ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
09 сентября 2021 года Дело № А10-1782/2021
Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Серебренниковой Т.Г., при ведении протокола секретарем Гомбоевой Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №14» (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889)
к
Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ» (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514)
о признании недействительным Предписания № 67-ПР от 08.02.2021,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Юго-Западное»
при участии в заседании:
от заявителя: Заяшниковой Анны Александровны, представителя по доверенности от 05.05.2021 № 474,
от ответчика: Жамбалова Владислава Владимировича, представителя по доверенности №4 от 09.05.2021;
от третьего лица: не явился, извещен,
установил:
Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №14» (далее – ПАО «ТГК-14») обратилось в суд с заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ» (далее – инспекция) о признании недействительным Предписания № 67-ПР от 08.02.2021.
Определением суда от 22.04.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Юго-Западное».
Третье лицо в судебное заседание не явился, извещен.
Заявитель поддержал заявленные требования, пояснил, что инспекцией не исследовалась температура теплоносителя по подающему трубопроводу на источнике котельной «Юго-Западная». Считает ссылку инспекции на температурный график регулирования отпуска тепловой энергии на отопительный сезон не может быть принята во внимание. Температурный график является локальным документом. В соответствии с указанным графиком регулируется отпуск тепловой энергии, температура теплоносителя на выходе из источников котельной «Юго-Западная», а не в тепловом узле МКД. Инспекцией не указано какая температура теплоносителя должна быть на вводе в МКД №3 по ул. Ринчино, таким образом, пункт 1 оспариваемого предписания трактуется по-разному, в связи с чем, нарушаются права заявителя. Также пунктом 2 оспариваемого предписания не указано до какой точной даты необходимо произвести перерасчет, поэтому указанный пункт подлежит двоякому трактованною. Теплоноситель в систему отопления после теплового узла поступает по температурному графику 95-70 градусов, а не по температурному графику наружных тепловых сетей. Инспекцией не учтено, что в систему отопления жилого дома должна поступать вода со сниженными параметрами.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, изложил свои доводы согласно отзыву, пояснил, что на границах балансовой принадлежности между теплоснабжающей, теплосетевой организацией и потребителем контролю качества теплоснабжения подлежат давление в подающем и обратном трубопроводе, соблюдение температурного графика. Предоставление коммунальной услуги в виде отопления, температура теплоносителя которой на вводе в систему отопления МКД ниже установленного норматива, не позволяет обеспечить температуру воздуха в жилых помещениях в соответствии с температурным режимом, по этой причине оснований считать управляющую компанию лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества не имеется. Температура теплоносителя на выходе из источника теплоснабжения равна температуре теплоносителя на вводе у потребителей за вычетом тепловых потерь. Административным органом при вынесении оспариваемого предписания учтены отклонения в 3 градуса, а также применена усредненная температура наружного воздуха. В связи с этим, предписание вынесено в адрес ресурсоснабжающей организации в целях устранения нарушения параметров температуры воздуха в жилом помещении, повлекшего нарушение прав потребителей на получение коммунальной услуги надлежащего качества. Поскольку договор ресурсоснабжения не заключен между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, то коммунальные услуги предоставляются собственникам помещений в МКД ресурсоснабжающей организацией. Исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества. Изменение размера платы за коммунальные услуги осуществляется ресурсоснабжающей организацией. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо отзыв на заявление не представил.
Заявитель в судебном заседании ходатайствовал о назначении экспертизы для разъяснения следующих вопросов:
- является ли температура на источнике теплоносителя +86,4 градусов соответствующей Правилам Технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, зарегистрированных Минюстом России 02.04.2004 № 4358,
- является ли отклонением температура на вводе в МКД +84 градусов,
- является ли температура на вводе в МКД Т1+84 градусов ниже температурного графика существенным нарушением качества предоставления тепловой энергии, при одновременном актировании температуры в жилых помещениях 22 градусов.
Ответчик возражал против назначения экспертизы.
Суд отказал в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы в связи с отсутствием оснований для удовлетворения, заявленные вопросы на экспертизу не требуют специальных знаний согласно статье 82 АПК РФ, а подлежат оценке судом в соответствии с действующим законодательством.
Представителем заявителя в судебном заседании заявлено ходатайство о вызове в суд специалиста для дачи пояснений по оспариваемому Предписанию в части эксплуатации энергоустановок.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения ходатайства.
Суд отказал в удовлетворении ходатайства о вызове специалиста для получения разъяснений, поскольку отсутствую основания в соответствии со статьей 87.1 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
На основании Приказа начальника Управления муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ Азаревич Алены Сергеевны от 27.01.2021 № 67-П/3292/20-О, по обращению заявителя о несоответствии установленным нормам температуры воздуха в жилом помещении №57,58, 59, 60 МКД №3 по ул. Ринчино г. Улан-Удэ, проведена внеплановая выездная и документарная проверка в отношении ПАО «ТГК-14».
