АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ул. Гоголя, 18, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450076, http://ufa.arbitr.ru/,
сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-10563/2021
29 августа 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 22.08.2023
Полный текст решения изготовлен 29.08.2023
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Вафиной Е. Т. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коневой Е.А. , рассмотрев дело по иску
Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации сельского поселения Тавтимановский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65, местоположение установлено относительно ориентира , расположенного в границах участка Республика Башкортостан, Иглинский район с/с Тавтимановский;
об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН путем уточнения координат земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65, местоположение установлено относительно ориентира , расположенного в границах участка Республика Башкортостан, Иглинский район с/с Тавтимановский, согласно заключению Башкирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 24.05.2023г. № 27 о площади и координатах границ, вновь образуемых контуров земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65,после исключения из его территории участков земель лесного фонда;
об указании в решении суда, что для органа регистрации прав оно является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65, а также изменения границ Иглинского лесничества Республики Башкортостан по границе уточняемого земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65.
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>), Башкирский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "РОСЛЕСИНФОРГ" (ИНН <***>, адрес: 450081, г. Уфа. Ул. Чайковского, д. 9), Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (ИНН <***>), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>), Публично-правовая компания «Роскадастр» (ИНН <***>, ОГРН<***>).,
при участии в судебном заседании:
от истца ( при участии онлайн) - ФИО1, доверенность 44 от 28.06.2022
от ответчика - ФИО2, доверенность б/н от 17.10.2022, паспорт, диплом
от третьего лица (1) - ФИО3, доверенность №97 от 11.01.2023, паспорт, диплом.
от третьего лица (5) – ФИО4, доверенность №15 от 11.01.2023, паспорт, диплом
от третьего лица (4) – ФИО5, доверенность от 21.08.2023, паспорт, диплом
от третьего лица (3)–ФИО6,доверенность №091/478 от 17.04.2023,паспорт, диплом
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации сельского поселения Тавтимановский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, возникшей при проведении кадастровым инженером кадастровых работ по определению координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Иглинский район, с/с Тавтимановский; площадь: 6 731 532 кв. м.; в результате которой произошло пересечение с землями лесного фонда площадью 3 971 890,48 кв. м., путем исключения из ЕГРН сведений об этом участке (сведений по площади и местоположению границ (координат поворотных точек);
о восстановлении границ и площади квартала 57 (выделы 1-15), квартала 58 (выделы 1-12), квартала 59 (выделы 1-18), квартала 68 (выделы 1-5), квартала 69 (выделы 1-18), квартала 211 (выделы 1-24), квартала 212 (выделы 1-17) Урманского участкового лесничества Иглинского лесничества, в части области пересечения с земельным участком с кадастровым номером 02:26:190301:65, увеличив площадь лесничества на площадь пересечения равную 3 971 890,48 кв. м. путем внесения в ЕГРН координат характерных точек границ лесничества указанных в заключении кадастрового инженера ФГБУ «Рослесинфорг»,
От ответчика поступил отзыв, приобщен.
От третьего лица поступили дополнительные документы, запрошенные судом, приобщены.
От истца поступило уточнение исковых требований, приобщено к материалам дела.
Судом уточнение исковых требований рассмотрено и остается открытым.
Ответчик утонченное исковое заявление получил.
От ответчика поступило возражение на отзыв, приобщено.
От ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан поступили запрашиваемые судом документы, приобщено.
От третьего лица (1) поступил акт обследования территории (лесного участка) на предмет соблюдения обязательных требований, приобщено.
13.10.2022г. поступил отзыв через систему «Мой Арбитр» от Администрации МР Иглинский район, приобщено.
Истец 07.12.2022 посредством системы «Мой арбитр» представил уточнение исковых требований, просит принять в порядке ст. 49 АПК РФ.
Судом уточнение исковых требований принято к рассмотрению в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается по уточненным исковым требованиям.
От третьего лица (4) 20.12.2022 посредством системы «Мой арбитр» поступил отзыв на исковое заявление, приобщено.
От ответчика 29.12.2022 посредством системы «Мой арбитр» поступил отзыв на уточненное исковое заявление от 06.12.2022, приобщено.
От истца 11.01.2023 посредством системы «Мой арбитр» поступило возражение на отзыв, приобщено.
От Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан в судебном заседании поступило заявление о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией юридического лица и произвести замену на его правопреемника Публично-правовая компания «Роскадастр» (ИНН <***>, ОГРН<***>).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.01.2023 судом произведена замена третьего лица Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан по делу № А07-10563/2021 на его правопреемника - Публично-правовая компания «Роскадастр» (ИНН <***>, ОГРН<***>).
