450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-25070/2020
30 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2021
Полный текст решения изготовлен 30.04.2021
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калмантаевой А.Т., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя Дудина Андрея Владимировича (ИНН: 025703107912, ОГРНИП: 308025704600012)
к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан
(ИНН: 0274045532, ОГРН 1020202552920, адрес (место нахождения) юридического лица: 450008, Республика Башкортостан, город Уфа, улица Цюрупы, дом 13)
1.«Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан исключить здание, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г. Бирск, ул. Интернациональная, 147, кадастровый номер 02:64:010401:387, из перечня объектов, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговые периоды 2019, 2020 г.г., в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная ст. 378.2 Налогового Кодекса РФ, выраженный в письме от 05.06.2020 № ДС-17/1360-Г.
2.Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Дудина Андрея Владимировича» (в редакции заявителя)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.ст. 121-123 АПК РФ, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте суда.
представитель МЗИО: Зарипова Г.К., доверенность от 09.11.2020, паспорт, диплом,
Индивидуальный предприниматель Дудин Андрей Владимирович (далее – заявитель, ИП Дудин А.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – ответчик, МЗИО РБ, Министерство) о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан исключить здание, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г. Бирск, ул. Интернациональная, 147, кадастровый номер 02:64:010401:387, из перечня объектов, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговые периоды 2019, 2020 г.г., в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная ст. 378.2 Налогового Кодекса РФ, выраженный в письме от 05.06.2020 № ДС-17/1360-Г; обязании Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Дудина Андрея Владимировича.
Заявитель в судебном заседании 17.02.2021 представил заявление в порядке ст. 49 АПК РФ , просит суд признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан исключить здание, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г. Бирск, ул. Интернациональная, 147, кадастровый номер 02:64:010401:387, из перечня объектов, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговый период 2019 г., в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная ст. 378.2 Налогового Кодекса РФ, выраженный в письме от 05.06.2020 № ДС-17/1360-Г; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Дудина Андрея Владимировича; взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу индивидуального предпринимателя Дудина Андрея Владимировича судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 20000 рублей и оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В части заявленных требований о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан исключить здание, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г. Бирск, ул. Интернациональная, 147, кадастровый номер 02:64:010401:387, из перечня объектов, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговый период 2020 г., в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная ст. 378.2 Налогового Кодекса РФ, заявитель отказался от требований , в связи с изданием Приказа Минземимущества РБ от 11.11.2020 N 1676 "О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810" , согласно которого исключен п. 4663 объект, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г. Бирск, ул. Интернациональная, 147, кадастровый номер 02:64:010401:387.
Заявленный отказ судом рассмотрен в порядке ст. 49 АПК РФ, принят .
Министерство с заявленными требованиями не согласно по доводам, изложенным в отзыве от 13.01.2021, а также дополнения к отзыву от 13.04.2021.
Рассмотрев представленные доказательства, суд установил:
ИП Дудин А.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание, общей площадью 1 748, 2 кв.м., с кадастровым номер 02:64:010401:387, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г. Бирск, ул. Интернациональная, 147.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года №636 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год). Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/. Пунктом 4569 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, было включено нежилое здание общей площадью 1 748, 2 кв.м с кадастровым номером № 02:64:010401:387, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г. Бирск, ул. Интернациональная, 147.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года №1810 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год). Данный документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/. Пунктом 4663 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, было включено нежилое здание общей площадью 1 748, 2 кв.м с кадастровым номером № 02:64:010401:387, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г. Бирск, ул. Интернациональная, 147.
ИП Дудин А.В. обратился в адрес Министерства с заявлением об исключении вышеуказанного объекта из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019, 2020 г.г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Письмом № ДС-17/1360-Г от 05.06.2020 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сообщило, что порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнение» не предусматривает возможность исключения объектов недвижимости за предыдущие налоговые периоды с даты вступления в силу вышеуказанного постановления, в связи с чем, нежилое здание с кадастровым номером 02:64:010401:387 не может быть исключено из Перечня на 2019 год.
