Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
25 ноября 2008 г. Дело № А50-15172/2008-А10
Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2008 г. Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2008 г.
Арбитражный суд в составе:
Судьи Даниловой С.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Даниловой С.А.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ООО «Парма - Телеком»
к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение ФСС РФ
о признании незаконным решения и об обязании принять к зачету
В заседании приняли участие
Заявитель – Мизгирева О.А., по доверенности от 01.01.2008 г., предъявлен паспорт
Ответчик – Темербаева Н.А., по доверенности от 22.04.2008 г., предъявлено удостоверение
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения № 1017 от 25.08.2008 г. о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования ООО «Парма – Телеком» и об обязании ГУ – Пермское региональное отделение ФСС РФ принять к зачету сумму в размере 962 руб. 16 коп.
Ответчик предъявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве /л.д.42-45/, считает, что расходы, произведенные страхователями с нарушением законодательства, либо не подтвержденные документами к зачету в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в ФСС, приниматься не должны, поэтому при неверном исчислении заявителем пособия по уходу за больным ребенком (не приняты расходы в сумме 962 руб. 16 коп. в связи с исчислением пособия в полном размере за все дни ухода; по мнению ответчика, следовало выплатить пособие в размере 50% заработной платы с 8-го по 14-й календарный день больничного листа), решение о непринятии к зачету расходов вынесено ПРО ФСС РФ правомерно.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд установил следующее.
ГУ – Пермским региональным отделением ФСС РФ проведена документальная выездная проверка ООО «Парма – Телеком» по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования страхователем, плательщиком ЕСН в счет начисления ЕСН, подлежащего зачислению в Фонд, за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г. /акт от 24.07.2008 г.–л.д.10-11/.
По результатам проверки было принято решение № 1017 от 25.08.2008 г. о непринятии к зачету расходов в сумме 962 руб. 16 коп. (декабрь 2006 г.), произведенных страхователем, так как, по мнению ответчика, указанные расходы были произведены с нарушением действующего законодательства – пособие работнику общества Егоровой Т.А. по уходу за больным ребенком – инвалидом при его амбулаторном лечении было начислено за все дни ухода за ребенком, согласно непрерывного трудового стажа работника, чем нарушен п.30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. № 13-6.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, просит признать его незаконным, поскольку считает, что в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком, предусмотренный размер пособия может применяться и к новому субъекту, получающему пособие, и к матери. Кроме того, представитель общества считает, что в п.30 указанного выше Положения речь идет о категории лиц, нуждающихся в уходе, поэтому в данном пункте эта категория лиц выделена по возрасту, а не по признаку – здоровый ребенок или больной. С учетом изложенного, заявитель считает, что матери, как лицу, осуществляющему уход, в том числе за больным ребенком до 3-х лет или ребенком – инвалидом до 16 лет, размер пособия за период с 8-ого по 14-й день не подлежит уменьшению до 50% заработка.
Арбитражный суд считает требования заявителя неправомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 ст.243 НК РФ, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации сумма ЕСН, уменьшается налогоплательщиком на сумму произведенных им самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
В силу положений Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ и Положения о Фонде социального страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г., основными функциями Фонда социального страхования являются обеспечение гарантированных государственных пособий и осуществление действий по выплате именно страховых выплат.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Поскольку Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» № 255-ФЗ от 29.12.2006 г. вступил в силу только с 01.01.2007 г., то в периоды, в котором спорное пособие было начислено (декабрь 2006 г.), в соответствии со статьей 423 ТК РФ подлежат применению правовые акты, не противоречащие Трудовому кодексу Российской Федерации, а именно Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191 (далее - Основные условия).
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.10.1987 № 1177 «Об увеличении продолжительности оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком» с 01.11.1987 года была увеличена продолжительность оплачиваемого периода работающим матерям по уходу за больным ребенком - с 7 до 14 календарных дней.
В связи с чем, в Основные условия были внесены одновременно изменения и дополнения в пункт 18, в котором установлены условия назначения пособий по временной нетрудоспособности и продолжительность выплат, а также в пункт 25, в котором установлен соответствующий размер пособий. Так, абзац третий пункта 18 был изложен в следующей редакции: «Пособие по уходу за больным ребенком, не достигшим 14 лет, выдается за период, в течение которого ребенок нуждается в уходе, но не более чем за 14 календарных дней, а пункт 25 в части установления размера пособия дополнен абзацем следующего содержания: «Пособие по уходу за больным ребенком, не достигшим 14 лет, выдается за первые 7 календарных дней, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы - за первые 10 календарных дней по нормам, предусмотренным подпунктами «а» - «г» настоящего пункта, и за период соответственно с 8-го по 14-й календарный день и с 11-го по 14-й календарный день - во всех случаях в размере 50 процентов заработка».
