НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Пермского края от 20.11.2017 № А50-31323/16

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь       

20.11.2017 года                                                              Дело № А50-31323/16

Резолютивная часть решения объявлена 20.11.2017года. Полный текст решения изготовлен 20.11.2017 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Шаламовой Ю.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Повышевой Е.А., рассмотрев заявление акционерного общества «Сибур-Химпром» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (ОГРН <***> ИНН <***>)

о признании незаконным решения от 05.09.2016 № 900,

при участии:

представителя заявителя: ФИО1, по доверенности от 06.12.2016, представлен паспорт;

представителя налогового органа: ФИО2, по доверенности от 06.09.2017, предъявлен паспорт, ФИО3, по доверенности от 15.12.2016, предъявлено удостоверение, ФИО4, по доверенности от 17.11.2017, предъявлен паспорт;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

установил:

Акционерное общество «Сибур-Химпром» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 05.09.2016 № 900, вынесенное Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что при вывозе товаров за пределы России освобождение от акциза действует в отношении всех подакцизных операций, перечисленных в ст. 182 НК РФ, в том числе при вывозе товаров переработчиком. Обществом соблюден порядок представления документов для подтверждения освобождения от акцизов, заполнение раздела 3 заявления не является обязательным для общества. Вывод инспекции о том, что договор процессинга содержит элементы договора поручения, является необоснованным. Ссылки инспекции на отсутствие отметки об уплате акциза в стране импорта не нарушает порядок заполнения заявления о ввозе, не может быть основанием для отказа в освобождении от акциза.

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в представленном отзыве просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку организация, производящая подакцизный товар (прямогонный бензин) из давальческого сырья и осуществляющего его передачу по распоряжению собственника за пределы РФ в соовтетствии с таможенной процедурой экспорта, имеет право на применение освобождения от уплаты акциза, если эта выработанная продукция вывозится в таможенной процедуре экспорта за пределы таможенной территории таможенного союза (Евразийского экономического союза). Освобождение от уплаты акцизов по операциям реализации товаров в рамках Евразийского экономического союза возможно только по сделкам между экспортером и импортером. Доказательство того, что общество подпадает под данную категорию организаций, обществом не представлены.

Производство по делу определением суда от 09.03.2017 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А50-29767/2016.

Протокольным определением от 23.10.2017 производство по настоящему делу возобновлено, в связи с тем, что отпали основания для приостановления производства по делу.

В дополнительных пояснениях налогоплательщик указывает, что выводы судов по делу №А50-29767/16 подтверждают правомерность применения обществом освобождения от уплаты акцизов по настоящему делу. В настоящем деле заявления о ввозе товаров содержат отметку налогового органа, заполнены импортерами и налоговыми органами страны импорта корректно. Вывод инспекции о том, что переработчики давальческого сырья не освобождаются от акциза при отгрузке продукции в страны ЕАЭС, является законным. Ссылка инспекции на невозможность идентифицировать отгрузку продукции, произведенной именно обществом, является несостоятельной, противоречит фактическим обстоятельствам дела. Довод инспекции об отсутствии на заявлениях о ввозе товаров отметки налогового органа об уплате акциза или освобождения от его уплаты является незаконным, противоречит фактическим обстоятельствам дела. Налоговые органы Республики Беларусь и Республики Казахстана, покупатели-импортеры ответили, что прямогонный бензин – не подакцизный товар в этих странах. Следовательно отметка по такому товару ставится путем подписи инспектора по пустым (незаполненным) значением акциза и пустыми графами 14, 16, 19 (без слова «льгота»). Аналогичный ответ дан Евразийской Комиссией и Центральным аппаратом ФНС России. Вывод арбитражных судов по делу № А50-29776/2016 об отсутствии отметки сделан применительно к конкретным заявлениям о ввозе товара по конкретным обстоятельствам того дела. Фактически обстоятельства настоящего дела существенно отличаются, письма ЕЭК и ФНС Росси получены обществом после рассмотрения дела № А50-29776/2016 и суды оценку данным письмам не давали.

