Арбитражный суд Пермского края
ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
29 сентября 2021 года | Дело № А50-15444/2021 |
Резолютивная часть решения вынесена 15 сентября 2021 года. Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонному) (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании частично недействительным решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсий от 16.03.2021 № 521,
третье лицо - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>),
в заседании приняли участие представители:
от заявителя – ФИО2, по доверенности от 09.06.2021 № 106, предъявлены паспорт, диплом юриста; ФИО3, по доверенности
от 09.06.2021 №105, предъявлены паспорт, диплом юриста;
от заинтересованного лица – ФИО4, по доверенности
от 11.01.2021, предъявлен паспорт;
от третьего лица – ФИО5, по доверенности от 11.01.2021 № 18, предъявлены паспорт, диплом юриста (до перерыва в судебном заседании);
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения заказным
письмом с уведомлением, а также размещения данной информации
на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Пермского края (далее – заявитель, учреждение, учреждение Центр занятости населения Пермского края) обратилось в Арбитражный суд Пермского края
с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонному) (далее – заинтересованное лицо, Управление, Управление ПФР, Управление фонда) о признании частично недействительным решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсий
от 16.03.2021 № 521.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 29.06.2021 (л.д.1-2) к участию в деле в статусе третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее также - третье лицо, Отделение ПФР, Отделение фонда).
Исходя из заявленных учреждением требований, им оспаривается решение Управления ПФР об обнаружении ошибки, допущенной
при установлении (выплате) пенсий от 16.03.2021 № 521 в части пункта 3 итоговой части, которым на заявителя возложена обязанность внести сумму переплаты пенсии на счет Отделения ПФР. С позиции заявителя переплата пенсии предопределена незаконным требованием самого Управления ПФР, которое было исполнено учреждением, а впоследствии в фонд
в установленном порядке направлены корректирующие сведения
в отношении гражданки - ФИО6 (далее также - ФИО6).
Управление ПФР доводам письменного отзыва на заявление и письменных пояснений с требованиями заявителя не согласно, полагает,
что переплата пенсии произошла именно в результате действий учреждения и спорный пункт решения является законным и обоснованным.
Третье лицо - Отделение ПФР по доводам отзыва поддержало позицию Управления ПФР, отмечая, что полученное заявителем уведомление
от 29.10.2020 по существу являлось запросом сведений, наличие которого предопределяло проверку сведений в отношении ФИО6 со стороны учреждения как страхователя.
В судебном заседании 09.09.2021 при участии представителей сторон и третьего лица судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв
до 12 час. 20 мин. 15.09.2021 (протокольное определение суда от 09.09.2021).
После перерыва судебное заседание продолжено 15.09.2021 в том же составе суда при явке представителей сторон в отсутствие представителя третьего лица - Отделения фонда.
Неявка в продолженное 15.09.2021 после перерыва судебное заседание представителя Отделения фонда, извещенного надлежащим образом
о времени и месте продолжения судебного заседания, с учетом положений части 5 статьи 156, части 5 статьи 163, части 2 статьи 200 АПК РФ
не препятствовала продолжению судебного заседания.
Представленный Отделением ПФР отзыв, отражающий ходатайство
о проведении судебного заседания в отсутствие его представителя приобщен судом к делу.
Представленные сторонами и третьим лицом процессуальные документы и доказательства приобщены судом к материалам настоящего судебного дела.
Оснований для привлечения к участию в деле в статусе третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО6 по ходатайству заявителя в порядке статьи 51 АПК РФ судом не установлено, поскольку ненормативный акт Управления фонда
в оспоренной части (пункт 3) непосредственно не затрагивает прав и обязанностей указанного лица, носит индивидуально-правовой характер. Кроме того, вопрос о наличии оснований для привлечения к участию в деле третьих лиц решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, и привлечение третьих лиц является правом, а не безусловной обязанность суда.
Как следует из материалов дела, при приеме заявления о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО6 устно сообщила специалисту клиентской службы Управления ПФР о том, что она состояла в определенный период на учете в центре занятости населения как безработная.
Управлением фонда в адрес учреждения направлено уведомление
об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.10.2020 № б/н, которое получено заявителем 30.10.2020.
