Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
06.09.2022 года Дело № А50-16776/22
Резолютивная часть решения объявлена 30.08.2022 года. Полный текст решения изготовлен 06.09.2022 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Саксоновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Архиповой Н.Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Почта России» (АО «Почта России», ОГРН <***>, ИНН <***>)
к административному органу – Пермской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии:
от заявителя – неявка, извещен надлежащим образом,
от административного органа – ФИО1 (доверенность от 04.04.2022), ФИО2 (доверенность от 12.01.2022),
установил:
АО «Почта России» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пермской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10411000-489/2022 от 16.06.2022.
Оспаривая постановление административного органа, общество не отрицает факта совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ, однако полагает, что существенной угрозы общественным отношениям, заключающейся в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей не установлено, в связи с чем, в данном случае возможно применение положений ст.2.9 КоАП РФ; также Общество полагает, что назначенный размер штрафа носит неоправданно карательный характер, с целью справедливого и соразмерного наказания, считает возможным снизить размер штрафа до ниже низшего предела санкции ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Таможенный орган с требованиями не согласен, поддержал доводы письменного отзыва. Административный орган полагает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а совершенное обществом правонарушения нельзя отнести к числу малозначительных, а назначенный обществу штраф является соразмерным. В удовлетворении требований просит отказать.
Изучив представленные в материалы дела документы, заслушав участников процесса, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии со ст. 322, 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Пермской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении АО «Почта России».
В ходе проверки таможенным органом установлено, что 01.01.2022 года на таможенный пост Международный почтамт Московской таможни из Великобритании поступило МПО № CJ106481436RU, получатель товара - ФИО3 (адрес регистрации: <...>; адрес проживания: <...>).
01.01.2022 таможенным постом Международный почтамт Московской таможни МПО № CJ106481436RU отправлено на Пальниковский таможенный пост Пермской таможни с уведомлением № 10014035/311221/0018354 о необходимости таможенного декларирования товаров по месту нахождения адресата – ФИО3 (адрес регистрации: <...>; адрес проживания: <...>).
Согласно информации, содержащейся на сайте АО «Почта России» и в накладной ф16 от 01.01.2022 № 1029016750006607, в регион деятельности Пальниковского таможенного поста Пермской таможни 21.01.2022 из места международного почтового обмена Международный почтамт (Москва) в адрес ФИО3 (регистрация: <...>; проживание: <...>) поступило МПО № CJ106481436RU (вес 12 кг 990 г) с таможенным уведомлением.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки на основании служебной записки Пальниковского таможенного поста Пермской таможни в адрес АО «Почта России» (филиал УФПС Пермского края 614000), было направлено требование о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке.
Согласно сведениям и документам, представленным АО «Почта России» (филиал УФПС Пермского края 614000), МПО № CJ106481436RU с таможенным уведомлением вручено получателю ФИО3 02.02.2022 в отделении почтовой связи АО «Почта России» (филиал УФПС Пермского края 614000) в нарушении порядка выдачи МПО с уведомлением таможенного органа в объектах почтовой связи без проведения таможенного декларирования и без разрешения таможенного органа, что подтверждается извещением формы 22 (с подписью получателя). Мешок № 1029016750006607 был вскрыт в присутствии получателя, акт на вскрытие от 21.01.2022 № б/н, в мешок вложены: таможенное уведомление 1 шт., бланк-пачка (форма СР72) - почтовое отправление CJ106481436RU. Других документов не было.
Факт выдачи МПО № CJ106481436RU сотрудником АО «Почта России» (филиал УФПС Пермского края 614000) ФИО4 02.02.2022 подтверждается объяснением начальника отделения почтовой связи 1 класса АО «Почта России» (филиал УФПС Пермского края 614000) ФИО5 от 10.02.2022.
Согласно данному объяснению МПО № CJ106481436RU выдано 02.02.2022 оператором АО «Почта России» (филиал УФПС Пермского края 614000) ФИО4 без уведомления таможенных органов по невнимательности, в нарушение требований внутренней инструкции «О порядке выдачи МПО с уведомление таможенных органов».
Также факт выдачи МПО № CJ106481436RU сотрудником АО «Почта России» (филиал УФПС Пермского края 614000) ФИО4 02.02.2022 подтверждается ее объяснением от 08.02.2022 на имя начальника отделения почтовой связи 1 класса АО «Почта России» (филиал УФПС Пермского края 614000) ФИО5
ФИО4 принята на работу в ОПС 614000 на основании приказа обособленного структурного подразделения почтамт АО «Почта России» (филиал УФПС Пермского края 614000) от 04.09.2017 № 2837К в должность оператора связи 3 класса, трудовой договор от 04.09.2017 № 04, переведена на должность оператора связи 1 класса согласно дополнительному соглашению № 7 к трудовому договору № 982-17 от 04.09.2017 (составлен и подписан 23.01.2021 в г. Перми).
