649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Горно-Алтайск 08 декабря 2021 года | Дело № А02-221/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2021 года. В полном объеме решение изготовлено 08 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Соколовой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Букачаковой В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению финансового управляющего Шарковой Натальи Николаевны – Артеменко Юрия Валерьевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай (ОГРН 1040400770475, ИНН 0411119740, ул. Ленина, д. 226/1, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) о признании незаконным бездействия Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Алтай, выразившегося в отказе погашения арестов на транспортное средство, зарегистрированное за Шарковой Н.Н., марки TOYOTACOROLLAFIELDER, 2006 года выпуска, номер кузова NZE141-9002117,
при участии представителей:
финансового управляющего ФИО1 ФИО2 – личность установлена (в режиме онлайн);
Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай – ФИО3, по доверенности от 13.05.2020 сроком до 31.12.2021, копия диплома ВСВ 1496641, рег. № 413 от 28.06.2007,
установил:
финансовый управляющий ФИО1 – ФИО2 (далее – заявитель, финансовый управляющий) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Алтай (далее – УГИБДД), выразившегося в отказе погашения арестов на транспортное средство, зарегистрированное за ФИО1, марки TOYOTACOROLLAFIELDER, 2006 года выпуска, номер кузова NZE141-9002117, и обязании погасить записи об аресте указанного транспортного средства.
Определением от 31.03.2021 суд привлек Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай (далее - УФССП по РА) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 17.08.2021 суд принял к рассмотрению ходатайство заявителя об уточнении заявленного требования о признании незаконным бездействия Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Алтай, выразившееся в отказе снять ограничения на транспортное средство, зарегистрированное за ФИО1, марки TOYOTACOROLLAFIELDER, 2006 года выпуска, номер кузова NZE141-9002117.
Определением от 27.08.2021 произведена замена ответчика - Министерства внутренних дел по Республике Алтай на Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай (далее – УФССП по РА), судебное разбирательство было отложено на 24.09.2021.
Определением суда от 13.09.2021 произведена замена судьи Кулаковой Л.А. на судью Соколову А.Н. в деле №А02-221/2021.
К судебному заседанию от Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай поступили возражения. Указано, что в рамках исполнительного производства В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об испол -нительном производстве», пунктами 22, 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» судебный пристав-исполнитель, в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа, вынес постановление о запрете на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства должника.
17.03.2016 исполнительное производство №7290/14/04006-ИП уничтожено, в связи с истечением сроков хранения.
Сведения о нахождении исполнительного производства №6410/16/04006-ИП на исполнении согласно информации АИС ФССП России отсутствуют.
Информация о наличии действующих запретов на регистрационные действия в отношении транспортных средств, в адрес УФССП по Республике Алтай не поступала.
Направление постановлений Федеральной службой судебных приставов в форме электронного документооборота в органы ГИБДД осуществляется в рамках межведомственного соглашения № 12/14-21/1/11806. Данное соглашение заключено с целью упрощения порядка обмена сведениями, содержащимися в автоматизированных информационных системах сторон, которые представляют взаимный интерес и необходимы для использования в служебной деятельности при выполнении возложенных задач, но не исключает направление процессуальных документов на бумажном носителе.
17.03.2016 исполнительное производство №7290/14/04006-ИП уничтожено, в течением сроков хранения. Сведения о нахождении исполнительного производства №6410/16/04006-И1}} нении согласно информации АИС ФССП России так же отсутствуют. С заявлением о снятии действующих запретов на регистрационные действия в отношении транспортного средства, в УФССП России по Республике Алтай финансовый управляющий ФИО2 не обращался.
УФССП по РА узнало о наличии действующих ограничений на указанное средство и необходимости принятия мер по их отмене, в результате привлечения в качестве третьего лица к участию в деле, с назначением судебного заседания на При этом меры по отмене постановлений о запрете на регистрационные действия приняты 15.05.2021,- вынесены постановления об отмене постановлений о запрете регистрационных действий, которые направлены для исполнения в органы ГИБДД 24.05.2021. Согласно информации МВД по Республике Алтай, исполнить данные не представляется возможным в связи с отсутствием технической возможности. При этом, в связи с уничтожением материалов указанных исполнительных возможность электронного документооборота со стороны УФССП по РА так же исключена.