Налоговый орган в письменных пояснениях указывает на то, что налогоплательщиком совершена операция по передаче произведенных им из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику этих товаров на территории РФ, которая подлежит налогообложению на основании пп.7 п.1 ст. 182 НК РФ. Налогоплательщик не является непосредственно экспортером произведенных им из давальческого сырья подакцизных товаров, а также непосредственно не осуществляло передачу указанных товаров по указанию собственника третьим лицам путем вывоза товара за пределы РФ в государства-члены ЕАЭС, оснований для применения положений Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 и Протокола не имеется. В нарушение требований договора о ЕАЭС и Протокола обществом не представлено заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа об уплате акциза. Заявление однозначно должно содержать подтверждающие сведения об исполнении обязанности по уплате налога. Указанное подтверждение не может быть осуществлено путем отсутствие в принципе какой-либо отметки. Из положений п. 6 Правил следует, что освобождение от уплаты налога на территории государства налогоплательщика-импортера приравнивается Правилами к исполнению обязанности по уплате налога. Освобождение от уплаты акциза (при наличии объекта налогообложения) и отсутствие самого объекта налогоплательщика (которое исключает какую-либо обязанность по уплате налога) не могут быть объединены как обстоятельства, свидетельствующие  об исполнении обязанности по уплате налога. В отсутствие объекта налогообложения обязанность по уплате налога на может возникнуть априори. Применение организациями-импортерами положений, предусмотренных национальным законодательством Республик Казахстан и Беларусь, согласно которым прямогонный бензин не признается объектом налогообложения, не может быть признано в целях подтверждения обоснованности применения обществом освобождения от уплаты акциза, обстоятельством аналогичным и взаимозаменяемым условие о необходимости представления обществом заявления об уплате косвенных налогов организацией-импортером при ввозе товара на территории Республик Казахстан и Беларусь. Правовой подход, который поддержан заявителем, опровергает соблюдение принципа таможенного союза о безусловном налогообложении, а также требования национального законодательства.

В судебном заседании представители сторон поддержали позицию, изложенную в заявлении и отзыве на заявление, письменных пояснениях, соответственно.

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Пермского края по результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за сентябрь 2015г., представленной обществом 25.12.2015, составлен акт от 11.07.2016 № 581 и вынесено решение от 05.09.2016 № 900 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данным решением доначислен акциз на прямогонный бензин, производимый на территории РФ в сумме 19 509 179 руб., пени в сумме 874 616,26 руб.

Поскольку сумма акциза обществом уплачена в полном объеме платежным поручением от 25.07.2016 № 4406, сумма пени в размере 783 021,65 руб. уплачена 31.07.2016 платежным поручением № 4407, то обществу предложено уплатить пени в размере 91 594,61 руб.

Решением УФНС России по Пермскому краю от 09.11.2016 № 18-18/671 решение налогового органа оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Полагая, что решение налогового органа нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Установленный пунктом 2 статьи 138 НК РФ досудебный порядок урегулирования налогового спора обществом соблюден (статья 138 НК РФ, часть 5 статьи 4, пункт 7 части 1 статьи 126 АПК РФ), как и установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта инспекции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 179 НК РФ организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками (плательщиками акцизов), если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой.

Согласно пункту 1 статьи 181 Кодекса подакцизными товарами признаются в числе прочих автомобильный бензин, дизельное топливо и прямогонный бензин.

В целях налогообложения прямогонным бензином признаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии (подпункт 10 пункта 1 статьи 181 в редакции, действовавшей до 01.01.2015).

Согласно редакции, действующей с 01.01.2015, под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, за исключением бензина автомобильного, авиационного керосина, бензола, параксилола, ортоксилола и продукции нефтехимии, полученные в результате:

перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;

переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.

Согласно пункту 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения признаются в том числе следующие операции:

реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (подпункт 1);

передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (подпункт 7).