В результате проведения проверки выявлены нарушения Постановления Администрации г. Улан-Удэ от 25.05.2020 №112, приложения №1.3 ТГ (температурный график регулирования отпуска тепловой энергии 110-70 градусов (со срезкой на 95 градусов) для котельной «Юго-Западная», Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (далее – Правила №354), а именно:
- согласно температурному графику, температура, задаваемая в тепловой сети по подающему трубопроводу для котельной «Юго-Западное» на среднесуточную температуру -29 градусов, должна составлять в подающем трубопроводе Т1-95 градусов, Т1-66 градусов, по факту температура по ул. Ринчино, 3 составила Т1=84 градусов, Т2=57 градусов. Температура внутреннего воздуха в жилых помещениях №№57, 58 МКД №3 по ул. Ринчино не соответствует нормам.
Указанные нарушения зафиксированы в Акте проверки от 08.02.2021 №67-А.
В этот же день ПАО «ТГК-14» выдано Предписание №67-ПР со сроком устранения указанных нарушений до 17.02.2021.
Указанным Предписанием ПАО «ТГК-14» указано:
- восстановить параметры подачи коммунальной услуги по отоплению на вводе в МКД 33 по ул. Ринчино в соответствии с заданным температурным графиком регулирования отпуска тепловой энергии 110-70 градусов (со срезкой на 95 градусов) для котельной «Юго-Западная».
- произвести перерасчет собственникам жилых помещений №№ 57, 58 МКД №3 по ул. Ринчино за период с 02.02.2021 по момент восстановления температуры внутреннего воздуха в указанных жилых помещениях.
18.02.2021 письмом № 402 ПАО «ТГК-14» уведомило инспекцию об исполнении предписания.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 10.03.2021 №67-АИ, которым установлено не выполнение Предписания №67-ПР от 08.02.2021.
В этот же день ПАО «ТГК-14» выдано Предписание №67-ПР/2 об устранении выявленных нарушений.
31.03.2021 письмом № АН-604 ПАО «ТГК-14» уведомило инспекцию о произведении перерасчета размера платы коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях по ул. Ринчино, д. 3, кв. №№57, 58.
Не согласившись с Предписанием от 08.02.2021 № 67-ПР, ПАО «ТГК-14» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
На основании части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, по созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г.Улан-Удэ» является структурным подразделением Администрации г.Улан-Удэ, созданным с целью обеспечения реализации полномочий органа местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" по осуществлению муниципального жилищного контроля, а также по исполнению переданных отдельных полномочий Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории городского округа «Город Улан-Удэ» (п.1.1. Положения о муниципальном казенном учреждении «Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ», утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.04.2013 № 693-57).
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ определено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Как следует из материалов дела, основанием выдачи оспариваемого предписания явился вывод инспекции о предоставлении коммунальной услуги «отопление» по ул. Ринчино, д. 3 ненадлежащего качества по вине ресурсоснабжающей организации.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Пунктом 3 статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома, в том числе определяют порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, фиксации поставки некачественного ресурса
Пунктом 2 Правил № 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Согласно пункту 21 Правил № 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
На основании части 1 статьи 36, части 3 статьи 39 ЖК РФ, пунктов 5, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Кроме того, на основании пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Из материалов дела следует, что ПАО «ТГК-14» является ресурсоснабжающей организацией (отопление, горячее водоснабжение) в отношении многоквартирного дома №3 по ул. Ринчино, г.Улан-Удэ. Способ управления указанным многоквартирным домом выбран в качестве управляющей организации ООО «Юго-Западное».
Договор на поставку коммунальных ресурсов в целях предоставления потребителям коммунальных услуг между управляющей и ресурсоснабжающей организациями не заключен. Плата за коммунальную услугу отопление вносится потребителями непосредственно в ПАО «ТГК-14».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» действие положений статьей 161, 162 ЖК РФ распространяется на отношения, возникшие из договоров управления многоквартирным домом, заключенных до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Согласно части 9 статьи 157.2 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, в случае отсутствия договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных между ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемыми в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
В письме Минстроя России от 04.03.2020 № 6760-ОГ/06 «О заключении договоров реурсоснабжения» также разъяснено, что при прямых договорах между собственниками в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрана управляющая организация, и ресурсоснабжающей организацией исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, из содержания указанных норм, следует, что в случае отсутствия договора ресурсоснабжения, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией и при наличии права у собственников на заключение договоров о предоставлении коммунальных услуг, коммунальные услуги предоставляются собственникам помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающей организацией.
