НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Алтай от 12.01.2022 № А02-1421/2021

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/                                  http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск

Дело № А02-1421/2021

Резолютивная часть решения оглашена 12 января 2022 года. Полный текст решения изготовлен 14 января 2022 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Боркова А. А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Овчаровой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 15/1 пом. 4) к Казенному учреждению Республики Алтай "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Республике Алтай" (ОГРН 1070411001429, ИНН 0411130775, адрес: пр-кт. Коммунистический, д. 115/1, г. Горно-Алтайск) о взыскании финансовых санкций в сумме 26 000 рублей,

при участии представителей:

заявителя – Беспаловой А.В., по доверенности №13-16/732 от 01.10.2021,

ответчика – Суразаковой А.А., по доверенности от 12.01.2022,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске Республики Алтай обратилось в суд с заявлением к Казенному учреждению Республики Алтай "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Республике Алтай" (далее – КУ РА «УГОЧС и ПБ в Республике Алтай», учреждение) о взыскании финансовых санкций в сумме 26 000 рублей.

В обоснование заявитель указывает, что страхователем, в нарушение требований постановления Правления ПФ РФ №3п от 11.01.2017 и постановления Правления ПФ РФ №507 от 06.12.2018, в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019 и 2020 годы  указан код оснований условий досрочного назначения пенсии 27-СП отношении 52 лиц. В отношении учреждения было направлено соответствующее уведомление об устранении ошибок, однако до настоящего времени сведения по форме СЗВ-СТАЖ «дополняющая» ответчиком не представлены.

В отзыве на заявление, а также в ходе предварительного судебного заседания, ответчик по заявленному требованию возражал, указывая, что учреждение не входит в систему МЧС России, однако сотрудники учреждения (спасатели) имеют право на получение льготной пенсии, в связи с чем представленные в Пенсионный фонд сведения являются достоверными.

Определением от 26.11.2021 произведена процессуальная замена стороны по делу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске Республики Алтай на правопреемника –  Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (далее – Пенсионный фонд, Отделение).

К судебному заседанию от Пенсионного фонда поступили дополнительные пояснения с приложением копии решений о прекращении выплаты пенсии, доказательства их направления ответчику.

В настоящем судебном заседании представитель Пенсионного фонда заявленное требование поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель учреждения по заявленному требованию возражал по изложенным в отзыве доводам.

Исследовав материалы дела, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению.

Как видно из материалов дела, КУ РА «УГОЧС и ПБ в Республике Алтай» зарегистрировано в Пенсионном фонде в качестве страхователя.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

На основании пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователь обязан ежегодно не позднее 1 марта, следующего за отчетным годом, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Сведения подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, за период с 2017 по 2018 годы - №3п от 11.01.2017, с 2019 года - №507п от 06.12.2018.

Согласно статье 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как следует из материалов дела, учреждением в Пенсионный фонд были представлены следующие сведения:

- 12.02.2019 сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-СТАЖ «исходная» и «дополняющая» за 2018 год, в том числе в отношении 20 застрахованных лиц с указанием кода оснований условий досрочного назначения пенсии 27-СП;

- 17.02.2020 сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ «исходная» за 2019 год, в том числе в отношении 17 застрахованных лиц с указанием кода оснований условий досрочного назначения пенсии 27-СП;

- 17.02.2021 сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ «исходная» за 2020 год, в том числе в отношении 15 застрахованных лиц с указанием кода оснований условий досрочного назначения пенсии 27-СП.

В период с 21.04.2021 по 17.05.2021 Пенсионным фондом проведена документальная проверка достоверности и полноты представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2 Закона № 27-ФЗ.

В результате проверки было установлено, что страхователем в нарушение требований Постановления № 3п и Постановления № 507п указан код оснований условий досрочного назначения пенсии 27-СП.

Согласно разъяснениям постановлений №3п и №507п, код "Условия досрочного назначения страховой пенсии: основание", используемый при заполнении форм СЗВ-СТАЖ, проставляется в случае работы застрахованного лица спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Постановление Правительства № 665).