Как следует из содержания указанного уведомления Управления ПФР от 29.10.2020, учреждению надлежит на застрахованное лицо -
ФИО6 представить корректирующую форму индивидуальных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период с 09.01.2020
по 12.08.2020 с кодом категории застрахованного лица «БЕЗР». При этом
в качестве причины направления уведомления Управления указано на необходимость сдачи исходной формы для последующего выхода лица
на пенсию.
Учреждением на основании указанного уведомления Управления ПФР от 29.10.2020 представлена 02.11.2020 в отношении ФИО6 исходная форма СЗВ-СТАЖ с кодом категории застрахованного лица
- «БЕЗР» (безработный гражданин).
Для целей уточнения обстоятельств представление в Управление фонда сведений о периоде стажа ФИО6 заявителем в Управление ПФР направлено письмо от 09.03.2021 № СЭД-01-07-360 с приложением соответствующих документов.
Впоследствии учреждение, выявив, что период с 09.01.2020 по 12.08.2020 (7 месяцев 4 дня) подлежит исключению из страхового стажа ФИО6, направило в Управление ПФР 15.03.2021 форму
СЗВ-СТАЖ с типом «отмн.» (отменяющую).
В адрес учреждения Центр занятости населения Пермского края направлено и им получено решение Управления ПФР об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсий от 16.03.2021
№ 521, в котором отражено, что: подлежит постановке учет выявленная сумма балансовой переплаты страховой пенсии по старости
в размере 13 704,94 руб. за период с 29.10.2020 по 28.02.2021 (пункт 2 итоговой (резолютивной) части), учреждение обязано выявленную сумму переплаты внести на счет Отделения ПФР до 30.04.2021 (пункт 3 итоговой (резолютивной) части).
Не согласившись с решением Управления ПФР в отношении пункта 3 итоговой (резолютивной) части, учреждение направило в Отделение фонда жалобу от 09.04.2021 № СЭД-01-07-613 с просьбой признать незаконным и отменить пункт 3 указанного решения Управления ПФР от 16.03.2021 № 521.
Заявителем получено 17.05.2021 письмо Отделения ПФР от 11.05.2021 № 09/21-307-О-2358, исходя из которого решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных ФИО6, правомерно направлено Управлением фонда в адрес учреждения для возмещения причиненного внебюджетному фонду ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Не согласившись указанным решением Управления фонда в части пункта 3 итоговой (резолютивной) части, учреждение обратилось Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании отмеченного решения Управления в указанной части недействительным.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что требования учреждения подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Стороны согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пользуются равными правами на предоставление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее
в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как
на основание своих требований и возражений.
В силу закрепленного в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципа состязательности задача лиц, участвующих в деле, - собрать и представить в суд доказательства, подтверждающие их правовые позиции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012
№ 7204/12).
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2010 № 13065/10, от 17.03.2011 № 14044/10.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» (далее также - Закон № 167-ФЗ), статьями 8, 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 15 Закона № 27-ФЗ определено, что страхователь обязан
в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим Федеральным законом.
Как установлено статьей 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, соответствующие функции реализуются также его территориальными органами.
Исходя из статьи 1 Закона № 27-ФЗ для целей его применения: застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации»; зарегистрированные лица - физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений
о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях этого Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь»; индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений
о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии
с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
На основании пункта 2 статьи 6 Закона № 27-ФЗ в общей части индивидуального лицевого счета указываются, в том числе: - страховой номер; - фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у физического лица при рождении; - дата рождения; - место рождения; - пол; - адрес постоянного места жительства; - периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии; - иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях.
Пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ определено, что сведения
о застрахованных лицах представляются страхователями. Контроль
за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее также - ПФР), осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
На застрахованных лиц, признанных в установленном порядке безработными, сведения представляются органами службы занятости населения.
Исходя из пункта 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые
в соответствии с этим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом
(за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии
с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии
с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому
в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; - периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; - суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; - периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; - документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения
о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации
от 06.12.2018 № 507п.
Пунктом 2 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее также - Инструкция № 211н), предусмотрено, что индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании пункта 24 Инструкции № 211н сведения
о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (далее - индивидуальные сведения), а также сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют: страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Закона № 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации»; застрахованные лица - лица, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; налоговый орган.
В соответствии с пунктом 27 Инструкции № 211н орган службы занятости населения представляет индивидуальные сведения о периодах, включаемых в страховой стаж граждан, признанных в установленном порядке безработными, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший указанный орган службы занятости населения, в порядке и сроки, установленные Законом № 27-ФЗ.