Также письмом № ДС-17/1360-Г от 05.06.2020 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сообщило, что во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 № 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" Министерством на основании ежегодно представляемого Управлением Росреестра по Республики Башкортостан перечня объектов недвижимого имущества , выгруженного из баз данных ЕГРН, сформирован Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2020 году определяется как кадастровая стоимость.
Заявитель, полагая, что указанным письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № ДС-17/1360-Г от 05.06.2020 нарушены его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного ненормативного акта.
Вопрос по исключению нежилого здания общей площадью 1 748, 2 кв.м с кадастровым номером № 02:64:010401:387, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г. Бирск, ул. Интернациональная, 147 был рассмотрен на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений заявителей об актуализации перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11 ноября 2020 г. № 1676 «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 г. №1810» пункт 4663 исключен из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 г. № 1810.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи , суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц недействительными (незаконными) является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Объектами налогообложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 НК РФ).
Как следует из содержания части 1 статьи 375 НК РФ, по общему правилу, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, но в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены положениями статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28.11.2003 N 43-з (далее - Закон РБ о налоге на имущество).
Статьей 2.1 Закона РБ о налоге на имущество предусмотрено, что налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);
отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 3).
Как следует из материалов дела , индивидуальный предприниматель Дудин Андрей Владимирович является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г. Бирск, ул. Интернациональная, 147, кадастровый номер 02:64:010401:387.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.12.2012 , техническому паспорту здание имеет производственное назначение для использования в производственной деятельности по мясному производству.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости на здание оно размещено в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:64:010401:822. При этом, согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, на котором расположено здание, разрешенное использование этого земельного участка — для размещения производственного здания.
29.03.2016 между Дудиным Андреем Владимировичем и Администрацией городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район РБ заключен договор аренды от 29.03.2016 № 55-16-47 зем., согласно которому, земельный участок с кадастровым номером 02:64:010401:822 предоставлен для размещения производственного здания.
Кроме того, ИП Дудин А.В. ранее обращался в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением об исключении здания из Перечня на налоговые периоды 2015, 2016, 2018 г.г.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан было отказано в исключении здания из перечня письмом от 13.06.2018г. №АХ-25/1647-Г.
Отказ Министерства исключить объект недвижимости из Перечня на соответствующие налоговые периоды был оспорен предпринимателем в суде.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2018 по делу А07-19146/2018 признан незаконным отказ Министерства исключить здание, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г. Бирск, ул. Интернациональная, 147, кадастровый номер 02:64:010401:387, из перечня объектов, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговые периоды 2015, 2016, 2018 года, в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, выраженный в письме от 13.06.2018 №АХ-25/1674-Г (копия решения — приложение 12). Этим же решением суд обязал Министерство устранить нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Дудина Андрея Владимировича, а также взыскал судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2018 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 07.05.2019 по тому же делу вышеназванное решение оставлено без изменения. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2019 № 309-ЭС19-13273 Министерству отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Министерство Приказом от 11.07.2019 № 1001 «О внесении изменений в приказы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан» исключило здание из Перечня на 2015, 2016, 2018 г.г.
Письмом № ДС-17/1360-Г от 05.06.2020 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сообщило, что порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года № 233 «О мерах по организации определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнение» не предусматривает возможность исключения объектов недвижимости за предыдущие налоговые периоды с даты вступления в силу вышеуказанного постановления, в связи с чем, нежилое здание с кадастровым номером 02:64:010401:387 не может быть исключено из Перечня на 2019 год.
В ходе рассмотрения дела , представитель Министерства не оспаривает цели фактического использования здания для производственных целей.
Таким образом, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подтверждается, что характеристики здания как производственного объекта и его использование в производственных целях, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здания в периоды 2015, 2016, 2018, 2020 г.г. оставались неизменны.
Следовательно, письмо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № ДС-17/1360-Г от 05.06.2020, согласно которому не предусматривается возможность исключения объектов недвижимости за предыдущие налоговые периоды с даты вступления в силу вышеуказанного постановления, в связи с чем, нежилое здание с кадастровым номером 02:64:010401:387 не может быть исключено из Перечня на 2019 год влечет за собой нарушение прав заявителя и неверное применение положений налогового законодательства.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ указано, что вид фактического использования зданий определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок определения фактического использования зданий (строений, сооружений и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, действующий на момент составления акта, утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан N 233 от 23.05.2018 (далее - Порядок).
