НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 29.01.2009 № А51-12659/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ 

  г. Владивосток, ул. Светланская, 54

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело №   А51-12695/08 - 4-318

«29» января 2009 г.

Арбитражный суд Приморского края в составе   судьи Нестеренко Л.П.

рассмотрел   29 января 2009 г. в судебном заседании

при ведении протокола   судьей Нестеренко Л.П.

дело по заявлению   ЗАО СК «Восход»

к   Департаменту имущественных отношений Приморского края

об   оспаривании бездействия

при участии в заседании:   от заявителя – адвокат Юрченко Л.А. (доверенность от 14.12.2005 г.), от ответчика – консультант отдела правового обеспечения Пламадяла С.В. (доверенность от 12.05.2007 № 59/1-20-1895)

Закрытое акционерное общество Спорткомплекс «Восход» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Приморского края, выразившегося в уклонении от рассмотрения по существу заявки Общества на выкуп арендованного государственного имущества, сданного в аренду по договору от 27.12.1989 г., и об обязани ответчика в десятидневный срок со дня принятия решения принять решение о выкупе арендованного по договору от 27.12.1989 г. имущества и совершить все необходимые действия, предусмотренные пунктом 2 приложения к письму Госкомимущества России от 29.01.1993 № АЧ-2/586 «О приватизации имущества государственных, муниципальных предприятий, сданного в аренду, и о преобразовании предприятия, созданного членами трудового коллектива государственного, муниципального предприятия (подразделения) на основе аренды имущества этого предприятия (подразделения) и заключившими договор аренды, в акционерное общество открытого типа, товарищество (с учетом уточнения заявителем требований, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

В судебном заседании заявитель требования поддержал, ссылаясь на то, что договор аренды с правом выкупа был заключен 27.12.1989 г. с арендным предприятием, созданным в соответствии с Основами законодательства Союза ССР об аренде и приказом Госкомспорта РСФСР от 30.02.1989 № 175 «О переводе спортивно-зрелищных и физкультурно-оздоровительных предприятий и спортивных сооружений на новые условия хозяйствования», заявка на выкуп арендованного имущества была подана в ноябре 2005 года, а отказ в приватизации арендованного имущества решением арбитражного суда признан незаконным.

Заявитель утверждает, что создание акционерного общества закрытого типа на базе арендного предприятия было произведено в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который не предусматривал такую организационно-правовую форму юридического лица, как арендное предприятие. Преобразование предприятия в открытое акционерное общество должно быть произведено в процессе приватизации, в которой ответчиком было отказано.

ЗАО полагает, что ответчик совершает незаконное бездействие, не разрешая вопросы, поставленные в заявке о приватизации, по существу, чем нарушает право Общества на выкуп арендованного имущества, препятствует планированию дальнейшей работы спорткомплекса.

Департамент имущественных отношений Приморского края требования ЗАО не признал, полагая, что ранее действовавший в отношении спорного имущества способ приватизации – преобразование предприятия-арендатора в открытое акционерное общество – должен быть осуществлен по правилам, установленным действующим законодательством. Указал, что письмо Госкомимущества РФ от 29.01.1993 № АЧ-2/586, которым были определены порядок и условия преобразования предприятия в открытое акционерное общество, не подлежит применению после 01.01.2009 г.

По мнению ответчика, решение о преобразовании акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа может быть принято лишь общим собранием акционеров, до этого момента Департамент не вправе принимать какие-либо решения и предпринимать действия в отношении спорного имущества до самостоятельного преобразования ЗАО СК «Восход» в открытое акционерное общество.

При рассмотрении дела суд установил, что 26.12.1989 г. на основе хозрасчетного объединения Спорткомплекс «Восход» было образовано арендное предприятие, устав которого принят общим собранием коллектива 26.12.1989 г., зарегистрирован в Советском райфинотделе и утвержден исполкомом Советского района г. Владивостока.

