АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-20913/2019
06 февраля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 06 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Николаев А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щекалёвой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интеграция» (ИНН 2543098176, ОГРН 1162536073040, дата государственной регистрации 27.06.2016, юридический адрес: 690025, Приморский край, г.Владивосток, ул.Ломаная, д.14, офис.2)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации 15.04.2005, юридический адрес: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21А)
об оспаривании постановления от 03.09.2019 по делу об административном правонарушении №10702000-2196/2019.
при участии:
(до перерыва) от заявителя – Суриков Д.С., паспорт, доверенность от 01.05.2018 сроком на 3 года, Диплом ДВС 0334229 от 24.02.2001; от ответчика – Бабич Н.К., служебное удостоверение, доверенность от 23.12.2019, Диплом магистра о высшем юридическом образовании 102507 0049879 от 23.07.2019.
(после перерыва) от заявителя – не явился, извещен; от ответчика – Ященко Н.Ю., служебное удостоверение, доверенность 27.12.2019, Диплом КС № 34554 от 16.12.2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Интеграция» (далее – заявитель, общество, ООО «Интеграция») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни (далее – ответчик, таможня, таможенный орган, административный орган) от 03.09.2019 по делу об административном правонарушении №10702000-2196/2019.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании 27.01.2020 объявлен перерыв до 03.02.2020.
Представитель общества поддержал заявленные требования, указав, что вина в совершении административного правонарушения не установлена, отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения. Полагает, что спорный товар - настольная игра «Кубики. Истории путешествия», как относящийся к игрушкам из товарной группы 9504 90, подлежит обложению НДС по ставке 10% на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 164 НК РФ и Перечня.
Таможенный орган требования заявителя не признал, по тексту отзыва указал, что оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется. Полагает, что собранным по делу административным материалом доказаны событие и состав вменяемого обществу правонарушения.
Из материалов дела судом установлено, что 13.02.2019 ООО «Интеграция» во Владивостокскую таможню подало декларацию на товары ДТ №10702070/130219/0027515, на товар «игрушки и игры настольные для детей старше трех лет из полимерных материалов, в том числе с элементами из металла и текстильных материалов, без механизмов: настольные игры серии «кубики истории», в количестве 9600 шт., производитель ASMODEE GROUP, товарный знак: RORYS STORY CUBE, код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза ТН ВЭД ЕАЭС 9504908009, ставка НДС 10 %.
В ходе проведения таможенного контроля назначена таможенная экспертиза, по результатам которой установлено, что товар, задекларированный в ДТ №10702070/130219/0027515, по своему внешнему виду, содержимому, смысловому содержанию относится к культтоварам, предназначен как для детей (от 6 лет), так и для других детей возрастных категорий (взрослых). Товар представляет собой настольную игру «Кубики Истории путешествия», предназначенную для использования в виде игре людьми различных возрастных категорий. Товар, заявленный в ДТ №10702070/130219/0027515, не является исключительно игрушкой для детей, так как может использоваться в качестве настольной игры как для детей, так и для взрослых.
Таможенный орган посчитал, что в отношении товара, задекларированного в ДТ №10702070/130219/0027515, подлежит применению ставка НДС 20 %.
19.08.2019 установив заявление недостоверных сведений об описании товара №1 по ДТ №10702070/130219/0027515, которые послужили основанием для занижения подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, таможней был составлен протокол об административном правонарушении №10702000-2196/2019.
03.09.2019 Владивостокская таможня постановлением по делу об административном правонарушении №10702000-2196/2019 признало ООО «Интеграция» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Заявителю было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, что составило 17 815,36 рублей (25 630,72 руб./2=17 815,36 руб.).
Не согласившись с постановлением Владивостокской таможни ООО «Интеграция» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ законность оспариваемого постановления в полном объеме, суд пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Объектом правонарушения, предусмотренного названной нормой права, является установленный порядок декларирования и таможенного оформления товара, а объективную сторону данного правонарушения составляет заявление недостоверных сведений, то есть неполной и (или) недостоверной информации о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Из разъяснений пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» следует, что частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров недостоверных сведений о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что под ее действие подпадают и случаи, когда освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера явилось следствием неполного указания декларантом в таможенной декларации сведений о товаре.
Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения составляют противоправные действия, направленные на заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах, послуживших основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов либо занижения их размера.
Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица - декларанты, таможенные представители и их должностные лица.
Общество, будучи декларантом, заявляющим таможенному органу сведения о товаре, является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, на котором лежит обязанность произвести достоверное таможенное декларирование товаров, в том числе указание достоверных сведений в графах 8, 14, 54 ДТ №10702070/130219/0027515.
Порядок и условия таможенного декларирования товаров регулируются нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс).
В соответствии пунктом 1 статьи 107 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.
При этом таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме (пункт 2 и пункт 3 статьи 107 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, - при таможенном декларировании припасов.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (подпункт 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 52 ТК ЕАЭС сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов указываются в декларации на товары. Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате (пункт 4 статьи 53 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК России), налогообложение по налоговой ставке 10 процентов производится при реализации товаров для детей, в том числе, игрушек.
Перечень кодов видов товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 №908.