Исходя из части 1 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Закон № 400-ФЗ) настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В силу части 2 статьи 2 Закона № 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с этим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 2 Закона № 400-ФЗ порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Статьей 4 Закона № 400-ФЗ определены категории лиц, имеющих право на страховую пенсию. На основании части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 8 Закона № 400-ФЗ нормативно регламентирует условия назначения страховой пенсии по старости.
Как предусмотрено частью 1 статьи 21 Закона № 400-ФЗ, установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Закона № 400-ФЗ).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации
на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения
в Российской Федерации» (далее также - Закон о занятости населения).
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона о занятости населения. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона о занятости населения).
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты
к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты
к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н (далее также - Перечень № 958н).
Пунктом 6 Перечня № 958н определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета
и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»;
б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
В случае если необходимые для установления пенсии документы (сведения) находятся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, их представление не требуется (пункт 50 Перечня № 958н).
Пунктом 51 Перечня № 958н закреплено, что необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.
В соответствии с пунктом 101 Перечня № 958н трудовой стаж подтверждается в порядке, установленном Законом № 400-ФЗ для подтверждения страхового стажа.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии»
и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее также - Правила № 884н).
Пунктом 22 Правил № 884н закреплено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: а) дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся
в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся
в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем
по собственной инициативе; г) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; д) принимает меры
по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо
об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации; ж) возвращает заявителю подлинники представленных им документов; з) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе
в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся
в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил № 884н).
Исходя из части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические
и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления
и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии
(с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии),
а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании части 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как определено частью 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Пунктом 15 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии
с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России
от 17.11.2014 № 885н (далее - Правила № 885н), установлено, что при выплате пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: - взаимодействует с физическими и юридическими
лицами в целях обеспечения своевременной выплаты и доставки
пенсии (подпункт «б»); - истребует от юридических лиц необходимые для выплаты и доставки пенсии документы (сведения), находящиеся в их распоряжении, за исключением случаев, если такие документы
включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ
«Об организации предоставления государственных и муниципальных
услуг» перечень документов, подлежащих представлению пенсионером (подпункт «в»); - производит оценку представленных документов (сведений) (подпункт «г»); - принимает решения и распоряжения о приостановлении, прекращении, продлении, возобновлении и восстановлении выплаты пенсии, об отказе в возобновлении выплаты пенсии, об отказе в восстановлении выплаты пенсии (подпункт «д»); - принимает решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру (подпункт «ж»); - устраняет допущенные ошибки, в том числе ошибки, допущенные по данным, содержащимся в документах (сведениях), необходимых для выплаты и доставки пенсии (подпункт «и»).
В соответствии с пунктом 16 Правил № 885н при выплате пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации учитывает сведения, содержащиеся в документах, указанных в перечне документов, необходимых для установления страховой пенсии, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждаемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, сведения, содержащиеся
в документах, поступивших в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе в форме электронного документа,
из государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также в федеральных государственных информационных системах, в том числе «Федеральном реестре инвалидов», Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
В пункте 85 Правил № 885н указано, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Суммы пенсии, излишне выплаченные либо своевременно
не выплаченные пенсионеру за прошедшее время в связи с ошибкой, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, определяются за весь период, в течение которого выплата пенсии пенсионеру производилась неправомерно (пункт 100 Правил № 885н).
Как закреплено пунктом 101 Правил № 885н, излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации
в соответствии с частью 9 статьи 21 Закона № 400-ФЗ вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (пункт 120 Правил № 885н).
Как предусмотрено пунктом 58 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2019 № 16п (далее также - Административный регламент), в качестве документов, подтверждающих иные периоды, засчитываемые в страховой стаж согласно пунктам 4, 7 и 8 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ, гражданин вправе представить для подтверждения периода получения пособия по безработице, периода участия
в оплачиваемых общественных работах и периода переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства - справку государственного учреждения службы занятости населения по форме согласно приложению № 2 к Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 02.10.2014 № 1015.
На основании пункта 13 Административного регламента рассмотрение заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии,
о переводе с одной пенсии на другую либо об отказе в переводе с одной пенсии на другую осуществляется территориальным органом ПФР
не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии (перевода с одной пенсии на другую) документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.