От истца поступило ходатайство об истребовании доказательств, удовлетворено.
От истца 05.06.2023 посредством системы «Мой арбитр» поступило уточнение исковых требований и поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела.
Судом уточнение исковых требований принято к рассмотрению в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается по уточненным исковым требованиям.
Исследовав материалы и обстоятельства дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, на лесной участок, относящийся к категории «земли лесного фонда» имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в соответствии с которым, документы-основания: Лесной кодекс РФ от 09.01.1997г. № 22-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25.10.2001г. № 136-ФЗ, Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001г. № 101-ФЗ; субъект права: Российская Федерация; вид права: собственность; объект права: лесной земельный участок; категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: для лесоразведения; общая площадь: 1 078 423 894 кв. м.; адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Иглинский район; кадастровый или условный номер: 02:26:000000:146; существующие ограничения (обременения) права: аренда, прочие ограничения, прочие ограничения (обременения) о чем в ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним 19.03.2014г. сделана запись регистрации № 02-04-01/108/2014-576; свидетельство о государственной регистрации права: серия 04 АЕ № 011886; дата выдачи 19.03.2014г.
Заявитель ссылаясь на ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона № 201 -ФЗ от 04.12.2006г. «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В силу п. 1 ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется решением Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 детализированы требования к составу документации, необходимой для осуществления перевода лесных участков из категории земель лесного фонда в иную категорию, а именно, предусмотрено составление актов натурного (технического обследования участка земель лесного фонда и акта выбора участка земель лесного фонда, утверждаемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, картографических материалов и др).
При наличии полного пакета документов и отсутствия обстоятельств, препятствующих переводу земельного участка в иную категорию (ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ), уполномоченным органом государственной власти принимается акт о переводе земель из одной категории в другую или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, на основании которого, вносятся изменения в ЕГРН.
Пунктом 2.2.1 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 предусмотрено, что распоряжения Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий является основанием для внесения изменений в документированную информацию государственного лесного фонда.
В соответствии с выпиской из государственного лесного реестра, о лесном участке с кадастровым номером 02:26:000000:146 расположенном по адресу: РБ, Иглинский район, Иглинское лесничество, Урманское участковое лесничество, квартал 57 (выделы 1-15) квартал 58 (выделы 1-12) квартал 59 (выделы 1-18) квартал 68 (выделы 1-5) квартал 69 (выделы 1-18) квартал 211 (выделы 1-24) квартал 212 (выделы 1-17) имеют целевое назначение (категория защитных) эксплуатационные леса.
Как указывает заявитель доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из государственного лесного реестра, таксационных описаний, лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.
Согласно выписке ЕГРН объект недвижимости: земельный участок; кадастровый номер: 02:26:190301:65; адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Иглинский район, с/с Тавтимановский; площадь: 6 731 532 кв. м.; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: под объекты общего пользования; особые отметки: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; правообладатель: сельское поселение Тавтимановский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан; вид номер и дата государственной регистрации права: собственность, № 02-04-23/015/2007-245 от 22.10.2007г.
На публичной кадастровой карте на данном участке на 50 % его площади произрастают лесные насаждения, возраст которых согласно выписке из Государственного лесного реестра составляет от 20 до 75 лет. Следовательно, данный участок для его использования в иных чем лесные, целях, совершенно не пригоден и использоваться не может, так как на нем произрастают лесные насаждения (являющиеся собственностью РФ), вырубка которых без оформления соответствующих документов действующим законодательством запрещена.
Согласно заключению Башкирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «О пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий» на участок лесного фонда расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Иглинское лесничество, Урманское участковое лесничество частично накладывается земельный участок с кадастровым номером 02:26:190301:65 (площадью 6 731 532 кв. м.), площадь пересечения 3 971 890,48 кв. м., согласно координат поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка иной категории, указанных в заключении ФГБУ «Рослесинфорг».
Как указывает заявитель на основании заключения и выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 02:26:190301:65 следует, что часть земель лесного фонда площадью 3 971 890,48 кв. м., находящаяся в собственности Российской Федерации, была незаконно, без разрешения собственника Российской Федерации, переведена в категорию земель сельскохозяйственного назначения, чем были нарушены имущественные права и законные интересы Российской Федерации.
Площадь пересечения земель иной категории, с землями лесного фонда в установленном законом порядке из лесного фонда не изымалась и в земли иной категории не переводились.
Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65 по мнению заявителя была произведена без обязательного согласования границ с собственником (Российской Федерацией) в нарушение ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», и должна быть признана ничтожной (в части пересечения с землями лесного фонда), так как совершена в нарушение требований действующего законодательства. Следовательно, из Единого государственного реестра недвижимости должны быть исключены сведения о земельном участке с КН 02:26:190301:65 и он должен повторно пройти кадастровый учет после которого из него должны будут исключены земли лесного фонда.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений (п. 7.2.1 Типового положения о территориальном органе федерального агентства лесного хозяйства, утвержденного приказом Минприроды России от 30.01.2015г. № 38 и п. п. 8 п. 11 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.2015г. № 203).
Заявителем установлен факт нарушения имущественных прав Российской Федерации, выразившийся в незаконной постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65 (в части пересечения с землями лесного фонда) с изменением категории земель, с земель лесного фонда на земли иных категорий, данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с требованием о признании наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка Республика Башкортостан, Иглинский район с/с Тавтимановский; об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН путем уточнения координат земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65, местоположение установлено относительно ориентира , расположенного в границах участка Республика Башкортостан, Иглинский район с/с Тавтимановский, согласно заключению Башкирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 24.05.2023г. № 27 о площади и координатах границ, вновь образуемых контуров земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65,после исключения из его территории участков земель лесного фонда; об указании в решении суда, что для органа регистрации прав оно является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65, а также изменения границ Иглинского лесничества Республики Башкортостан по границе уточняемого земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65 ( согласно последнему уточнению).
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик Администрация сельского поселения Тавтимановский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан указал, что земельный участок с кадастровым номером 02:26:190301:65 является ранее учтенным (поставлен на учет 05.01.2007г.), земельный участок с кадастровым номером 02:26:190301:83 выделенный из предыдущего участка поставлен на ГКУ 29.03.2016г. на основании заявления о постановке на кадастровый учет от 25.02.2016г. № 30- 3022764 и межевого плана от 19.02.2016г, подготовленного кадастровым инженером ФИО7 Сведения об указанных земельных участках внесены в точном соответствии с представленными заинтересованными лицами документами. Поскольку земельный участок с кадастровым номером 02:26:190301:65 является ранее учтенным, земельный участок с кадастровым номером 02:26:190301:83 выделенный из предыдущего участка поставлен на ГКУ 29.03.2016г. на основании заявления о постановке на кадастровый учет от 25.02.2016г. № 30-3022764 и межевого плана от 19.02.2016г, подготовленного кадастровым инженером ФИО7, а в суд с иском Заявитель обратился только в 2021 г., (Указанная информация являлась общедоступной и истец мог и должен был узнать о ней в том же 2007 году) срок исковой давности пропущен.
Третье лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» пояснило, что 25.03.2019 в адрес Филиала учреждения письмом Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 13.03.2019 №АВ-03-31/4200 поступили документы на установление границ Иглинского лесничества. В результате рассмотрения материалов в адрес Рослесхоза, вместе с сопроводительным письмом от 01.04.2019 №2584, направлено уведомление о невозможности внесения сведений в ЕГРН по основаниям, установленным п. 4 ч. 2 ст. 34 Закона о регистрации (в ред. до 30.04.2021) в связи с выявлением пересечений с границами населенных пунктов и территориальных зон. Далее 26.06.2019 письмом Рослесхоза от 18.06.2019 №АВ-03-44/10794 материалы по установлению границ Иглинского лесничества поступили повторно. При проверке границы лесничества повторно выявлены пересечения с границами населенных пунктов и вместе с сопроводительным письмом от 08.07.2019 №05673 направлено уведомление о невозможности внесения сведений в ЕГРН по тем же основаниям. В последующем, письмом Рослесхоза от 25.09.2019 №АВ-03-44/18584 в Филиал учреждения 27.09.2019 поступили документы на установление Иглинского лесничества и после проверки на наличие пересечений с границами земельных участков и территориальных зон сведения были внесены в ЕГРН 17.10.2019 с присвоением реестровых номеров 02:00-6.722, 02:26-6.583. Таким образом, границы Иглинского лесничества утверждены Приказом Рослесхоза от 12.02.2019 №158 и внесены в ЕГРН в соответствии с документами, поступившими в Филиал учреждения в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующему.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами. Применение иных способов защиты обусловлено их установлением законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Необходимым условием защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 ГК РФ). В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение в суд имеет цель восстановления нарушенного права. При этом, по смыслу вышеприведенных норм, реализация права на обращение в суд должна повлечь восстановление нарушенных прав заявителя, который должен доказать наличие защищаемого права или интереса.