По итогам проверки административным органом составлен акт камеральной таможенной проверки от 16.05.2021 № 10411000/229/160522/А000030. В ходе проведенной камеральной таможенной проверки установлены обстоятельства, послужившие поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ в отношении АО «Почта России».
Должностным лицом Пермской таможни по данным фактам 28.04.2022 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ. О составлении протокола Общество уведомлено письмом от 19.04.2022 № 03-02-23/06256, а также телеграммой.
16.06.2022 постановлением № 10411000-489/2022 АО «Почта России» признано виновным в совершении административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), и ему назначено наказание в виде штрафа в общем размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности в части назначенного наказания, АО «Почта России» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в дело документы в совокупности с пояснениями представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд не усматривает оснований для отмены решения административного органа в силу следующего.
Порядок и особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО, закреплены в главе 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс ЕАЭС), а также в Правилах таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации! в международных почтовых отправлениях, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.12.2003 № 1381 (далее - Правила, утвержденные Приказом ГТК от 03.12.2003 № 1381), а также в Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234.
В силу пункта 1 и пункта 7 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза до приобретения статуса товаров Союза.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС международные почтовые отправления - это посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории Союза из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию Союза в места (учреждения) международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию Союза.
Согласно ч. 2 ст. 285 ТК ЕАЭС МПО выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в МПО, и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении таких товаров в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 4 ст. 286 ТК ЕАЭС таможенные операции в отношении
товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются
таможенными органами в местах (учреждениях) международного почтового
обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 269 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, возникает у назначенного оператора почтовой связи'- с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, а если в соответствии с законодательством государств-членов не предусмотрена регистрация пассажирской таможенной декларации, - с момента размещения на временное хранение.
Согласно п. 36 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234) установлено, что выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их принятого начальником таможенного органа либо уполномоченным им должностным лицом этого таможенного органа при условии выполнения адресатом мер, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, и фиксируется на свободном месте уведомления (его копии) путем простановки указанным должностным лицом таможенного органа отметки «Выдача МПО разрешена» («Выпуск разрешен»), заверенной подписью и оттиском личной номерной печати этого должностного лица на таможенной декларации формы CN 23.
Вышеуказанные требования законодательства АО «Почта России» не выполнены, выдача товаров, перемещаемых в МПО № CJ106481436RU и находящихся под таможенным контролем, осуществлена без разрешения таможенного органа.
Часть 1 статьи 16.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за выдачу без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем.
Факт нарушения порядка выдачи международных почтовых отправлений, находящихся под таможенным контролем, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, Обществом не оспаривается.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. Общество в соответствии с таможенным законодательством не исполнило надлежащим образом свои обязанности, не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая была ему необходима для соблюдения норм таможенного законодательства. Общество имело и правовую, и реальную возможности к принятию мер, направленных на предоставление сведений в установленный законодательством срок, однако не предприняло их.
С учетом изложенного, в действиях АО «Почта России» имеется состав вменяемого ему административного правонарушения.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности таможней соблюден.
Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным лицом в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела также не усматривается.
Санкция ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Административное наказание административным органом назначено Обществу с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1, ст. 4.2 КоАП РФ, а также имущественного и финансового положения юридического лица, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность, таких как: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, предпринимаемые Обществом попытки устранения вредных последствий совершенного правонарушения в виде возврата МПО № CJ106481436RU (переписка с получателем, направление писем с просьбой возврата отправления), отсутствия существенных негативных последствий правонарушения, в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, - 250 000 руб.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 КоАП России, является повторное совершение однородного правонарушения.
Учитывая характер совершенного правонарушения, повторное совершение нарушения, а также степень вины общества, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в общем размере 250 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений. Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в указанном размере не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица. Оснований для дальнейшего снижения размера штрафа в порядке ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ судом не установлено.
Поскольку Общество не является субъектом малого или среднего предпринимательства, отсутствуют условия, определенные частью 2 статьи 3.4 и статьей 4.1.1 КоАП РФ, оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется.
Следовательно, административным органом правомерно в отношении заявителя вынесено оспариваемое постановление о наложении административного штрафа. Оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 168-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.
Судья А.Н. Саксонова