В соответствии со ст. 179.3 НК РФ свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим, в частности, производство прямогонного бензина, в том числе из давальческого сырья (материалов).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации, а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).

Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса.

Освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта или при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону (пункт 1 статьи 184 НК РФ).

При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика банковской гарантии уплаченные суммы акциза подлежат возмещению в порядке, установленном статьей 203 настоящего Кодекса, после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (пункт 3 статьи 184).

В соответствии с пунктом 7 статьи 198 НК РФ при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представляется, в частности, контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров.

В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник давальческого сырья и материалов, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара, а также контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом.

Таким образом, облагаемой акцизом операцией может быть не только реализация произведенного подакцизного товара (передача права собственности на него - статья 39 НК РФ), но и сам по себе факт передачи (вручения - ст. 224 Гражданского кодекса Российской Федерации) подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, от производителя к собственнику сырья или иным лицам.

Соответственно, и освобождаться от обложения акцизами может как операция по реализации подакцизного за пределы территории Российской Федерации, так и сам по себе факт передачи (вручения) подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, от производителя к собственнику сырья или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации.

Лицо, осуществляющее передачу на территории Российской Федерации произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам (и являющееся, таким образом, налогоплательщиком, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 182 Кодекса), может воспользоваться правом на освобождение от налогообложения, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса, и в том случае, если это лицо не является само экспортером подакцизных товаров (экспортером является собственник давальческого сырья), но представило в налоговые органы договор о производстве подакцизного товара с собственником давальческого сырья, а также контракт между собственником давальческого сырья и контрагентом (подпункт 1 пункта 7 статьи 198 НК РФ).

Как установлено в ходе налоговых проверок и не оспаривается обществом, оно имеет свидетельство на производство прямогонного бензина. Между обществом (исполнитель) и ОАО «СИБУР Холдинг» (заказчик) заключен договор оказания услуг по переработке от 11.02.2013 № СХ.12874, по условиям которого исполнитель обязуется самостоятельно или с привлечением третьих лиц принять сырье (указанное в приложении к договору), принадлежащее заказчику на праве собственности, оказать заказчику услуги по переработке сырья/выработке продукции и передать ее заказчику или уполномоченному заказчиком третьему лицу (20-42, т. 3).

АО «Сибур-Химпром» имеет свидетельство о регистрации лица, осуществляющего производство прямогонного бензина серии 59 № 003526965, свидетельство о регистрации лица, осуществляющего переработку прямогонного бензина серии 59 № 004260030, выданные УФНС России по Пермскому краю от 26.01.2007 и 27.01.2012, соответственно.

Из материалов дела также следует, что между ОАО «СИБУР Холдинг» (поставщик) и ОАО «Интерсервис» Республика Беларусь (покупатель), ООО «ЕвроГазГрупп» Республика Беларусь, ТОО «KZTrading» Республика Казахстан заключены договоры от 06.04.2015 № СХ.17757, от 07.09.2015 № СХ.18471, от 20.08.2015 № СХ.18388 на поставку товара «бензин газовый стабильный, марка БЛ» производства ЗАО «Сибур-Химпром» (товар, его количество и условия поставки определены дополнительными соглашениями).

Между ЗАО «СИБУР-Транс» и ОАО «СИБУР Холдинг» заключен договор транспортной экспедиции от 28.12.2012, на основании которого первое принимало бензин к международной перевозке железнодорожным транспортом для доставки его в адрес указанных покупателей.

В соответствии с договором оказания услуг по переработке от 11.02.2013 № СХ.12874 общество произвело продукцию «бензин газовый стабильный, марка БЛ» и передало ее ЗАО «СИБУР-Транс» для доставки в адрес покупателей в 3 квартале 2015г.