Транспортное средство поступило в конкурсную массу и было реализовано, в связи с чем, ФИО1 не принадлежит, в конкурсную массу не входит, а значит интересы финансового управляющего, а так же ФИО1 указанными ограничениями не затрагиваются, права не нарушаются, право на обращение в суд финансового управляющего ФИО2, в данном случае, законом не предусмотрено. При этом, финансовым управляющим предоставлены документы об оплате начисленного налога на транспортное средство за 2019 год в размере 2 310 рублей, за 2020 год - 2 310 рублей, за 2021 год - 1027 рублей. По его мнению ,уплата налога в размере 1 604-50 рублей возникла по вине судебного пристава-исполнителя и повлекла нарушение его прав как финансового управляющего, в связи с уменьшением конкурсной массы. Уменьшение конкурсной массы может повлечь нарушение прав одного из кредиторов, но не финансового управляющего имеющего иной правовой статус, задачей которого является удовлетворение требований кредиторов за счет конкурсной массы должника. Учитывая, что дело о банкротстве должника ФИО1 не завершено, до настоящего времени проводятся мероприятия по формированию конкурсной массы, при этом истец является финансовым управляющим, необходимо наличие доказательств, подтверждающих утрату возможности удовлетворить требования кредиторов, в связи с выплатой текущего платежа по налогам в размере 1 604 р. 50 коп.. Таким образом, уменьшение конкурсной массы не свидетельствует о неудовлетворении требований кого-либо из кредиторов ФИО1, в частности в размере 1604 р. 50 коп., в связи с чем, вывод о нарушении прав финансового управляющего б этой части, считаем преждевременным.
От финансового управляющего поступило уточнение заявленных требований, просит признать незаконным бездействие УФССП по РА, выразившееся в неисполнении законных требований о снятии наложенных в ходе исполнительного производства арестов на имущество должника – гражданина и иных ограничений на распоряжение этим имуществом, а также письменные пояснения, где указано, что в ходе процедуры банкротства финансовым управляющим было реализовано имущество должника: легковой автомобиль ToyotaCorollaFielder 2006 г.в., цвет белый, номер кузова NZE141-9002117, модель двигателя 1NZ-C376918, ПТС серия 25 УЕ №214140. 11.09.2020 г. был заключен договор купли-продажи.Так как на вышеуказанном транспортном средства имелись ограничения, наложенные службой судебных приставов покупатель длительное время не мог перерегистрировать на себя транспортное средство. Неснятие с регистрационного учета транспортного средства привело таким образом к росту текущей задолженности по транспортному налогу и уменьшении конкурсной массы в процедуре банкротства ФИО1 Так, согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту-НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. В соответствии с положениями статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы (мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах) и налоговой ставки. При этом сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (то есть - подразделением ГИБДД МВД России). Следовательно, до тех пор, пока транспортное средство не снято с учета и Управление ГИБДД ГУ МВД России по Республике Алтай не представит новые данные в налоговый орган плательщиком транспортного налога оставался формальный, а не фактический его владелец, то есть ФИО1. Ограничения на регистрационные действия в отношении транспортного средства были сняты лишь 30.07.2021, ФИО4 не имел возможности с 01.10.2020 по 30.07.2021 внести изменения в регистрационные данные в связи со сменой владельца транспортного средства, а также эксплуатировать на дорогах общего пользования, кроме того, на транспортное средство продолжал начисляться транспортный налог, который является текущим платежом и погашается за счет конкурсной массы должника вне очереди. Размер транспортного налога за период с 01.10.202 по 30.07.2021 составил 1 283 руб.
Определением от 19.10.2021 суд привлек в качестве соответчика старшего пристава Усть-Коксинского районного отдела УФССП по РА.
В настоящем судебном заседании финансовый управляющий поддержал уточненное заявление, пояснив, что из-за того, что службой судебных приставов ограничение было снято несвоевременно, начислен транспортный налог за 2020 год., который является текущим платежом и подлежит погашению за счет конкурсной массы. Так, согласно ответу УФНС России по Республике Алтай от 18.10.2021 текущий налог за 2020 год составил 2 310 руб., налог за 2021 год 1027 рублей.
