, выданного руководителем ответчика, контролером-ревизором ФИО6 проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности в Отделении УФК за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
Результаты ревизии оформлены актом от 20.08.2010 № 234, зафиксировавшим следующие финансовые нарушения, допущенные заявителем.
В нарушение пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, пункта 16 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 №148н, Отделением УФК в 2008 и 2009 годах материальные объекты (стенды, барьер, штампы) на общую сумму 34.198 руб. 16 коп. не были поставлены на бюджетный учет. В ходе ревизии нарушение устранено (стр.14-15 акта проверки, пункт 1 представления).
В нарушение пункта 236 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, пункта 263 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, Отделением УФК в 2007, 2008 годах не было учтено в бюджетном учете на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства» («Основные средства в пользовании») административное здание стоимостью 38.945.250 руб. 97 коп. в период действия договора временного безвозмездного пользования государственным недвижимым имуществом (стр.11-12 акта проверки, пункт 2 представления).
В нарушение пункта 263 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, приобретенные в 2009 году Отделением УФК поздравительные открытки, предусмотренные для вручения другим организациям, на общую сумму 5.000 руб. не были отражены на забалансовом счете 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». В ходе ревизии нарушение устранено (стр.10 акта проверки, пункт 3 представления).
В нарушение пунктов 169, 170 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 №25н, в 2007 и 2008 годах полученные Отделением УФК с лицевого счета наличные денежные средства в общей сумме 4.713.164 руб. 19 коп. и внесенные на лицевой счет наличные денежные средства в общей сумме 107.682 руб. 99 коп. не отражены на счете бюджетного учета 0.210.03.000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» (стр.16-17 акта проверки, пункты 4, 5 представления).
В нарушение пункта 20 Инструкции о порядке составления и представления годовой,
квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24.08.2007 № 72н, пункта 20 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н, Отделением УФК в справках о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе баланса (ф. 0503130) по строке 012 за 2007 и 2008 годы не отражено принятое по договору временного безвозмездного пользования государственным имуществом административное здание балансовой стоимостью 38.945.250 руб. 97 коп. (стр.19-20 акта проверки, пункт 6 представления).
В нарушение пункта 4 статьи 264.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пунктов 76, 80 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24.08.2007 № 72н, пунктов 76, 80 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н, Отделением УФК в отчете о финансовых результатах деятельности (ф.0503121) за 2007 год занижены отчетные данные по строкам 481, 482 на суммы 3.691.596 руб. 64 коп., за 2008 год по строкам 481, 482 на суммы 1.129.250 руб. 54 коп. (стр. 20-21 акта проверки, пункт 7 представления).
24.08.2010 Отделение УФК представило в Росфиннадзор протокол разногласий к акту проверки от 20.08.2010 № 234.
Заключением от 05.10.2010 № 80-05-22/1429 Росфиннадзор отклонил разногласия заявителя к акту проверки.
На основании акта проверки от 20.08.2010 № 234 руководитель Росфиннадзора вынес представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 15.10.2010 № 85, которым обязал заявителя рассмотреть представление, принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и проинформировать о результатах рассмотрения представления в срок не позднее 30 дней с даты его получения.
В числе нарушений бюджетного законодательства в представлении указано на нарушение вышеприведённых норм права и на нарушение заявителем порядка ведения бюджетного учета, а также составления и представления отчетности.
Не согласившись с вынесенным представлением, заявитель в установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трёхмесячный срок оспорил его в арбитражном суде.
Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 157, 268, 281-284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 4, 5.1.1, 5.14.3, 5.14.4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, пунктами 1, 5.1.1, 5.1.3, 5.14.1, 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утверждённого Приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утверждённым Приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и её территориальные органы наделены правом осуществлять в пределах своей компетенции государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности проводить в установленном порядке ревизии и проверки; направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления и обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями выявленных нарушений.
Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом.
Рассмотрев довод представителей Росфиннадзора о том, что оспариваемое преставление не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Пунктом 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств, отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
В силу части 4 указанной нормы действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании представления органов финансово-бюджетного надзора, свидетельствующего о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации, министр финансов Российской Федерации имеет право запретить получателю средств федерального бюджета осуществление отдельных расходов.
Предметом оспаривания по настоящему делу является представление по устранению выявленных нарушений, вынесенное Росфиннадзором по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя на предмет соблюдения им требований бюджетного законодательства.