27.12.1989 г. арендное предприятие заключило с Крайспорткомитетом договор об арендных отношениях, в соответствии с которым обязалось принять в аренду производственные сооружения, оборудование, основные фонды и материальные ценности, находящиеся на балансе Спорткомплекса, общей балансовой стоимостью 2769,2 тыс. руб. и содержать их в полном соответствии с правилами технической эксплуатации и в надлежащем состоянии (пункт 1.1). Договор заключен на 1990-2005 годы сроком на 15 лет и вступает в силу с 01.01.1990 г. (пункт 1.11). В преамбуле договора указано, что договор является долгосрочным с последующим выкупом спортсооружения в собственность коллектива.

02.07.1993 г. состоялось общее собрание коллектива арендного предприятия Спорткомплекс «Восход», на котором было решено преобразовать арендное предприятие в акционерное общество-товарищество, коллективную собственность арендного предприятия распределить среди работников арендного предприятия в форме паев в соответствии с их трудовым вкладом.

20.12.1993 общим собранием коллектива арендного предприятия был заключен учредительный договор о создании акционерного общества закрытого типа Спортивный комплекс «Восход», основными целями деятельности которого определено в числе прочего осуществление выкупа государственного имущества по договору аренды на 01.01.1990 г. (пункт 2.1.2 договора), а также утвержден Устав АОЗТ, который затем 24.01.1994 г. был зарегистрирован администрацией Советского района г. Владивостока. Согласно пункту 2 этого устава АОЗТ является правопреемником арендного предприятия Спорткомплекс «Восход».

В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» общество изменило организационно-правовую форму, 18.07.1996 г. постановлением главы администрации Советского района г. Владивостока № 60 зарегистрировано Закрытое акционерное общество СК «Восход».

01.11.2005 г. заявитель подал ответчику заявку на выкуп арендованного имущества спорткомплекса «Восход». Рассмотрев заявку, ответчик письмом от 27.02.2006 № 53/1-20-575 сообщил Обществу об отказе в приватизации арендованного имущества, сославшись на то, что положения договора о выкупе имущества утратили силу.

Посчитав, что отказ в приватизации имущества не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ЗАО СК «Восход», Общество оспорило его в арбитражном суде.

Решением арбитражного суда Приморского края от 31.08.2007 по делу № А51-3779/2006 – 29-139, вступившим в законную силу 11.04.2008 согласно постановлению Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-А51/08-1/931, решение Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края об отказе в приватизации, оформленное письмом от 27.02.2006 № 53/1-20-575, признано незаконным в связи с несоответствием Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества».

30.07.2008 ЗАО СК «Восход» направило в Департамент имущественных отношений письмо № 52, в котором просило сообщить о принятом решении по ранее поданной заявке на выкуп арендованного имущества от 01.11.2005 г.

Поскольку ответ на данное письмо получен не был, заявитель письмом от 22.09.2008 № 60 на имя Губернатора Приморского края (и в копии ответчику) обратил внимание адресатов на необходимость исполнить судебный акт, просил разобраться в сложившейся ситуации и принять меры к исполнению решения суда.

На данные письма заявитель получил от Департамента имущественных отношений ответ от 20.10.2008 № 53/2-18-3127, в котором ответчик изложил свое мнение о том, что поскольку в резолютивной части решения суда от 31.08.2007 по делу № А51-3779/2006 – 29-139 не содержится указание на обязанность государственного органа устранить нарушение прав Общества и не определен порядок исполнения решения, то это решение не несет никаких правовых последствий. Заявителю предложено разрешить спорный вопрос в судебном порядке.

В связи с изложенным Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Приморского края, выразившегося в уклонении от принятия решения о выкупе ЗАО СК «Восход» арендованного имущества.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя.

Так, в соответствии с пунктом 12 статьи 43 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в случае заключения договора аренды с правом выкупа до вступления в силу данного закона выкуп государственного имущества осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества:

1) в сроки, установленные договором аренды с правом выкупа, если в нем содержатся условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения;

2) в течение шести месяцев с даты вступления в силу данного закона, если договор аренды с правом выкупа не содержит условий о размере выкупа, сроках и порядке его уплаты посредством:

внесения арендуемого государственного имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, созданного совместно с арендатором с предоставлением последнему права первоочередного приобретения акций указанного общества, если рыночная стоимость арендованного имущества на дату подачи заявления составляет свыше 10 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Порядок определения стоимости указанных акций, сроки и порядок их оплаты определяются в соответствии с данным федеральным законом;

заключения дополнительного соглашения, предусматривающего условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения, если рыночная стоимость арендуемого имущества на дату подачи заявления составляет 10 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и ниже.

