Арбитражный суд Пермского края
ул. Екатерининская, 177, г. Пермь, 614068
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
28 июня 2013 года
Дело № А50-9030/2013
Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 28 июня 2013 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Васильевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Спицыной М.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Фракталь» (ОГРН 1105902002030, ИНН 5902219417)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ОГРН 1031624000320, ИНН 1655029010)
о признании незаконным и отмене постановления от 19.04.2013
№ 11-13-184/пн
при участии:
от заявителя – Грищук А.К. по доверенности от 10.06.2013,
от административного органа – не явился,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Фракталь» (далее – общество, ООО «УК «Фракталь») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 19.04.2013 № 11-13-184/пн о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей, вынесенного региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее – РО ФСФР России в ВКР, административный орган).
В обоснование требований заявитель указывает на отсутствие события административного правонарушения, поскольку нарушение требований к составу и структуре активов пенсионных резервов возникло не в результате действий Общества, а в связи с изменением рыночной стоимости ценных бумаг, составляющих пенсионные резервы и, следовательно, подлежало устранению не в месячный срок, а в течение 6 месяцев с даты обнаружения. В случае признания судом указанного довода необоснованным заявитель просит учесть, что вменяемое ему правонарушение является малозначительным, так как превышение фактической доли ценных бумаг, не включенных в котировальные списки фондовых бирж, над допустимым составило лишь 0,06%.
Административный орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве. Считает оспариваемое постановление законным, обоснованным и вынесенным с соблюдением установленного административным законодательством порядка. Указывает на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
В силу части 3 статьи 156, части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Определением суда от 23.05.2013 стороны извещены о возможности перехода из предварительного в основное судебное заседание при отсутствии возражений сторон относительно рассмотрения дела в их отсутствие. К настоящему судебному заседанию таких заявлений от сторон не поступило. В связи с изложенным суд определил завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции (ч.4 ст.137 АПК РФ, пункт 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя заявителя, проверив оспариваемое постановление в соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ, арбитражный суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО «УК «Фракталь» по договору от 31.01.2011 №ДУ/11-1 осуществляет доверительное управление пенсионными накоплениями негосударственного пенсионного фонда «Стратегия» (далее – НПФ «Стратегия»). В ходе плановой выездной проверки соблюдения Обществом законодательства о негосударственных пенсионных фондах административным органом установлено нарушение Обществом пунктов 13,19 Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2007 № 63 (далее – Правила размещения средств пенсионных резервов НПФ, Правила).
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении Общества 08.04.2013 протокола № 11-13-190/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст.15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) (л.д.14-17).
Протокол составлен в отсутствие представителя общества, но при условии его надлежащего извещения (л.д.53). О времени и месте рассмотрения дела заявитель также извещен надлежащим образом – определением от 08.04.2013 и телеграммой (л.д.54-55).
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем руководителя РО ФСФР России в ВКР в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.47 КоАП РФ, вынесено постановление от 19.04.2013 № 11-13-184/пн о привлечении Общества к административной ответственности по части 12 ст.15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Между тем в статье 15.19 Кодекса «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках» часть 12 отсутствует. В резолютивной части оспариваемого постановления процитирована часть 12 ст.15.29 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов».
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что ссылка в резолютивной части постановления на ст.15.19 КоАП РФ является опечаткой. Фактически Общество привлечено к ответственности по ч.2 ст.15.29 Кодекса в виде штрафа в размере 300 000 руб., что соответствует минимальному наказанию для юридических лиц по данной норме.
Копия постановления от 19.04.2013 № 11-13-184/пн, направленная заявителю заказной почтой, получена им 29.04.2013 (л.д.13). С рассматриваемым заявлением Общество обратилось в суд 20.05.2013, то есть в установленный частью 2 ст.208 АПК РФ срок (в течение 10 рабочих дней).
Частью 12 ст.15.29 КоАП РФ в числе прочих предусмотрена ответственность за нарушение управляющей компанией негосударственного пенсионного фонда (далее – НПФ, фонд) при осуществлении ею соответствующего вида деятельности (по управлению НПФ) установленных законодательством требований к этому виду деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-11 настоящей статьи, статьями 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон №75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда (пункт 2 ст.1).
Пенсионные резервы – совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами (ст.3 Закона №75-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 ст.25 Закона №75-ФЗ фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (управляющие компании).
Передача средств пенсионных накоплений управляющей компании (управляющим компаниям) производится фондом исключительно на основании договора (договоров) доверительного управления в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Согласно пунктам 5,9 ст.25 Закона №75-ФЗ требования по формированию состава и структуры пенсионных резервов, порядок размещения средств пенсионных резервов, в том числе установление особенностей в зависимости от принятого фондом способа формирования, учета и размещения пенсионных резервов, а также порядок осуществления контроля за их размещением устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании данных норм Постановлением Правительства РФ от 01.02.2007 № 63 утверждены Правила размещения средств пенсионных резервов НПФ.