Росфиннадзор вынес оспариваемое представление, действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием средств федерального бюджета. В представлении содержатся выводы о нарушении Отделением УФК бюджетного законодательства, порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности, неправомерном неотражении в бюджетном учёте операций со средствами федерального бюджета, материальных объектов, приобретённых на средства федерального бюджета, а также требования, обязывающие заявителя принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать контролирующий орган о результатах рассмотрения представления.
Обжалуемое представление в случае его неисполнения влечёт юридические последствия для заявителя в виде привлечения к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Исполнение бюджетного процесса осуществляется заявителем как получателем бюджетных средств. Исходя из существа отраженных в представлении нарушений и характера мер, которые следует принять на его основании, адресатом оспариваемого представления является именно проверенная организация – Отделение УФК, а не его руководитель.
Пункт 123 Административного регламента, утверждённого Приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н, обязывает бюджетополучателя рассмотреть представление руководителя органа Росфиннадзора в установленный срок и уведомить его о результатах рассмотрения. Это позволяет расценивать оспариваемое представление как ненормативный правовой акт, возлагающий на Отделение УФК определённые обязанности.
Суть нарушений, установленных в оспариваемом представлении, касается финансовой деятельности заявителя как юридического лица. Предписание предлагает заявителю исследовать обозначенные в нем обстоятельства и в дальнейшем принимать к бюджетному учету изготовленные нефинансовые активы, вести учет на забалансовых счетах, отражать в бюджетном учете операции с наличными денежными средствами, то есть выполнять требования нормативных правовых актов в сфере бюджетного учета и отчетности.
Следовательно, признание указанных в нем действий заявителя нарушениями затрагивает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, оспариваемое представление органа бюджетного надзора принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения. Его неисполнение влечет административную ответственность. Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что представление Росфиннадзора может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 № 6720/09, постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.10.2010 по делу № А33-3184/2010, постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 по делу № А33-3184/2010.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из содержания частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для принятия судом решения о признании недействительными ненормативных актов государственного органа являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными ненормативными актами прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в предмет доказывания по заявлению о признании недействительным ненормативного акта государственного органа входят два условия, влекущие удовлетворение заявления:
- несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству;
- нарушение оспариваемым актом законных прав и интересов заявителя.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд пришёл к следующим выводам относительно законности оспариваемого представления.
Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная отчетность включает:
1) отчет об исполнении бюджета;
2) баланс исполнения бюджета;
3) отчет о финансовых результатах деятельности;
4) отчет о движении денежных средств;
5) пояснительную записку.
Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.
Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления.
Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.
В пункте 1 оспариваемого представления указано, что заявителем в нарушение пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, пункта 16 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 №148н, изготовленные нефинансовые активы (стенды, барьер, штампы) на общую сумму 34.198 руб. 16 коп. не приняты к бюджетному учёту. Расходы, связанные с изготовлением, отнесены на финансовый результат деятельности учреждения.
По пункту 1 представления арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Обязанность отражения в бюджетном учете и бюджетной отчетности информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также операциях, изменяющих указные активы и обязательства, установлена статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, бюджетных учреждениях в 2008 году был установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 № 25н, в 2009 году - Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 № 148н.
В соответствии с пунктом 10 Инструкции № 25н счет 010100000 «Основные средства» в разделе 1 «Нефинансовые активы» предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. Аналогичное положение закреплено в пункте 16 Инструкции № 148н.
Согласно акту осмотра материальных ценностей от 12.08.2010, в ходе ревизии при проведении осмотра было установлено, что в процессе деятельности Отделения УФК используются:
- стенды информационные из пластика с карманами для предоставления
информации клиентам казначейства (12.338 руб. 66 коп.);
- пять деревянных стендов с информацией по противопожарной безопасности
(616 руб. 50 коп.);
- барьер, используемый для пропускной системы входа в здание (5.200 руб.);
- штампы «исполнено», «получено», «отклонено», «НВС», «ответственный
исполнитель», самонаборный штамп (5.343 руб. +10.700 руб.).
В нарушение вышеприведённых норм права, указанные объекты на общую сумму 34.198 руб. 16 коп. не были поставлены заявителем на бюджетный учет на счет 010100000 «Основные средства» (объяснение главного бухгалтера заявителя ФИО7 от 17.08.2010).
По пункту 1 оспариваемого представления заявитель факт нарушения признал, пояснил, что указанные нарушения были устранены в ходе ревизии, то есть до момента вынесения оспариваемого представления. Поэтому считает, что данное нарушение не должно было указываться в оспариваемом представлении.