В том случае, если к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии были приложены не все необходимые документы из числа документов, необходимых для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые он вправе представить по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление
о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления гражданином дополнительных документов в соответствии с пунктом 73 Административного регламента и поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Исходя из пункта 16 Административного регламента в случае проведения проверки документов, необходимых для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, перерасчета размера пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов по запросу территориального органа ПФР территориальный орган ПФР приостанавливает срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца. Приостановление срока рассмотрения заявления оформляется решением территориального органа ПФР.
По завершении проверки, поступлении всех документов, запрошенных территориальным органом ПФР в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, истечении 3 месяцев
со дня приостановления срока рассмотрения заявления течение срока рассмотрения заявления восстанавливается. Восстановление срока рассмотрения заявления оформляется решением территориального органа ПФР.
Территориальный орган ПФР извещает гражданина о приостановлении и восстановлении срока рассмотрения заявления путем направления соответствующего решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления.
Пунктом 99 Административного регламента определено, что основанием для начала административной процедуры является необходимость истребования документов, предусмотренных пунктами 50 - 62 Административного регламента.
Как установлено пунктом 100 Административного регламента, территориальные органы ПФР в рамках предоставления государственной услуги взаимодействуют, в том числе с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.
В соответствии с пунктом 101 Административного регламента должностное лицо не позднее рабочего дня, следующего за днем
приема заявления территориальным органом ПФР, направляет
в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пунктах 50 - 62 Административного регламента, запрос об их представлении.
На основании пункта 102 Административного регламента государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, необходимые для установления пенсии, не позднее 5 рабочих дней со дня поступления указанного запроса представляют их
в территориальный орган ПФР.
Результатом административной процедуры является получение территориальным органом ПФР запрошенных сведений в рамках межведомственного электронного взаимодействия (пункт 103 Административного регламента).
В части 2 статьи 17 Закона № 27-ФЗ указано, что страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ,
за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
На основании части 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ при обнаружении
в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися
у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении
в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Форма уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации утверждена постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации
от 23.11.2016 № 1058п «Об утверждении форм документов, используемых
в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и о признании утратившим силу постановления Правления ПФР от 29 июля 2016 г. № 684п».
Исходя из пункта 37 Инструкции № 211н контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.
Как предусмотрено пунктом 38 Инструкции № 211н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам
и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается
в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет
в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В абзаце втором пункта 40 Инструкции № 211н закреплено, что
в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся
в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить
в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице
за отчетный период, в котором эти сведения уточняются; в данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются (абзац третий пункта 40 Инструкции № 211н).
На основании статей 12, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Соответствующие разъяснения отражены в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25
«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Как закреплено пунктом 2 статьи 1064 ГК РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом (пункт 3 статьи 1064 ГК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что обязанность возместить причиненный вред как мера гражданско-правовой ответственности применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего, как правило, наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также его вину (в частности, постановления
от 15.07.2009 № 13-П и от 07.04.2015 № 7-П; определения от 04.10.2012 №1833-О, от 15.01.2016 № 4-О, от 19.07.2016 № 1580-О). Тем самым предполагается, что привлечение лица к ответственности за деликт в каждом случае требует установления состава гражданского правонарушения.
Обращаясь к вопросам, связанным с применением мер ответственности, в том числе гражданско-правовой, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующие правовые позиции: такие меры должны не только соответствовать характеру совершенного деяния, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к ответственности, тому вреду, который причинен в результате деликта, обеспечивая баланс основных прав гражданина и общего интереса, состоящего в защите общества и государства; иное противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за правонарушения (постановления от 19.03.2003 № 3-П, от 27.05.2008
№ 8-П, от 13.07.2010 № 15-П, от 17.01.2013 № 1-П и от 14.02.2013 № 4-П).
При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - общепризнанный принцип привлечения к юридической ответственности во всех отраслях права.
С учетом названного принципа в гражданском законодательстве установлены основания ответственности за причинение вреда. В частности, согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1); такое лицо освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине; при этом законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации 02.07.2020 № 32-П отражены следующие правовые подходы.
Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации, положения Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, равной защите государственной и частной форм собственности во взаимосвязи
с критериями справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его возможных ограничений (статья 8, часть 2; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 55) подразумевают в том числе, что участники соответствующих правоотношений должны в разумных пределах иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление от 20.07.2011 № 20-П). Это связано в том числе с принципом поддержания доверия к закону и действиям государства, который также вытекает из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования (постановления от 24.05.2001 № 8-П, от 20.04.2010 № 9-П, от 25.06.2015 № 17-П, от 19.04.2018 № 16-П, от 20.07.2018 № 34-П,
от 28.02.2019 № 13-П и др.).
Принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан
к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П). При этом в Постановлении от 22.06.2017 № 16-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, в частности, на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в их интересах, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность
в реализации ими своих правомочий.
Также, Конституционный Суд Российской Федерации отметил следующее.
По смыслу пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 ГК РФ обязательства по возмещению вреда обусловлены, в первую очередь, причинной связью между противоправным деянием и наступившим вредом. Иное означало
бы безосновательное и, следовательно, несправедливое привлечение
к ответственности в нарушение конституционных прав человека и гражданина, прежде всего права частной собственности.
Необходимым условием (conditio sine qua non) возложения на лицо обязанности возместить вред, причиненный потерпевшему, включая публично-правовые образования, является причинная связь, которая и определяет сторону причинителя вреда в деликтном правоотношении.
При этом наступление вреда непосредственно вслед за определенными деяниями не означает непременно обусловленность вреда предшествующими деяниями. Отсутствие причинной связи между ними может быть обусловлено, в частности, тем, что наступление вреда было связано с иными обстоятельствами, которые были его причиной. Это во всяком случае касается причинения такого вреда (ущерба), признаки которого оговорены нормами права или из них вытекают применительно к отдельным категориям правоотношений.
Исходя из правовых позиций, отраженных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25
«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2
статьи 15 ГК РФ).
Соответственно, лицо, заявляющее о взыскании убытков, должно доказать наличие и размер вреда, незаконность действий причинителя вреда и наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и причиненным ущербом. При этом причинная связь между фактом причинения (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
На обязательное наличие состава элементов деликта, как основания для взыскания убытков, обращено внимание, в частности, в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 18.04.2000 № 8051/99, от 29.06.2010 № 1817/10, от 27.07.2010 № 4515/10.
Учреждение Центр занятости населения Пермского края, имеющее
в силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ для целей его применения статус страхователя, зарегистрировано в Управлении ПФР в качестве страхователя
за регистрационным номером 069-002-029250.
Как следует из материалов дела, при приеме заявления о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Закона № 400-ФЗ ФИО6 устно сообщила специалисту клиентской службы Управления ПФР о том, что она состояла на учете в центре занятости населения как безработная.
Управлением фонда в адрес учреждения направлено уведомление
об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.10.2020 № б/н (по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации
от 23.11.2016 № 1058п, используемой в процедурах рассмотрения вопросов
о привлечении страхователей к публичной ответственности), которое получено заявителем 30.10.2020.
Исходя из содержания уведомления Управления ПФР от 29.10.2020, учреждению надлежит на застрахованное лицо - ФИО6 представить корректирующую форму индивидуальных сведений за отчетный период
с 09.01.2020 по 12.08.2020 с кодом категории застрахованного лица «БЕЗР». При этом в качестве причины направления уведомления Управления указано на необходимость сдачи исходной формы для последующего выхода лица
на пенсию.
Учреждением на основании указанного уведомления Управления ПФР от 29.10.2020 представлена 02.11.2020 в отношении ФИО6 исходная форма СЗВ-СТАЖ с кодом категории застрахованного лица
- «БЕЗР» (безработный гражданин).
Впоследствии для целей уточнения обстоятельств представление
в Управление ПФР сведений о периоде стажа ФИО6 заявителем
в Управление фонда направлено письмо от 09.03.2021 № СЭД-01-07-360
с приложением соответствующих документов.
Как выявлено учреждением, в период с 09.01.2020 по 15.09.2020 ФИО6 находилась на учете в территориальном отделе по Дзержинскому району г. Перми учреждения Центр занятости населения Пермского края в качестве ищущей работу, а не в качестве безработной, пособия по безработице не получала.
Учреждение Центр занятости населения Пермского края, установив, что период с 09.01.2020 по 12.08.2020 (7 месяцев 4 дня) подлежит исключению из страхового стажа ФИО6, направило в Управление ПФР 15.03.2021 форму СЗВ-СТАЖ с типом «отмн.» (отменяющую).