Представитель Управления возражал, по основаниям, изложенным в отзыве. Считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению, поскольку аресты сняты со спорного автомобиля, а нарушение прав финансовый управляющий не доказал.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Алтай от 01.02.2019 по делу № А02-2247/18 ФИО1 признана несостоятельной (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим утвержден ФИО2.
В ходе процедуры банкротства финансовым управляющим было реализовано имущество должника: легковой автомобиль ToyotaCorollaFielder 2006 г.в., цвет белый, номер кузова NZE141-9002117, модель двигателя 1NZ-C376918, ПТС серия 25 УЕ №214140.
11.09.2020 был заключен договор купли-продажи указанного автомобиля с ФИО4.
Однако новый владелец автомобиля не смог зарегистрировать за собой транспортное средство, а финансовый управляющий снять транспортное средство в связи с наличием ограничений в виде запрета на производство регистрационных действий. Новый собственник транспортного средства неоднократно обращался в адрес финансового управляющего с требованием предпринять, какие либо действия для снятия наложенных ограничений.
Согласно ответу Министерства внутренних дел по Республике Алтай от 23.10.2020 года № 3/502407489322, а также информации, представленной на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России, по базе ГИБДД на вышеуказанное транспортное средство были наложены аресты в рамках исполнительных производств №640/16/04006-ИП от 26.01.2016 и №7290-14-04006-ИП от 16.09.2014.
Финансовый управляющий направил в ГИБДД по Республике Алтай требование о снятии наложенных в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника - гражданина, и иные ограничения распоряжения этим имуществом.
В ответ на заявление финансового управляющего были получены ответы МВД по Республике Алтай от 23.10.2020, 25.01.2021, согласно которым на спорный автомобиль 18.09.2014 и 15.01.2018 судебными приставами наложены запреты на осуществление регистрационных действий. Для снятия запретов необходимо обратиться судебным приставам-исполнителям. МВД не имеет возможности снятия запретов ввиду отсутствия права доступа.
05.02.2019 финансовым управляющим в адрес УФССП России по Республике
Алтай (исх. № 11-02/2247/2018), Усть-Канского РОСП (исх. № 14-02/2247/2018), Усть-
Коксинского РОСП (исх. № 13-02/2247/2018) были направлены уведомления-запросы, где
финансовый управляющий просил в том числе, снять наложенные в ходе
исполнительного производства аресты на имущество должника - гражданина и иные
ограничения на распоряжение этим имуществом. К уведомлениям были приложены копии
решения арбитражного суда о признании ФИО1 несостоятельной (банкротом) и
об утверждении финансового управляющего.
Однако данные уведомления были оставлены без ответа и исполнения.
Считая указанное бездействие незаконным, нарушающим права должника и кредиторов, финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании незаконными решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц, вправе обратиться в арбитражный суд лица, полагающие, что такие решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 01.02.2019 ФИО1. признана несостоятельной (банкротом), введена процедура реализации имущества-гражданина. Финансовым управляющим утвержден ФИО2
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее-Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
На основании пункта 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - VII, VII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI данного Закона.
В силу пункта 2 статьи 213.24 Закона о банкротстве, в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 213.25 Закона банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве.
С даты признания гражданина банкротом снимаются ранее наложенные аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина (абзац четвертый части 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
Судом установлено, что финансовым управляющим 05.02.2019 в адрес УФССП по РА, Усть-Коксинского районного отдела судебных приставов и Усть-Канского отдела судебных приставов были направлены уведомления, содержащие требование о снятии всех ограничений и арестов с имущества должника ФИО1 с приложением копии решения о признании ФИО1 банкротом.
Указанные уведомления были получены УФССП по РА- 20.02.2019, Усть-Коксинским РОСП -14.02.2019, Усть-Канским РОСП -14.02.2019., межрайонным отделом судебных приставов-исполнителей по исполнению особых исполнительных производств и розыску РА-20.02.2019
По смыслу положений Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) при получении копии решения арбитражного суда о признании гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, банкротом и введении реализации имущества гражданина судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство по исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, о взыскании алиментов, о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и иные ограничения распоряжения этим имуществом (статья 69.1).
Действия в связи со снятием ареста совершаются судебным приставом-исполнителем в разумный срок после получения копии решения.