Вместе с тем, арбитражный суд полагает, что факт устранения в ходе ревизии выявленных нарушений не является основанием для неуказания их в представлении, выносимом по результатам такой ревизии.
Так, в соответствии с пунктом 123 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 № 75н, по результатам ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора выносит обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета, в котором перечисляются факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы нарушения, нормативного правового акта, положения которого нарушены.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришёл к выводу о соответствии пункта 1 оспариваемого представления вышеприведённым нормам права.
В пункте 2 представления указано, что заявителем в нарушение пункта 236 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, пункта 263 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, не было учтено в бюджетном учете на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства» («Основные средства в пользовании») административное здание стоимостью 38.945.250 руб. 97 коп., принятое по договору безвозмездного пользования.
По пункту 2 представления арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Исходя из смысла статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетному учету подлежат все финансовые и нефинансовые активы Отделения УФК.
В соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации, выраженной в определении от 13.01.2009 № КАС08-679, отсутствие бюджетного учета имущества государственной (муниципальной) казны противоречит требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и приводило бы к искажению бюджетной отчетности части стоимости активов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, а также исключало бы возможность контроля и оценки эффективности использования имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну (в том числе при передаче в аренду, в доверительное управление).
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
В соответствии с пунктом 236 Инструкции № 25н на счете 01 «арендованные основные средства» учитываются основные средства, принятые от сторонних организаций по договору в аренду, договору в безвозмездное пользование.
В пункте 263 Инструкции № 148н закреплено, что на забалансовых счетах учреждения учитываются: ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованные основные средства; нефинансовые активы, полученные с правом безвозмездного пользования, поступившие на хранение и (или) переработку, а также по централизованным закупкам и т.п.). На счете01 «Основные средства в пользовании» учитываются объекты основных средств, принятые учреждением с правом их пользования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование. Аналитический учет по счету ведется в разрезе арендодателей и (или) собственников имущества по каждому объекту основных средств (по инвентарным (учетным) номерам арендодателя и (или) собственника) в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.
11.01.2007 между УФК по РХ и Отделением УФК заключён договор временного безвозмездного пользования государственным недвижимым имуществом № 1, согласно которому УФК по РХ передаёт, а Отделение УФК принимает во временное безвозмездное пользование административное здание по адресу: Республика Хакасия, <...>, для размещения Отделения УФК.
Срок действия договора пунктом 1.2 определен с момента подписания акта приёма-передачи до момента получения Отделением УФК правоустанавливающих документов на данное здание.
Согласно акту приёма-передачи от 11.01.2007 (приложение № 1 к договору) УФК по РХ передало заявителю, а последний принял во временное безвозмездное пользование спорное здание.
Актом о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 12.11.2007 заказчик – УФК по РХ принял, а подрядчик сдал построенное административное здание по адресу: <...>.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 17.03.2008 серии 19 АА № 116379, административное здание зарегистрировано на праве оперативного управления заУФК по РХ.
Распоряжением Территориального управления Росимущества в Республике Хакасия от 13.07.2009 № 034 спорное административное здание балансовой стоимостью 38.945.250 руб. 97 коп. (приложение к распоряжению) передано с баланса УФК по РХ в оперативное управление Отделения УФК.
Административное здание передано от УФК по РХ заявителю по акту о приеме-передаче здания (сооружения) от 13.08.2009 № 2. В акте обозначена стоимость приобретения здания - 38.945.250 руб. 97 коп.
Инвентарная карточка учёта основных средств № 1 заведена заявителем 14.08.2009. В ней отражено административное здание первоначальной стоимостью 38.945.250 руб. 97 коп.
27.10.2009 за заявителем право оперативного управления на здание зарегистрировано (свидетельство серии 19 АА № 2321213).
Как следует из оборотной ведомости по нефинансовым активам за 2007 год, оборотной ведомости за 2008 год, оборотной ведомости за 2009 год, в бюджетном учете заявителя на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства» («Основные средства в пользовании») административное здание стоимостью 38.945.250 руб. 97 коп., принятое по договору безвозмездного пользования от 11.01.2007, учтено не было.
Данное бездействие заявителя противоречит статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункту 236 Инструкции № 25н и пункту 263 Инструкции № 148н.
В ходе ревизии главный бухгалтер заявителя ФИО7 дала объяснения от 17.08.2010 о том, что передача здания осуществлялась во временное пользование, здание ошибочно не было поставлено на забалансовый счет 901.
