НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 25.09.2018 № А51-16118/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-16118/2018

27 сентября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Краснова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лопуховой Е.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Приморское автодорожное ремонтное предприятие» (ИНН 2538099431, ОГРН 1062538079856, дата регистрации 05.04.2006)

к департаменту лесного хозяйства Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967, дата регистрации 11.09.2007)

об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 135-02/2017р от 12.07.2018,

при участии:

от заявителя – Носенко Е.В., паспорт, доверенность № 94/16 от 05.05.2016;

от департамента – Макаров А.Н., с/у, доверенность № 06 от 09.01.2018;

установил:акционерное общество «Приморское автодорожное ремонтное предприятие» (далее - заявитель, общество, АО «Примавтодор») обратилось в суд с заявлением об отмене постановления департамента лесного хозяйства Приморского края (далее – департамент, административный орган) по делу об административном правонарушении № 135-02/2017р от 12.07.2018.

Признав дело подготовленным, суд на основании статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению спора в судебном заседании в первой инстанции.

В судебном заседании 20.09.2018 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 25.09.2018.

Общество оспорило вынесенное департаментом постановление, просило прекратить производство по малозначительности либо снизить размер административного штрафа.

Департамент посчитал возможным применить малозначительность.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей заявителя и департамента, суд установил следующее.

24.10.2017 при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков, проведенного на основании приказа департамента лесного хозяйства Приморского края № 1175 от 13.10.2017, в квартале 80 выделах 17, 18 Шумнинского участкового лесничества Чугуевского лесничества, в районе 252 километра трассы 05Н-100 Осиновка – Рудная Пристань выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (ред. от 18.08.2016) «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», заключающиеся в не очистке полос отвода и непосредственно обочины автомобильной дороги, проходящей через лесные массивы, от горючих материалов (высокой травянистой растительности, сухих веток и сухостойных маломерных деревьев и их крон и др.). Указанные нарушения установлены в пожароопасный сезон, наступивший в лесах края после схода снежного покрова, в период особого противопожарного режима, введенного на территории Приморского края Распоряжением № 435-ра от 12 октября 2017 года.

АО «Примавтодор» в соответствии с Государственным контрактом от 09.04.2016 №333/16 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края и дорожных сооружений на них по III климатическому району, является подрядчиком на выполнение работ по содержанию автомобильных работ в Чугуевском районе Приморского края.

Исходя из изложенного, в отношении юридического лица АО «Примавтодор», при проведении работ по содержанию автомобильной дороги в районе 252 километра трассы 05Н-100 Осиновка – Рудная Пристань, проходящей через территорию Шумнинского участкового лесничества Чугуевского лесничества Чугуевского района Приморского края, усматриваются нарушения требований, предусмотренных п. 25 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417 (далее – Правила пожарной безопасности в лесах):

- в соответствии с п.25 Правил полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.

23.01.2018 уполномоченным должностным лицом департамента лесного хозяйства Приморского края в отсутствие законного представителя общества, при надлежащем его извещении, в отношении АО «Примавтодор» составлен протокол об административном правонарушении № 135-02/2017р по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.

12.07.2018 вынесено постановление № 135-02/2017р о привлечении АО «Примавтодор» к административной ответственности по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением департамента, общество обжаловало его в судебном порядке.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно частью 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 25 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.

Согласно распоряжению Администрации Приморского края № 435-ра от 12 октября 2017 года на территории Приморского края введен особый противопожарный режим.

Лица, виновные в совершении нарушений лесного законодательства РФ, несут, в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст.99 ЛК РФ).

По результатам осмотра лесного участка в квартале 80 выделах 17, 18 Шумнинского участкового лесничества Чугуевского лесничества, смежного с полосой отвода автодороги в районе 252 километра трассы 05Н-100 Осиновка – Рудная Пристань, установлено следующее:

Ширина асфальтового покрытия составляет 7 метров, общая ширина полосы дороги с придорожными полосами с правой и левой стороны дороги, определенных по следам расчистки кюветов в прошлые годы, составляет 28 метров.

В месте установки километрового столба – 252 км. в придорожной полосе имеются следы действующего лесного пожара на протяжении 95,0 м. (251,945 км. – 252,040 км.) на расстоянии от 4 до 7 метров до кромки асфальта, площадь лесного пожара в данном месте составляет 400 кв. м., во время действия пожара с 5 по 13 октября 2017 года. В данном месте полоса отвода автодороги является смежной части площади выдела 17 квартала 80 Шумнинского участкового лесничества Чугуевского лесничества.

В районе 252,040 км. в придорожной полосе (полосе отвода автодороги), на расстоянии от 4,5 до 6,0 м. от кромки асфальта на протяжении 20 м. находятся заросли сухой травяной растительности высотой 1,5-2,0 м., являющиеся потенциальным горючим материалом. Данный участок является смежным с частью площади выдела 17 квартала 80 Шумнинского участкового лесничества Чугуевского лесничества.

Также заросли сухой травянистой растительности высотой 0,5 - 1,5 м. расположены в полосе отвода автодороги в районе 251,900 – 252,060 км. на расстоянии от 5 до 7 метров от кромки асфальта. В полосе отвода (придорожной полосе) - 251,900-252,060 км. автодороги, имеются горючие материалы – сухие ветки, кроны упавших деревьев, находящиеся на расстоянии от 1,5 до 7 м. от кромки асфальта. Данный участок является смежным с частью площади выдела 18 квартала 80 Шумнинского участкового лесничества.