Таким образом, в соответствии с изменениями, внесенными Постановлением №1177 от 20.10.1987 г., работающим матерям было установлено пособие по уходу за больным ребенком продолжительностью 14 календарных дней, при этом размер пособия исчислялся с 1-го по 7-й день в размере 100, 80, 60 процентов заработка в зависимости от стажа непрерывной работы, а с 8-го по 14-й календарный день с уменьшением пособия до 50% заработка.
В дальнейшем в Постановлении от 10.04.1990 № 1420-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи» Верховный Совет СССР обязал Совет Министров СССР совместно с ВЦСПС до 1 января 1991 года определить порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых уходом за детьми раннего возраста (до 3 лет), детьми-инвалидами, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществить уход за ребенком.
Во исполнение указанного Постановления Верховного Совета СССР Кабинет Министров СССР принял постановление от 14.08.1991 № 601 «О порядке обеспечения в отдельных случаях пособиями по государственному социальному страхованию», в соответствии с которым установлены случаи выдачи больничных листков и пособий по временной нетрудоспособности работающим лицам, занятым уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком, и одному из работающих родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, на весь период санаторного лечения ребенка (с учетом времени на проезд) при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ним. Указанным постановлением также внесены соответствующие изменения в пункт 18 и пункт 25 Особых условий.
В соответствии с абз.16 п.30 Положения пособие по уходу за ребенком, не достигшим 14 лет, за период с 8-го по 14-й календарный день, а одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы - с 11-го по 14-й календарный день выдается в размере 50 процентов заработка независимо от непрерывного трудового стажа.
Согласно пункту 18 Положения в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком, пособие может выдаваться работающему лицу, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет. В данном случае пособие выдается за период освобождения от работы взрослого члена семьи из-за болезни матери и необходимости ухода за ребенком в связи с его инвалидностью или малолетним возрастом, а не в связи с болезнью ребенка. При исчислении пособия по временной нетрудоспособности в данном случае следует руководствоваться абзацем 17 (последний) пункта 30 Положения, согласно которому пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также пособие на период санаторного лечения ребенка-инвалида выдается по нормам, предусмотренным подпунктами «а» - «в» настоящего пункта. Соответственно, сокращение размера пособия до 50 процентов заработка с 8-го или с 11-го дня при указанном страховом случае не производится.
Аналогичная позиция содержится в разъясняющем указанное Положение письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.12.2000 №02-18/05-7922.
Таким образом, абз.16 и 17 п. 30 Положения регламентируют различные страховые случаи и приняты с целью разграничения пособий по субъектам и видам страховых случаев. Неустранимых неясностей указанные пункты Положения не содержат и сами по себе не направлены на дискриминацию человека и гражданина в сфере охраны здоровья, что подтверждено законодателем в подп.1 п.3 ст.7 Федерального Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», где размер пособия по уходу за больным ребенком, находящимся на амбулаторном лечении начиная с 11-го дня исчисляется также в размере 50 процентов среднего заработка.
Поэтому пособие по временной нетрудоспособности, введенное постановлением Кабинета Министров СССР от 14.08.1991 № 601 «О порядке обеспечения в отдельных случаях пособиями по государственному социальному страхованию», предусматривает дополнительные социальные гарантии только для определенной категории лиц - для семей, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов, в случае невозможности осуществления ухода за ребенком матерью.
Как следует из материалов дела, работник ООО «Парма – Телеком» Егорова Т.А. осуществляла уход за больным несовершеннолетним ребенком – инвалидом (дочерью). В период документальной выездной проверки было установлено, что листок нетрудоспособности серии ВЕ № 9166191 /л.д.46/ оплачен с нарушением п.30 Положения из расчета 100 процентов среднего заработка (при страховом стаже более 8 лет) за весь период нахождения на больничном листе, без уменьшения размера пособия с 8 календарного дня до 50 процентов заработка, в связи с чем, суд полагает, что Фондом социального страхования правомерно отказано в принятии к зачету расходов по оплате пособий по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в сумме 962 руб. 16 коп.
Таким образом, оспариваемое решение № 1017 от 25.08.2008 г. о непринятии к зачету расходов в общей сумме 962 руб. 16 коп., произведенных страхователем – ООО «Парма – Телеком» признанию недействительным не подлежит.
С учетом того, что заявителем уплачена государственная пошлина в размере
2 500 руб., а по делам данной категории о признании ненормативного правового акта недействительным (ст.ст.197-199 АПК РФ) в соответствии с п.п.3 п.1 ст.333.21 НК РФ уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 руб. Требование заявителя об обязании принять к зачету 962 руб. 16 коп. суд расценивает, как указание в порядке ст.201 АПК РФ на способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя: путем принятия к зачету 962 руб. 16 коп. Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 500 руб. подлежит возврату ООО «Парма – Телеком». Поскольку в удовлетворении требований заявителю отказано, государственная пошлина в сумме 2 000 руб. заявителю не возвращается /ст.ст.104, 110 АПК РФ/.
Руководствуясь ст.ст.110, 168-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить ООО «Парма – Телеком» из федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины уплаченной платежным поручением № 3421 от 10.10.2008 г.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья С.А.Данилова