Указанное подтверждается актами приемки-передачи выработанной продукции от 30.09.2015, реестрами отгрузок готовой продукции за период с 19.09.2015 по 30.09.2015, счетами-фактурами, выставленными ПАО «СИБУР Холдинг» в адрес покупателей (грузоотправителем указано ЗАО «СИБУР-Транс»/»Сибур-Химпром»), и товарными накладными.

Вывоз товара за пределы Российской Федерации подтвержден дорожными ведомостями с отметками таможенных органов «выпуск разрешен» 30.09.2015.

Отказывая обществу в освобождении от налогообложения спорных операций, налоговый орган исходил из того, что в указанной ситуации общество (налогоплательщик) экспортером не является, экспортные операции осуществляются между ПАО «СИБУР Холдинг» и непосредственными покупателями, а подпункт 4 пункт 1 статьи 183 НК РФ в данном случае не применим, так как экспорт - таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы его таможенной территории и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами (ст. 212 Таможенного кодекса Таможенного союза). Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации (ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Однако налоговым органом не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 29.05.2014 в г. Астана подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (далее - Договор), которым установили в том числе порядок и принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах.

В соответствии со ст. 25 данного Договора в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля.

Согласно статье 72 Договора взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.

Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно приложению N 18 к настоящему Договору, который именуется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол).

Для целей данного Протокола экспортом товара признается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена (раздел I Протокола).

Согласно пункту 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.

Таким образом, как в силу прямого указания в пункте 3 Протокола, так и из смысла Договора (принципа взимания косвенных налогов в стране назначения) налогоплательщик, осуществляющий передачу на территории Российской Федерации произведенных им из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам, может воспользоваться правом на освобождение от налогообложения, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса, и в том случае, если сам не является экспортером подакцизных товаров (экспортером является собственник давальческого сырья), но представил в налоговые органы договор о производстве подакцизного товара с собственником давальческого сырья, а также контракт между собственником давальческого сырья и контрагентом (подпункт 1 пункта 7 статьи 198 НК РФ), в связи с чем соответствующие доводы налогового органа отклоняются.

Указанные договоры обществом вместе с декларацией по акцизам представлены.

До вступления в силу Договора (до 01.01.2015) аналогичные нормы устанавливались Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» и Протоколом от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе».

Выводы суда соответствуют позиции, изложенной в письмах Минфина России от 02.12.2015 № 03-07-06/70447 и от 03.12.2015 № 03-07-06/70598.

Доводы налогового органа о том, что на основании представленных ПАО «Сибур-Холдинг» заявлений у инспекции отсутствует возможность идентифицировать организацию, осуществляющую переработку давальческого сырья и подлежащую освобождению от уплаты акциза, а также осуществлять дальнейший контроль за исчислением акциза по истечении срока, установленного для представления подтверждающие пакета документов, судом отклоняются как документально неподтвержденные. Представленные документы в совокупности позволяют установить фактического переработчика давальческого сырья. Осуществление переработки продукции в значительно больших объемах налогоплательщиком, нежели отгружено в страны ЕАЭС, само по себе не свидетельствует  о допущенных обществом нарушениях. Инспекцией не установлено ни одного обстоятельства, позволяющего установить, что переработчиком давальческого сырья был не налогоплательщик, и что он не осуществил спорную погрузку готовой продукции в адрес иностранных покупателей.

Как уже указано в постановлении, освобождение от уплаты акцизов применяется лишь при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола.

Пунктом 4 Протокола предусмотрено, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза, на основании которых осуществляется экспорт товаров;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена;

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);

4) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

В соответствии с пунктом 7 статьи 198 НК РФ при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза, предоставленного в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 4 статьи 184 НК РФ, а также возмещения сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком в связи с отсутствием банковской гарантии, предусмотренной пунктами 2 и 4 статьи 184 НК РФ, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров (применительно к рассматриваемому случаю также договор с собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, о производстве подакцизного товара);

2) платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров на счет налогоплательщика в российском банке (в редакции, действовавшей до 01.07.2015);

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с таможенной территории Евразийского экономического союза;

4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских таможенных органов места убытия, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации.