В связи с неосуществлением действий по снятию ограничений со спорного автомобиля, финансовый управляющий 02.11.2020 повторно направил в адрес Усть-Канского РОСП требование №61-02-2247/2018 от 01.11.2020 о снятии арестов и иных ограничений с имущества должника (л.д.67, т.1).
23.12.2020 от отдела был получен ответ, согласно которому все аресты сняты с имущества ФИО1
Вместе с тем, как следует из материалов дела, 24.07.2020 финансовым управляющим объявлены торги по реализации имущества
должника - легковой автомобиль ToyotaCorollaFielder 2006 г.в., цвет белый, номер кузова
NZE141-9002117, модель двигателя 1NZ-C376918, ПТС серия 25 УЕ №214140.
08.09.2020 подведены итоги торгов, победителем признан ФИО4.
11.09.2020 между ФИО1 в лице финансового управляющего ФИО2 и ФИО4 был заключен договор №2-А02-2247/18 купли-продажи транспортного средства, транспортное средство передано покупателю имущества по акту приема-передачи 01.10.2020.
Однако покупатель не смог зарегистрировать за собой транспортное средство, а финансовый управляющий снять транспортное средство в связи с наличием ограничений в виде запрета на производство регистрационных действий.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела (ответами МВД по РА от 23.10.2020, 25.01.2021, обращениями ФИО4 от 28.09.2020, 14.01.2021).
Судом установлено, что лишь 15.05.2021 были вынесены постановления об отмене постановлений о запрете на регистрационные действия в отношении транспортного средства (л.д.98, 99, т.1)..
Согласно представленной МВД по РА карточке учета АМТС, ограничения, наложенные 18.09.2014, сняты 30.07.2021 (л.д.134, т.1).
Таким образом, судебными приставами-исполнителями не были предприняты своевременные меры, в результате чего арест с имущества ФИО1 был снят лишь после обращения финансового управляющего в арбитражный суд.
Таким образом, длительное неисполнение требований Закона о банкротстве, Закона об исполнительном производстве, о снятии арестов и иных ограничений в отношении имущества должника банкрота, подтверждается материалами дела. Следовательно, оспариваемое бездействие не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы не только самого должника, но его кредиторов, поскольку на транспортное средство продолжал начисляться транспортный налог, который по смыслу пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве является текущим платежом и погашается за счет конкурсной массы должника вне очереди. Транспортный налог физических лиц исчисляют налоговые органы на основании сведений, которые представляют органы и иные лица, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2012 N 14341/11, объектом налогообложения транспортным налогом являются зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства. Уведомление налогового органа императивно возлагает на налогоплательщика обязанность по уплате налогов, неисполнение которой признается правонарушением. Направление налогоплательщику налогового уведомления является первоначальной и обязательной стадией в процедуре взыскания налога, как в бесспорном, так и судебном порядке, в соответствии с требованиями НК РФ.
Доводы Управления об отсутствии предмета спора ввиду снятия арестов, судом отклоняются.
Исходя из положений главы 24 АПК РФ, пункта 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", законность оспариваемых ненормативного правового акта, соответственно решения, действия (бездействия) подлежит проверке на момент принятия акта, совершения оспариваемого действия (бездействия).
В судебном заседании установлено, что отмена мер по ограничению распоряжения имуществом, принадлежащим должнику, была осуществлена службой судебных приставов-исполнителей 15.05.2021 года - после подачи заявителем в суд настоящего заявления – 16.02.2021 и привлечения Управления к участию в деле 31.03.2021.
Добровольное устранение заинтересованным лицом последствий своего бездействия, не свидетельствует о прекращении нарушения прав и законных интересов заявителя.
Отмена мер по ограничению распоряжения имуществом, принадлежащим должнику, по существу свидетельствует о признании заинтересованным лицом заявленного финансовым управляющим требования, а не свидетельствует об отсутствии предмета спора.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд признает оспариваемое бездействие службы судебных приставов незаконным.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление финансового управляющего ФИО1 – ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Усть-Канского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, выразившееся в неисполнении требований финансового управляющего гражданки ФИО1 ФИО2 о снятии арестов с имущества должника и иных ограничений на распоряжение этим имуществом.
Возвратить финансовому управляющему ФИО2 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную по платежному поручению №883904 от 21.02.2021. Выдать справку.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через Арбитражный суд республики Алтай.
Судья А.Н. Соколова