Пунктами 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» установлено, что в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (п. 1 ст. 125 ГКРФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 08.01.1998г. № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ, лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона № 221- ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
К числу документов, необходимых для кадастрового учета при постановке на учет земельного участка в соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона № 221- ФЗ, относятся межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке. Согласно статьям 35 - 37 Закона № 221-ФЗ кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом. Результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 Закона № 221-ФЗ, или юридического лица, указанного в статье 33 Закона № 221-ФЗ, является межевой план, технический план или акт обследования. С 01.01.2017 государственный кадастровый учет недвижимости проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
В силу части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ под государственным кадастровым учетом признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Основными сведениями об объекте недвижимости являются характеристики, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 2 статьи 8 Закона № 218- ФЗ). Частью 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относится, в том числе, описание местоположения такого объекта. По смыслу приведенных норм сведения о местоположении земельного участка и координатах характерных точек его границ вносятся в государственный кадастр недвижимости в целях индивидуализации земельного участка как объекта права.
11.08.2017 в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Указанным Законом внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 02:26:190301:65 имеет следующие характеристики: поставлен на ГКУ - 05.01.2007 г., статус - «ранее учтенный», вид - «землепользование», адрес: Республика Башкортостан, р-н. Иглинский, с/с. Тавтимановский площадь (декларированная) - 6 731 532 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под объекты общего пользования, права - в собственности Сельского поселения Тавтимановский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с 22.10.2007.
Сведения о данном земельном участке были внесены ещё в соответствии с действующим на тот момент законодательством, а именно Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона о регистрации со дня вступления в силу Закона о регистрации, сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Следовательно, все внесенные в ГЗК (формы ГРЗ КР) сведения о земельных участках (в том числе о правах на такие земельные участки и ограничениях таких прав), и соответственно документы, на основании которых такие сведения были внесены в ГЗК, с 1 марта 2008 стали сведениями ГКН, а с 1 января 2017 г., соответственно, сведениями ЕГРН (как в электронном виде, так и на бумажных носителях).
Также в ЕГРН содержатся сведения о многоконтурном участке с кадастровым номером 02:26:190301:83, который образован путем раздела с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65 в измененных границах, поставлен на ГКУ - 29.03.2016 г., статус - «временный», вид - «многоконтурный участок», адрес: Республика Башкортостан, р-н. Иглинский, с/с. Тавтимановский площадь - 2 819 479 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под объекты общего пользования, права и обременения - сведения отсутствуют.
Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:83 осуществлен 29.03.2016 на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 25.02.2016 №30-3022764 и межевого плана от 19.02.2016, подготовленного кадастровым инженером ФИО7 (квалификационный аттестат №02-13-845). Заказчиком кадастровых работ являлось Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Представленный межевой план подготовлен на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 02:26:190301, утвержденной 21.03.2016 И.О. заместителя главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан ФИО8.
Согласно п.4 ст. 11.3. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 настоящей статьи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера, (п.1 ст. 11.10 ЗК РФ).
В этой же статье ЗК РФ говорится, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Учетные действия в отношении данного земельного участка, в частности постановка его на государственный кадастровый учет, осуществлялись в соответствии с нормами действующего на тот момент законодательства Российской Федерации.
Требования истца об исправлении реестровой ошибки фактически направлены на прекращение права собственности на часть земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65,что позволяет сделать вывод о наличии спора о праве на земельный участок, участок в существующих границах, который не может быть разрешен в рамках дела об исправлении реестровой ошибки, в связи с чем, суд считает что истцом избран ненадлежащий способ защиты (ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными в законе.
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства, заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
Таким образом, Департамент, в силу положений ГК РФ, свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца, должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ГК РФ среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (статья 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (статья 12), которые направлены в том числе на поддержание стабильности гражданско-правовых отношений; при этом выбор способа защиты, реализуемый субъектом права, предопределяется теми правовыми нормами, которые регулируют конкретные правоотношения (Определения от 23.09.2010 № 1179-ОО, от 20.02.2014 № 361-О, от 27.10.2015 № 2412-О, от 28.01.2016 № 140-О, от 07.07.2016 № 1421-О, от 21.09.2017 № 1791-О, № 1792-О, от 19.12.2017 № 2942-О).
В соответствии со ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ, действующего с 01.01.2017, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3).
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 221-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2017) кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях) (пункт 2 части 1). Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4).
