Арбитражный суд Республики Бурятия
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ Дело №А10-4849/07
«12» февраля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2008 года.
Судья Устинова Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Сотнич Галины Антоновны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Бурятия об обязании принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога и взыскании расходов на оплату услуг адвоката
при участии:
заявителя ИП Сотнич Г.А.,
от ответчика – Мунхоевой Е.А. (доверенность №88 от 15.01.08г.), Шаргаева Д.А. (доверенность №87 от 15.01.08г.),
от третьего лица – Бадеева Г.В. (доверенность №47 от 18.04.07г.)
установил:
Индивидуальный предприниматель Сотнич Галина Антоновна (далее – ИП Сотнич Г.А.) обратилась с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Бурятия (далее - МРИ ФНС №2 по РБ) об обязании принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 4 486 руб. и взыскании расходов на оплату услуг адвоката в размере 1 000 руб.
Определением суда от 15.01.08г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (далее – фонд).
Заявитель ИП Сотнич Г.А. в судебном заседании заявленное требование поддержала и пояснила, что 15 февраля 2005 года по приходному кассовому ордеру №127 она произвела уплату единого налога на вмененный доход в размере 4 486 руб. Впоследствии оказалось, что уплаченная сумма денег была ошибочно перечислена на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и направлена на выплату накопительной части трудовой пенсии. Заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов налоговым органом 12.12.07г. оставлено без удовлетворения по причине отсутствия установленного законом порядка зачета или возврата излишне уплаченных страховых взносов. На основании изложенного просит суд обязать МРИ ФНС №2 по РБ принять решение в соответствие со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации о возврате излишне уплаченной суммы в размере 4 486 руб., а также взыскать с налогового органа расходы на оплату услуг адвоката по составлению искового заявления в размере 1 000 руб.
Представители ответчика в судебном заседании заявленные требования не признали и указали, что у МРИ ФНС №2 по РБ отсутствуют полномочия на возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку налоговый орган не является собственником данных денежных средств, а осуществляет лишь контроль за уплатой страховых взносов.
Представитель фонда в судебном заседании указал, что сумма 4 486 руб. согласно реестру учета платежей страхователя ИП Сотнич Г.А., действительно, значится поступившей на накопительную часть трудовой пенсии. Считает, что в соответствии с законодательством России и сложившейся судебной практикой возврат излишне уплаченных страховых взносов должен производить налоговый орган, так как он является администратором данных платежей.
Выслушав объяснения заявителя, представителей ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд считает, что заявление ИП Сотнич Г.А. подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, перечисленная ИП Сотнич Г.А. 15.02.05г. по приходному кассовому ордеру №127 сумма единого налога на вмененный доход за четвертый квартал 2004 года в размере 4 486 руб. ошибочно перечислена на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии. В связи с этим у заявителя образовалась переплата по страховым взносам в размере 4 486 руб.
4 декабря 2007 года предприниматель обратилась в МРИ ФНС №2 по РБ с заявлением о возврате ошибочно уплаченной суммы.
Решением №6552 от 12.12.07г. МРИ ФНС №2 по РБ отказала в возврате, указав, что правовые основания для проведения налоговым органом возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов в действующем законодательстве отсутствуют.
Отказ МРИ ФНС №2 по РБ в возврате излишне уплаченной суммы послужил основанием для обращения ИП Сотнич Г.А. с заявлением о возврате данной суммы в судебном порядке.
Согласно статьи 3 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.01г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В соответствии со статьей 2 данного Закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.01г. контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период уплаты страховых взносов) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием страховых взносов, определенным статьей 3 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.01г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Частью 3 статьи 2 Федерального закона №115-ФЗ от 15.08.96г. «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период уплаты страховых взносов) предусмотрено, что закрепление основных источников доходов бюджетов Российской Федерации происходит за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним).
Приложением 11.1 к данному Федеральному закону предусмотрено, что администратором поступлений в бюджет Пенсионного фонда страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Приказом Министерства финансов России №116н от 16.12.04г. утвержден "Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", пунктом 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику. Кроме того, согласно пункту 4 данного Порядка учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами Федерального казначейства на основании, в том числе: платежных поручений налоговых органов на возврат (возмещение) поступлений налогоплательщикам; заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), а также о зачете налогов, подлежащих возмещению; распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений с приложением платежных поручений; уведомлений налоговых органов об уточнении вида и принадлежности платежа; уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений; иных документов администраторов поступлений в бюджет, содержащих информацию о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе о поступлениях в бюджет, минуя счета органов Федерального казначейства.
Таким образом, исходя из изложенного, полномочия на проведение возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы.
Переплата предпринимателем страховых взносов в сумме 4 486 руб. подтверждается реестром учета платежей страхователя за период с 01.01.05г. по 04.12.07г., объяснениями представителя фонда и подлежит возврату.
Кроме того, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию судебные расходы, понесенные ИП Сотнич Г.А. в связи с рассмотрением данного дела в суде.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно квитанции №15 от 17.12.07г. (л.д. 8), выданной юридической консультацией Центрального района Коллегии адвокатов Республики Бурятия, ИП Сотнич Г.А. была оплачена сумма 1 000 руб. за оказание юридических услуг в виде составления искового заявления.
Также за подачу заявления предпринимателем оплачена государственная пошлина в размере 500 руб. (квитанция Бурятского ОСБ №8601 №215058926 от 17.12.07г.)
Таким образом, с МРИ ФНС №2 по РБ подлежат взысканию судебные расходы (государственная пошлина, расходы на оплату услуг адвоката) в размере 1 500 руб., понесенные ИП Сотнич Г.А. в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования заявителя удовлетворить полностью.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №2 по Республике Бурятия произвести возврат индивидуальному предпринимателю Сотнич Галине Антоновне, свидетельство о государственной регистрации серии 03 №000843924 от 02.03.04г., проживающей: г.Улан-Удэ, ул.Лимонова,2 кв.74, излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 4 486 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Бурятия в пользу индивидуального предпринимателя Сотнич Галины Антоновны 1 000 руб. – судебные расходы, 500 руб. – расходы по государственной пошлине.
Выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента вынесения в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья (подпись) Н.В. Устинова