При вывозе нефтепродуктов в таможенной процедуре экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы территории Российской Федерации, с отметками пограничного таможенного органа.

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Евразийского экономического союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

Следовательно, для подтверждения освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик в рассматриваемом случае, помимо указанных выше договоров (представление которых уже установлено судом), должен был представить:

- выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика в российском банке;

- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);

- копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

По результатам камеральной налоговой проверки установлено непредставление обществом заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств).

На основании пункта 3 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года применяется Протокол от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов», подписанный Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Казахстан и Министерство финансов Российской Федерации.

Приложением № 2 к данному протоколу утверждены Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление), согласно пункту 1 которых заявление представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика; первый и третий раздел заявления заполняет налогоплательщик (покупатель товаров), второй - налоговый орган. Для определения сумм косвенных налогов при импорте товаров налогоплательщиком заполняется таблица, в которой указываются:

в графе 2 - наименование товара на основании счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов;

в графе 3 - код товара (10 знаков) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза;

в графе 4 - единица измерения количества товара, указанная в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе;

в графе 5 - количество товара в единицах измерения, указанных в графе 4;

в графах 6 и 7 - стоимость товара (работы) и код валюты на основании сведений из счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов;

в графе 8 - установленный центральным (национальным) банком государства-члена курс национальной валюты к валюте, указанной в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе, на дату принятия на учет товаров;

в графе 9 - серия, номер транспортных (товаросопроводительных) документов;

в графе 10 - дата транспортных (товаросопроводительных) документов;

в графе 11 - номер счета-фактуры;

в графе 12 - дата счета-фактуры;

в графе 13 - дата принятия налогоплательщиком товара на учет;

в графе 14 - налоговая база по подакцизным товарам в национальной валюте лица, заполнившего заявление. Налоговая база по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, рассчитывается как произведение показателей граф 6 и 8. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговая база указывается исходя из объема импортированного товара в натуральном выражении и равна показателю графы 5, если твердые (специфические) ставки акцизов установлены за единицу измерения, указанную в графе 4. В ином случае налоговая база по подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, указывается в единицах измерения с учетом пересчета показателя графы 5 на соответствующие величины, установленные законодательством государства-члена для такого пересчета. По подакцизным товарам, по которым акцизы взимаются иным уполномоченным органом, сумма акцизов, уплаченная в бюджет государства-члена, указывается в графе 19. При этом в графах 14, 16 и 17 проставляется прочерк;

в графе 15 - налоговая база по НДС в национальной валюте лица, заполнившего заявление;

в графах 16, 17 и 18 - налоговые ставки по акцизам и НДС, установленные законодательством государства-члена. Если законодательством предусмотрено освобождение товаров при их ввозе на территорию государства-члена от обложения НДС и (или) акцизов, в графах проставляется слово «льгота».

в графе 19 - сумма акцизов, рассчитанная Покупателем товаров исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в графе 16 (в случае применения твердой (специфической) ставки) либо в графе 17 (в случае применения адвалорной ставки) к налоговой базе, указанной в графе 14;

в графе 20 - сумма НДС, рассчитанная исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в графе 18, к налоговой базе, указанной в графе 15.

Между тем, слово «льгота» проставляется в графах 16-18 только в случае если законодательством предусмотрено освобождение товаров при их ввозе на территорию государства – члена Таможенного союза от обложения НДС.

Согласно законодательству Республики Беларусь и Республики Казахстан (ст. 279 Налогового кодекса Республики Казахстан, ст. 113 особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь) прямогонный бензин не входит в перечень подакцизных товаров и не облагается акцизом.