При осмотре полосы отвода (придорожной полосы) автодороги 05Н-100 Осиновка – Рудная Пристань на протяжении 3000 м. - в районе 248-251 километров указанной дороги, смежной выделами квартала 80 Шумнинского участкового лесничества Чугуевского лесничества по всей полосе отвода не убрана сухая трава, сухие ветки, ветровальные сухие деревья и другие горючие материалы, находящиеся на расстоянии 4 м.- 7 м. от кромки асфальта.

Исходя из информации департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края от 21.11.2017 №16/12034/5 средняя ширина полосы отвода дороги общего пользования регионального значения Осиновка-Рудная пристань (км.251 - км. 253) составляет 34 метра. Следовательно, все выявленные при осмотре полосы отвода нарушения – наличие горючих материалов, совершены в полосе отвода автомобильной дороги на участках непосредственно примыкающих к лесному фонду – к кварталу 80 к частям выделов 17, 18 Шумнинского участкового лесничества Чугуевского лесничества.

Таким образом, по результатам осмотра (обследования) лесного участка в квартале 80 частях выделов 17, 18 Шумнинского участкового лесничества Чугуевского лесничества, смежного с полосой отвода автодороги в районе 248 -252 километра трассы 05Н-100 Осиновка – Рудная Пристань установлены факты нарушения п.25 Правил пожарной безопасности в лесах, в части не очистки полосы отвода автомобильной дороги от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.

В соответствии с п. 16 «Перечня показателей, необходимых для расчета содержания автомобильных дорог в 2016-2017 годах» (приложение №2 к Техническому заданию Государственного контракта № 333/16 от 09.04.2016) показатель «содержание полосы отвода (скашивание травы на обочинах, откосах, кюветах, закюветных полках, очистка полосы отвода от кустарника, подлеска, мусора, различных предметов и навалов мусора) относится ко всем автомобильным дорогам края, на которых Государственным контрактом №333/16 от 09.04,2016 предусмотрено выполнение работ по содержанию автомобильных дорог.

Согласно «Ведомости объемов работ по содержанию 1 км. автодороги с усовершенствованным типом покрытия 1-5 категории в весенне-летне-осенний период 2016-2017 годы» (приложение №4 к Техническому заданию Государственного контракта № 333/16 от 09.04.2016) виды работ - скашивание травы, срезка кустарника на обочинах, откосах и резервах, очистка полосы отвода, вырубка кустарника и подлеска в полосе отвода в летний период входят в виды работ по содержанию автомобильных дорог определенных Государственным контрактом № 333/16 от 09.04.2016.

Как следует из «Сводного сметного расчета выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края....» к Государственному контракту № 333/16 от 09.04.2016 указанные автомобильные дороги на территории Чугуевского муниципального района относятся к автомобильным дорогам, на которых Государственным контрактом №333/16 от 09.04.2016 предусмотрено выполнение работ по содержанию автомобильных дорог. Исходя из информации департамента транспорта и дорожного строительства Приморского края от 02.03.2018 №16/2091/5 автомобильная дорога общего пользования регионального значения Осиновка – Рудная Пристань в Чугуевском муниципальном районе на участке 252 км. имеет III техническую категорию и асфальтобетонное покрытие.

АО «Примавтодор» в соответствии с Государственным контрактом от 09.04.2016 №333/16 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края и дорожных сооружений на них по III климатическому району является подрядчиком на выполнение работ по содержанию автомобильных работ в Чугуевском районе Приморского края.

Исходя из изложенного суд считает, что АО «Примавтодор», являющимся подрядчиком по Государственному контракту от 09.04.2016 №333/16 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края и дорожных сооружений в связи с невыполнением предусмотренных Государственным контрактом №333/16 от 09.04.2016 работ по скашиванию травы, срезке кустарника на обочинах, откосах и резервах, очистке полосы отвода, вырубке кустарника и подлеска в полосе отвода в летний период на участке автодороги (полосы отвода) в районе 248 - 252 километра трассы 05Н-100 Оскновка - Рудная Пристань, примыкающем к частям выделов 17 и 18 квартала 80 Шумнинского участкового лесничества Чугуевского лесничества в период (октябрь-ноябрь) 2017 года, нарушены требования п.25 Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима введенного на территории Приморского края Распоряжением № 435-ра от 12 октября 2017 года.

Наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении подтверждено материалами дела.

Полномочия административного органа, составившего протокол, соответствуют положениям ст.ст.23.8, 28.3 КоАП РФ.

Административная ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ, основания для привлечения к административной ответственности АО «Примавтодор» имеются.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению нарушения обществом суду не представлено. Из представленных в материалы дела документов следует, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах в условиях особо противопожарного режима.

Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.

Заявителем не представлены и соответствующие доказательства, что им приняты все зависящие меры по исполнению установленной законом обязанности.

При таких обстоятельствах, административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих возможность привлечения общества к административной ответственности, судом не установлено.

Вместе с тем суд учитывает следующее.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценивая представленные доказательства, характер и степень общественной опасности административного правонарушения, принимая во внимание, что, несмотря на тяжелое материальное положение общества, АО «Примавтодор» принимает все возможные меры к устранению допущенных нарушений, суд приходит к выводу о том, что такое правонарушение не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства.

Таким образом, в целях соблюдения принципа соразмерности ответственности совершенному деянию, суд считает возможным освободить АО «Примавтодор» от административной ответственности, ограничившись объявлением в его адрес устного замечания.

Вопрос о распределении расходов по оплате госпошлины по настоящему делу арбитражным судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным и отменить постановление № 135-02/2017р от 12.07.2018 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, вынесенное департаментом лесного хозяйства Приморского края в отношении акционерного общества «Приморское автодорожное ремонтное предприятие», в связи с малозначительностью правонарушения, ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Краснов В.В.