Пунктом 5 данных Правил предусмотрено, что пенсионные резервы фонда могут составлять в том числе акции российских открытых акционерных обществ, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг; облигации российских хозяйственных обществ, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг; инвестиционные паи открытых и закрытых паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие активы, поименованные в пункте 5.
Пунктом 13 Правил размещения средств пенсионных резервов НПФ установлены требования к структуре пенсионных резервов НПФ, которым она должна соответствовать одновременно.
В числе прочих таким требованием является следующее: суммарная доля ценных бумаг, не включенных в котировальные списки фондовых бирж (за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации и инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов), может составлять не более 40 процентов пенсионных резервов (подпункт «н» пункта 13).
Доли активов в пенсионных резервах фонда рассчитываются исходя из рыночной стоимости указанных активов, а также совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов (пункт 17 Правил).
Согласно пункту 18 Правил размещения средств пенсионных резервов НПФ, нарушение требований настоящих Правил к составу и (или) структуре пенсионных резервов фонда, возникшее в результате изменения стоимости ценных бумаг, составляющих пенсионные резервы, исключения ценных бумаг, составляющих пенсионные резервы фонда, из списка ценных бумаг, допущенных к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг, или из котировального списка фондовой биржи, а также в результате возникновения иных обстоятельств, не зависящих от действий фонда или управляющей компании фонда, должно быть устранено мерами, в наибольшей степени отвечающими интересам участников фонда, в течение 6 месяцев с даты, когда указанное нарушение было или должно было быть обнаружено.
Нарушение требований настоящих Правил, иных нормативных правовых актов, пенсионных правил фонда или договора доверительного управления пенсионными резервами фонда к составу и (или) структуре пенсионных резервов фонда, возникшее в результате действий фонда или управляющей компании фонда, должно быть устранено мерами, в наибольшей степени отвечающими интересам участников фонда, в течение 1 месяца с даты, когда указанное нарушение было или должно было быть обнаружено (пункт 19 Правил).
Из приведенных норм следует, что Правилами размещения средств пенсионных резервов НПФ установлены два срока для устранения фондом или его управляющей компанией нарушений к структуре пенсионных резервов НПФ. Если такое нарушение возникает в результате действий фонда или управляющей компании, то оно подлежит устранению в течение 1 месяца с даты обнаружения (пункт 19 Правил). Если же нарушение к структуре пенсионных резервов НПФ возникает в результате изменения стоимости ценных бумаг, составляющих пенсионные резервы, иных обстоятельств, не зависящих от действий фонда или управляющей компании, то они (нарушения) должны быть устранены в течение 6 месяцев со дня обнаружения (пункт 18 Правил).
Ответственность по части 12 ст.15.29 КоАП РФ влечет не само по себе нарушение структуры пенсионных резервов НПФ (ее несоответствие требованиям пункта 13 Правил), а непринятие обязанным лицом (фондом или управляющей компанией) в установленный срок (1 или 6 месяцев) мер по устранению обнаруженных нарушений к этой структуре.
В соответствии с пунктом 34 Правил ежедневный контроль за соблюдением фондом и управляющей компанией фонда порядка размещения средств пенсионных резервов фонда, требований по формированию состава и структуры пенсионных резервов фонда осуществляется специализированным депозитарием фонда.
Специализированный депозитарий фонда уведомляет Федеральную службу по финансовым рынкам, фонд и соответствующую управляющую компанию фонда о нарушениях настоящих Правил, иных нормативных правовых актов, пенсионных правил фонда, выявленных при осуществлении контроля за размещением средств пенсионных резервов фонда, не позднее 1 рабочего дня с даты их выявления (пункт 36 Правил).
На основании изложенных норм общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональный специализированный депозитарий» (далее – ООО «МСД»), являющееся специализированным депозитарием НПФ «Стратегия», направило 22.03.2012 в адрес Общества и РО ФСФР России в ВКР уведомление о несоответствии структуры пенсионных резервов НПФ «Стратегия» действующим Правилам, а именно требованию к суммарной доле ценных бумаг, не включенных в котировальные списки фондовых бирж, в совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов (л.д.21). Как указано в уведомлении, доля таких бумаг в пенсионных резервах НПФ «Стратегия» составила 40,06% при допустимой доле 40% (подпункт «н» пункта 13). Несоответствие возникло 19.03.2012, устранено 23.05.2012, на что указано уже в следующем уведомлении ООО «МСД» от 28.05.2012 (л.д.22).