Настоящий Порядок регламентирует процедуры определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - перечень), и подготовки предложений по его уточнению, направления указанного перечня и изменений в него в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, а также размещения его в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Заявитель обратился с требованием в рамках главы 24 АПК РФ к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по оспариванию письма указанного органа. Согласно ч.2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Установленные судом обстоятельства по настоящему спору дают основание считать, что оспариваемое письмо Министерства 05.06.2020 № ДС-17/1360-Г не соответствует требованиям закона, является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания его незаконным. В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, в случае удовлетворения заявленных требований в судебном акте указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с компетенцией указанного органа.
Заявитель также предъявил требование о взыскании с ответчика 20 000 руб. судебных расходов по оплате услуг представителя.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе и расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 2 статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В подтверждение расходов на оплату услуг представителя истцом представлены: копия договора возмездного оказания юридических услуг от 02.10.2020, Копия расходного кассового ордера № 54 от 02.10.2020.
В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела (пункт 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
В силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление N 1) лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Из положений статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следуют критерии отнесения расходов к судебным: лицо понесло расходы непосредственно в связи с рассмотрением дела; расходы являются необходимыми для соблюдения процессуального порядка рассмотрения дела, обеспечения всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела; расходы связаны с осуществлением защиты процессуальных прав лиц, участвующих в деле.
При разрешении вопроса о возможности возмещения судебных расходов суд самостоятельно определяет разумные пределы взыскания расходов с другого лица, участвующего в деле, исходя из оценки представленных доказательств, их подтверждающих.
Разумность пределов судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией и конкретизируется с учетом правовой оценки фактических обстоятельств рассмотрения дела.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О указано, что часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Поскольку реализация названного права судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, при том что, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Таким образом, суд вправе по собственной инициативе возместить расходы в разумных, по его мнению, пределах, лишь при условии, что сумма заявленного требования явно превышает разумные пределы.
Взыскание расходов на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является элементом судебного усмотрения и направлено на пресечение злоупотреблений правом и на недопущение взыскания несоразмерных нарушенному праву сумм.
Исходя из системного толкования вышеприведенных процессуальных норм критерий разумности, используемый при определении суммы расходов на оплату услуг представителя (часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), является оценочным, и не может быть применен без учета критерия пропорциональности взыскания судебных расходов (абзац 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с вышеизложенным, проанализировав условия договора возмездного оказания юридических услуг от 02.10.2020, принимая во внимание время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, стоимость оплаты услуг в регионе; имеющиеся сведения о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела, суд полагает правомерным удовлетворить требование заявителей частично с учетом приведенных данных в размере 10 000 руб.
Расходы по государственной пошлине, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагаются на Министерство в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110,167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования заявителя Индивидуального предпринимателя Дудина Андрея Владимировича - удовлетворить.
Признать незаконными отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по исключению объекта недвижимости с кадастровым номером 02:64:010401:387, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г. Бирск, ул. Интернациональная, 147 из перечня объектов, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговые период 2019 год, в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, выраженный в письме от 05.06.2020 № ДС-17/1360-Г.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов ИП Дудина А.В., а именно: в месячный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение об исключении из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РБ от 24.12.2018 №636, сведений об объекте недвижимого имущества - нежилом здании, кадастровый 02:64:010401:387, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г. Бирск, ул. Интернациональная, 147 ив течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений в перечень разместить информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу индивидуального предпринимателя Дудина Андрея Владимировича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В остальной части заявления о взыскании расходов на оплату услуг представителя - отказать.
В части требования о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан исключить здание, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Бирский район, г. Бирск, ул. Интернациональная, 147, кадастровый номер 02:64:010401:387, из перечня объектов, определяемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на налоговый период 2020 год - производство по делу прекратить.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан, а также решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья С.Л. Чернышова