В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, правом на назначение страховой пенсии по старости ранее общеустановленного возраста пользуются лица, проработавшие не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России).

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций (Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 551-О-П).

В соответствии с Уставом КУ РА «УГОЧС и ПБ в Республике Алтай» от 14.11.2011, предметом деятельности учреждения является обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Республики Алтай в сфере обеспечения на территории Республики Алтай реализации мероприятий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Учредителем являлось Правительство Республики Алтай.

В соответствии с Уставом КУ РА «УГОЧС и ПБ в Республике Алтай» от 28.02.2020, предметом деятельности учреждения является исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий Республики Алтай в области защиты населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Учредителем является Республика Алтай.

Таким образом, учреждение не входит в круг профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России).

Представитель учреждения в ходе судебного разбирательства указанный факт не оспаривал.

С учетом изложенного, КУ РА «УГОЧС и ПБ в Республике Алтай» неправомерно указан код 27-СП в формах отчетности СЗВ-СТАЖ за 2018-2020 годы в отношении 52 застрахованных лиц.

В соответствии с пунктом 18 постановления Правления ПФ РФ от 15.10.2019 № 519п «Об утверждении Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет» (далее по тексту - Порядок осуществления корректировки), при выявлении неполноты (недостоверности) сведений по результатам проведенной территориальным органом ПФР проверки в отношении сведений, представленных страхователем, осуществляющим деятельность, территориальный орган ПФР по месту регистрации страхователя: направляет уведомление страхователю; производит внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (на основании сведений, представленных страхователем в целях устранения имеющихся расхождений) в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.

Согласно пункту 15 Порядка осуществления корректировки, корректировка сведений персонифицированного учета по вопросу уточнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, в отношении сведений за периоды работы у страхователя, осуществляющего деятельность, производится путем выполнения территориальным органом ПФР по месту регистрации страхователя процедуры по приему и включению в индивидуальный лицевой счет зарегистрированного лица сведений персонифицированного учета, представленных страхователем в соответствии с уведомлением, в целях устранения имеющихся расхождений.

21.05.2021 Пенсионным фондом принято решение № 80 о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет. Указанное решение вместе с уведомлением об устранении ошибок было направлено ответчику по телекоммуникационным каналам связи 25.05.2021 и получено им 25.05.2021, что подтверждается реестром документов и извещением о доставке.

До настоящего времени сведения по форме СЗВ-СТАЖ «дополняющая» за 2018- 2020 годы ответчиком не представлены.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения страхователем срока представления в Пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-СТАЖ «дополняющая» за 2018, 2019 и 2020 годы в отношении 52 застрахованных лиц.

Расчет финансовых санкций проверен судом и признан правильным. Требование о добровольной уплате финансовых санкций учреждением исполнено не было.

Судом установлено, что Пенсионным фондом соблюден порядок привлечения КУ РА «УГОЧС и ПБ в Республике Алтай» к ответственности. Решения Пенсионного фонда о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, и взыскании финансовых санкций, принятые по результатам проверки, вступили в силу и не были оспорены.

С учетом этого, требование Пенсионного фонда является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с Казенного учреждения Республики Алтай "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Республике Алтай" (ОГРН 1070411001429, ИНН 0411130775, адрес: пр-кт. Коммунистический, д. 115/1, г. Горно-Алтайск) в пользу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 15/1 пом. 4) финансовые санкции в сумме 26 000 (двадцать шесть тысяч) рублей по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Республике Алтай (ОПФР по Республике Алтай, л/сч 04774П77000), ИНН/КПП получателя: 0400000291/041101001, Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Алтай г. Горно-Алтайск, БИК банка получателя: 018405033; ЕКС: 40102810045370000071; Казначейский счет: 03100643000000017700, назначение платежа ПФР. Штрафы, регистрационный номер ПФР 004-001-027214.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Алтай.

Судья                                                                                                А.А. Борков