Так, товары для развлечений, настольные или комнатные игры прочие для детей, за исключением товаров для развлечений, настольных или комнатных игр из стекла, фарфора, фаянса, керамики из товарной подсубпозиции 9504 90 облагаются налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов. Согласно примечанию к Постановлению №908 для целей Перечня следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.
Согласно пункту 3 статьи 164 НК РФ в случае, не указанных в пункте 2 данной статьи, налогообложение производится по налоговой ставке 20 процентов.
Кроме того, игрушка представляет собой изделие или материал, предназначенный для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет (статья 2 технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №798).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения таможенного контроля назначена таможенная экспертиза, по результатам которой установлено, что товар, задекларированный в ДТ №10702070/130219/0027515, по своему внешнему виду, содержимому, смысловому содержанию относится к культтоварам, предназначен как для детей (от 6 лет), так и для других детей возрастных категорий (взрослых). Товар представляет собой настольную игру «Кубики. Истории путешествия», предназначенную для использования в виде игре людьми различных возрастных категорий. Товар, заявленный в ДТ №10702070/130219/0027515, не является исключительно игрушкой для детей, так как может использоваться в качестве настольной игры, как для детей, так и для взрослых.
Исследовав и оценив представленное в материалы дела заключение таможенного эксперта от 15.03.2019 №12410005/0005766 в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд считает, что данное экспертное заключение соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Заключение эксперта от 15.03.2019 №12410005/0005766 содержит все необходимые реквизиты, в том числе: отметку о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; основания для проведения экспертизы; вопросы, поставленные перед экспертом; данные о нормативном обосновании и методологии проводимого исследования; содержание и результаты исследований; обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам, что соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Заключение от 15.03.2019 №12410005/0005766 содержит однозначные, не противоречащие друг другу выводы, экспертиза проведена квалифицированным экспертом, сведения о подтверждении квалификации которого представлены в материалы дела, объем проведенных экспертом исследований достаточен для ответа на поставленные вопросы.
Таким образом, в отношении товара - настольная игр «Кубики. Истории путешествия», задекларированного в ДТ №10702070/130219/0027515, подлежит применению ставка НДС 20%.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (подпункт 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
В рассматриваемом случае объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, выразилась в заявлении ООО «Интеграция» в ДТ №10702070/130219/0027515 недостоверных сведений об описании товара, что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 35630,72 руб.
Таким образом, ООО «Интеграция» совершено юридически значимое бездействие, содержащее состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, а именно заявило в ДТ №10702070/130219/0027515 недостоверные сведения об описании товара, что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 35630,72 руб.
Факт совершения административного правонарушения и вина общества в его совершении подтверждаются ДТ №10702070/130219/0027515, заключением эксперта от 15.03.2019 №12410005/0005766 и иными материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо (с учетом примечания к статье 16.1 КоАП РФ) признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьёй 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, а, следовательно, и установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.
В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 27.05.2001г. № 7-П отмечено, что возможность исполнения субъектом таможенных правоотношений своих публично-правовых обязанностей не должна обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечения выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе, с действиями (бездействием) контрагентов. Это, однако, не исключает, что в дальнейшем имущественные права привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений могут быть восстановлены путем предъявления иска контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания.
Следовательно, при решении вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Суд считает, что в данном случае общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от нее меры для выполнения условий, предусмотренных таможенным законодательством, что свидетельствует об его виновности.
Таким образом, событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, подтверждены совокупностью собранных административным органом доказательств по делу.
В то же время, согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако в нарушение вышеуказанных положений АПК РФ заявителем не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о достоверности сведений об описании товара - настольная игра «Кубики. Истории путешествия» указанных в ДТ.
Суд проверил соблюдение таможенным органом при вынесении оспариваемого постановления процессуальных норм действующего законодательства и нарушений не установил.
Сроки и порядок проведения проверки, составления протокола по делу об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении, определенные статьями 28.2, 28.7, главой 29 КоАП РФ с учетом соблюдения предусмотренных статьями 25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ прав лица, привлекаемого к административной ответственности, таможенным органом не нарушены.
Судом установлено, что таможенным органом не нарушены предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения общества к ответственности.
Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к административной ответственности судом также не выявлено
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ у таможенного органа не имелось.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъясняется, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 названного Постановления, квалификация правонарушения как малозначительного имеет место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.
При этом в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований таможенного законодательства.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, общество является субъектом малого предпринимательства (включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – «торговля оптовая неспециализированная»). Выявленное правонарушение совершено обществом впервые, доказательств обратного таможенный орган в материалы дела не предоставил.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, а также учитывая, что совершенное обществом правонарушение не привело к причинению вреда или возникновению угрозы его причинения объектам, перечисленным в части 2 статьи 3.4 Кодекса, имущественный ущерб также отсутствует, суд считает возможным заменить наложенный на общество административный штраф на предупреждение.
При этом факт привлечения ООО «Интеграция» к административной ответственности в виде предупреждения уже свидетельствует о достижении целей, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Изменить постановление Владивостокской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10702000-2196/2019 от 03.09.2019, вынесенное в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Интеграция» по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в части назначенного административного наказания.
Считать общество с ограниченной ответственностью «Интеграция» привлечённым к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
В остальной части постановление Владивостокской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10702000-2196/2019 от 03.09.2019 оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Николаев А.А.