АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ул. Гоголя, 18, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450076, http://ufa.arbitr.ru/,
сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-29730/23
07 марта 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 27.02.2024
Полный текст решения изготовлен 07 марта 2024 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Бахтияровой Х.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной А.Ф., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ИП ФИО1 (453104, РБ, <...>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Башкортостан
о признании недействительным налоговых уведомлений №№ 62291495 от 01.09.2021, 52766747 от 01.09.2022 в части начисления налога на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020, 2021.
о признании незаконными действий межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Республики Башкортостан по отказу в перерасчете налога на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020, 2021., отраженным в письме от 20.07.2023 N 19615.
об обязании Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Республики Башкортостан произвести перерасчет налога на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020, 2021 годы исходя из налоговой ставки 1, 5 процента,
третье лицо: Администрация городского округа город Стерлитамак РБ (453100, РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН, СТЕРЛИТАМАК ГОРОД, ОКТЯБРЯ ПРОСПЕКТ, 32, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2005, ИНН: <***>)
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Фрост А.М., доверенность от 30.08.2023.
от ответчика – ФИО2, доверенность № 05-16/14 от 16.01.2024 (по видеосвязи).
от третьего лица - ФИО3, доверенность 18-12303 от 15.12.2023(по видеосвязи).
ИП ФИО1 (453104, РБ, <...>) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просит:
1. Признать недействительным налоговые уведомления №, № 62291495 от 01.09.2021, 52766747 от 01.09.2022 в части начисления налога на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020, 2021.
2. Признать незаконными действия межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Республики Башкортостан по отказу в перерасчете налога на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020, 2021., отраженным в письме от 20.07.2023 N 19615.
3. В качестве восстановления нарушенных прав: обязать межрайонную инспекцию ФНС России № 3 по Республики Башкортостан произвести перерасчет налога на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020, 2021 годы исходя из налоговой ставки 1, 5 процента.
ИП ФИО1 считает начисление налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020-2021 годы по ставке 2 процента незаконным и и обращался в инспекцию с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц в отношении спорных объектов недвижимого имущества за 2020, 2021 годы исходя из налоговой ставки 1,5 процента.
Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Республики Башкортостан отказала в перерасчете налога на имущество физических лиц в отношении зданий с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020, 2021., что отражено в письме от 20.07.2023 N 19615.
ИП ФИО1 обратился с жалобой в Управление ФНС России по Республике Башкортостан на налоговые уведомления Межрайонной ИФНС России 3 по Республике Башкортостан № 62291495 от 01.09.2021, № 52766747 от 01.09.2022 в части начисления налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:56:060404:710, 02:56:050103:589 за 2020- 2021 годы.
Решением Управления ФНС России по Республике Башкортостан от 21.08.2023 № 265/17 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
3-е лицо представило отзыв, считает требования необоснованными.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон и третьего лица, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (статья 400 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 346.11, пункту 10 статьи 346.43 НК РФ применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения предусматривает их освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень объектов административно-делового, торгового и бытового назначения, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, утверждаемый субъектом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Исходя из пункта 7 статьи 378.2 НК РФ формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, на территории которых расположены объекты недвижимости.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 02.07.2004.
Согласно представленным налоговым органом сведениям в собственности ИП ФИО1 находятся следующие объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами:
- 02:56:060404:710 (адрес объекта недвижимости: <...>, в собственности с 23.09.2013);
- 02:56:050103:589 (адрес объекта недвижимости: <...> в собственности с 25.11.2016).
Указанные объекты недвижимости используются в предпринимательской деятельности ИП ФИО1, в отношении которой в 2020- 2021 годах применяется патентная система налогообложения.
В соответствии с Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24.12.2019 № 1810 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:56:060404:710 и 02:56:050103:589 включены в Перечень на 2020 год (порядковые номера в Перечне №1345 и №1229 соответственно).