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, а также суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5). Аналогичные положения были предусмотрены и Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», действовавшим на момент постановки спорных участков на кадастровый учет.
Согласно п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой (реестровой) ошибки в сведениях. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25.08.2015 № 4-КГ15-38, истцом по делу об исправлении реестровой ошибки является правообладатель земельного участка.
В качестве ответчиков привлекаются правообладатель земельного участка, в сведениях о границах которого содержится ошибка, и орган, осуществляющий кадастровый учет, поскольку в результате разрешения спора об устранении реестровой ошибки обязанность по ее исправлению может быть возложена только на орган учета, которым внесены недостоверные сведения в государственный кадастр недвижимости. Иным самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части, является иск об установлении границ земельного участка (пункт 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22), пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество»).
Смежный землепользователь по такому иску является ответчиком; в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек. Результатом разрешения спора о границах является внесение соответствующих изменений в уникальные характеристики объекта недвижимости (в правоустанавливающие документы) либо прекращение нарушения права лица на земельный участок.
В ходе судебного разбирательства Департаменту неоднократно предлагалось уточнить как предъявленные требования, между тем истец настаивает на предъявленных требованиях.
Земельный участок в понимании п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ - это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ). Местоположение границ земельного участка в силу п. 7 ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Фактически исправление кадастровой (реестровой) ошибки представляет собой замену одних сведений в ГКН на другие (значение координат характерных (поворотных) точек, вид разрешенного использования, адрес расположения объекта). Следствием исправления только кадастровой ошибки не должно быть изменение площади объекта, или его местоположения, которое свидетельствует уже не о внесении изменений в технические характеристики, а о наличии спора о праве, и должно соответствовать надлежащему способу защиты в соответствии с Постановлением № 10/22.
В соответствии с позицией, изложенной в п. 2 Постановления № 10/22, споры об установлении границ (местоположения) относятся к спорам о праве.
Соединение же в рамках одного иска требований об устранении кадастровой (реестровой) по сути своей технической ошибки, и спора о праве не допускается.
Как установлено судом, в рамках настоящего дела Департамент указывает, что не оспаривает права ответчика на спорный земельный участок, однако при этом он не согласен с тем, что месторасположение данных объектов определено на земельном участке заявителя, что, по его мнению, позволяет предъявлять требования о признании таких сведений реестровой ошибкой и об ее исправлении.
Данные доводы подлежат отклонению исходя из следующего.
В качестве основного доказательства по делу Департамент указывает на заключения Башкирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 4 от 10.09.2021г. № 27 от 24.05.2023г. , из которых следует, что картометрическим способом (без выезда на место) произведено сопоставление местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65 по координатам из ЕГРН с материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда. В результате такого сопоставления выявлено пересечение границ указанного земельного участка, с земельным участком с кадастровым номером 02:26:000000:146, и расположение данного земельного участка на землях лесного фонда.
Вместе с тем, документ или часть его, в которой заложена кадастровая ошибка, должен быть представлен в качестве ключевого доказательства, а состав кадастровой ошибки четко сформулирован. Доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что при постановке земельных участков на учет была допущена кадастровая ошибка (ошибка в сведениях) , а также свидетельствующих о том, что в документах, на основании которых вносились сведения в ГКН о спорном объекте, допущена ошибка, воспроизведенная в дальнейшем в государственном кадастре недвижимости, в материалах дела не имеется.
В силу ч. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном этим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (ч. 1 ст. 82 АПК РФ), в том числе комплексную, дополнительную и повторную экспертизы. По правилам ст. 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Доказательства проведения межевания лесного участка, с которым, по мнению Департамента, имеется пересечение, в материалы дела не представлены. При рассмотрении дела Департамент о проведении судебной экспертизы ходатайств не заявлял, согласие на проведение экспертного исследования на предмет определения экспертом границ земельных участков не давал.
С учетом вышеизложенного суд признает несостоятельным довод Департамента о наличии реестровой (кадастровой) ошибки в сведениях, поскольку состав ее, как и наличие, применительно как к Федеральному закону № 218-ФЗ, так и к Федеральному закону № 221-ФЗ, заявителем не доказан.
Фактически, указывая на наличие реестровой ошибки, Департамент полагает, что часть земельного участка, с кадастровым номером 02:26:190301:65, должна быть отнесена к категории земель лесного фонда, указывая при этом на необходимость исключения сведений об этом участке из ЕГРН в части, что приведет к уменьшению ее площади, что, в свою очередь, не может не затрагивать права и интересы ответчика, использующего данный участок на основании зарегистрированного права, которое отсутствующим в установленном порядке не признано.