Арбитражным судом не принимается довод заявителя о том, что он является структурным подразделением УФК по РХ, но не сторонней организацией.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункту 236 Инструкции № 25н и пункту 263 Инструкции № 148н собственное имущество организации учитывается отдельно от находящегося у неё имущества других юридических лиц.Именно для этого и предназначен забалансовый счет 01 «Арендованные основные средства» («Основные средства в пользовании»). На данном счете учитываются основные средства, не принадлежащие учреждению и принятые от других организаций (иных юридических лиц), в том числе по договору безвозмездного пользования.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.01.2011 № 59, от 26.01.2011 № 575, пункта 5 Положения об Отделении по Аскизскому району Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, утверждённого приказом УФК по РХ от 30.03.2005 № 24, Отделение УФК и УФК по РХ являются самостоятельными юридическими лицами. Отделение УФК имеет свой баланс и печать со своим наименованием, а также счета, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, по смыслу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 236 Инструкции № 25н и пункта 263 Инструкции № 148н Отделение УФК и УФК по РХ являются сторонними организациями и разными юридическими лицами. Следовательно, заявитель был обязан учесть на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства» («Основные средства в пользовании») принятое от УФК по РХ по договору безвозмездного пользования административное здание.
Довод заявителя о том, что в договоре от 11.01.2007 не определена стоимость передаваемого имущества, несостоятелен.
Так, административное здание было введено в эксплуатацию 12.11.2007 актом о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта. УФК по РХ учло административное здание на балансовом счете 010100000 «Основные средства» с первоначальной стоимостью 38.945.250 руб. 97 коп. (главная книга за декабрь 2007 года, баланс за 2007 год, инвентарная карточка учёта основных средств № 3). То есть на отчетные даты (01.01.2008, 01.01.2009) в период действия договора балансовая стоимость здания была известна и определена в сумме 38.945.250 руб. 97 коп.
Тот факт, что административное здание было учтено на балансовом счете 010100000 «Основные средства» УФК по РХ, не свидетельствует об отсутствии обязанности его отражения и на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства» («Основные средства в пользовании) Отделением УФК. В данной ситуации не имеется противоречий и двойного учёта.
Заявитель ссылается, что административное здание было принято к бухгалтерскому учету 13.08.2009 и что право оперативного управления на здание зарегистрировано за заявителем лишь 27.10.2009 (свидетельство серии 19 АА № 2321213).
Вместе с тем, данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности оспариваемого представления. Согласно пункту 263 Инструкции № 148н на забалансовых счетах учреждения учитываются ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления.
Отражение в бюджетном учете здания, принятого по договору безвозмездного пользования, имеет целью формирование полной и достоверной информации о деятельности заявителя, его имущественном положении, а также обеспечение сохранности находящегося в пользовании учреждения имущества и контроля за его наличием и использованием.
Вышеизложенное свидетельствует о законности пункта 2 представления Росфиннадзора.
В пункте 3 оспариваемого представления указано, что в нарушение пункта 263 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2008 № 148н, приобретенные Отделением УФК поздравительные открытки, предусмотренные для вручения другим организациям, на общую сумму 5.000 руб. не были отражены на забалансовом счете 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».
По пункту 3 представления арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В силу пункта 263 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, на забалансовом счете 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» учитываются переходящие призы, знамена, кубки, учрежденные разными организациями и получаемые от них для награждения команд-победителей, а также материальные ценности, приобретаемые в целях награждения (дарения), в том числе ценные подарки и сувениры. Призы, знамена, кубки учитываются в течение всего периода их нахождения в данном учреждении.
Согласно авансовому отчету от 25.12.2009 № 47 по товарному чеку от 25.12.2009 и кассовому чеку от 25.12.2009 № 11 через подотчетное лицо заявителем были приобретены поздравительные открытки, предназначенные для вручения другим организациям, на общую сумму 5.000 руб. В нарушение пункта 263 Инструкции № 148н, данные поздравительные открытки не были отражены на забалансовом счете 07 (оборотная ведомость за 2009 год).
По пункту 3 оспариваемого представления заявитель факт нарушения признал, пояснил, что указанные нарушения были устранены в ходе ревизии, то есть до момента вынесения оспариваемого представления (бухгалтерская справка от 12.08.2010).
Как уже указывалось в настоящем решении, факт устранения в ходе ревизии выявленных нарушений не является основанием для неуказания их в представлении, поскольку в соответствии с пунктом 123 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 № 75н, по результатам ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора выносит обязательное к рассмотрению представление, в котором перечисляются факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришёл к выводу о соответствии пункта 3 оспариваемого представления вышеприведённым нормам.