В соответствие с подпунктом «е» пункта 4 Правил №354 под отоплением понимается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в МКД, в помещениях, входящих в состав общего имущества в МКД, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения №1 к настоящим правилам.
В пункте 15 Приложения №1 обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18 градусов ( в угловых комнатах - +20 градусов), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31 градус и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 градусов (в угловых комнатах - +22 градусов); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании ГОСТ Р 51617-2000.
Строительными нормами и правилами СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», утверждёнными Постановлением Госстроя России от 11.06.1999 №45 установлено, что город Улан-Удэ относится к регионам с температурой воздуха наиболее холодной пятидневки минус 37 градус Цельсия.
Таким образом, в районах с температурой наиболее холодной пятидневки в жилых помещениях нормативная температура воздуха составляет – не ниже +20 градус Цельсия (в угловых комнатах - +22 градус Цельсия). Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Согласно Акту замеров температурного режима жилого (нежилого) помещения от 02.02.2021 при среднесуточной температуре наружного воздуха -29 градус Цельсия температура воздуха в жилом помещении квартиры №57 составила: зал +17 градус Цельсия, спальня +17 градус Цельсия, спальня (2) +17 градус Цельсия, в жилом помещении №58 – зал +13 градус Цельсия, спальня +13 градус Цельсия, кухня +13 градус Цельсия.
Ссылка заявителя на отсутствие в актах сведений о приборе, при помощи которого произведены замеры, сведения о его поверке, отклоняются судом.
Согласно Акту замеров температурного режима жилого (нежилого) помещения от 02.02.2021, замеры температуры произведены термометром контакным цифровым «ТК-5.01» № 1468993, регистрационный номер в ФИФ ОЕИ 41002-14.
Указанный термометр имеет свидетельство о поверке № 1669/2 от 04.06.2020 со сроком действия до 03.06.2021.
Таким образом, замеры в ходе проверки проведены поверенным термометром, все необходимые сведения в акте отражены, следовательно, указанные акты замеров от 02.02.2021 являются надлежащим доказательством в предоставлении ПАО «ТГК-14» услуги отопления ненадлежащего качества.
За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
Таким образом, в результате проверки установлен факт несоответствия качества предоставляемой услуги «отопление», в частности не обеспечена нормативная температура воздуха в жилых помещениях - не ниже +20°C (в угловых комнатах - +22°C).
Пунктом 98 Правил № 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исходя из содержания пунктов 1, 5, 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пункта 6.2 статьи 155, пункта 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, потребители тепловой энергии приобретают теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки. По общему правилу ресурсоснабжающая организация отвечает за поставку коммунальных ресурсов надлежащего качества в многоквартирный жилой дом до границы общего имущества в многоквартирном жилом доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Исполнитель коммунальных услуг, в свою очередь, отвечает за снижение качества услуги горячего водоснабжения в связи с ненадлежащим содержанием внутридомовых инженерных сетей, либо с иными причинами, находящимися в пределах его контроля.
Таким образом, за режим и качество подачи воды установлена ответственность для ресурсоснабжающей организации именно на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном жилом доме, а для управляющей организации - в границах внутридомовых сетей системы горячего водоснабжения (в точке водоразбора).
На основании требований пункта 20 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, коммунальные ресурсы приобретаются для оказания коммунальных услуг и параметры поставляемых коммунальных ресурсов должны обеспечивать исполнителю возможность предоставить качественные коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении организация отношений в сфере теплоснабжения должна формироваться на основе таких принципов как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий поселений к отопительному периоду, утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов.
Пунктом 7 части 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Администрации г. Улан-Удэ от 25.05.2020 №112 «Об утверждении Схемы теплоснабжения г. Улан-Удэ на период до 2035 года. Актуализация на 2021 год» утверждена Схема теплоснабжения г. Улан-Удэ на период до 2035 года согласно которой ПАО «ТГК-14» является единой теплоснабжающей организацией на территории г. Улан-Удэ, а также установлены температурные графики отпуска тепловой энергии.
Согласно статье 2 Закона о теплоснабжении качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
Согласно пункту 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.08.20212 №808 (далее – Правила №808), показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
На основании пункта 69 Правил №808 при исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязана обеспечить передачу тепловой энергии, теплоносителя из точки приема в точку передачи, качество и параметры которых должны соответствовать требованиям технических регламентов, настоящих Правил и иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Из пунктов 105, 106, 107 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 следует, что на границах балансовой принадлежности между теплоснабжающей, теплосетевой организацией и потребителем контролю качества теплоснабжения подлежат давление в подающем и обратном трубопроводе, соблюдение температурного графика.