Фактически заявленные требования Департамента направлены на возвращение части земельного участка в лесной фонд и свидетельствуют об оспаривании права ответчика на распоряжение данным земельным участком, что никак не может свидетельствовать о наличии реестровой ошибки.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Названным законом установлено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими пункту 1 статьи 69 ЛК РФ. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2). В случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 4.4).
Положениями ч. 6 ст. 47 Федерального закона № 221-ФЗ также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда. Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ 1997 года границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
При этом сведения Государственного лесного реестра (далее – ГЛР), исходя из положений ст.ст. 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ), не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда. Если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 01.01.2016. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории) (п. 10 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ).
Если в отношении земельного участка принимались акты о его отнесении к определенной категории земель или акты о переводе земельного участка в иную категорию, то эти решения будут иметь приоритет над иными сведениями о категории земель такого земельного участка, содержащимися в ЕГРН, ГЛР, правоустанавливающих документах (ч. 10 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ). Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о таких лесных участках подлежат внесению в ЕГРН после уточнения их границ на основании межевого плана, что позволит избежать пересечения их границ с границами иных земельных участков (ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», далее - Федеральный закон № 201-ФЗ). При этом допускается сохранение пересечения границ лесных участков, предназначенных для размещения линейных объектов или обеспечивающих недропользование, причем как между собой, так и с иными лесными участками.
Требование об обязании Управления Росреестра устранить реестровую ошибку путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 02:26:190301:65, в части касающейся исключения сведений о местоположении границ и площади спорного земельного имеющие область пересечения с землями лесного фонда, не подлежит удовлетворению, поскольку такое требование допустимо только в случае признания действий государственного органа недействительными в порядке главы 24 АПК РФ, в то время как такие требования к Управлению Росреестра по РБ Департаментом не предъявляются, в качестве ответчика данное лицо не заявлено.
Соответственно, правовые основания для обязания государственного органа осуществить действия по устранению реестровой ошибки путем исключения сведений о границах земельного участка в рамках настоящего дела у суда отсутствуют.
Согласно п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010г. (в ред. от 23.06.2015г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.05.2012 № 16576/11, материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к иной категории.
Согласно ст.7 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» («Закон о лесной амнистии»), п.5 ст.4.6Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, в соответствии со статьями 11, 12, 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», разъяснениями, изложенными в пунктах 2, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» свидетельствует об избрании истцом ненадлежащего способа защиты, поскольку спор о зарегистрированном праве на земельный участок не подлежит оспариванию путем заявления требований об исправлении реестровой ошибки. Указанное подтверждается позицией, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.08.2012 № ВАС-10840/12, определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2016 № 310-КГ16-4280, согласно которой в случае наличия спора о границах земельных участков между их правообладателями, такой спор не может быть разрешен путем исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон к Лесному кодексу) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В силу части 3 статьи 45 ФЗ N 221 от 24.07.2007 сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ подлежат включению в государственный кадастр недвижимости. В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
Поскольку границы земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости только в виде описания координат характерных точек, в случаях, если государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о координатах ранее учтенных земельных участков, границы таких участков не могут считаться установленными.
В материалы дела не представлены доказательства межевания границ участка лесного фонда, согласования границ участков со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Истец, указывая на наложение границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 02:26:000000:146 на земельный участок с кадастровым номером 02:26:190301:65, фактически просит установить новую границу земельного участка.
В силу частей 1, 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно пункту 6 статьи 47 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017 г., признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ № 361-ФЗ от 03.07.2016 г.) предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади. При этом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Заключение Башкирского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «О пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий» не могут являться достаточными доказательствами, подтверждающими факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, а также о наличии реестровой ошибки между указанными земельными участками.
При этом правом на заявление ходатайства о назначении экспертизы по настоящему делу лица, участвующие в деле, не воспользовались.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.05.2012 № 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, юридических лиц и органов государственной власти и местного самоуправления, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (Определение Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 N 1793-О).
В связи с тем, действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости над сведениями государственного лесного реестра, суд пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:26:190301:65 вид разрешенного использования: под объекты общего пользования. Доказательств того, что спорный участок относится к землям лесного фонда, в деле не имеется.
В связи с недоказанностью отнесения части земельного участка с кадастровым номером 02:26:190301:65 к землям лесного фонда, исковые требования истца подлежат отклонению в полном объеме.
С учетом принятого по делу решения и на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на истца, при этом государственная пошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Е.Т. Вафина