В адрес учреждения направлено и им получено решение Управления ПФР об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсий от 16.03.2021 № 521, в котором отражено, что: подлежит постановке учет выявленная сумма балансовой переплаты страховой пенсии по старости
в размере 13 704,94 руб. за период с 29.10.2020 по 28.02.2021 (пункт 2 итоговой (резолютивной) части), учреждение обязано выявленную сумму переплаты внести на счет Отделения ПФР до 30.04.2021 (пункт 3 итоговой (резолютивной) части).
Как указано в оспоренном в части решении Управления ПФР
от 16.03.2021 № 521 учреждение неправомерно 02.11.2020 положило исходную форму на ИЛС (индивидуальный лицевой счет) ФИО6
с периодом получения пособия по безработице, ей была назначена страховая пенсия по старости, что привело к переплате средств Пенсионного фонда Российской Федерации с 29.10.2020 по 28.02.2021 в размере 13 704,94 руб., подлежащих возмещению учреждением Центр занятости населения Пермского края.
Как обоснованно указано заявителем, в подтверждение обстоятельств того, что ФИО6 состояла на учете в учреждении Центр занятости населения Пермского края как безработная в Управление ПФР не были представлены соответствующие доказательства. Выводы сотрудника Управления ПФР основывались лишь на устных пояснениях
ФИО6, соответствующая справка государственного учреждения службы занятости населения, представление которой предусмотрено
пунктом 58 Административного регламента сотрудником Управления фонда не запрашивалась (иного из материалов судебного дела не следует).
Управление ПФР без проверки указанной информации о периоде нахождении ФИО6 на учете в качестве безработной в порядке и способами, определенными пунктом 22 Правил № 884н, направило в адрес учреждения уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.10.2020
№ б/н (по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 № 1058п, используемой
в процедурах рассмотрения вопросов о привлечении страхователей
к публичной ответственности).
При этом, оформление уведомления Управления фонда от 29.10.2020
№ б/н по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 № 1058п, используемой
в процедурах рассмотрения вопросов о привлечении страхователей
к публичной ответственности, как указал заявитель, не позволяло воспринимать его в качестве запроса о проверке (анализе) сведений, имеющихся в распоряжении учреждения в отношении ФИО6.
Управление фонда как территориальный орган страховщика, наделенный публичными функциями, и обязанный исключать факты необоснованного расходования средств внебюджетного фонда, после получения от страхователя сведений в отношении застрахованного лица, обязано было провести анализ поступивших сведений в отношении ФИО6, при необходимости уточнить либо повторно запросить информацию в учреждении, а не основываться лишь на сведениях формы СЗВ-СТАЖ, представленной учреждением.
Поскольку Управлением фонда заявлен ущерб в виде переплаты средств внебюджетного фонда, суд пришел к выводу о недоказанности
Управлением ПФР противоправности действий (бездействия) заявителя и вины в причинении вреда в виде безосновательно выплаченных сумм пенсии.
Несмотря на доводы Управления ПФР и Отделения ПФР о виновных действиях заявителя как страхователя, состав деликта для возмещения убытков, в частности вина учреждения в возникновении ущерба в связи излишним расходованием средств внебюджетного фонда, противоправность действия заявителя не доказаны (в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в его Постановлении от 25.06.2001
№ 9-П, органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют публично-властные полномочия.
Как определено пунктом 6 статьи 6 Закона № 27-ФЗ, содержащиеся
в индивидуальном лицевом счете сведения систематически уточняются и дополняются, в том числе на основании информации, полученной от органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных организаций.
Исходя из пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения
о застрахованных лицах представляются страхователями; при этом контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в том числе: - требовать
от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных этим Федеральным законом. Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны в числе прочего: - обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями,
органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений;
- осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных этим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик имеет право: - проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок;
- осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 2 статьи 13 Закона № 167-ФЗ страховщик обязан:
- осуществлять контроль за правильностью представления
и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета; - обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 24.02.1998 № 7-П отражено, что средства Пенсионного фонда Российской Федерации, формируемые за счет страховых взносов, имеют целевую направленность и могут расходоваться только для выплат трудовых пенсий.