Также указанные объекты недвижимости включены в Перечень на 2021 год (порядковые номера в Перечне №2826 и №2786 соответственно) на основании Приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15.12.2020 № 1907«Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Налоговым органом в адрес ИП ФИО1 направлены налоговые уведомления:
- от 01.08.2021 № 62291495 на уплату транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц по объектам, в том числе, находящимся по адресам: <...> <...>. Сумма налога к уплате составляет 938 600 руб. и 330 940 руб. соответственно;
- от 01.09.2022 № 52766747 на уплату транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц по объектам, в том числе, находящимся по адресам: <...> <...>. Сумма налога к уплате составляет 933 269 руб. и 426 814 руб. соответственно.
Налоговым органом произведено начисление налога на имущество физических лиц за 2020-2021 годы по спорным объектам недвижимости по ставке 2%.
Довод заявителя о начислении налога на имущество физических лиц по ставке 1,5 процента в связи с тем, что на официальном сайте ФНС России в сети интернет (www.nalog.gоv.ru) для сведения налогоплательщиков размещено решение Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 21.11.2017 № 4-2/12з в редакции Решения Совета городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 15.07.2020 судом не принимается.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района.
В силу пункта 3 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
На основании пункта 2 Решения Совета городского округа г. Стерлитамак РБ от 13.12.2005 № 2/3з «Об Уставе городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном печатном средстве массовой информации.
На основании статьи 406 НК РФ Решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 21.11.2017 № 4-2/12з «Об установлении налога на имущество физических лиц» (далее – Решение от 21.11.2017 № 4-2/12з) в отношении объектов налогообложения включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 2%.
Решение от 21.11.2017 № 4-2/12з официально опубликовано 24.11.2017 в газете «Стерлитамакский рабочий» №225(19017), а также 21.11.2017 на официальном сайте Совета городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан http://www.sovet.sterlitamakadm.ru.
3-е лицо представило отзыв, в котором указывает на то, что в соответствии с распоряжением Главы Республики Башкортостан от 01.06.2020 № РГ-153 «О дополнительных мерах по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан с учетом внешних факторов, в том числе связанных с распространением новой коронавирусной инфекции», решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 15.07.2020 № 4-2/37з «О внесении изменений в Решение Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 21.11.2017 № 4-2/123 «Об установлении налога на имущество физических лиц» подпункт 2.3. Решения Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 21.11.2017 № 4-2/12з «Об установлении налога на имущество физических лиц» изменен и изложен в следующей редакции: «2.3. 1,5 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации».
Решением Совета городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 15.07.2020 № 4-2/37з «О внесении изменений в решение от 21.11.2017 № 4-2/12з (в редакции от 12.11.2019 № 4-1/30з)» (далее – Решение от 15.07.2020 № 4-2/37з) подпункт 2.3 изложен в следующей редакции:
«1,5 % в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень».
Пунктом 2 Решения от 15.07.2020 № 4-2/37з установлено, что изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Решение от 15.07.2020 № 4-2/37з официально опубликовано 18.07.2020 в газете «Стерлитамакский рабочий» № 83(19471), а также 15.07.2020 на официальном сайте Совета городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан http://www.sovet.sterlitamakadm.ru.
Таким образом, в отношении объектов недвижимости, включенных в Перечень и расположенных на территории города Стерлитамак, при исчислении налога на имущество физических лиц за 2019 год применяется ставка в размере 1,5 %.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, налоговый орган правомерно произвел начисление налога на имущество физических лиц по ставке 2% в отношении спорного имущества за 2020 - 2021 годы и направил налоговые уведомления от 01.09.2021№62291495, от 01.09.2022 №52766747.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенное, суд в удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Ибрагимову Тагиру Магомедовичу отказывает.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю ФИО1 (453104, РБ, <...>) отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (453104, РБ, <...>, ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 02.07.2004) из федерального бюджета государственную пошлину излишне уплаченную в составе платежного поручения №721 от 30.08.2023 в сумме 600 руб.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Х.Р. Бахтиярова