В пункте 4 оспариваемого представления указано, что в нарушение пунктов 169, 170 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, операции по получению Отделением УФК наличных денежных средств и выплат наличных денежных средств с лицевого счета в общей сумме 4.713.164 руб. 19 коп. не отражены на счете бюджетного учета 0.210.03.000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств».
По пункту 4 представления арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий (пункт 5 статьи 8).
Согласно пунктам 169, 170 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 № 25н, счет 021003000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» предназначен для учета учреждением операций с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств. Операции по счету (на основании заявки учреждения для выплаты наличных денег с банковских счетов, получение наличных денег по чекам в кассу учреждения, внесение наличных денежных средств на счет, зачисление наличных денежных средств на счет) оформляются соответствующими бухгалтерскими записями.
Проверкой установлено, что получение заявителем наличных денежных средств по чекам отражено в бюджетном учете по дебету счета 1.201.04.510 «Поступления в кассу» и кредиту счета 1.304.05.000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов». Сумма полученных, но неотраженных на счете 021003660 денежных средств составила 3.596.353 руб. 65 коп. в 2007 году, 1.116.810 руб. 54 коп. в 2008 году (журналы операций по счёту «касса» № 1 за 2007, 2008 годы, приложения № 4, 5 «Получение наличных денежных средств в кассу Отделения в 2007, 2008 годах» к акту проверки).
Согласно объяснению главного бухгалтера Отделения УФК ФИО7 от 10.08.2010 с 2009 года нарушение устранено, применяется счет 021003000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателями бюджетных средств».
Довод заявителя о том, что счет 0.210.03.000 на финансовый результат не влияет, и что неотраженные по нему бухгалтерские проводки к искажению финансового результата не привели, не свидетельствует об отсутствии у учреждения обязанности по соблюдению порядка бюджетного учета.
Учитывая вышеприведённые нормы права, арбитражный суд приходит к выводу о том, что полученные наличные денежные средства должны были быть отражены заявителем на счете 021003660 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателями бюджетных средств». Таким образом, пункт 4 оспариваемого представления соответствует действующему законодательству.
В пункте 5 оспариваемого представления указано, что в нарушение пунктов 169, 170 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, операции по внесению наличных денежных средств на лицевой счет в общей сумме 107.682 руб. 99 коп. не отражены Отделением УФК на счете бюджетного учета 0.210.03.000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств».
Проверкой было установлено, что внесение наличных денежных средств отражено заявителем в бюджетном учете по дебету счета 1.304.05.000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» и кредиту счета 1.201.04.610 «Выбытия из кассы». Сумма внесенных, но неотраженных на счете 021003560 денежных средств составила 95.242 руб. 99 коп. в 2007 году и 12.440 руб. в 2008 году (журналы операций по счёту «касса» № 1 за 2007, 2008 годы, приложения № 6, 7 «Внесение наличных денежных средств на лицевой счёт в 2007, 2008 годах» к акту проверки).
Согласно объяснению главного бухгалтера Отделения УФК ФИО7 с 2009 года нарушение устранено, применяется счет 021003000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателями бюджетных средств».
Учитывая положения пунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 169, 170 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 №25н, и выводы суда по пункту 4 представления, арбитражный суд полагает, что операции по внесению наличных денежных средств на лицевой счет заявителя неправомерно не отражены Отделением УФК на счете бюджетного учета 0.210.03.000. Таким образом, пункт 5 оспариваемого представления следует признать законным.
В пункте 6 оспариваемого представления указано, что в нарушение пункта 20 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24.08.2007 № 72н, Отделением УФК административное здание балансовой стоимостью 38.945.250 руб. 97 коп., принятое по договору безвозмездного пользования, не отражено в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе баланса (ф. 0503130) за 2007 и 2008 годы по строке 012.
Проверкой установлено, что в нарушение пункта 236 Инструкции № 25н, пункта 263 Инструкции № 148н, Отделением УФК не отражено на забалансовом счете 01 принятое по договору временного безвозмездного пользования государственным имуществом от 11.01.2007 административное здание. Указанное нарушение повлекло недостоверные отчетные данные по строке 012 справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе баланса (ф. 0503130) в рамках бюджетной деятельности по состоянию на 01.01.2008 и на 01.01.2009.