Представляемые страхователями сведения о застрахованных лицах
в составе отчета по форме СЗВ-СТАЖ (сведения индивидуального (персонифицированного) учета) являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и самодостаточного основания для назначения и выплаты пенсии при наличии сомнений в актуальности и достоверности имеющихся сведений; нормативно, в числе обязанностей территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотрены проверка достоверности, уточнение поступивших сведений
о застрахованных лицах.
Возможное наличие нарушений в действиях (бездействии) страхователя не освобождает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации от обязанности по принятию обоснованного решения при реализации собственных полномочий по назначению пенсии.
Суд полагает, что Управлением фонда при рассмотрении вопроса
о назначении пенсии лишь на основании устных пояснений ФИО6 и представленных учреждением по указанию самого же Управления ПФР
(в виде уведомления от 29.10.2020) сведений в составе отчета по форме
СЗВ-СТАЖ (при отсутствии дополнительной проверки указанной информации и запросе сведений у ФИО6 (пункты 13, 58, 73 Административного регламента, пункт 22 Правил № 884н), непринятии решения о приостановлении срока рассмотрения заявления о назначения пенсии (пункт 16 Административного регламента), непринятии мер по проверке достоверности (актуальности) полученных сведений (пункт 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ, пункт 2 статьи 13 Закона № 167-ФЗ, часть 9
статьи 21 Закона № 400-ФЗ, подпункт «б» пункта 22, пункт 23 Правил
№ 884н, пункт 37 Инструкции № 211н)) не проявлена разумность и осмотрительность в реализации им своих полномочий, не соблюдены критерии внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств (периода стажа) для целей принятия решения о назначении пенсии.
Арбитражным судом учитываются приведенные правовые подходы, отраженные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации 02.07.2020 № 32-П, в том числе о том, что принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства гарантируют, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний,
а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств,
с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
от 14.01.2016 № 1-П). При этом в Постановлении от 22.06.2017 № 16-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, в частности,
на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в их интересах,
в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Исходя из имеющих универсальный характер и учитываемых арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела правовых позиций, отраженных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 № 305-ЭС19-9969, от 28.02.2020
№ 309-ЭС19-21200, нормативно предусмотренные полномочия контролирующего органа, носят публично-правовой характер, что
не позволяет контролирующему органу произвольно отказаться
от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, имеющих значение для правильного установления относящихся к контролируемой сфере отношений обстоятельств, в частности обстоятельств, которые могли быть установлены при добросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами публичного органа и содействии налогоплательщика (страхователя) в их установлении.
Недоказанность всех элементов для применения деликтной ответственности, применительно к приведенным нормативным установлениям и правовым позициям высших судебных
инстанций, исключает возмещение учреждением переплаты пенсии.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что материалами дела не подтверждается наличие оснований для возмещения
за счет учреждения убытков в виде излишне выплаченных сумм пенсии.
Иные доводы сторон и третьего лица судом исследованы и признаны не имеющими самостоятельно правового значения для рассмотрения настоящего спора по существу.
Поскольку Управлением ПФР не доказаны именно виновные и противоправные действия учреждения как страхователя, обусловившие выплату излишних сумм пенсии, пункт 3 оспоренного решения Управления ПФР не может быть признан законным, и указанное решение Управления фонда от 16.03.2021 № 521 в части пункта 3 итоговой части, которым на учреждение Центр занятости населения Пермского края возложена обязанность внести сумму переплаты пенсии на счет Отделения фонда, как не соответствующее приведенным нормативным установлениям с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, нарушающее права и законные интересы заявителя подлежит признанию недействительным, с возложением на Управление ПФР обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения (часть 2, пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая, что законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов (органов местного самоуправления) от возмещения судебных расходов,
в связи с этим, если судебный акт принят не в пользу указанных органов, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этими органами в составе судебных расходов (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства
о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
Поскольку требования заявителя – учреждения Центр занятости населения признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению, расходы заявителя на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб. на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на Управление ПФР.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
1. Требования Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
2. Признать недействительным вынесенное Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации
в Индустриальном районе г. Перми (межрайонным) (ОГРН <***>, ИНН <***>) решение об обнаружении ошибки, допущенной
при установлении (выплате) пенсий от 16.03.2021 № 521 в части пункта 3 итоговой части, которым на Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) возложена обязанность внести сумму переплаты пенсии
на счет Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>).
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать
с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края
(ОГРН <***>, ИНН <***>) в счет возмещения затрат
по уплате государственной пошлины 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и
не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья В.В. Самаркин