В случае если по истечении сроков, установленных договором или этим пунктом закона, не поступит заявление арендатора, нереализованные положения таких договоров о выкупе утрачивают силу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, действовавших на момент заключения договора аренды от 27.12.1989 г., арендатор вправе полностью или частично выкупить арендованное имущество. Условия, порядок и сроки выкупа определяются договором аренды.

Договором аренды от 27.12.1989 г. срок выкупа определен: по окончании срока действия договора.

Действительно, заявка на приватизацию арендованного имущества была подана ЗАО СК «Восход», то есть юридическим лицом, преобразованным в закрытое акционерное общество, однако в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 14.10.1992 № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» выкуп государственного (муниципального) имущества, сданного в аренду, осуществляется арендаторами, организационно-правовая форма которых приведена в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Организационно-правовая форма юридического лица «арендное предприятие» не была предусмотрена названным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» с даты вступления в силу этого закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном данным законом, за исключением случаев, если до указанной даты размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества. В этих случаях сделки на основании такого информационного сообщения или оферты должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством о приватизации.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Приморского края от 31.08.2007 по делу № А51-3779/2006 – 29-139, в котором участвовали те же лица, установлено, что АОЗТ СК «Восход» подавало заявку на приватизацию арендованного имущества 16.02.1994, постановлением от 22.11.1994 № 285 Комитет по управлению имуществом Приморского края отказал в приватизации государственного имущества, арендуемого акционерным обществом, в связи с тем, что по условиям договора аренды от 27.12.1989 право выкупа предусматривается после окончания срока договора (то есть после 2005 года). Позднее ЗАО СК «Восход» письмом от 21.03.2005 г. вновь обратилось в Комитет по управлению государственным имуществом с письмом о рассмотрении вопроса о способе выкупа приватизированного имущества, на что ответчик сообщил, что согласно дополнительному соглашению от 01.03.1994 № 417 к договору аренды до 27.12.2005 г. действуют положения договора, регулирующего арендные отношения.

Судом в решении от 31.08.2007 по делу № А51-3779/2006 – 29-139 установлено, что заявитель направил оферту на заключение сделки приватизации до вступления в силу Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», поэтому он вправе реализовать свое право на выкуп арендованного имущества в соответствии с ранее действовавшим законодательством о приватизации.

Согласно пункту 7 Указа Президента Российской Федерации от 14.10.1992 № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» выкуп имущества по договорам аренды с правом выкупа, заключенным до вступления в силу Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», в которых не определены или сроки, или величина, или порядок, или условия внесения выкупа, в случаях, когда стоимость государственного (муниципального) имущества, указанная в договоре, на момент сдачи его в аренду составляла более 1 млн. руб., осуществляется путем преобразования предприятия-арендатора в акционерное общество открытого типа.

Тот факт, что в настоящее время предприятие-арендатор имеет организационно-правовую форму «закрытое акционерное общество», не является препятствием к заключению сделки приватизации.

Действительно, исходя из положений статьи 57 Гражданского кодекса РФ, статей 15, 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерное общество может быть реорганизовано по решению его акционеров. Орган управления государственным имуществом не имеет полномочий решать вопросы о реорганизации акционерных обществ, акционером которых он не является. Вместе с тем, юридическое лицо – арендатор государственного имущества не может утратить право на приватизацию этого имущества лишь в связи с тем обстоятельством, что к моменту истечения срока аренды, после которого у предприятия-арендатора возникло право на выкуп арендованного имущества, оно привело свою организационно-правовую форму в соответствие с действующим законодательством. Основанием для принятия Обществом решения о преобразовании с целью приватизации арендованного имущества должно явиться решение о приватизации этого имущества, принятое органом управления государственным имуществом.