Согласно ответам Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.10.2017 № 2-1-9/Си-1779, Инспекции министерства по налогам и сборам республики Беларусь по г. Жодино от 25.10.2017 № 2-44/СИ-0043, Министерства финансов Республики Казахстан Комитета государственных доходов от 31.10.2017 № ДГД-1-10-3/22091 при составлении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не заполняются графы 14,16,19 раздела 1, а также строка раздела 2 заявления, в которой указывается уплаченная сумма акцизов, в случае ввоза товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с национальным законодательством. Соответственно, проставление в указанных графах, строке отметки («освобождение», «льгота», «0» и т.п.) не проставляется.

В заявлениях графы 14, 16 таблицы не заполнены, стоит надлежащая отметка налогового органа, что свидетельствует об отсутствии объекта налогообложения. 

Соответственно, налоговые органы Республик Беларусь и Казахстана подтвердили факт вывоза товара на территорию другого государства-члена ЕАЭС, что, по мнению суда, является надлежащим основанием для получения освобождения от уплаты акцизов при экспорте товаров.

В рамках дела № А50-29767/2016 данные письма налоговых органов не были предметом оценки, в связи с чем выводы судом о допущенных налогоплательщиком нарушениях при оформлении заявлений не могут являться обязательными для суда в настоящем деле.

При этом, согласно разъяснений Евразийской экономической комиссии от 31.07.2017 № 09-130 для налоговых органов РФ основополагающим должен являться сам факт подтверждения экспорта на территорию государства-члена ЕАЭС подакцизного товара (наличие отметки налогового органа). Основанием для получения освобождения от уплаты акцизов при экспорте товаров является подтверждение его вывоза на территорию другого государства-члена, независимо от того, является или не является этот товар объектом обложения в этом другом государстве. Аналогичные разъяснения даны ФНС России в письме от 16.08.2017.

Доводы налогового органа о том, что в отсутствие объекта налогообложения обязанность по уплате налога (в том числе путем освобождения от уплаты) не может считаться исполненной и не может быть расценено как обстоятельство, освобождающее заявителя от уплаты акциза на территории РФ судом рассмотрены и отклонены.

Статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года определено, что взимание налога на добавленную стоимость во взаимной торговле государств - членов ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров и их налогообложение этим налогом при импорте товаров.

В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте с территории одного государства-члена на территорию другого государства - члена ЕАЭС товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию.

Статьей 7 Налогового кодекса определено, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем определенные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Указанные принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле стран - участников Таможенного союза нашли свое развитие и в статье 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009, согласно которой суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по импортированным товарам, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.

Анализ вышеприведенных положений налогового законодательства Российской Федерации и международных соглашений дает основания полагать, что обложение акцизом товаров, экспортируемых с территории РФ при условии освобождения от уплаты акциза при обороте идентичных товаров на территории страны – участницы Таможенного союза, вступает в противоречие с нормами и принципами международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран - участниц Таможенного союза.

Указание налогового органа на то, что различный перечень подакцизных товаров в государствах-членах ЕАЭС не влияет на необходимость неукоснительного соблюдения требований Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 и Протокола противоречит требованиям ст. 7 НК РФ.

Таким образом, поскольку налоговыми органами Республики Беларусь и Республики Казахстан при проставлении отметки подтвержден факт ввоза товара в режиме экспорта, заявленные операции не облагаются акцизами на территории республик, то налогоплательщик имеет право на освобождение от налогообложения, в соответствии с пп. 4 п.1 ст. 183 НК РФ.

Иного налоговым органом не доказано, законность вынесенного решения инспекцией не подтверждена, в связи с чем суд приходит к выводу о необоснованности оспариваемого решения налогового органа.

В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на налоговый орган в сумме 3000 руб.

Руководствуясь ст. 110, 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования акционерного общества «Сибур-Химпром» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю от 05.09.2016 № 900 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, как несоответствующее положениям НК РФ.

Обязать Межрайонную ИФНС России крупнейшим налогоплательщикам  по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (ОГРН <***> ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Сибур-Химпром» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца  с даты его изготовления в полном объеме  через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                   Ю.В. Шаламова