Таким образом, температурные графики обязательны для исполнения ресурсоснабжающими организациями, поскольку направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, при этом показания температурного графика качественного регулирования температуры воды, поступающей в тепловую сеть, применяются на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (то есть на вводе в МКД).
Из пунктов 4.11.1, 4.12.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 №229 следует, что температура сетевой воды в подающих трубопроводах в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения температурным графиком должна быть задана по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12 - 24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов. При эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена подача потребителям теплоносителя (воды и пара) установленных договорами теплоснабжения параметров температура сетевой воды в подающих трубопроводах в соответствии с заданным графиком.
Как следует из материалов дела, согласно письму Бурятского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о прогнозе средних значений температуры воздуха в г. Улан-Удэ, среднесуточная температура воздуха на 02.02.2021 составила -29 градус Цельсия.
Согласно температурному графику, температура, задаваемая в тепловой сети по подающему трубопроводу для котельной «Юго-Западное» на среднесуточную температуру -29 градусов Цельсия, должна составлять в подающем трубопроводе Т1-95 градусов Цельсия, Т1-66 градусов Цельсия, по факту температура по ул. Ринчино, 3, составила Т1=84 градусов Цельсия, Т2=57 градусов Цельсия.
При этом показатель Т1 – температура теплоносителя в подающем трубопроводе, а показатель Т2 – температура теплоносителя после системы отопления.
Таким образом, параметры теплоносителя в подающем трубопроводе на вводе в многоквартирный дом (на 02.02.2021) не соответствовали температурному графику даже с учетом отклонения в 3 градуса (ниже нормативной на 8 градусов).
Заявитель полагает, что температурный график отпуска тепловой энергии 110-70 градусов для котельной «Юго-Западная» устанавливает параметры теплоносителя только для источника теплоснабжения со ссылкой на ответ Минстроя от 22.04.2021 №16555-ИА/04.
Однако, из буквального содержания указанного ответа следует, что температура воды в подающей линии водяной тепловой системы задается в соответствии с утверждённым для системы теплоснабжения графиком, а также температура теплоносителя на вводе у потребителей определяется на основании температуры теплоносителя на источнике теплоснабжения с учетом потерь в тепловых сетях.
Температура теплоносителя на выходе из источника теплоснабжения равна температуре теплоносителя на вводе у потребителей за вычетом тепловых потерь.
Согласно пункту 2 Температурного графика для котельной «Юго-Западная» предусмотрены отклонения в 3 градуса для тепловой сети обусловленные протяженностью соответствующей тепловой сети.
Административным органом учтены отклонения в 3 градуса, а также применена усредненная температура наружного воздуха.
Частью 15 статьи 161 ЖК РФ установлено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Подача коммунального ресурса в виде тепловой энергии, температура которой на входе в систему отопления ниже установленного норматива, не позволяет обеспечить предоставление коммунальной услуги по отоплению потребителям в жилых помещениях в соответствии с нормативом, установленным пунктом 15 Приложения № 1 Требований к качеству коммунальных услуг к Правилам № 354.
Следовательно, ПАО «ТГК-14» не обеспечило надлежащий нормативный уровень предоставления коммунальной услуги.
В абзаце 1 пункта 98 Правил №354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
На основании пункта 15 Приложения 31 к Правилам №354 за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры с учетом положений раздела IX Правил.
Согласно частей 4, 5 статьи 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Изменение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, изменение размера платы за коммунальные услуги предусмотрено законодательством в качестве ответственности исполнителя за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Ссылка заявителя о том, что в оспариваемом предписании не указана точная дата, до которой необходимо произвести перерасчет, а также не указана какая должна быть температура теплоносителя на вводе в МКД, что приводит к двоякому толкованию предписания судом отклоняется.
В оспариваемом предписании содержатся ссылки на нормы законодательства, которые, по мнению административного органа, нарушены заявителем, приведены правовые основания, указаны допущенные нарушения и приведены конкретные основания вынесения предписания.
Отсутствие в предписании указаний на конкретные действия, которые надлежит совершить заявителю, не свидетельствует о недействительности предписания и не затрагивает права и законные интересы заявителя, поскольку решение вопроса о порядке и способах его исполнения, исходя из содержащихся в предписании формулировок, относится к компетенции Учреждения.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание вынесено обоснованно, является понятным и исполнимым, соответствует действующему законодательству.
На основании изложенного, оспариваемое предписание от 08.02.2021 № 67-ПР соответствует закону и не нарушает права и законные интересы ПАО «ТГК-14» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, требование заявителя не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 201, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Т.Г. Серебренникова