По пункту 6 представления арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Исходя из смысла статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетному учету подлежат все финансовые и нефинансовые активы Отделения УФК.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
В соответствии с пунктом 20 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24.08.2007 № 72н, справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных, в том числе по забалансовому счету 01 «Арендованные основные средства», в разрезе имущества, принятого по договорам аренды и по договорам безвозмездного пользования (коды строк 010-012). Аналогичные положения отражены в пункте 20 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы России, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 №128н.
Учитывая вышеприведённое, а также положения пункта 236 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н, пункта 263 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, и выводы суда по пункту 2 представления, арбитражный суд полагает, что пункт 6 оспариваемого представления соответствует действующему законодательству.
В пункте 7 оспариваемого представления указано, что в нарушение пункта 4 статьи 264.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пунктов 76, 80 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24.08.2007 № 72н, пунктов 76, 80 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н, Отделением УФК в отчете о финансовых результатах деятельности (ф.0503121) за 2007, 2008 годы занижены отчетные данные по строкам 481, 482 на общую сумму 4.820.847 руб. 18 коп.
По пункту 7 представления арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно пункту 3 Инструкции № 25н все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами.
Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным образом в соответствующих регистрах бюджетного учета.
Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.
В соответствии с пунктом 93 Инструкции № 25н для учета движения наличных денежных средств в кассе учреждения предназначен счет 020104000 «Касса».
Учет операций по движению наличных денежных средств на указанном счете ведется в Журнале операций по счету «Касса» на основании кассовых отчетов (пункт 94).
Согласно пункту 95 Инструкции № 25н операции по поступлению наличных денежных средств в кассу и операции по выбытию наличных денежных средств из кассы оформляются соответствующими бухгалтерскими записями.
В соответствии со статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 № 72н, бюджетная отчетность составляется в том числе на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для главных распорядителей, распорядителей, получателей средств бюджетов, администраторов поступлений в бюджеты, органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.
Согласно пункту 76 Инструкции № 72н, отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) составляется получателем средств бюджета и содержит данные о финансовых результатах его деятельности в разрезе кодов КОСГУ по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 80 Инструкции № 72н в отчете формы 0503121 получателем средств бюджета отражаются:
по строке 481 - сумма по данным счетов увеличений соответствующих аналитических счетов счета 020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам», счета 020600000 «Расчеты по выданным авансам», счета 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», счета 020900000 «Расчеты по недостачам», счета 221001560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам», счета 021003560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»;
по строке 482 - сумма по данным счетов уменьшений соответствующих аналитических счетов счета 020500000 «Расчеты с дебиторами по доходам», счета 020600000 «Расчеты по выданным авансам», счета 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», счета 020900000 «Расчеты по недостачам», счета 221001660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам», счета 021003660 «Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств».
Аналогичные требования закреплены в пунктах 76, 80 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2008 № 128н.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий (пункт 5 статьи 8).
Ввиду того, что Отделение УФК в 2007, 2008 годах при учете операций с наличными денежными средствами не отражало обороты по счету 0.210.03.000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств» в главной книге и в регистрах бюджетного учета (журнал операций по счету «Касса» и журнал операций безналичными денежными средствами), это повлекло недостоверность отчетных данных отчета о финансовых результатах деятельности по состоянию на 01.01.2008 и на 01.01.2009, которое выразилось в занижении по строкам 481, 482 на суммы 4.713.164 руб. 19 коп., 107.682 руб. 99 коп.
Довод заявителя о том, что данное нарушение к не привело к искажению финансового результата, не свидетельствует об отсутствии у учреждения обязанности по соблюдению порядка бюджетного учета.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о соответствии действующему законодательству пункта 7 оспариваемого представления.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку оспариваемое представление соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и приведённым в настоящем решении иным нормативным правовым актам и, следовательно, не нарушает права и законные интересы заявителя, арбитражный суд полагает отказать в удовлетворении заявленных требований.
Государственная пошлина по заявлению составляет 2.000 руб. При обращении в арбитражный суд заявителем не уплачивалась, так как согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральном казначействе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой) и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктами 1, 6 Положения об Отделении по Аскизскому району Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, утверждённого приказом УФК по РХ от 30.03.2005 № 24, установлено, что Отделение УФК является органом Федерального казначейства и находится в непосредственном подчинении УФК по РХ. Финансирование расходов на содержание Отделение УФК осуществляется за счёт средств федерального бюджета.
По результатам рассмотрения дела в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя, но взысканию не подлежит в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления Отделения по Аскизскому району Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 15.10.2010 № 85 в связи с его соответствием Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г.Красноярск. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В.Каспирович