На основании расчетов оценочной стоимости активов, составляющих инвестиционный портфель НПФ «Стратегия», на 19.03.2012 (день возникновения несоответствия) и на 16.03.2012 (предшествующий рабочий день) административным органом сделан вывод, что описанное выше несоответствие структуры пенсионных резервов возникло в результате приобретения Обществом, как управляющей компанией НПФ «Стратегия», 19.03.2012 облигаций ООО «Платежные системы» в количестве 75 штук, поскольку на 16.03.2012 в портфеле имелось 7117 таких облигаций, на 19.03.2013 стало 7192 (л.д.23,26). Следовательно, по мнению административного органа, данное несоответствие Общество обязано было устранить в течение 1 месяца со дня обнаружения (не позднее 22.04.2012); поскольку несоответствие устранено лишь 23.05.2012 (когда облигации ООО «Платежные системы» были включены ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» в котировальный список «Б»), Общество нарушило Правила размещения средств пенсионных резервов НПФ и подлежит привлечению к ответственности по части 12 ст.15.29 КоАП РФ.
Между тем, делая такой вывод, административный орган не учел, что 19.03.2012 изменилось не только количество вновь приобретенных Обществом ценных бумаг (75 облигаций ООО «Платежные системы», количество иных ценных бумаг либо паев не изменилось), но и рыночная стоимость нескольких ценных бумаг и паев, составляющих инвестиционный портфель НПФ «Стратегия». В том числе снизилась цена на акции ОАО «Сбербанк России», в результате их стоимость в пенсионных резервах НПФ «Стратегия» уменьшилась с 933 999 руб. (на 16.03.2012) до 928 698 руб. (на 19.03.2012); снизилась цена на акции ОАО «Сургутнефтегаз», в результате их стоимость в пенсионных резервах НПФ «Стратегия» уменьшилась с 988 110 руб. до 949 920 руб.; снизилась цена на акции ОАО «Новатэк», в результате их стоимость в пенсионных резервах НПФ «Стратегия» уменьшилась с 710 583 руб. до 692 087 руб.; снизилась цена на паи закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ) недвижимости «Родные просторы», в результате их стоимость в пенсионных резервах НПФ «Стратегия» уменьшилась с 290,38 млн. руб. до 285,94 млн. руб. (почти на 5 млн. руб.).
Указанное не могло не сказаться на структуре пенсионных резервов НПФ «Стратегия» и само по себе не привести к увеличению доли «некотируемых» на тот момент ценных бумаг (облигаций ООО «Платежные системы») в пенсионных резервах данного фонда при том, что стоимость облигаций ООО «Платежные системы» в пенсионных резервах на 19.03.2012 по сравнению с 16.03.2012 увеличилась лишь на 681584 руб.
Так как в данном случае нарушение к структуре пенсионных резервов НПФ возникает в результате изменения стоимости ценных бумаг, не зависящего от действий управляющей компании, то оно (нарушение) подлежало устранению в течение 6 месяцев со дня обнаружения (не позднее 22.09.2012). Как уже установлено судом, фактически несоответствие устранено 23.05.2012, то есть в установленный пунктом 18 Правил срок.
Как в возражениях на акт проверки от 04.02.2013, дополнениях от 07.03.2013 (л.д.18-20), полученных административным органом 13.02.2013 и 14.03.2013 соответственно (л.д.61-62), так и в заявлении об оспаривании постановления, Обществом приводились доводы о причинах в изменении структуры пенсионных резервов. Исходя из расчета Общества от 07.03.2013 (л.д.20), полученного административным органом до составления протокола об административном правонарушении, увеличение доли облигаций ООО «Платежные системы» в пенсионных резервах фонда возникло в результате снижения цены на паи ЗПИФ недвижимости «Родные просторы» и, таким образом, уменьшением доли этих паев в пенсионных резервах НПФ «Стратегия» на 0,25% (при том, что доля облигаций ООО «Платежные системы» в пенсионных резервах фонда увеличилась лишь на 0,04%). Между тем ни в оспариваемом постановлении, ни в отзыве оценка этим доводам не дана, свой расчет изменения доли конкретного актива, составляющего инвестиционный портфель НПФ «Стратегия», в общей стоимости активов, административным органом не приведен.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о недоказанности административным органом события административного правонарушения, предусмотренного частью 12 ст.15.29 КоАП РФ.
Ввиду недоказанности события административного правонарушения оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ.
Кроме того, при установленных обстоятельствах (незначительности и случайности допущенного несоответствия в структуре пенсионных резервов, включения спорных облигаций в котировальный список ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» уже 23.05.2012) рассматриваемое правонарушение при его доказанности административным органом является малозначительным, поскольку не несет в себе существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, возможности причинения вреда участникам фонда и застрахованным лицам.
Госпошлина по настоящему делу не взыскивается, так как заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается (ч.4 ст.208 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 168-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Фракталь» удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 19.04.2013 № 11-13-184/пн о назначении Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Фракталь» (ОГРН 1105902002030, ИНН 5902219417) административного наказания в виде штрафа в размере 300 00 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Е.В. Васильева