Порядок преобразования в акционерное общество открытого типа (в настоящее время – открытое акционерное общество) предприятия, созданного членами трудового коллектива на основе аренды имущества государственного, муниципального предприятия и заключившими договор аренды с правом выкупа до вступления в силу Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», урегулирован соответствующими подпунктами пункта 2 Разъяснений о приватизации имущества государственных, муниципальных предприятий, сданного в аренду, и о преобразовании предприятия, созданного членами трудового коллектива государственного, муниципального предприятия (подразделения) на основе аренды имущества этого предприятия (подразделения) и заключившими договор аренды, в акционерное общество открытого типа, товарищество, приложенных к письму Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 29.01.1993 № АЧ-2/586 (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.1993 № 210).

Ни пункт 12 статьи 43 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», ни Указ Президента Российской Федерации от 14.10.1992 № 1230, ни установленный Письмом от 29.01.1993 № АЧ-2/586 порядок не связывают возможность преобразования предприятия-арендатора государственного имущества с какой-либо организационно-правовой формой этого юридического лица.

Данный порядок в силу части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ может быть применен к спорным правоотношениям, учитывая, что нормативный правовой акт, регулирующий такие отношения, при приватизации государственного имущества на уровне субъекта Российской Федерации (Приморский край) не принят.

Ссылку ответчика на то, что согласно Приказу Минэкономразвития России от 30.10.2008 № 371 Письмо Госкомимущества России от 29.01.1993 № АЧ-2/568 признано не подлежащим применению, судом не принимается, поскольку ЗАО СК «Восход», как установлено судом, вправе выкупить арендованное имущество в соответствии с ранее действовавшим законодательством о приватизации.

Кроме того, данное письмо действовало как на момент принятия ответчиком отказа в приватизации арендованного имущества, так и к моменту признания этого отказа недействительным в судебном порядке.

Согласно статье 14 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» решение о приватизации или об отказе в приватизации предприятия должно быть принято соответствующим комитетом в месячный срок с момента регистрации заявки. Данное решение опосредует дальнейшие действия уполномоченного органа и коллектива предприятия, подавшего заявку.

Статьей 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» также предусмотрено принятие решений о приватизации конкретного имущества, в котором определяются условия приватизации.

Такое решение Департаментом имущественных отношений Приморского края по заявке ЗАО СК «Восход» от 31.10.2005 № 36 до настоящего времени не принято.

Решением суда от 31.08.2007 по делу № А51-3779/2006 – 29-139 установлено отсутствие оснований для отказа Обществу в приватизации арендованного имущества. Ссылка ответчика в письме от 20.10.2008 № 53/2-18-3127 на то, что это решение не несет правовых последствий, противоречит статье 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Таким образом, ответчик обязан принять решение о приватизации арендованного ЗАО СК «Восход» имущества, которое может обусловить решение акционерами Общества вопроса о преобразовании юридического лица и совершение дальнейших действий в соответствии с пунктом 2 приложения к Письму Госкомимущества России от 29.01.1993 № АЧ-2/568.

В связи с предоставлением государственным органам льготы по уплате государственной пошлины согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» суд возвращает уплаченную заявителем государственную пошлину из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Приморского края, выразившееся в уклонении от рассмотрения по существу заявки закрытого акционерного общества Спорткомплекс «Восход» на выкуп арендованного государственного имущества, сданного в аренду по договору от 27.12.1989 г., в связи с его несоответствием Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Департамент имущественных отношений Приморского края в двухнедельный срок со дня принятия решения принять решение о выкупе арендованного по договору от 27.12.1989 г. имущества и совершить необходимые для приватизации имущества действия применительно к пункту 2 Разъяснений о приватизации имущества государственных, муниципальных предприятий, сданного в аренду, и о преобразовании предприятия, созданного членами трудового коллектива государственного, муниципального предприятия (подразделения) на основе аренды имущества этого предприятия (подразделения) и заключившими договор аренды, в акционерное общество открытого типа, товарищество, приложенных к письму Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 29.01.1993 № АЧ-2/586. Выдать исполнительный лист.

Возвратить ЗАО СК «Восход» из федерального бюджета 3000 руб. (Три тысячи рублей) государственной пошлины, уплаченной по платежным поручениям от 10.11.2008 № 572 на сумму 1000 руб., от 07.11.2008 № 571 на сумму 1000 руб., от 24.10.2008 № 562 на сумму 1000 руб.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Приморского края в месячный срок.

Судья Нестеренко Л.П.