НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Башкортостан от 03.08.2009 № А07-15013/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Уфа

03 августа 2009 года Дело № А07-15013/2009

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Аспанова А.Р., при ведении протокола судебного заседания Аспановым А.Р., рассмотрел дело по заявлению

ООО «Фарм», Хайбуллинский район РБ

к Межрайонной ИФНС России № 37 по Республике Башкортостан, г.Сибай

об отмене постановлений № 136, 137 от 09.07.2009г. о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Кондратьева Л.И. паспорт 8003-038981 выдан ОВД г.Сибая РБ

от ответчика: Набиуллин Ф.Р. по доверенности от 23.12.2008г.

ООО «Фарм» (Далее - общество) обратилось в Арбитражный суд РБ с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 37 по Республике Башкортостан (Далее - инспекция)об отмене постановлений № 136, 137 от 09.07.2009г. о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель требования поддерживает, просит удовлетворить.

Инспекция требования не признала, считает, что при вынесении постановлений не имело место нарушение действующего законодательства.

Выслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил.

Инспекцией 30.06.2009г. проведена проверка общества относительно соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники и полноты оприходования денежных средств в аптечном пункте, принадлежащего ООО «Фарм» находящегося по адресу: РБ, Хайбуллинский район, с.Бурибай, ул.Шаймуратова, 14/1, по вопросу оприходования денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники от реализации лекарственных средств.

В ходе проверки установлен факт неоприходования наличной денежной выручки в сумме 148160,10 руб. за период с 01.04.2009г. по 30.06.2009г., кроме того у общества отсутствует кассовая книга, в связи с чем инспекцией составлен акт проверки № 214959 от 30.06.2009г., протокол № 136 от 02.07.2009г. и вынесено два постановления, а именно постановление № 136 от 09.07.2009г. о назначении административного наказания ООО «Фарм» по ст.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб. и постановление № 137 от 09.07.2009г. о назначении административного наказания руководителю ООО «Фарм» Кондратьевой Л.И. по ст.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 руб.

Считая указанные постановления о назначении административных наказаний общества и его руководителянезаконнымиООО «Фарм» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

30 июня 2009 года в результате проведенной проверки кассы в аптечном пункте ООО «Фарм» по адресу: РБ, Хайбуллинский район, с.Бурибай, ул.Шаймуратова, 14/1, по вопросу оприходования денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники от реализации лекарственных средств, порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций за период с 01.04.2009г. по 30.06.2009г. инспекцией обнаружено нарушение законодательства о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации.

Данное нарушение отражено в акте проверки № 214959 от 30.06.2009г. и протоколе об административном правонарушении № 136 от 02.07.2009г. (л.д. 11, 14).

В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.07.2008 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определение порядка ведения кассовых операций отнесено к компетенции Банка России.

В силу п. 2.2 положения Центрального банка Российской Федерации "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.1998 N 14-П наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

В соответствии п. 1, 3, 6 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Советом директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), предприятия, объединения, организации и учреждения, независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности, обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (п. 22, 24 Порядка).

В соответствии со ст.15.1 КоАП РФ - нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

При этом под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.

Как следует из материалов дела, Обществом нарушены п. 1, 3, 6 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Советом директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40, неоприходованная сумма составила 148160,10 руб.

В связи с чем, инспекцией 02.07.2009г. по данному факту составлен протокол об административном правонарушении на основании которого вынесено постановление № 136 от 09.07.2009г. о привлечении общества к административной ответственности по ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40000 руб., а также вынесено постановление № 137 о привлечении директора общества Кондратьевой Л.И. к административной ответственности по ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 4000 руб. (л.д. 9, 10).

В соответствии с п.2.5 положения Центрального Банка РФ от 05.01.1998 г. №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» - в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу".

Материалами дела установлено, что у общества установлен лимит остатка кассы в сумме 0 (ноль) рублей, а суммарные показания фискальной памяти за проверяемый период составили 148160,10 руб., что подтверждается актом проверки от 30.06.2009г.

В силу п.2.6 указанного Положения - предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверхустановленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Из объяснений директора ООО «Фарм» Кондратеьвой Л.И. следует, что с момента организации предприятия кассовая книга не велась, оприходование денежных средств не проводилось, с выявленным фактом нарушения согласна.

Продавец - фармацевт ООО «Фарм» Демирова Н.В. в своем объяснении также пояснила, что всю выручку от продажи лекарственных препаратов отдавала руководителю общества Кондратеьвой Л.И.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО «Фарм» подтверждается: актом проверки, протоколом об административном правонарушении и другими материалами по делу. Протокол по делу об административном правонарушении составлен заявителем в соответствии с полномочиями установленными ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ и ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

В данном случае организация не приняла все зависящие от нее меры, а руководитель не исполнил своих служебных обязанностей по соблюдению требований Порядка ведения кассовых операций.

процессуальные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно п.1 и п.3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное наказание, с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Следовательно, применение конкретной меры ответственности с учетом принципа справедливости, соразмерности, характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и других обстоятельств может быть только в пределах санкции, установленной законом.

При наложении административного штрафа на ООО «Фарм» были учтены характер совершенного правонарушения и обстоятельства, смягчающие административную ответственность. С учетом этих обстоятельств был наложен минимальный административный штраф, предусмотренный санкцией ст.15.1 КоАП РФ - 40000 рублей. Наложение административного штрафа ниже низшего предела недопустимо.

Иных оснований для освобождения ООО «Фарм» от административной ответственности не установлено.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд находит постановление Межрайонной ИФНС России № 37 по Республике Башкортостан № 136 от 09.07.2009г. о привлечении ООО «Фарм» к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ соответствующим требованиям законодательства.

В части заявленных требований ООО «Фарм» об отмене постановления Межрайонной ИФНС России № 37 по Республике Башкортостан о назначении административного наказания Кондратьевой Л.И. в виде штрафа 4000 руб. по ст. 15.1 КоАП РФ, арбитражный суд прекращает производство по делу по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях предусмотренных законом с участием граждан, не имеющих статус юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Согласно части 2 статьи 207 АПК РФ, производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов.

Таким образом, из приведенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании решений административных органов только по заявлениям юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что директор ООО «Фарм» Кондратьева Л.И., является физическим лицом, то в соответствии указанных выше норм АПК РФ, данное требование не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а в случае принятия такого заявления, арбитражный суд должен прекратить производство по делу, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Следовательно, данное требование не подведомственно арбитражному суду и подлежит прекращению в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ООО «Фарм» о признании незаконным постановления Межрайонной ИФНС России № 37 по Республике Башкортостан № 136 от 09.07.2009г. о привлечении к административной ответственности ООО «Фарм» по ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб. - отказать.

В части заявленных требований ООО «Фарм» о признании незаконным постановления Межрайонной ИФНС России № 37 по Республике Башкортостан № 137 от 09.07.2009г. о привлечении к административной ответственности руководителя ООО «Фарм» Кондратьевой Л.И. по ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 4000 руб. - производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья А.Р. Аспанов